Правописание слов с безударными гласными в корне.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Правописание орфограмм корня (безударные гласные), формирование умения подбирать проверочные слова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bezudarnaya_glasnaya_-_konspekt.docx30.83 КБ

Предварительный просмотр:

 Открытый урок в 3 классе. Феоктистова Т.В. , МОУ СОШ №5

Городская педагогическая ассамблея (ноябрь 2015).

Тема урока: правописание слов с безударными гласными в корне.

Цели урока:
Предметные:

  • формирование умения подбирать проверочные слова, распознавать слова, которые нужно проверять;
  • усвоение особенностей проверочных и поверяемых слов, овладение способами проверки;
  • развитие орфографической зоркости. 

Метапредметные:

Регулятивные: формулируют тему и цели урока с помощью учителя, работают по предложенному плану, дают эмоциональную оценку деятельности класса

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний, отличают новое от уже известного, перерабатывают и применяют полученную информацию

Коммуникативные: доносят свою позицию до других, оформляют свою мысль в устной и письменной речи, слушают и понимают речь других, умеют вступать в коллективное сотрудничество, решают совместно с соседом по парте поставленную задачу, совместно договариваются о правилах поведения и общения в школе

Личностные:

  • формирование личностных универсальных учебных действий;
  • развитие внимания, мышления, интереса к языку;
  •  самоорганизованность,  самодисциплинированность, самоконтроль.

Задачи урока:

  • учебные: закрепить знания учащихся в определении безударной гласной в корне, подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова; наблюдать над единообразным написанием корня в однокоренных словах;
  • развивающие: развивать орфографическую зоркость, обогащать словарный запас учащихся;
  • воспитательные: воспитание интереса к родному языку, умения слушать товарища, работать в коллективе; формирование способности наблюдать, выделять существенные признаки,  делать выводы, воспитывать ответственное отношение к учебе, требовательность к себе.

Тип урока:  комбинированный
Урок формирования новых знаний и закрепление изученного.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная

Формы организации: фронтальная, дифференцированная, творческая, самостоятельная, в парах. 

 Ход урока.

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Здравствуйте, ребята, уважаемые коллеги.

Меня зовут Татьяна Владимировна. Я сегодня, ребята, у вас проведу урок русского языка. Поприветствуйте всех учителей.

- А сейчас сядет тот, чьё имя начинается с гласной буквы. Затем сядут те, чьё имя начинается с твёрдого согласного звука, затем - с мягкого согласного звука.

Прозвенел звонок весёлый,
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.

Мы тетради все открыли,
Ровно сесть не позабыли.

Записываем в тетрадях число, классная работа    

… ноября

Классная работа.

2. ЧИСТОПИСАНИЕ.

Мне бы очень хотелось, чтобы вы на уроке показали свою активность.

Мы будем много писать. Но сначала вспомним главное правило, как нужно писать на уроке. (Правильно, чисто, аккуратно) 

Обратите внимание, какая пословица здесь написана.

Аккуратность человека красит.

Какая буква повторяется здесь чаще других? (4 раза А, К)

 Их- то мы и пропишем.

    Аа Кк  ак  ка     (повторите еще раз)

З. РАБОТА ПО ТЕМЕ.

1) Самоопределение к деятельности.

Ребята, я пришла к вам в гости, а по правилам этикета в гости не принято ходить с пустыми руками. Я не отступила от правил и принесла сегодня вам конфет.

-Вы любите конфеты?

Большие упаковки конфет имеют свое название: «Любимая  страна», «Яркая звезда», «Добрая пчела»,  «Снежная зима», «Родная земля», «Лесная ягода»

Выпишите из названия конфет  имена существительные в столбик.

Страна -                     страны

Звезда -                      звезды

Пчела –                      пчелы

Зима –                        зимы

Земля –                     земли

Ягода

   -Какое слово лишнее? Почему? (Ягода – словарное слово)                  

Поставьте ударение, выделите корень, подчеркните безударную гласную.

Объясните написание безударной гласной. Напишите рядом проверочные слова.

Сформулируйте тему урока.

( Правописание слов с безударными гласными в корне.)

Сегодня на уроке мы повторим алгоритм проверки безударных гласных в корне слова и будем совершенствовать умение подбирать проверочные слова.

А как мы подобрали проверочные слова?   (Было ед.ч. стало мн.ч.- изменили форму слова)

Какие еще способы проверки безударных гласных в корне вы знаете?

2) Работа по теме урока.

На доске три столбика слов с безударной гласной. (Слова напечатаны на листах бумаги.

тр.ва                                   м.сты                            з.мовье

сл.за                                   гр.чи                              п.чник

стр.на                                 д.ма                               к.рмушка

с.ло                                    ч.сы                              т.гренок

в.дро                                   м.чи                             д.лекий

Игра – вставь красным маркером  нужную букву. (Дети с каждого ряда.)

Ребята по цепочке выходят к доске, выбирают слово, выделяют корень, ставят ударение, вставляют пропущенную букву.

Если кто-то затрудняется вставить букву в словах своего ряда, может вставить ее в другие ряды слов.

Встаньте, кто вставлял букву в слова 1 ряда. Объясните написание. Затем 2 и з ряды.

Вывешиваются проверочные слова рядом.

Как мы подбирали проверочные слова?

Ед.ч.- мн.ч. , мн.ч. – ед.ч., однокор.слова)

- Как проверить безударный гласный в корне слова?

ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

(Надо подобрать однокоренное слово или изменить проверяемое слово так, чтобы безударный гласный стал ударным. (См. правило на стр.104)

Безударный хитрый гласный,

Слышим мы его прекрасно,

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам наука.

Гласный ставь под ударенье,

Чтоб развеять все сомненья.

Вставляем пропущенную безударную гласную в корне, подбирая проверочное слово. (Пеньки, цветы, сова, оса, грибок, пила, водопад, зима, гора, дома, осень, поляна, указатель, трава, листопад, цветы, река, лесок)

На одном слайде слова с ошибками. Выписать правильно слова, написанные с ошибками, в столбик, рядом написать проверочные слова. Проверка на экране.

3) Играть любите, сказки - тоже, сладкое - тоже, а подвигаться не пора ли нам?

ФИЗМИНУТКА.

4) Все вы любите сказки, да?

Работа в парах. Учитель раздает карточки. Прочтите. Из какого произведения  эти строки?  Вставьте пропущенные буквы.

  1. Остров на м_ре л_жит, град на острове ст_ит.
  2. Под _кном Гвидон с_дит, молча на м_ре гл_дит.
  3. И в лазоревой д_ли пок_зались корабли.
  4. С башни князь Гвидон сб_гает, д_рогих г_стей встр_чает.
  5. Гости умные м_лчат, спорить с бабой не х_тят.
  6. Месяц под к_сой  бл_стит, а во лбу зв_зда  горит.

Проверяем, объясняя:

  1. о, е, о
  2. о, и, о, я
  3. а, а
  4. е, о, о, е
  5. о, о
  6. о, е, е

Спишем первое предложение, разберем на главные и второстепенные члены предложения, укажем части речи.

5) 3акрепление.

Шаг 1. Найди в слове корень.

Шаг 2. Узнай, есть ли в слове безударный гласный.

Шаг 3. Измени слово или подбери родственное.

Шаг 4. Сравни проверяемое и проверочное слова. Скажи, как надо писать корень. Проговори отчетливо. Напиши. Проверь написанное.

 Корень в однокоренных словах пишется одинаково.

6) Но в русском языке есть слова, которые проверить нельзя (их нужно запомнить). Словарные слова. Составить с одним из слов предложение. Записать, подчеркнуть орфограммы.

4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ.

- Над какой темой мы сегодня работали?

- Почему безударные гласные нуждаются в проверке?

- Всегда ли можно проверить написание безударной гласной в корне слова? - - Как поступают в этом случае? (Запоминают написание этих слов)

- Оцените свою работу на уроке.

- Какие задания сегодня на уроке вызвали затруднения?

- Какое задание на уроке было самым интересным?

5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Упр.198+5сл.слов, выучить правило стр.104

ДЛЯ УРОКА:

  1. Остров на м_ре л_жит, град на острове ст_ит.
  2. Под _кном Гвидон с_дит, молча на м_ре гл_дит.
  3. И в лазоревой д_ли пок_зались корабли.
  4. С башни князь Гвидон сб_гает, д_рогих г_стей встр_чает.
  5. Гости умные м_лчат, спорить с бабой не х_тят.
  6. Месяц под к_сой бл_стит, а во лбу зв_зда горит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс по теме: "Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне слова" Безударная гласная в корне слова"

Урок проведён по программе " Начальная школа 21 века" . Тип урока- закрепление и повторение знаний по изученной теме....

«Правописание слов с безударными гласными в корне слова»

Данный урок составлен по ФГОС. Учебная задача: Отработать умение распознавать в словах проверяемые  и непроверяемые безударные гласные, правильно проверять слова; развивать орфог...

Урок – исследование по теме: «Правописание слов с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением» 2 класс

Урок разработан в системе развивающего обучения Л.В. Занкова.  Постановка обучающимися проблемы, как определить правильное написание безударной гласной в корне слова, заставляет  провести кр...

Русский язык 2 класс. Тема "Правописание слов с безударными гласными в корне слова" (конспект + презентация)

Русский язык 2 класс. Конспект урока по теме " Правописание слов с безударными гласными в корне слова" + презентация....

Правописание слов с безударными гласными в корне слова. (из опыта работы)

Данный материал содержит различные задания по работе с безударными гласными в корне слова....

Конспект урока русского языка на тему "Упражнения в правописании слов с безударной гласной в корне слова"

Дети упражняются в умении подбирать проверочные слова с безударной глассной....