Актуальность применения здоровьесберегающих технологий.
статья по зож на тему

Кокорева Наталья Евгеньевна

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся является приоритетным направлением деятельности школы. Для педагога одной из основных целей обучения в начальной школе можно назвать обеспечение школьнику сохранения и укрепления здоровья на период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по ЗОЖ, обучение использованию полученных знаний в повседневной жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Выступление на заседании школьного методобъединения учителей начальных классов «Актуальность применения здоровьесберегающих технологий в начальной школе».

Одной из главных задач школы в соответствии с целями современной реформы образования в России является сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Данное направление является приоритетным направлением деятельности школы.

    Актуальность рассматриваемой темы отмечена в государственных законах, которые регламентируют сегодня образовательную деятельность. В первую очередь это закон «Об образовании РФ» 273-ФЗ, который отмечает, что включает в себя охрана здоровья обучающихся, какие условия должна создать образовательная организация в своей деятельности.

    Отмечена важность их применения и во втором документе, на который опирается современная система образования – в федеральном государственном образовательном стандарте. В нём учитываются образовательные потребности всех обучающихся, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Для учителя является ориентиром в деятельности так называемый «портрет выпускника начальной школы», в котором среди прочих личностных характеристик отмечено, что это человек, «выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни». Для того чтобы сформировать данное качество у детей, и применяются здоровьесберегающие технологии в начальной школе. По ФГОС осознание здоровья как ценности и привитие навыков бережного к нему отношения является одной из ведущих установок.

   О сохранении и укреплении здоровья обучающихся говорится и в следующих документах:

ФЗ № 124 от 24.07.1998 г. «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» ( с изменениями от 3 декабря 2011г)

ФЗ № 436 от 29.12.2010 г. «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения»

Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»

Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 606 «О мерах по реализации демографической политики»

Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы»

Указ Президента РФ от 09.06.2010 № 690 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года» (с изменениями 28.09.2011)

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (Указ Президента РФ от 04.02.2010 № 271)

 «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации» от 01.10.2008 г. протокол № 36

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями от 29 июня 2011 г.),

СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям  обучения в общеобразовательных учреждениях»

Федеральные государственные требования Минздрава России и Минобразования России

   «Значимость проблемы здоровьесбережения участников образовательного процесса определяется тем, что выпускники школ – это будущий интеллектуальный, экономический, военный потенциал страны, находящейся в настоящее время в сложнейших демографических и социально-экономических условиях…У 70 % поступающих в первый класс детей уже имеются отклонения в состоянии здоровья – от функциональных расстройств до хронических заболеваний. Специалисты указывают на 20 – 40 % вклада школьных факторов риска в структуру факторов, разрушающих здоровье учащихся образовательных учреждений. Это приводит к необходимости активизировать работу по сохранению и укреплению здоровья учащихся в образовательных учреждениях…» (И. Б. Тарасова. «Здоровый ребёнок в здоровой школе». Из материалов второго городского конкурса образовательных учреждений.)

    Я, как педагог, четко осознаю, что эффективность учебно-воспитательного процесса во многом определяется степенью учета физических и психологических особенностей детей.    Овладевать знаниями и усваивать новый материал способен только здоровый человек. Любое болезненное состояние снижает эффективность обучения. Для всех участников образовательного процесса сохранение физического и психического здоровья должно стать важнейшим условием для получения новых знаний. Учителю необходимо научить ребёнка сохранять и укреплять своё здоровье, привить навыки безопасного поведения, предотвратить излишние психологические и физические нагрузки на детский организм.

    Здоровье рассматривается как основной фактор, определяющий эффективность обучения.

          Другими словами, школа должна создать условия для формирования личности, обладающей качествами, о которых говорилось выше. Обучение должно быть личностно-ориентированным.  И это задача не только и даже не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения, которые должны быть как личностно-ориентированными, так и здоровьесберегающими.

       Для этого необходимо использовать такие технологии, которые будут личностно-ориентированными технологии, в процессе которых решается задача сохранения и укрепления здоровья учителя и обучающихся.

    Рассмотрим, что необходимо для реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе.

  • Образовательный процесс должен проходить в комфортных условиях, предупреждающих стресс, строиться на основе адекватных требований, соответствующих возрастным особенностям приёмов и методов обучения и воспитания.
  • Обучение необходимо рационально организовать с учётом возраста и пола обучающихся, в соответствии с гигиеническими требованиями.
  • Педагог должен иметь возможность учитывать индивидуальные особенности ребёнка.
  • Для предотвращения утомления все виды учебной и физической нагрузки должны соотноситься с возрастными возможностями ребенка.
  • Школа должна предоставить ребёнку возможность для движения. Чередование статичного напряжения от сидения за партой и рационально организованной подвижной деятельности.

 

Цель здоровьесберегающих технологий обучения определяют принципы обучения, которые отражают насущные общественные потребности. Принципы  выступают в органичном единстве, образуя систему.

При этом должны соблюдаться следующие принципы, выделенные Н. К. Смирновым:

  • «Не навреди!» — каждый приём, метод или средство, которое применяется на уроке, не должно наносить вред здоровью детей, поэтому стоит использовать только обоснованные, проверенные на практике элементы работы.
  • Приоритет заботы о здоровье обучающегося — каждый момент урока должен быть проанализирован с позиций влияния на психофизиологическое состояние школьников.
  • Непрерывность и преемственность — этот показатель говорит о том, что здоровьесберегающие образовательные технологии в начальной школе применяются в работе регулярно, ежедневно и на каждом уроке.
  • Ребёнок – субъект применяемых технологий и их непосредственный участник.
  • Учёт возрастных особенностей при подборе содержания обучения. Все материалы и их объём должны быть посильны и доступны для ребёнка.
  • Учителя, психологи и доктора должны действовать совместно, как единый механизм влияния на развитие ребёнка.
  • Создание ситуации успеха очень важно для развития психологического здоровья ребёнка. Любой результат, полученный ребёнком, оценивается сначала с акцентом на положительное, после чего отмечаются ошибки или проблемы.
  • Чередование активных видов деятельности предупреждает утомление.
  • Формирование ответственности за свое здоровье у каждого ребенка - важнейшая задача учителя.

Разнообразные виды здоровьесберегающих технологий в начальной школе можно объединить в три блока:

направленные на соблюдение гигиенических требований;

организующие рациональную физическую активность;

другие психолого-педагогические технологии.

Ожидаемые результаты

У младших школьников будут сформированы достаточные знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на их здоровье, даны знания о правилах здорового образа жизни, они будут использовать полученные знания в повседневной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта по теме" Применение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе".

В данной статье я обобщила свой опыт работы по организации и применению здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе. Приглашаю коллег к сотрудничеству....

Современный открытый урок по математике в 1-м классе «Б» с применением здоровьесберегающих технологий

Современный открытый урок по математике в 1-м классе «Б»с применением здоровьесберегающих технологий     учитель начальных классов: Поликарпова Галина Владимировна ...

Мастер-класс с применением здоровьесберегающих технологий и нетрадиционных методик на логопедических занятиях

        На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспита­нием и обучением детей дошкольного и младшего школьного возраста имеется обширный практический материал, приме...

Актуальность применения здоровьесберегающих технологий в обучении младших школьников.

laquo;Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он совсем не болел,  то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно»Академик, хирург Н.М. Амосов....

Актуальность применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе...