Исследовательское обучение как актуальный вопрос на данном этапе современного образовательного процесса
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Жукова Любовь Анатольевна

Исследовательская работа, в которой представлена разработка системы исследовательских заданий по окружающему миру для 2 класса, системы заданий по развитию памяти, мышления и внимания на уроках русского языка, а также представлено тематическое планирование курса "Я исследователь".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательское обучение как актуальный вопрос на данном этапе                        современного образовательного процесса

Жукова Любовь Анатольевна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский

I. Введение

  1. Исследовательское обучение как актуальный вопрос на данном этапе современного образовательного процесса.

        Развитие познавательных потребностей и интересов ребенка во многом зависит от того, насколько он вовлекается в собственный творческий, исследовательский поиск, в самостоятельное открытие новых знаний.  С началом нового 21 века становится все более очевидным, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, - они необходимы каждому человеку.

        Новое время диктует новые задачи, заставляет на деле переходить от призывов к развитию интеллектуально-творческого потенциала  личности ребенка  к реальным действиям. Одним из самых действенных шагов в этом направлении является активное использование исследовательских методов в образовании.         

Чтобы процессы  развития и саморазвития  познавательных потребностей личности младшего школьника шли интенсивно, необходимо стимулировать его исследовательскую активность, поддерживать в ребенке жажду новых впечатлений, любознательность, стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину.

    Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования.
          В течение первого полугодия первого класса при выполнении заданий развивающего характера у учащихся возникали трудности  в сравнении объектов, фактов и явлений, в классификации и обобщении материала, при выделении главного, в установлении причинно-следственных связей и аналогий. Высокий уровень имели 22% учащихся, средний – 37%, низкий уровень – 41%. А эти учебно-интеллектуальные умения являются  необходимыми  для развития познавательных потребностей и личности младшего школьника. Одним из способов познания окружающего мира ребенка  в современной образовательной практике является обучение путем исследований.

Поэтому я поставила перед собой следующие задачи:

1.Проанализировать психолого–педагогическую литературу по данной теме.              

2.Раскрыть сущность исследовательского обучения и его роль в развитии познавательных способностей младших школьников.

3.Проанализировать реализацию исследовательского обучения на уроках в начальной школе.

4.Выявить, способствует ли использование исследовательского обучения на уроках  развитию познавательных способностей  школьников.

Практическая значимость моей исследовательской работы состоит в разработке системы исследовательских заданий по окружающему миру для 2 класса, системы заданий по развитию памяти, мышления и внимания при выполнении  заданий исследовательского характера на уроках русского языка, системы заданий и упражнений по развитию инструментальных навыков в исследовательской деятельности, составлении тематического планирования к курсу «Я исследователь».

II.  Основная часть.  Исследовательское обучение в современной образовательной практике.

2.1.  Истоки и значение исследовательского поведения.

Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. В педагогической психологии и педагогике есть специальный термин - «исследовательское обучение». Так именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения – формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
       Попытки ввести в массовую школу обучение на основе исследовательских методов предпринимались с давних времен, однако это повлияло на традиционное обучение, оно так и осталось «информационно-рецептурным». Известный русский и советский педагог И.Ф. Свадковский еще в начале ХХ века писал о том, что провозглашенному принципу свободы ученика в традиционной школе соответствует казарменная муштра, принципу естественного развития и роста сообразно индивидуальным свойствам ребенка противостоит классная комната, наполненная 30-40 индивидуумами, пассивно плетущимися однообразными медленными шагами за мыслью учителя. По его утверждению, лишь исследовательские методы обучения, получившие распространение в мире  дают надежду на то, что эта вечная проблема будет разрешена.
      Одним из первых в начале XX века стал пропагандировать и реализовывать идеи исследовательского обучения американский педагог и философ Джон Дьюи. Еще в 1896 году в опытной начальной школе при университете, он стал активно применять исследовательское обучение. Дж. Дьюи стал возмущаться тем, что в традиционной школьной комнате очень мало места для самого ребенка, для его активной, самостоятельной, исследовательской работы. «Мастерская, лаборатория, материалы, инструменты, - пишет он, - при помощи которых ребенок мог бы строить, творить и самостоятельно исследовать, даже необходимое место для этого – все это в большинстве случаев отсутствует».

Во многом аналогичные подходы к разработке содержания образования предлагали многие специалисты конца XIX века (Е. Паркхерст – США, К.Н. Вентцель – Россия, О. Декроли, П. Кергомар -  Франция, М. Монтессори – Италия, и др.)

К. Вентцель был последовательным сторонником идеи свободного воспитания. Исследовательскому поведению и его применению в обучении он придавал исключительное значение. Он писал о том, что на ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького искателя истины. Призывал поддерживать и питать в нем дух неугомонного  искателя истины, лелеять жажду знания, стараться самим являть для ребенка пример исследовательского поведения, создавать ситуации личного взаимодействия с великими мыслителями и научными деятелями, «в которых жив этот дух великого искания истины» (Вентцель К.Н.)

Эти идеи повлияли  на отечественную образовательную практику. Исследовательские методы обучения активно использовались в отечественной образовательной практике (И.Г. Автухов, П.П. Блонский, Ш.И. Ганелин, В.Ф. Натали, Б.Е. Райков, И.Ф. Свадковский, С.Т. Шацкий и др.)

Сейчас исследовательский подход к обучению широко используется в отечественных школах, в особенности там, где заботятся об интеллектуально-творческом развитии каждого ребенка и уделяют специальное внимание одаренным детям.

Можно утверждать, что для развития познавательных, творческих способностей ребенка ему теперь предлагается добывать знания самостоятельно, в ходе настоящего, творческого, исследовательского поиска.

Решение образовательных задач, согласно взглядам сторонников данного подхода к обучению, преимущественно должно осуществляться путем создания специальной развивающей среды, в которой ребенок находил бы стимулы для самообучения и развития. Отсюда и основные требования, выступавшие в качестве ориентиров:

  • опираться на собственный опыт ребенка;
  • обучать в действии;
  • побуждать к наблюдению и экспериментированию;
  • чередовать индивидуальную и коллективную работу.

В современную эпоху быстрого обновления знаний важное место в формировании творческих способностей учащихся занимает исследовательский метод обучения. Этот метод дает возможность:

- обеспечить овладение методами научного познания в процессе поиска;
- сформировать мотивацию, потребность в такого рода деятельности;
- дать полноценные, хорошо осознанные, оперативно и гибко используемые знания;
- помочь развитию творческого мышления.

Учебно-исследовательская деятельность учащихся — процесс совместной работы учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов.

Целью такого взаимодействия является создание условий для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации.

В процессе достижения поставленной цели важно решить следующие задачи:

- выявить склонности учащихся к ведению научно-исследовательской деятельности;
- развить интерес к познанию мира, сущности процессов и явлений (науки, техники, искусства, природы, общества и т. п.);
- развить умения самостоятельно, творчески мыслить;
- помочь в выборе профессии.

Различают три уровня исследовательского метода обучения:

1-й уровень — преподаватель ставит перед учеником проблему и подсказывает пути ее решения;
2-й уровень — преподаватель только ставит проблему, а ученик самостоятельно выбирает метод исследования;
3-й уровень — и постановка проблемы, и выбор метода, и само решение осуществляются учеником.

2.2. Методика проведения учебных исследований младшими школьниками.

Важной теоретической и методической задачей является описание общей последовательности действий ребенка при проведении исследования. Последовательность, или алгоритм исследовательского поведения в простом варианте может быть представлена такой схемой. Это наиболее простой вариант, характеризующий место исследования в процессе проблем.

Исследовательская деятельность – деятельность творческая, и не существует общих универсальных правил или схем, по которым она развивается. Но все же, несмотря на это, специалисты в области изучения исследовательского поведения пытались и пытаются выработать приемы и алгоритмы, которые позволяют отыскать истину.

Для достижения результатов применима следующая, более тонко детализированная последовательность:

1. Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования).

2. Определение сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти).

3. Выбор темы исследования (попытаться как можно строже обозначить границы исследования).

4. Выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные идеи).

5.Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования).

6. Определение последовательности проведения исследования.

7. Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).

8. Анализ и обобщение полученных материалов.

9. Подготовка отчета (подготовить сообщение по результатам исследования).

10. Доклад (защитить его публично перед сверстниками, ответить на вопросы).

11. Обсуждение итогов завершения работы.

Схема проведения исследования с младшими школьниками:

Актуализация проблемы

        

        

        

        

2.3.Развитие у детей навыков исследовательского поведения.

Для развития у детей навыков исследовательского поведения необходимо сформировать у детей следующие умения:

1. Видеть проблему.

2. Задавать вопросы.

3. Выдвигать гипотезы.

4.Давать определения понятиям.

5.Классифицировать.

6.Наблюдать.

7.Проводить эксперимент.

8.Делать выводы и умозаключения.

9.Структурировать материал

10.Доказывать и защищать свои идеи.

Для того, чтобы школьник овладел умениями – анализировать, сравнивать, комбинировать, обобщать и делать выводы, пользоваться приемами научного исследования, хотя бы в самой элементарной форме, необходим эвристический метод преподавания, который я использую в своей педагогической деятельности второй год.

Мною систематизирован материал по развитию  у детей навыков исследовательского поведения (см. Приложение 2.)

2.4. Познавательный интерес и исследовательская активность.        

Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый, исследовательский  характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая, исследовательская  деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.

Познавательный интерес  - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.

Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие.

Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. Познавательный интерес – не враг волевого усилия, а верный его союзник. В интерес включены, следовательно, и волевые процессы, способствующие организации, протеканию и завершению деятельности. Таким образом, в познавательном интересе своеобразно взаимодействуют все важнейшие проявления личности.

2.5. Самостоятельная исследовательская практика младших школьников.

Исследовательская практика ребенка – это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля учебной деятельности. В фундаменте его – исследовательский подход, позволяющий трансформировать обучение в самообучение, создающий базу для саморазвития личности.

Как же обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, умениям и навыкам, необходимым в исследовательском поиске, а также методам обработки полученных материалов?

Формирование навыков ведения исследовательской работы ведется  мною по трем следующим направлениям:

- развитие познавательных, исследовательских навыков непосредственно при изучении школьных        предметов и во внеурочное время через занятия по РПС;

- изучение специального учебного курса «Я - исследователь»;

- самостоятельная исследовательская деятельность учащихся.

Первое – это исследовательская работа при изучении  программного материала.

Разработанные мною задания, упражнения исследовательского характера я использую при изучении многих учебных разделов учебной программы на различных уроках (русский язык, литература, окружающий мир).

Выполнение учащимися всех перечисленных ниже учебно-исследовательских заданий способствует накоплению у них определенного опыта исследовательской деятельности, что проявляется в дальнейшем при выполнении самостоятельных исследовательских работ, экспериментов,  при подготовке проектов. Знания, добытые в ходе собственных опытов, наблюдений, экспериментов, выводов и умозаключений, обычно самые прочные.

На уроках литературного чтения важно учить младших школьников полноценно воспринимать художественное произведение, понимать его идейное содержание, позицию автора, выражать собственное отношение к этой позиции. Путь к полноценному восприятию лежит через анализ текста и через исследовательские и проблемные задачи, решаемые детьми. Учащиеся исследуют тексты  произведений по предложенному мною  плану. Приведу примеры некоторых заданий по исследованию текста:

Примеры поисковых, исследовательских  заданий.

1. Найдите в текстах, которые вы читаете, непонятные слова и выражения и выясните их значения.
2. Найдите в текстах, которые вы читаете, слова и выражения, употребленные в переносном смысле.
3. Прислушивайтесь к нашей повседневной речи. Употребляют ли окружающие какие-нибудь слова в переносном смысле? А вы сами?
4. Найдите случаи, когда знакомые вам слова употреблены в тексте в непривычном смысле или необычном словосочетании.

Школьники включаются в самостоятельный поиск текстов очень активно. В результате дети приносят иногда очень интересные текстовые находки. Самый высокий, т.е. творческий уровень работы – самостоятельное сочинение детьми собственных миниатюрных текстов.

Для тренировки и выяснения непонятного в текстах  детям предлагаю ряд таких заданий.

1. Найдите в тексте непонятные слова и выражения. Выясните их смысл.
2. Найдите в тексте слова, употребленные иронически – в противоположном значении.
3. Найдите в текстах (дано два текста) слова, употребленные в переносном смысле.
4. Внимательно прочтите текст. Найдите утверждение, которое высказано как предложение. Найдите слово, которое об этом свидетельствует.
5. Найдите слово, употребленное неправильно.
6. Найдите знакомые вам слова в новом, непривычном употреблении.
7. Найдите в предложениях одинаковые слова и объясните их значение.

 (См.приложение 3).

На уроках окружающего мира использую проблемные ситуации, вопросы,  задания, направленные на самостоятельные разрешения, на поиски выхода из состояния затруднения. по развитию наблюдательности, умений обобщать, классифицировать, экспериментировать.

Мною разработана система исследовательских заданий к разделам окружающего мира для 2 класса.

(См.приложение 4).

На уроках русского языка  учащиеся исследуют слова, словосочетания, предложения, тексты. В процессе этих исследований у учащихся развиваются не только психические процессы, но и познавательные способности. При работе с материалом учащиеся используют приемы анализа, синтеза, группировки, классификации, обобщения, самостоятельно формулируют выводы на основе языковых наблюдений.

(См.приложение 5)

Второе - изучение учащимися специального учебного курса «Я - исследователь»;

Чтобы научиться добывать знания, надо овладеть техникой исследовательского поиска.

На  занятиях, которые проводятся во внеурочное время, учащиеся приобретают специальные знания и развивают умения и навыки исследовательского поиска.

На данном направлении мною  поставлены следующие задачи:

- развивать познавательные способности учащихся;

- обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

- формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска.

Мною составлено тематическое планирование к курсу «Я - исследователь» - первый год обучения (Приложение № 1)

 Третье направление –это самостоятельная исследовательская деятельность учащихся. Ведение учениками небольшого самостоятельного исследования с подготовкой сообщения, доклада или реферата.

Самостоятельная исследовательская деятельность учащихся включает следующие этапы:

1 этап – тренировочные занятия. На этом этапе учащиеся знакомятся с техникой проведения исследования. Учитель знакомит учащихся с видами тем исследований:

- фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих фантастических объектов и явлений;

- экспериментальные – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;

- теоретические – темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках: книгах, кинофильмах.

 На этом этапе учащиеся оформляют дневник исследователя, в котором отводят специальные страницы для отражения результатов собственных исследований.

2 этап – выбор темы. 

Главная задача любого исследования – найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым.

Выбрать тему оказывается несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент.

Учащиеся  самостоятельно выбирает тему исследования. Тема должна быть:

-  оригинальной с элементами необычности, неожиданности,  

- интересной для  ребенка;

- выполнимой, решение её должно принести реальную пользу для исследования.

 3 этап - составление плана исследования и самостоятельные исследования. 

Перед началом исследования нужно обязательно составить его предварительный план. Для того, чтобы составить план, надо ответить на вопрос: «Как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуешь?» Для этого учащиеся определяют, какие инструменты или методы они могут использовать, а затем выстраивают их по порядку.

На данном этапе ученики собирают нужную информацию, используя при этом возможные доступные источники: научно-познавательную литературу, знания взрослых, компьютер, телевизор. Особенно ценны в любой исследовательской работе живые наблюдения и реальные действия с изучаемым предметом – эксперименты. Результаты исследования учащиеся оформляют в «Дневнике-исследователя»

4 этап – обобщение полученных данных. 

Все собранные сведения учащиеся анализируют и обобщают: кратко излагают на бумаге самое главное. Учитель выступает в роли консультанта, старшего помощника.

5 этап – подготовка к защите исследовательской работы, доклад. 

В своем выступлении учащийся должен представить самую важную информацию о проделанной работе, продемонстрировать рисунки, схемы, чертежи. После выступления учащемуся задаются вопросы по теме выступления.

6 этап – оценка итогов детского исследования. 

Выступление оценивается по следующим критериям:

- познавательная ценность темы,

- способность видеть проблемы,

- исследовательское мастерство (как проводилось наблюдение, какие были проведены эксперименты, правильно ли сделаны умозаключения и выводы);

- представление работы (структура, логика работы;, язык и стиль изложения)

(Приложение № 10, 11)

 

III. Результативность работы по теме.

Таким образом,  использование исследовательского обучения в начальных классах направлено на развитие познавательных способностей учащихся, решение задач речевого развития, формирования коммуникативных умений, прочного осознанного усвоения знаний в процессе учения, и  способствует оптимальному общему развитию ребенка, что является основной целью обучения.

Чтобы определить результативность и эффективность использования исследовательского обучения,  я проводила работу совместно с психологической службой школы по изучению развития индивидуальности каждого ученика, использовав при этом следующие методы: психодиагностическое исследование развития психических процессов, педагогическое наблюдение по изучению исследовательских способностей учащихся, педагогическую диагностику отслеживания общеучебных, сложных дидактических умений и навыков, творческого потенциала учащихся.

Психологическая служба школы, исследуя уровень развития психических процессов, интеллектуального коэффициента, отмечает положительную динамику роста уровневых показателей развития интеллекта и мыслительных операций учащихся, представленную в диаграммах и выводах ниже.

Диагностика исследовательских способностей обычно проводится методами, которыми традиционно пользуется психология. Но изучение исследовательских способностей детей может успешно осуществляться в ходе наблюдений. Мониторинг отслеживания исследовательских способностей представлен в приложении №8.

Для получения более объективной картины результативности моей работы по данной теме представляю следующие аналитические материалы:

- сравнительная диаграмма уровня развития общеучебных, сложных дидактических умений и навыков, творческого потенциала учащихся.

-  сравнительная диаграмма уровня развития учебно-интеллектуальных умений;

- сравнительная диаграмма уровней развития психических процессов.

Сравнительная диаграмма уровня развития общеучебных, сложных дидактических умений и навыков, творческого потенциала учащихся.

 Вывод: данные приведенной диаграммы наглядно показывают положительную динамику качественных показателей высокого  и низкого уровней развития аналитического мышления и творческого потенциала учащихся класса.

Педагогическая диагностика уровня развития общеучебных, сложных дидактических умений и навыков, аналитического мышления и творческого потенциала  предполагает выявить у учащихся:

   - усвоение понятийных знаний по предмету;

   - умение сравнивать, группировать, классифицировать и обобщать языковые явления;

   - умение составлять монологические высказывания;

 -умение устанавливать закономерности, обдумывать причинно-следственные  связи,   существующие в изученном грамматическом и орфографическом материале;

- умение использовать свои приобретенные знания в нестандартной ситуации.

Сравнительная диаграмма уровня развития учебно-интеллектуальных умений.

 Вывод: систематическое использование развивающих заданий, проблемных ситуаций и творческих заданий повышает общий уровень развития учебно-интеллектуальных умений учащихся. Из данных диаграммы видно, что возросли показатели высокого уровней  и снизились показатели  низкого уровней.

Сравнительная диаграмма уровней развития психических процессов

Вывод: результаты исследования свидетельствуют о стабильности показателей  высоких и средне-высоких уровней развития памяти и мышления, повышение высоких и средне-высоких уровней внимания. Однако нужно отметить, что сохраняется низкий уровень  внимания и увеличился показатель средне-низкого уровня памяти.

Если мы хотим, чтобы процессы развития и саморазвития личности младшего школьника шли интенсивно, нам необходимо стимулировать его исследовательскую активность, поддержать в ребенке жажду новых впечатлений, любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину. Естественно, что одной поддержки недостаточно. Ребенка необходимо учить специальным знаниям, умениям и навыкам исследовательской деятельности.

Выводы.

При рассмотрении сущности и особенностей исследовательского обучения видим, что организация такой технологии на уроках действительно способствует развитию умственных сил учащихся, самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения), развитию творческого мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартного решения).

 Оно вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности, способствует развитию познавательной активности, осознанности знаний, предупреждает появление формализма, бездумности. Исследовательское обучение обеспечивает более прочное усвоение знаний; развивает аналитическое - мышление, способствует сделать учебную деятельность для учащихся более привлекательной, основанной на постоянных трудностях; оно ориентирует на комплексное использование знаний.

Итак, предлагаемый комплекс упражнений, используемых на уроках в системе, позволил мне сформировать у учащихся следующие важные характеристики творческих способностей: беглость мысли (количество идей, возникающих в единицу времени), гибкость ума (способность переключаться с одной мысли на другую), оригинальность мышления, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы. Эти задания дают большой простор для развития творческого, критического мышления, речи ребенка, расширяют его кругозор, создают условия для активного, самостоятельного исследования самых разных тем и проблем, развития способности к решению проблем, способности к самопознанию и миропониманию, наконец способности к проведению совместных и индивидуальных самостоятельных исследований.

Хочу подчеркнуть, что изложенная выше педагогическая технология может быть использована практически на всех предметных занятиях.

Использование исследовательского метода  позволило мне  обеспечить поисковую ориентацию учащихся, направленную на творческое развитие личности, накопление у учащихся достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются основой для последующего их осознания, обогащения, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в окружающем детей мире. В ходе реализации исследовательского метода на уроках младшие школьники овладели рядом практических умений и навыков по выявлению характера и особенностей объектов окружающей среды по их признакам и свойствам.

Литература:

  1. А.И. Савенков «Как научить младшего школьника приобретать знания». Ярославль: Академия развития. 2002.
  2. А.И. Савенков «Путь в неизведанное». М.: Генезис, 2005.
  3. А.И. Савенков «Методика исследовательского обучения младших школьников». Самара: Издательство «Учебная литература», 2006.
  4. Н.Ю. Пушкарева «Исследовательская деятельность как одна из стратегий обучения одаренных детей».
  5. Н.Б. Шуманева «Исследование как основа обучения».
  6. А.И. Савенков «Организация игр – исследований для младших школьников».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные вопросы введения ФГОС в образовательном учреждении

Актуальные вопросы введения ФГОС в образовательном учреждении...

Проектно-исследовательская деятельность как часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса

«Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг хорошо наполненный»  (М. Монтень)  Исследовательская деятельность открывает возможности формирования жизненного опыта, стимулирует творчество...

Адаптация дошкольников и младших школьников к новому виду деятельности – обучению. Способы взаимодействия педагога и обучающегося в образовательном процессе.

Период адаптации ребенка к школе может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от многих факторов: индивидуальные особенности ребенка, характер взаимоотношений с окружающими, тип учебного завед...

Интеграция обучения как средство повышения компетенции учащихся в образовательном процессе начальной школы

Цель мастер – класса – создать условия для профессионального самосовершествования учителя....

Организация обучения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образовательного процесса: опыт, проблемы и перспективы.

Учиться могут все дети, а значит всем, какими бы тяжелыми ни были нарушения развития, должны предоставляться возможности получить образование.  Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И в...

Актуальность применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе...