Урок русского языка в 3 классе.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Борисова Людмила Ивановна

Урок русского языка в 3 классе. Исследовательская работа на уроке "Жизнь слова в нашей речи". Составление "Паспорта" слова. Работа в малых группах. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку в 3 классе.

Тема: Школа грамотея. Жизнь слова в нашей речи. «Паспорт слова».

Дидактическая  цель урока: учить анализировать слово по алгоритму, делать выводы на основе наблюдений, работать со справочной литературой.

Тип урока: урок применения предметных ЗУНов

*Планируемые результаты:

1. – учить формулировать и удерживать учебную задачу

    - находить нужную информацию в справочной литературе

    - осуществлять смысловое чтение, обрабатывать информацию

    - строить монологическое высказывание

    - делать выводы

 В рефлексивной части урока:

- давать самооценку на основе данных критериев

*Формирование УУД:

- Личностные:

  • развивать способность брать на себя инициативу в совместной работе

- Регулятивные:

  • находить наиболее рациональные способы выполнения задания;
  • контролировать правильность выполнения работы;
  • работать по алгоритму;

- Коммуникативные:

  • развивать диалоговую и монологическую речь;
  • учить правилам участия в коллективной деятельности;
  • учить способам взаимодействия, учебного сотрудничества.

- Познавательные (логические):

  • учить формулировать учебную задачу
  • осознанно строить сообщения, делать выводы на основе исследования

Методы обучения:

- проблемный;

- диалоговый.

- исследование

Формы организации деятельности:

- индивидуальная

- групповая.

Средства обучения:

- словари (орфографический, этимологический, толковый, фразеологический, словарь образования слов), рабочая карта – алгоритм.

ХОД УРОКА

№ п/п

Этап

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Универсальные

учебные

действия

Заметки.

Оформление доски

1

Организационный.

- психологический

настрой;

-самоопределение к деятельности.

- Приветствие гостей урока.

Всем, всем доброго утра и удачного дня

- Прослушайте внимательно стихотворение и определите его тему.

-О чём это стихотворение?

- Приветствуют

гостей.

- Рассаживаются

по местам (распределение по группам).

- Проверяют

готовность к уроку.

-Ответы детей

Личностные:

- самоопределение;

Коммуникативные:

(взаимодействие)

* планирование

сотрудничества с

учителем и одноклассниками.

-1 октября

Классная работа.

*Чтение стихотворения

Олег Бундур
«
Родня»

У бабушки и дедушки фото на стене,
Поглядят и вспомнят о своей родне,
Вспомнят и поплачут, или помолчат,
Или улыбнутся, глядя на внучат.

Бабушка и дедушка давно живут одни,
На окне в коробке письма от родни,
Сядут, почитают — чтобы не помять!
Словно побывают у родни опять.

Бабушке и дедушке ехать нелегко,
Раньше было близко, стало далеко.
Выйдут на крылечко, посидят рядком,
Вечер опускается,
Тянет холодком…

2

Постановка учебной задачи.

-Почему  сегодня я говорю о пожилых людях?

-Кого называют пожилым человеком?

-Как вы думаете, зачем отмечается этот праздник?

-Перед вами листочки с набором слов. Выберите из этого набора слова, которые имеют важное значение для пожилых людей. Обоснуйте ответ.

-Давайте проанализируем эти слова. Составим «паспорт каждого слова» и узнаем о «жизни» этих слов в нашей речи.

- Вам в помощь будет наша классная библиотека.

Сегодня День пожилого человека.

Человека, который пожил, возрастного человека.

Чтобы обратить внимание на пожилых людей.

Работа с наборами слов

Дети выбирают слово  для работы.

Личностные

- (отношение к людям)

Познавательные:

- анализ объектов

Коммуникативные:

- умение точно и полно высказывать свои мысли.

Познавательные

(умение формулировать задачу)

1 октября – День пожилого человека.

Раздаточный материал

Карточка:

Забота, веселье, любовь, работа, настроение, здоровье, подарок.

3

Работа в группах

Организация работы в группах. Инструктаж.

Распределяют обязанности. Организовывают рабочее место.

Работают со справочной литературой

Личностные

(способность брать на себя инициативу в совместной работе)

Регулятивные

(удерживать учебную задачу)

Коммуникативные

(вступать во взаимодействие с товарищами;

следовать правилам участия в коллективной деятельности)

Рабочая карточка «Паспорт слова»

(приложение)

4

Подведение итогов совместной работы

Корректирует информацию совместно с детьми

Выступления детей с выводами исследовательской работы

Личностные

(оценивание  содержания)

Коммуникативные

(формулирование своего мнения, умение дополнять и задавать вопросы)

Регулятивные

(адекватно воспринимать предложения своего товарища)

5

Рефлексия урока.

Фронтальная работа (устный опрос).

- Какую задачу мы ставили вначале?

-Как вы думаете, мы выполнили поставленные задачи на уроке?

-Оцените себя

-Подводим итоги.

-Руководители групп оцените работу в группе.

Самооценка в оценочном листе.

Самооценка по представленным критериям.

Дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше всего подходят.

Регулятивные

(самооценка  и самоконтроль).

Коммуникативные

(оценивать работу коллектива)

Критерии оценки:

 На доске записаны фразы:
**Урок полезен, все понятно.
**Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
**Еще придется потрудиться.
**Да, трудно все-таки учиться!
Звёздочки

6.

Итог урока

Закончить наш урок я хотела бы следующими строками:

В День Пожилого человека
Поздравьте близких и родных
А впрочем, нужно чаще помнить,
Всегда заботиться о них.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Моя исследовательская работа «Паспорт слова» Ф.И._______________________________________

1.Орфографические особенности слова: ___________________ подсказка_______________ пров.слово_______________

Вывод:_________________________

2.Звуковой анализ слова:

[________________ ] - __ б., ___зв., ___сл.

_________________

3.Морфемный анализ:_____________________

4.Морфологическая характеристика:

Часть речи_____________, отвечает на вопрос____________, род___________.

5.Родственные слова: сущ.___________, прил.___________, гл.____________. нар._____________

6.Слова –синонимы__________________________________________________

7.Слова-антонимы___________________________________________________

8.Этимология слова:__________________________________________________

9.Лексическое значение:

1)_____________________________________________________________________

2)_____________________________________________________________________

3)_____________________________________________________________________

Вывод: _____________________________________

10.Слово в речи:

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку в 3 классе.

Тема: Школа грамотея. Жизнь слова в нашей речи. «Паспорт слова».

Дидактическая  цель урока: учить анализировать слово по алгоритму, делать выводы на основе наблюдений, работать со справочной литературой.

Тип урока: урок применения предметных ЗУНов

*Планируемые результаты:

1. – учить формулировать и удерживать учебную задачу

    - находить нужную информацию в справочной литературе

    - осуществлять смысловое чтение, обрабатывать информацию

    - строить монологическое высказывание

    - делать выводы

 В рефлексивной части урока:

- давать самооценку на основе данных критериев

*Формирование УУД:

- Личностные:

  • развивать способность брать на себя инициативу в совместной работе

- Регулятивные:

  • находить наиболее рациональные способы выполнения задания;
  • контролировать правильность выполнения работы;
  • работать по алгоритму;

- Коммуникативные:

  • развивать диалоговую и монологическую речь;
  • учить правилам участия в коллективной деятельности;
  • учить способам взаимодействия, учебного сотрудничества.

- Познавательные (логические):

  • учить формулировать учебную задачу
  • осознанно строить сообщения, делать выводы на основе исследования

Методы обучения:

- проблемный;

- диалоговый.

- исследование

Формы организации деятельности:

- индивидуальная

- групповая.

Средства обучения:

- словари (орфографический, этимологический, толковый, фразеологический, словарь образования слов), рабочая карта – алгоритм.

ХОД УРОКА

№ п/п

Этап

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Универсальные

учебные

действия

Заметки.

Оформление доски

1

Организационный.

- психологический

настрой;

-самоопределение к деятельности.

- Приветствие гостей урока.

Всем, всем доброго утра и удачного дня

- Прослушайте внимательно стихотворение и определите его тему.

-О чём это стихотворение?

- Приветствуют

гостей.

- Рассаживаются

по местам (распределение по группам).

- Проверяют

готовность к уроку.

-Ответы детей

Личностные:

- самоопределение;

Коммуникативные:

(взаимодействие)

* планирование

сотрудничества с

учителем и одноклассниками.

-1 октября

Классная работа.

*Чтение стихотворения

Олег Бундур
«
Родня»

У бабушки и дедушки фото на стене,
Поглядят и вспомнят о своей родне,
Вспомнят и поплачут, или помолчат,
Или улыбнутся, глядя на внучат.

Бабушка и дедушка давно живут одни,
На окне в коробке письма от родни,
Сядут, почитают — чтобы не помять!
Словно побывают у родни опять.

Бабушке и дедушке ехать нелегко,
Раньше было близко, стало далеко.
Выйдут на крылечко, посидят рядком,
Вечер опускается,
Тянет холодком…

2

Постановка учебной задачи.

-Почему  сегодня я говорю о пожилых людях?

-Кого называют пожилым человеком?

-Как вы думаете, зачем отмечается этот праздник?

-Перед вами листочки с набором слов. Выберите из этого набора слова, которые имеют важное значение для пожилых людей. Обоснуйте ответ.

-Давайте проанализируем эти слова. Составим «паспорт каждого слова» и узнаем о «жизни» этих слов в нашей речи.

- Вам в помощь будет наша классная библиотека.

Сегодня День пожилого человека.

Человека, который пожил, возрастного человека.

Чтобы обратить внимание на пожилых людей.

Работа с наборами слов

Дети выбирают слово  для работы.

Личностные

- (отношение к людям)

Познавательные:

- анализ объектов

Коммуникативные:

- умение точно и полно высказывать свои мысли.

Познавательные

(умение формулировать задачу)

1 октября – День пожилого человека.

Раздаточный материал

Карточка:

Забота, веселье, любовь, работа, настроение, здоровье, подарок.

3

Работа в группах

Организация работы в группах. Инструктаж.

Распределяют обязанности. Организовывают рабочее место.

Работают со справочной литературой

Личностные

(способность брать на себя инициативу в совместной работе)

Регулятивные

(удерживать учебную задачу)

Коммуникативные

(вступать во взаимодействие с товарищами;

следовать правилам участия в коллективной деятельности)

Рабочая карточка «Паспорт слова»

(приложение)

4

Подведение итогов совместной работы

Корректирует информацию совместно с детьми

Выступления детей с выводами исследовательской работы

Личностные

(оценивание  содержания)

Коммуникативные

(формулирование своего мнения, умение дополнять и задавать вопросы)

Регулятивные

(адекватно воспринимать предложения своего товарища)

5

Рефлексия урока.

Фронтальная работа (устный опрос).

- Какую задачу мы ставили вначале?

-Как вы думаете, мы выполнили поставленные задачи на уроке?

-Оцените себя

-Подводим итоги.

-Руководители групп оцените работу в группе.

Самооценка в оценочном листе.

Самооценка по представленным критериям.

Дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше всего подходят.

Регулятивные

(самооценка  и самоконтроль).

Коммуникативные

(оценивать работу коллектива)

Критерии оценки:

 На доске записаны фразы:
**Урок полезен, все понятно.
**Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
**Еще придется потрудиться.
**Да, трудно все-таки учиться!
Звёздочки

6.

Итог урока

Закончить наш урок я хотела бы следующими строками:

В День Пожилого человека
Поздравьте близких и родных
А впрочем, нужно чаще помнить,
Всегда заботиться о них.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Моя исследовательская работа «Паспорт слова» Ф.И._______________________________________

1.Орфографические особенности слова: ___________________ подсказка_______________ пров.слово_______________

Вывод:_________________________

2.Звуковой анализ слова:

[________________ ] - __ б., ___зв., ___сл.

_________________

3.Морфемный анализ:_____________________

4.Морфологическая характеристика:

Часть речи_____________, отвечает на вопрос____________, род___________.

5.Родственные слова: сущ.___________, прил.___________, гл.____________. нар._____________

6.Слова –синонимы__________________________________________________

7.Слова-антонимы___________________________________________________

8.Этимология слова:__________________________________________________

9.Лексическое значение:

1)_____________________________________________________________________

2)_____________________________________________________________________

3)_____________________________________________________________________

Вывод: _____________________________________

10.Слово в речи:

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...