2 класс Конспект урока "Русский язык" Аукцион
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Жданова Ирина Александровна

Урок-обобщение. Имя существительное

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл auktsion.docx102.31 КБ
Файл auktsion_ind.karta_.docx16.35 КБ
Файл auktsion.pptx663.66 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-аукцион по русскому языку "Имя существительное" (обобщение)

Задачи:

- актуализировать знания, приобретённые при изучении русского языка;
- дать детям возможность оценивать свои достижения, ощутить радость успеха в проявлении своих знаний.

Подготовительная работа:

- дети повторяют учебный материал по избушке «Имя существительное» (рисунок 1,2), ищут дополнительные интересные сведения по тем грамматическим категориям, которые будут представлены на «аукционе знаний», рисуют красочные плакаты по подобранным материалам, составляют ребусы, готовят стихи, пантомиму, частушки…

 Оформление класса.

- Выставка лучших творческих работ по русскому языку
- Цитаты известных деятелей о русском языке.

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашим предшественникам.»    И.С.Тургенев

Незнайка лежит, а Знайка далеко бежит». Поговорка)

Класс делится  на  команды по 5-6 человек. В каждой команде выбирается капитан. 
На торг выставляется «Имя существительное» (определение, значение, грамматические признаки – постоянные и непостоянные, синтаксическая роль). Любую из этих «вещей» из области знаний по русского языка команда-участница сможет «купить», «заплатив» за неё знаниями по данной грамматической категории. В диалоге «на торгах» в качестве одного шага (ответа) каждая команда имеет право на одно высказывание, по очереди сменяя другую команду. «Комиссионный сбор» (грамматическое задание) у каждого человека.

Ход урока

I. Начало урока.

1. Урок начинается с песни на мелодию песни «Улыбка» композитора В.Шаинского.

Нам доверено с тобой
Провести удачно бой,
Чтоб находчивость и знания проверить.
Ты велик, родной язык,
Ты богат, родной язык,
Ты наш друг, и в это все мы будем верить.

2. Команды (предварительно выбрать название) приветствуют друг друга.

- Победу, а не поражение мы вам желаем ….
- Соперник наш, не позабудь: к победе очень труден путь!» и т.д.

3. Вступительное слово ведущего (учителя):

А теперь – аукцион,
Подведёт итоги он,
Тот, кто больше знает,
Тот награды получает.

У:  Сегодня мы проводим чрезвычайно важное в жизни класса мероприятие – аукцион знаний по теме «Имя существительное».
У:  На продажу выставлены поистине бесценные «вещи», купить которые сможет любая команда, в обмен на знания по русскому языку. Помогать вам будут внимание, сообразительность и дружная работа в команде.
У:  На нашем аукционе присутствуют гости, ассистенты – учащиеся 5-го класса (они будут вести подсчёт баллов). Я, ведущая аукциона, - магистр грамматических наук. 
(Учитель надевает шапочку магистра.)

II. Предварительный залог – задание.

У: Прежде чем прозвучит гонг (на столе металлическая тарелка и молоточек) каждая команда- участница должна внести залог, доказать свою «состоятельность» - способность участвовать в аукционе.
Каждой команде на отдельных листочках предлагается стихотворение из 8 строк.

Та бедняжка так и плещет,
Воду вкруг мутит и хлещет…
Тот уж когти распустил,
Клюв кровавый навострил…
Но как раз стрела запела,
В шею коршуна задела-
Коршун в море кровь пролил,
Лук царевич опустил.

(Ученик читает стихотворение. На экране появляется иллюстрация.) Дополнительный вопрос:- Назовите автора и произведение.

Далее каждый игрок команды по очереди, передавая листок с стихотворением друг другу, подчёркивает в строке имя существительное (первый игрок подчёркивает имя существительное в первой строке, второй – во второй и т.д.)

(Чья команда быстрее справится с заданием, та и будет иметь право первой начать диалог «на торгах». Задание выполняется под музыку.)

У: Итак, команды доказали свою «состоятельность» для участия в аукционе.
В аукционе участвуют (прошу встать команды): команда «Знатоки», команда «Грамотеи», команда «Умники», команда «Зубрилки», команда «Светлые головы».

III. Открытие аукциона знаний.

(Звучит удар гонга.)

1. У: Внести «вещь» на продажу!

Ассистенты вносят избушку (размер 60х30см) «имя существительное» (рисунок 3). На избушке карточки «определение», «значение», «постоянные грамматические признаки», «непостоянные признаки (изменяется)», «синтаксическая роль».

У: Начальная цена 5 баллов. За каждый правильный ответ команда получает 2 балла. Если в ответе представлен дополнительный интересный материал, команда получает 4 балла.
У: Торги начались ( Учитель указкой показывает на табличку
«определение»).

Примерный диалог:

1 команда: Это часть речи.
2 команда: 
Отвечает на вопросы …
3 команда: 
Обозначает предмет.
4 команда: 
Времена года.
-События.
-Людей и животных.
-…

2. У: Каждой команде надо уплатить «комиссионный сбор», т.е. выполнить грамматическое задание.

У: К каждому из данных слов подберите однокоренное имя существительное.

На экране или у каждого игрока листок с заданием:

Смелый - __________________________
Помогать - ________________________
Врачебный - _______________________
Храбрый-__________________________
Кричать - _________________________
Честный - ________________________

Подарить - ________________________

Отвечают игроки под №1 каждой команды по очереди. Если ответ неверный, то помогает команда, но 1 очко пропадает.
Ответы иссякли. Ведущий отстукивает окончание торгов за эту «вещь».

3. Подсчёт очков.

У: «Вещь» - определение продана команде … (набравшей большее количество очков.)
С избушки снимается карточка «определение» и передается команде.

4. Продолжение торгов. Удар гонга. Учитель показывает на карточку «Значение».
У: Торг начался!

Примерный диалог команд:

- По значению имена существительные делятся на собственные и ..
- Нарицательные.
- Собственные имена существительные пишутся с большой буквы…
- Нарицательные – с маленькой.
- Одушевлённые и ..
- Неодушевлённые.
- Одушевлённые им.сущ. отвечают на вопрос кто?
- Неодушевлённые – на что?
- Одушевлённые им.сущ. обозначают животных и людей.
- Неодушевлённые – остальные предметы.

5. У: Уплатите «комиссионный сбор» - выполните грамматическое задание:

- Подчеркните одушевлённые им.сущ. – простым карандашом, собственные – зелёным.

КОСМОНАВТ. ДЕЖУРНЫЙ. ОЛИМПИАДА. МОЛОДЁЖЬ. СПОРТ. ЗНАМЯ. МУЗЕЙ.

МОСКВА. ВЛАДИВОСТОК. ЛЕВ. МАЛЫШКА. БЕЛИЗНА.

 (Ответы дают по цепочке игроки под №2. Подсчёт очков.)

У: Вещь продана команде … (набравшей большее количество очков).

6. Продолжение торгов. Удар гонга. Указка наведена на карточку «Род».

Примерный диалог команд:

- Им.сущ. относятся к мужскому роду ..
- женскому роду…
- cреднему роду.

По родам не изменяются.

7. У: Уплатите «комиссионный сбор», т.е. выполните грамматическое задание:

- Выберите (если это на экране) или подчеркните (если на листочках) «лишнее слово» в каждом ряду, объясните свой выбор.
- сорока, улыбка, ромашка, степь, ягода;
- печь, конь, речь, медаль, пристань;
- дядя, тетя, брат, улыбка, сестра, мама;
- озеро, море, зеркало, посуда, окно;

- роза, нарцисс, пион, тюльпан;

- яблоня, вишня, ива, слива, абрикос, груша.

 (Ответ дают игроки №3. Подсчёт очков.)

У: «Вещь» продана команде …

8. Продолжение торгов. Удар гонга. Указка на карточке «Непостоянные признаки (изменяется)»

Примерный диалог команд:

- имена существительные изменяются по числам…
- единственное число и
- множественное
- есть существительные, которые употребляются  только в ед.числе…
- есть существительные, которые употребляются только во множественном числе…

9. Комиссионный сбор:

Определите число имен существительных


(Ответ дают игроки №4)
тетрадь-__________________________

игрушка-_________________________

облако-___________________________

конь-______________________

портфель-__________________

дом-_______________________

 (Ответ дают игроки под №5. Подсчёт очков.)
(Д,д)евочка (К,к)атя

 (К,к)онь (В,в)оронок

(К,к)орова (П,п)еструшка

(М,м)альчик (К,к)остя

(У,у)лица (П,п)арковая

(С,с)трана (Р,р)оссия

У: Вещь продана команде …

9. Морфологический разбор

10. Комиссионный сбор (выполнение морфологического разбора):

IV. Итог урока.

Подсчёт очков. Кроме командного счёта, учитывается индивидуальный вклад каждого участника аукциона. Во время аукциона за правильный ответ каждый участник получает сигнальную карточку: геометрическая фигурка, картинка и т.д. Подведение итогов аукциона.)
У: Все «вещи» проданы. Аукцион завершён.

Я благодарю всех участников аукциона, гостей, ассистентов – за чёткую и быструю работу на табло.

- А сейчас самое приятное – награждение команды – победительницы аукциона.
Команда …… выиграла аукцион, она смогла «купить» наибольшее количество «вещей», т .е. показала отличные знания по русскому языку по теме «Имя существительное».

(Каждому участнику команды, выигравшей аукцион, вручается «Диплом победителя в аукционе знаний по русскому языку». Кроме того, команда-победительница фотографируется на память, а особенно отличившиеся участники фотографируются каждый в отдельности. Команда-победительница «взимает» с проигравших команд номер художественной самодеятельности. Номер художественной самодеятельности должен быть связан с уроком русского языка. Дети заранее готовили частушки о русском языке, музыкальные паузы из передачи «Радио- няня». Номер художественной самодеятельности можно вставлять в урок после каждого «торга», как элемент физкульминутки). 

C:\Users\Алекс\Desktop\izbu__8.jpgC:\Users\Алекс\Desktop\izbu__8.jpgC:\Users\Алекс\Desktop\izbu__8.jpgC:\Users\Алекс\Desktop\izbu__8.jpg

        

        


        

0

Опр.

1

Знач.

2

Род

3

Число

4

5

6

итог

Зубрилки

Умники

Знайки

Быстрый ум

Грамотеи

Знатоки



Предварительный просмотр:

ФИ_________________________________________________

  1. Подберите однокоренное имя существительное.

Смелый - __________________________
Помогать - ________________________
Врачебный - _______________________
Храбрый-__________________________
Кричать - _________________________
Честный - ________________________

  1. Подчеркните одушевлённые сущ. – простым карандашом, собственные – зелёным.

КОСМОНАВТ. ДЕЖУРНЫЙ. ОЛИМПИАДА. МОЛОДЁЖЬ. СПОРТ. ЗНАМЯ. МУЗЕЙ. МОСКВА. ВЛАДИВОСТОК. ЛЕВ. МАЛЫШКА. БЕЛИЗНА.

  1. Подчеркните «лишнее слово» в каждом ряду, объясните свой выбор:

- сорока, улыбка, ромашка, степь, ягода;
- печь, конь, речь, медаль, пристань;
- дядя, тетя, брат, улыбка, сестра, мама;
- озеро, море, зеркало, посуда, кастрюля;

- роза, липа, нарцисс, гвоздика, тюльпан;

- яблоня, вишня, ива, слива, абрикос, груша.

  1. Измените число существительных

тетрадь-__________________________

игрушка-_________________________

облако-___________________________

конь-______________________

портфель-__________________

дом-_______________________

  1. Подчеркните нужную для правописания имени собственного букву в скобках.

 (Д,д)евочка (К,к)атя

 (К,к)онь (В,в)оронок

(К,к)орова (П,п)еструшка

(М,м)альчик (К,к)остя

(У,у)лица (П,п)арковая

(С,с)трана (Р,р)оссия

  1. Выпиши существительные и сделай морфологический разбор

По веткам прыгает белка.

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

АУКЦИОН «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»

Слайд 2

Тот уже когти распустил, Клюв кровавый навострил… Но как раз стрела запела, В шею коршуна задела- Коршун в море кровь пролил, Лук царевич опустил. Подчеркните существительные

Слайд 3

пункт первый презентации пункт второй презентации пункт третий презентации пункт четвертый презентации пункт пятый презентации

Слайд 4

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Слайд 5

Смелый - __________________________ Помогать - ________________________ Врачебный - _______________________ Храбрый-__________________________ Кричать - _________________________ Честный - ________________________ 1.Подберите однокоренное имя существительное.

Слайд 6

ЗНАЧЕНИЕ

Слайд 7

КОСМОНАВТ . ДЕЖУРНЫЙ. ОЛИМПИАДА. МОЛОДЁЖЬ. СПОРТ. ЗНАМЯ. МУЗЕЙ. МОСКВА . ВЛАДИВОСТОК. ЛЕВ. МАЛЫШКА. БЕЛИЗНА. 2.Подчеркните одушевлённые им.сущ . – простым карандашом, собственные – зелёным.

Слайд 8

РОД

Слайд 9

- сорока, улыбка, ромашка, степь, ягода; - печь, конь, речь, медаль, пристань; - дядя, тетя, брат, улыбка, сестра, мама; - озеро, море, зеркало, посуда, окно; - роза, нарцисс, пион, тюльпан; - яблоня, вишня, ива, слива, абрикос, груша. 3.Подчеркните «лишнее слово» в каждом ряду, объясните свой выбор:

Слайд 10

НЕПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ (ЧИСЛО)

Слайд 11

( Д,д ) евочка ( К,к ) атя ( К,к ) онь ( В,в ) оронок ( К,к ) орова ( П,п ) еструшка ( М,м ) альчик ( К,к ) остя ( У,у )лица ( П,п ) арковая ( С,с ) трана ( Р,р ) оссия 5. Подчеркните нужную для правописания имени собственного букву в скобках. девочка Катя конь Воронок корова Пеструшка мальчик Костя улица Парковая страна Россия

Слайд 12

АУКЦИОН «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока английского языка в 3 классе УМК «Английский язык. Brilliant » ав. Ларионова И.В., Комарова Ю.И.

Тема урока "Профессии."  Урок разработан по требованиями ФГОС  для 3 класса. Урок составлен на основе авторской программе  и основное внимание уделяется на формирование УУД. (Личностные...

Конспект урока по русскому языку на тему:"Склонение имён прилагательных во множественном числе"4 класс (конспект+презентация)

Конспект урока по русскому языку на тему:"Склонение имён прилагательных во множественном числе"4 класс (конспект+презентация)...

Урок - аукцион в 4-ом классе по русскому языку по теме "Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но"

Обобщение пройденного материала  по русскому языку по теме "Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но".Цель и зад...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...

Конспект урока по английскому языку "We Are Pirates" 2 класс УМК "Английский язык. Brilliant" 2 класс Ю.А. Комарова

КОНСПЕКТ УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКАТема: «We Are Pirates»Цели деятельности учителя: формирование произносительного навыка; закрепление ранее изученной лексики(black, white, red, yellow, blue,...

Конспект урока по английскому языку "We Must Find It!" 2 класс УМК "Английский язык. Brilliant" 2 класс Ю.А. Комарова

КОНСПЕКТ УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКАТема: «We Must Find It!»Цели деятельности учителя: формирование произносительного навыка; повторение ранее изученного материала: предлоги in, on, between, u...

Конспект урока по английскому языку "We Are Pirates" 2 урок 2 класс УМК "Английский язык. Brilliant" 2 класс Ю.А. Комарова

КОНСПЕКТ УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКАТема: «We Are Pirates»Цели деятельности учителя: формирование произносительного навыка; закрепление ранее изученной лексики(black, white, red, yellow, blue,...