Актуальность применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
статья по зож

Елена Игоревна Губская

 Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальность применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Актуальность применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Здоровье человека – актуальная тема для разговора во все времена. В современных условиях возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья ребёнка.

Актуальность применения здоровьесберегающих технологий обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Одной из важных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирования у них здорового образа жизни.

«Забота о здоровье – это важнейший труд. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…» (В.А.Сухомлинский)

Задача образовательного учреждения заключается в организации учебно-воспитательного процесса таким образом, чтобы он был направлен на сохранение здоровья, коррекцию имеющихся у учащихся нарушений. У понятия «здоровье» существует множество определений. По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».

Здоровье ученика в норме, если:

  1. в физическом плане – здоровье позволяет ему справиться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость;
  2. в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;
  3. в эмоциональном плане – ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
  4. в интеллектуальном плане – он проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение;
  5. в нравственном плане – он признаёт основные общечеловеческие ценности.

Состояние здоровья подрастающего поколения в большей степени зависит от социальных детерминант здоровья (это условия, в которых люди рождаются, растут, живут, работают и стареют, включая системы здравоохранения). Поэтому действия всех людей, заинтересованных в сохранении и укреплении здоровья детей должны быть направлены на то, чтобы устранять неблагоприятные факторы ещё до того, как они приведут к развитию тех или иных проблем.

Наибольшее увеличение количества и видов болезней происходит во время получения школьником общего среднего образования.

Среда, в которой живёт ребёнок, во многом определяет здоровье ребёнка, его рост и развитие, социально-психологическую адаптацию.

Для детей от 6 до 17 лет такой средой является учебное заведение, т.к. более 70% времени бодрствования связано с его пребыванием в учреждениях образования. Однако, именно в это время происходит развитие и интенсивный рост ребёнка, формирование его здоровья. Ухудшение здоровья учащихся связано с увеличением напряжённости учебного процесса и перезагрузками, а также гиподинамией и переутомлением.

Условия воспитания и обучения детей и подростков вносят большой вклад в формирование их здоровья. Гигиенически полноценная среда обитания определяется благоустройством и санитарным состоянием образовательных учреждений. В системе гигиенических требований к инфраструктуре школы в различных видах образовательных учреждений есть требования к отоплению, вентиляции, наличию водопровода, канализации, оборудованной столовой с газовыми или электрическими плитами.

Здоровьесберегающие элементы инфраструктуры в школе:

  • расположение здания школы;
  • наличие транспортного обслуживания;
  • участок образовательного учреждения;
  • оборудование подсобных помещений (гардеробы, туалеты и т.д.);
  • водоснабжение и канализация; учебные кабинеты;
  • площадь и оснащённость: кабинеты информатики и их оснащённость;
  • наличие учебных мастерских и студий;
  • соблюдение размеров мебели;
  • воздушно-тепловой режим;
  • освещённость мест занятий;
  • отличное санитарное состояние;
  • наличие спортивного зала, раздевалок, подсобных помещений; спортивное оборудование и инвентарь;
  • оборудование спортивных площадок на пришкольной территории и межшкольного стадиона;
  • оборудование игровой площадки; наличие кабинета развивающих игр;
  • наличие тренажёрного зала.

Здоровьесберегающая деятельность школы: диспансеризация; профилактические прививки; Дни и Недели Здоровья; спортивные школьные праздники; участие в районных спортивных соревнованиях; беседы о здоровье с учащимися; Беседы о здоровье с родителями; витаминизация; оформление классных и школьных «Уголков здоровья».

Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя – это рациональная организация урока. От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление.

Основные требования к уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики:

  1. Построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики с учётом вопросов здоровьесбережения. Реализация на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов
  2. Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учётом их состояния здоровья, особенностей развития интересов, наклонностей и потребностей.
  3. Установление межпредметных связей, осознаваемых учащимися, осуществление связи с ранее изученными знаниями и умениями.
  4. Активизация развития всех сфер личности учащихся.
  5. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.
  6. Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий.
  7. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приёмов мышления и деятельности.
  8. Обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока.
  9. Формирование умения учиться, заботясь о своём здоровье.
  10. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и контроль каждого урока с учётом особенностей развития учащихся.

Подрастающее поколение необходимо нацелить на то, что добиться значимого в жизни можно благодаря крепкому здоровью – физическому и душевному. Поэтому школа, вместе с родителями должна помочь детям осознать необходимость ведения здорового образа жизни.

При комплексном использовании различных технологий, ориентированных как на развитие творческого потенциала, так и на сохранение здоровья учащихся, можно добиться хороших результатов в достижении поставленной цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы

Цель работы – внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс начальной школы с целью улучшения состояния  здоровья детей....

Актуальность применения здоровьесберегающих технологий.

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся является приоритетным направлением деятельности школы. Для педагога одной из основных целей обучения в начальной школе можно назвать обеспечение школьнику ...

Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

      Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания...

Актуальность применения здоровьесберегающих технологий в обучении младших школьников.

laquo;Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он совсем не болел,  то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно»Академик, хирург Н.М. Амосов....

Обобщение педагогического опыта по теме "«Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС»

Проблема здоровья детей сегодня стоит настолько остро, что мы вправе поставить вопрос: «Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?»....

Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы

laquo;Здоровье- это больше, чем знания… Это понимание и ответственность как, когда и с какой целью их использовать.  (Н. Нильсон)...