Использование алгоритмов по орфографии в начальной школе.
статья по русскому языку на тему

Ситникова Ольга Васильевна

Схемы и алгоритмы помогут отработать навыки грамотного письма для ребят с преобладающим логико-математическим интеллектом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование алгоритмов по орфографии в начальных классах

Центральное место на уроке закрепления знаний должно отводиться выработке умения применять изученное правило на практике. В качестве основного метода на таких уроках предлагаю работу с алгоритмами и схемами. В идеале обобщающие схемы и алгоритмы должны составляться на уроке с участием школьников. Но если класс с низкими учебными возможностями, целесообразно предъявлять учащимся готовые схемы и алгоритмы. И в этом случае они сыграют положительную роль, потому что научат школьников рационально, экономно мыслить, выявлять существенные признаки распознаваемого явления, сравнивать, сопоставлять, анализировать. Другими словами, являясь образцом рассуждения по применению правила, алгоритмы научат школьников рациональным приёмам умственной деятельности, которыми они слабо владеют, а учителю помогут управлять мыслительными процессами учащихся, диагностировать ошибки и вовремя корректировать процесс усвоения правила.      

Схемы и алгоритмы составлены с учётом теории известных психологов: Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина.

Предлагаю алгоритмы по следующим орфографическим темам:

  1. Правописание гласных О, Ё после шипящих в корне.
  2. Правописание разделительных Ъ и Ь знаков.
  3. Гласные в безударных окончаниях существительных единственного числа.
  4. Правописание гласных в окончаниях глаголов.

Представленные схемы использую на уроках русского языка, начиная со 2-го класса в зависимости от изучаемой программой темы.

  • Правописание гласных О, Ё в корне после шипящих под ударением (на месте слышимого [o])

Ученики работают по схеме:

               

  • Правописание гласных в окончаниях глаголов

В начальной школе учащиеся связывают написание безударных окончаний существительных с падежными формами. Но знание падежных форм не обеспечивает грамотного письма. Поэтому своим ученикам предлагаю работу с алгоритмом. При работе с данным алгоритмом решающую роль играет определение типа склонения и оформление основы, с чем ученики справляются значительно лучше.

При знакомстве учащихся с алгоритмом следует обратить их внимание на то, что он нужен только для определения гласных в безударных окончаниях глаголов. Ударные окончания глаголов пишутся так, как слышатся, и алгоритм к таким глаголам применять нельзя.

  •  Правописание разделительных Ъ, Ь знаков

При использовании данного алгоритма, ребятам необходимо безошибочно определять корень и приставку в слове.

  • Правописание гласных в безударных окончаниях существительных единственного числа

В начальной школе учащиеся связывали написание безударных окончаний существительных с падежными формами, но знание падежных форм не обеспечивает грамотного письма.

                                                                          Алгоритм

Распознавания гласных в безударных окончаниях существительных единственного числа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Повторение по теме: «Орфография». Перспективная начальная школа.

Русский язык. 2 класс. Перспективная начальная школа....

Современные подходы к обучению орфографии в начальной школе.

      Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Культура речи – это одежда мысли, по кото...

Правила орфографии в начальной школе.

Правила орфографии изучаемые в начальной школе.  Помогают делать работу над ошибками и повторять пройденные правила....

«Современные подходы к обучению орфографии в начальной школе»

Одной из главных задач обучения русскому языку в начальных классах является формирование орфографической  грамотности. Важность этой задачи обусловлена тем, что орфографическая грамотность выступ...

«Система работы по орфографии в начальной школе»

Тема данной работы «Система работы по орфографии в начальной школе» выбрана не случайно. Ведь значение орфографической грамотности очень велико. Современное поколение отличается безграмотностью и, не...

О ВОПРОСАХ ПСИХОЛОГИИ УСВОЕНИЯ ОРФОГРАФИИ УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Для успешного обучения (повторения) орфографии мало вооружиться одной лингвисти­ческой теорией. Необходимо овладеть правилами правописания как инструментом, как способом действия, чтобы грамотно писат...

Обучение орфографии в начальной школе

Статья о трудностях и путях преодоления в обучении орфогрфии в начальной школе...