Изложение
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Мосеева Светлана Николаевна

Обучающее изложение.

 

Цели урока: создать условие для обучения письменному пересказу текста.

Задачи урока. 1 составлять вопросы к тексту, письменно отвечать на них. 2. Развитие письменной и устной речи детей, коммуникативных способностей, памяти. 3. Развитие орфографической зоркости и грамотности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gde_zhil_kotyonok.docx20.87 КБ

Предварительный просмотр:

2 класс

Обучающее изложение.

Цели урока: создать условие для обучения письменному пересказу текста.

Задачи урока. 1 составлять вопросы к тексту, письменно отвечать на них. 2. Развитие письменной и устной речи детей, коммуникативных способностей, памяти. 3. Развитие орфографической зоркости и грамотности учащихся.

Тема нашего урока: изложение.

-Значение слова изложение? Каким словом можно заменить? Подбери синонимы. Излагать

                     Передавать

                     Пересказывать

Мы будем письменно пересказывать текст.

Продолжим работу по развитию устной и письменной речи, памяти.

Работу построим по плану

  1. Работа над содержанием текста.
  2. Работа над орфограммами.
  3. Самостоятельная работа.

Первый пункт плана 1.        Работа над содержанием текста.

Задачи: прочитать, понять и запомнить текст.

Чтение учителем

  1. Где жил котёнок?
  2. Кого увидел он во дворе?
  3. Как повёл себя котёнок?
  4. А утята?
  5. Что произошло дальше?
  6. Чем закончилась история?

Молодцы.

Какой вид данного текста? (Происходит описание…) Почему?

Определим сколько частей в тексте. Самостоятельно прочитаем.

-Сколько частей?

-Найди и прочитай первую (вводную) часть.

-Где жил котёнок? ( полный ответ)

На какой вопрос мы ответим в первой части. (появляется вопрос)

Найди и прочитай вторую (основную часть).

-Кого увидел котёнок?

-Что он сделал?                                   Погнался

-Что значит, подбери синоним.

-Что сделали утята?                            Побежали

-Значение слова будка? (иллюстрация объяснение)

- Как развивались события дальше?

-Что значит выскочил? Замени другим словом, синоним.

-Кто выскочил?                                        Грозный пёс

- Каким словом можно заменить?

-Почему автор использовал слово пёс, а не собака. (большой и страшный)

-Давайте вернёмся в предыдущее предложение прочитаем оба, только заменим слово пёс на собаку. Что получилось? (повтор, стараемся в тексте не использовать повторы)

-Найди и прочитай откуда выскочил грозный пёс? (Из неё) Из чего? Как узнали. Почему не написали из будки? (прочитаем, что получиться?)

-Как повёл себя котёнок?                              Взлетел

-Слово взлетел в прямом или переносном смысле?

-В каких случаях так говорят?

-Какое слово усиливает действие?                   Пружиной

-Что значит слово пружина? (показ)

-Как совершаются все действия в основной части текста? (быстро стремительно)

Во второй части мы ответим на вопрос

Что случилось с котёнком?

-Вопрос один, можем ли мы 1 предложением передать цепочку событий, которые произошли во второй части?

-Значит нам нужны слова помощники. При помощи слов какой части речи можно передать действия? (Глаголов)                      

-Найдём их                       увидел и погнался

                                             Побежали

                                              Выскочил

                                             Взлетел

Найди 3  заключительную часть, прочитай.

-Чем закончилась история?

Слово помощник?                              Пошли

Мы работали над первым пунктом плана. Какие задачи стояли перед нами? (прочитать, понять, запомнит)

Физ минутка

Второй пункт плана 1.        Работа над орфограммами.

-Зачем? Задача: отработать орфограммы.

На какие группы мы можем разделить орфограммы? ( проверяемые, непроверяемые, по правилу)

Непроверяемые, мы должны запомнить.

 Есть ли в тексте знакомые вам словарные слова?                        Собачья

-От какого слова образовалось?         Собака.

-Прочитаем по слогам. Какая ещё орф в этом слове? Разд мягкий знак. Почему пишем? (после мягкого согласного слышу зв й)

                                                             Однажды

                                                               Забор

                                                               Спокойно

Чтение по слогам, с ударением, называем орфограмму.

-Есть ли в тексте слова, которые мы пишем по правилам?             Пружиной

(в этом слове есть еще орф)                                                                Жил

Проверяемые орфограммы.

Слова с какой орфограммой?

Во дворе (двор)

Котёнок (кот)

Выскочил (подскок)

Взлетел (полёт)

Побежал (бег)

К воде (волы)

Устно подбираем проверочные слова и на интерактивной доске вставляем буквы. Что такое к? Предлог. Как пишем предлоги со словами? Есть ли в тексте ещё предлоги? (работаем в тексте)

- Какая орфограмма есть в данных словах

Пёс

Котёнок

Будке

Парный согласный. Найдём и проверим.

-У нас так же есть слова помощники, которые помогут написать нам без ошибок. Но если вдруг вы не знаете написание слова можно оставить окошки.

Мы работали над вторым пунктом плана, какая перед нами стояла задача.

-Прежде чем перейти к самостоятельной работе давайте ещё раз прочитаем и перескажем текст по частям.

Прочитали первую часть, закрыли рукой шёпотом пересказали.( с каждой частью)

Как будем выделять на письме каждую часть текста? Сколько красных строк у нас получиться? Нужно слово в слово написать? Основную мысль каждой части (основные события можно своими словами)

Самостоятельная работа учащихся. Написали заголовок.

Проверим по плану.

) Где жил котёнок?

2)Куда побежали утята и почему?

3) Почему котёнок пружиной взлетел на забор?

4) Чем закончилась история?

) Где жил котёнок?

2)Куда побежали утята и почему?

3) Почему котёнок пружиной взлетел на забор?

4) Чем закончилась история?

) Где жил котёнок?

2) Кого однажды он увидел?

3 )Куда побежали утята и почему?

4) Кто выскочил из собачьей будки?

5) Куда пружиной взлетел котёнок?

6) Куда спокойно пошли утята?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тетрадь для творческих работ для изложений.

 Капокова Альмира НабиуллаевнаУчитель начальных классовКазахстан, г. СемейПервая категория  Пояснительная записка.В своей работе над изложениями и сочинениями я использую печатные тетради, которые дел...

Система подготовительной работы над изложением

Формирование письменной речи являетсяодним из важных компонентов общего развития ребенка. Письменная речь, как и устная, служит основным средством мышления. В системе упражнений, служащих развитию пис...

Русский язык. Изложение "Куница". Учимся писать изложение

Дорогие ребята! Письмо изложения - трудная работа. Я предлагаю вам потренироваться Удачи!...

Русский язык. Изложение "В берлоге". Учимся писать изложение

Дорогие ребята! Сегодня мы поучимся писать изложение. Удачи!...

Выступление по теме :"Роль изложений в развитии речи. Творческие изложения". Презентация к выступлению.

Выступление посвящено важной проблеме совершенствования обучения школьников связной речи....

Изложение "Алёшина яблоня" на основе прогнозирования текста (4 класс). Прилагается подробный конспект проведения изложения с использованием презентации.

Прилагается подробный конспект проведения урока изложения с использованием презентации. Подробнее с методикой проведения изложения на основе прогнозирования текста можно познакомиться в журнале "Начал...