«Повторение написания буквосочетаний ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ».
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс) на тему

Зайнетдинова Розина Ривгатовна
С целью заинтересовать детей, сделать урок ярче используются на уроке информационные технологи на этапах целеполагания, каллиграфической минутки, на этапе закрепления, самостоятельной работы, на этапе рефлексии. ИКТ в течении всего урока работает над развитием орфографической зоркости: помогает развивать умение у учащихся видеть в словах орфограммы, правильно писать слова с изученной орфограммой. Совершенствование графических навыков – не заканчивается на минутке чистописания, а имеет орфографическую направленность и пронизывает все этапы урока. ИКТ способствуют развитию внимания, активности и хорошей психологической работе детей на уроке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx73.6 КБ

Предварительный просмотр:

Урок

русского языка

с использованием

информационных  технологий.

Подготовила и провела:

Зайнетдинова Роза Ривгатовна

        

                

Тема: "Повторение написания  буквосочетаний ча-ща, чу-щу".

Цели:  - закреплять правило написания слов с сочетаниями ча – ща, чу - щу в  словах; повторять знания детей о звуках и буквах; правил оформления на письме предложений; выделение грамматической основы предложения;

  • развивать наблюдательность, речь, орфографическую зоркость;
  • формировать интеллектуальные компетенции: изучать, анализировать тексты; оценивать свои результаты;
  • формировать ОУУН: понимать учебную задачу, уметь анализировать сравнивать, уметь писать в заданном темпе.
  •  воспитывать положительное отношение к чувствам скромности и    отрицательное - к хвастливости и зазнайству;

Оборудование: рисунки-портреты Незнайки и Мальвины, слайды, папка почёта “Красиво писать – красоту творить”.

Ход урока.

1. Организационный момент.

- Вот уже звенит звонок.

Собери же ты дружок.

Аккуратно, по порядку,

Книги, ручки и тетрадки.

Учитель.

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Открыли тетради, обозначим в тетрадях дату на середине строки.

(В это время должны поднять руки те дети, которые не получили тетради)

  • И верно, ваши тетради очень понравились Мальвине. (Слайд)
  • Она их положила в папочку почёта, которая называется “Красиво писать – красоту творить”.

- Писать нужно всегда аккуратно, красиво, а главное – разборчиво: выполняя верно написания букв и их соединений, соблюдая единое расстояние между буквами и словами. Писать всегда нужно с уважением к тем, кто будет читать ваше письмо.

  • А кто читает то, что вы написали?

Дети.

-Мамы, папы, бабушки, учительница, товарищи по классу.

Учитель.

  • А главное: уважать нужно самих себя и свой труд. Значит, как будем писать?

Дети.

  • Красиво, аккуратно и разборчиво.

Учитель.

  •  И будем учиться писать грамотно, без ошибок.

- Спасибо вам, ребята, за красоту и порядок в ваших тетрадях. (Учитель вручает под аплодисменты товарищей лучшие тетради ученикам)

2. Разминка.

Учитель.

- А для того, что бы у нас получалось писать грамотно, разборчиво мы должны подготовить наши помощники: глаза и пальчики.

а) Пальчиковая гимнастика.

  1. Шарик.

Надуваем быстро шарик.                                                                                                                        Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел -
Стал он тонкий и худой.

sharik

  1. Рыбки в озере купались-

В чистой, тепленькой воде.

То сойдутся, разойдутся,

То зароются в песке  /дети изображают движением рук рыбок/

б) Зарядка для глаз на офтольмотренажере  Базарного.

img4

  1. Целепологание.

Учитель.

- Мальвина сегодня к нам пришла не одна. С ней пришёл ещё один сказочный человечек. Отгадайте кто он?

Загадка.

Он не знает ничего!
Вы все знаете его.
Мне ответьте без утайки.
Как зовут его?

Дети хором: Незнайка!  (слайд)

Учитель.

  • Незнайка записал буквы: Ч, Щ, Й (на доске). Он говорит, что они обозначают всегда мягкие согласные звуки и глухие. Вы с ним согласны? В чём он ошибся?

Дети.

  • Буква “й” обозначает не глухой согласный звук.

(Учитель стирает букву “й”.)

Учитель.

  • Сегодня на уроке мы будем упражняться в более красивом написании букв “ч” и “щ” в словах.. А также повторим правило написания слов – значит, будем богаче в знаниях о русском языке.  
  • Какие цели вы перед собой поставите на сегодняшнем уроке?

Дети.

  • Красиво писать, внимательно слушать учителя…

Учитель.

  • Цели поставлены, а теперь за работу.

4. Каллиграфическая минутка.  (Слайд)

http://festival.1september.ru/2004_2005/articles/213186/img3.jpg

  • Что вы видите на слайде?

Дети

На слайде мы видим узор, состоящий из строчных букв ч и щ.

Учитель.

  • Из скольки и каких элементов состоит буква ч?

Дети.

  • Буква ч состоит из 3 элементов: маленький штрих, провисшая верёвочка и короткая наклонная линия с закруглением внизу.

Учитель.

  • Из скольки и каких элементов состоит буква щ?

Дети.

  • Буква щ состоит из 4 элементов: 3 наклонные, короткие линии с закруглением внизу и петля.

Учитель

  • Красиво и аккуратно пропишите узор, подчеркните самые красивые буквы.

 (Учитель проходит по рядам, проверяя написание узора, напоминает о посадке во время письма.)                        

Учитель.

  • Молодцы, ребята, вы все постарались.

  1. Повторение правила.

Учитель.

- Незнайка мне рассказал одну сказку. Хотите её услышать?

Сказка. ( В. Волина “Русский язык в рассказах, сказках, стихах”, стр.122-123.)

Жили-были на свете шипящие Ч и Щ, а неподалёку жили гласные У, Ю, А, Я. - Жили дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать будут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже некоторых. Вот только никак не могут найти гласные Ю и Я. Искали- искали, с ног сбились, - до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ю и Я, как ни в чём не бывало, сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие, с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а только так: чу-щу, ча-ща.

Учитель.

  • О каком правиле эта сказка?

Дети.

-О сочетании чу- щу, ча- ща.

Учитель.

- Вспомните правило написания этих буквосочетаний:

/Дети проговаривается хором правило:/

“ЧА-ЩА – пиши с буквой А.
“ЧУ-ЩУ – пиши с буквой У.”    
(Слайд)

Учитель.

  • Молодцы, ребята, вы хорошо усвоили это правило.

6. Закрепление правила. Выполнение упражнений.

Упражнение 1. Дидактическая игра “Отремонтируй слово”. (Слайд)                              

                                    http://festival.1september.ru/2004_2005/articles/213186/img5.jpg

Учитель.

-Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг прогрызли мышки.
Из слов буквы откусили,
К себе в норку утащили.

- Прочитайте слова. Спишите эти слова к себе в тетрадь, вставляя пропущенные буквы.

( 1 ученик работает с комментированием у доски.)

 Физминутка.

Учитель:

-  Мы немного потрудились и устали. Чтобы наш организм мог продолжить работу, отдохнём немного и выполним энергетическую гимнастику:

1 упражнение. Фиговый листок. Направлено на восстановление энергетики центрального меридиана, головного мозга, восстановление мозговой деятельности, внимания.

И.п. Прямая стойка, руки перед собой на 15 – 30 градусов от фронтальной плоскости, на 30 - 45 градусов в стороны от центральной оси тела. Локти прямые, руки напряжены. На счёт один одной рукой прикрыть промежность, на счёт два – другой рукой, на счёт три – двумя вместе.

2 упражнение « Ножницы». Оказывает влияние на кровообращение. Контролирует эндокринную систему.

             И. п. Прямая стойка, ноги на ширине плеч. На счет один нога от бедра

             в сторону на угол35-45 градусов. На счет два - другая, на счет три –    две вместе.


Упражнение 2. Работа над деформированным предложением.

Учитель.

Загадка.

Я захожу во все заливы,
Ищу какой-нибудь поживы.

Дети.

-Щука. (слайд)

Учитель.

- Какое ошибочное опасное место встретилось в слове щука?    (Слайд)

http://festival.1september.ru/2004_2005/articles/213186/img4.jpg

- Слово щука приехало к нам на поезде и просит составить с ним предложение.

(В пруду щука ловит леща.)

- Какие правила нужно вспомнить, прежде чем записать это предложение?

(Дети повторяют правила заглавной буквы в начале предложения, раздельного написания слов друг от друга в предложении и правило написания щу и ща.)

Учитель.

  • Проговорим предложение и запишем его на следующей строчке в тетрадь, выделяя ошибочные места.

 /Дети записывают предложение в тетрадь, а один ученик комментирует/

Учитель.

  • Подчеркните в предложении подлежащее и сказуемое.

Дети.

-     В этом предложении говорится о щуке. Кто? – щука – это подлежащее. Щука – что делает? – ловит – это сказуемое. Щука ловит – грамматическая основа предложения.)

Упражнение 3.

- Ребята, тише-тише! Незнайка что-то нам хочет сказать.

/Учитель за Незнайку говорит/:

-О! Я всё запомнил! Я всё теперь знаю! Я грамотнее вас стал! Я вам написал записку:

Яхочуугоститьвасчаем. (Слайд )

(Ребята смеются.)

  • Дети, какое правило не запомнил Незнайка?

Дети.

  • Слова в предложении пишутся отдельно друг от друга.

Учитель.

  • Прочитаем. Сколько здесь слов?

Дети.

  • В этом предложении 4 слова.

Учитель.

  •  Произнесём это предложение, отхлопывая каждое произнесённое слово. Какое слово первое?  Какое второе?  Какое третье?  Четвёртое? Последнее?

- Составим схему этого предложения.

/Один из учеников выполняет на доске схему: |____ ____ _____ ____ .

Дети хором прочитывают это предложение.)

Упражнение 4. Самостоятельная работа.

Учитель.

- Незнайке очень стыдно за хвастовство и зазнайство. Он извиняется перед вами, и приглашает вас поиграть с ним в игру «Кто больше?» (слайд)

http://festival.1september.ru/2004_2005/articles/213186/img7.jpg

  • Составьте по слайду как можно больше слов, запишите их, подчёркивая ошибочные места.

(Детям даётся время на выполнение этого задания. Проверка осуществляется по цепочке.)

7. Итог урока. Рефлексия.

Учитель.

- Молодцы, ребята. Незнайка вас благодарит за вашу помощь ему в освоении правила ча-ща, чу-щу. Ещё раз вспомним это правило, договаривая предложения:

  • Сочетания чу-щу, только …

Дети.

-С буквой у пишу.

Учитель.

  • Чаща, дача и печать –  нужно…

Дети.

- С буквой а писать.                                                                                                                  

- Сегодня на уроке получили  отметки…….

- Что понравилось?

-Что не понравилось?

- Что получилось?

  • Что вызвало затруднение?
  • Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторяем написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу в словах.

Данная презентация содержит интересную словарную работу, с помощью занимательного материала ребята смогут усвоить правила написия буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу- щу....

Урок русского языка во 2 классе "Написание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Урок поможет систематизировать знания учащихся о правописании гласных после шипящих., работая по любому УМК....

Повторение написания буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в словах

Урок русского языка в 1 классе по программе «Школа 2100». Тема: Повторение написания буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу в словах.Цели: 1. Закрепить в памяти написание буквосочетаний ж...

открытый урок русского языка "Наблюдение за написанием буквосочетаний ЧА, ЩА" 2 класс

Конспект открытого урока«Наблюдение за написанием  буквосочетаний ЧА, ЩА»Русский язык2-й класс      Иванова Ирина Ивановна, учитель начальных классов МКОУ «Сан...

Конспект урока русского языка, 2 класс, "Школа 2100". Тема: "Наблюдение за написанием буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу".

Конспект урока русского языка, 2 класс, УМК "Школа 2100". Тема:Наблюдение за написанием буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу"....

Суффиксы слов называющие предметы и признаки.Написание буквосочетаний шн,чк.

Предмет Русский язык_Класс_2Тема урока  _Суффиксы слов называющие предметы и признаки. Написание буквосочетаний шн,чк__Цель:  создавать условия для формирования навыка правописания сло...

Урок русского языка, 1 класс. Повторение написания буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу в словах.

Развитие орфографических умений видеть и правильно писать буквы и, у, а в буквосочетаниях с ж, ч, щ....