КТП РУССКИЙ ЯЗЫК 3 КЛАСС К УЧЕБНИКУ Репкина
календарно-тематическое планирование по русскому языку (3 класс) на тему

Календарно-тематическое планирование по русскому языку к учебнику Репкина развивающее обучение Эльконина -Давыдова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_rus.yaz3_kl.docx91.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №18»

РАССМОТРЕНО

на заседании МО

учителей начальных классов

Протокол от

«  » августа 2018г.

№ 1

СОГЛАСОВАНО

 заместитель

директора  

__________________

Л.Л. Чеканова

«  29» августа  2018г.

РАССМОТРЕНО

на заседании педагогического

совета

протокол

от «  30» августа 2018г

№1

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ

«Гимназия №18»

______В.Д. Демидова

Приказ

от «31»августа 2018г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по учебному предмету «Русский язык»

3 «А» класс

2018-2019 учебный год

СОСТАВИЛ

учитель начальных классов

                                                                                                                                                                                                                                                                                      Разинькова Ольга Николаевна

                                                             


Пояснительная записка

Календарно-тематическое  планирование  по русскому языку для 3 «А» класса составлено на основе рабочей программы, разработанной группой учителей начальных классов  МБОУ «Гимназия №18».

 Календарно-тематическое планирование  по учебному предмету «Русский язык» обеспечено следующим методическим комплексом: учебник «Русский язык» в 2-х частях /В.В. Репкина, Е.В. Восторговой -М.:ВИТА- ПРЕСС,2018. Русский язык. В.В. Репкина, Е.В. Восторговой, Т.В. Некрасовой // Сборник примерных программ для начальной общеобразовательной школы /Сост.А.Б.Воронцов.-3-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.

        На изучение учебного предмета «Русский язык» отводится 170 учебных часов – 5 часов  в неделю.

           В данное календарно-тематическое планирование  изменения не внесены.

№ п/п

Название раздела,

темы

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Примечание

Основной закон русского письма (систематизация материала, изученного во 2 классе) – 25 часов(23ч+2резерв)

1

Постановка задачи: «Как устроено слово?» Наименьшие значимые части слова, способ их выделения

1

3.09

2

Наименьшие значимые части слова, способ их выделения

1

4.09

3

Многозначность слова

1

5.09

4

Ряд позиционно чередующихся звуков (фонемы) как строительный материал для значимых частей (на примере приставок)

1

06.09

5

Ряд позиционно чередующихся звуков (фонемы) как строительный материал для корней и суффиксов

1

07.09

6

Ряд позиционно чередующихся звуков (фонемы) как строительный материал для корней и суффиксов

1

10.09

7

Сильные и слабые позиции фонем. Звук сильной позиции как основной представитель фонемы

1

11.09

8

Оформление высказываний с репликами и поясняющими их словами автора

1

12.09

9

Реализация фонемы в разных позициях (после твердого и после мягкого согласного)

13.09

10

Способ определения фонемного состава слова. Фонемная запись слова.

1

14.09

11

Буква как знак фонемы. Основной закон русского письма. Основное орфографическое правило

1

17.09

12

Правило графики.

1

18.09

13

Применение общего орфографического правила к разным частям слов

1

19.09

14

«Неопределяемые (неприводимые к сильной позиции) фонемы»

1

20.09

15

Правописание слов с приставкой С-. Слова с буквой З- перед согласной в начале слова

1

21.09

16

Правописание слов с приставкой С-. Слова с буквой З- перед согласной в начале слова

1

24.09

17

Непроизносимые согласные

1

25.09

18

Непроизносимые согласные

1

26.09

19

Чередование звуков и фонем в корнях слов

1

27.09

20

Контрольный диктант №1

1

28.09

21

РР Смысл пословицы. Сочинение продолжения сказки. Знаки препинания при записи диалога.

1

01.10

22

Соотношение между написанием и звучанием слова

РР Развернутый письменный ответ по изученному материалу

1

02.10

23

РР Части текста

1

03.10

24

 «Применение общего орфографического правила к разным частям слова»

1

04.10

25

Анализ контрольной работы Применение общего орфографического правила к разным частям слова.

1

05.10

Окончание как значимая часть слова – 30 часов(23+7зерв)

26

Постановка задачи: «Зачем словам нужны окончания?» Работа основы слова

1

08.10

27

РР Выделение в тексте частей

1

09.10

28

Работа окончаний слов, называющих предметы (указание на  число, падеж)

1

10.10

29

Работа окончаний слов, называющих предметы (указание на  число, падеж)

1

11.10

30

 Словарный диктант№1Работа окончаний слов, называющих предметы (указание на  число, падеж)

1

12.10

31

Возможность замены слова, называющего предмет, указательным словом ОН (ОНА,ОНО, ОНИ) Стилистическая функция такой замены

1

15.10

32

Возможность замены слова, называющего предмет, указательным словом ОН (ОНА,ОНО, ОНИ) Стилистическая функция такой замены

1

16.10

33

Работа окончаний слов, называющих предметы (указание на род)

1

17.10

34

Работа окончаний слов, называющих предметы (указание на род)

1

18.10

35

Несовпадение наборов окончаний у слов разного рода

1

19.10

36

Отсутствие указаний на род у окончаний множественного числа

1

22.10

37

Омонимичные окончания слов, называющих предмет. Способ различения таких окончаний

1

23.10

38

Введение термина «падежные окончания»

1

24.10

39

 Предлоги как дополнительное средство связи названий предметов с другими словами в высказывании. Особенности изменения указательных слов при их употреблении с предлогами.

1

25.10

40

Предлоги как дополнительное средство связи названий предметов с другими словами в высказывании. Особенности изменения указательных слов при их употреблении с предлогами.

1

26.10

41

Правописание предлогов со словами

1

29.10

42

Правописание предлогов со словами

1

06.11

43

…………………………………………………………... Таблица падежных изменений слова, называющего предмет. Приведение слова к именительному падежу.

1

07.11

44

Таблица падежных изменений слова, называющего предмет. Приведение слова к именительному падежу.

1

08.11

45

 Способ определения падежа слова в высказывании (путем подстановки слова «стена»)

1

09.11

46

Способ определения падежа слова в высказывании (путем подстановки слова «стена»)Словарный диктант №2

1

12.11

47

Определение падежа слов во множественном числе

1

13.11

48

Определение падежа слов, называющих предметы

1

14.11

49

Определение падежа слов, называющих предметы

1

15.11

50

Работа окончаний слов, называющих признаки.

1

16.11

51

Постоянная и переменная работа слов, называющих предметы и признаки.

1

19.11

52

Систематизация сведений о работе окончаний слов, называющих предметы и признаки

1

20.11

53

РР План текста. Изложение с использованием плана.

1

21.11

54

Контрольная работа №1. Применение общего орфографического правила.

1

22.11

55

Анализ контрольной работы. Применение общего орфографического правила.

1

23.11

Применение общего орфографического правила к падежным окончаниям -30 часов(21ч+9резерв)

56

Постановка задачи: «Можно ли писать орфограмму в падежных окончаниях по закону письма?»

Понятие одного и того же окончания в разных словах

1

26.11

57

Понятие одного и того же окончания в разных словах

1

27.11

58

Понятие одного и того же окончания в разных словах

1

28.11

59

Четыре основных набора падежных окончаний, называющих предметы. Способ определения набора падежных окончаний по И.п. ед.ч.

1

29.11

60

Четыре основных набора падежных окончаний, называющих предметы. Способ определения набора падежных окончаний по И.п. ед.ч.

1

30.11

61

Работа окончания В.п. по указанию на то, какой предмет называет слово – живой или неживой

1

03.12

62

Определение набора падежных окончаний у слов, называющих предметы. Контрольное тестирование.

1

04.12

63

Определение набора падежных окончаний у слов, называющих предметы

1

05.12

64

РР Восстановление деформированного текста по плану. Изложение.

1

06.12

65

Буква Ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия.

1

07.12

66

Буква Ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия.

1

10.12

67

Позиционное чередование звуков в падежных окончаниях. Соответствие букв, обозначающих фонемы в слабых позициях в падежных окончаниях, закону письма.

1

11.12

68

Позиционное чередование звуков в падежных окончаниях. Соответствие букв, обозначающих фонемы в слабых позициях в падежных окончаниях, закону письма.

1

13.12

69

Способ проверки орфограмм в падежных окончаниях

1

14.12

70

Способ проверки орфограмм в падежных окончаниях

1

17.12

71

Порядок действий при проверке орфограмм в падежных окончаниях

1

18.12

72

Порядок действий при проверке орфограмм в падежных окончаниях

1

19.12

73

 Проверка орфограмм в падежных окончаниях в словах типа: папа, дедушка и т.п.

РР Планы в виде заголовков и вопросов

1

20.12

74

Проверка орфограмм в падежных окончаниях в словах типа: папа, дедушка и т.п.

РР Планы в виде заголовков и вопросов

1

21.12

75

Проверка орфограмм в падежных окончаниях ед.ч.

1

24.12

76

Проверка орфограмм в падежных окончаниях ед.ч.Контрольный диктант№2

1

25.12

77

Проверка орфограмм в падежных окончаниях мн.ч.

1

26.12

78

Проверка орфограмм в падежных окончаниях мн.ч.

1

27.12

79

Изменение основ при изменении некоторых слов

1

10.01

80

Проверка орфограмм в падежных окончаниях мн.ч.

1

11.01

81

Проверка орфограмм в падежных окончаниях мн.ч.

1

14.01

82

Проверка орфограмм в падежных окончаниях мн.ч.

.

1

15.01

83

РР Составление описания по заданному плану

1

16.01

84

Контрольная работа№2  «Проверка орфограмм в падежных окончаниях слов, называющих предметы и признаки»

1

17.01

85

Анализ контрольной работы «Проверка орфограмм в падежных окончаниях слов, называющих предметы и признаки»

1

18.01

Нефонемное написание в падежных окончаниях -20 часов(19ч+1 резерв)

86

Постановка учебной задачи: «В каких падежных окончаниях буквы нарушают закон письма?» Несоответствие ЗП буквы И в падежных окончаниях слов типа армия, здание, гербарий.

1

21.01

87

Проверка орфограмм в падежных окончаниях с учетом нефонемных написаний

1

22.01

88

Слова-двойники с основой – ИЙ

РР Составление текста поздравительной  открытки.

1

23.01

89

Разграничение слов на  –ия, -ие, -ий и слов, оканчивающихся на – ей.

1

24.01

90

РР Описание с учетом позиции наблюдателя.

1

25.01

91

Несоответствие ЗП написаний в окончаниях названий признаков (ы, и в окончаниях  -ый, -ий)

1

28.01

92

Несоответствие ЗП написаний в окончаниях названий признаков. ( буква Г в окончаниях – ого, -его)

1

29.01

93

Несоответствие ЗП написаний в окончаниях названий признаков. ( буква Г в окончаниях – ого, -его)

1

30.01

94

Несоответствие ЗП буквы Е в падежных окончаниях после шипящих и ц.

1

31.01

95

Несоответствие ЗП буквы Е в падежных окончаниях после шипящих и ц.

1

01.02

96

Список орфограмм – нарушителей в падежных окончаниях.

1

04.02

97

Список орфограмм – нарушителей в падежных окончаниях.

РР Выделение в тексте частей и подбор заголовков к ним.

1

05.02

98

РР Пересказ текста по составленному плану.

1

06.02

99

Проверка орфограмм в падежных окончаниях.

1

07.02

100

Проверка орфограмм в падежных окончаниях.

1

08.02

101

Проверка орфограмм в падежных окончаниях.

1

11.02

102

РР Изложение по составленному плану

1

12.02

103

Контрольная работа №3 «Проверка орфограмм в падежных окончаниях»

1

13.02

104

Анализ контрольной работы «Проверка орфограмм в падежных окончаниях»

1

14.02

Правописание личных окончаний – 35 часа

105

Постановка задачи: «Как проверить  окончания слов, называющих действия?» Работа окончаний у слов, называющих действие, в настоящем времени. Два типа спряжения слов, называющих действие

1

15.02

106

Определение работы окончаний в словах, называющих действие. Буква Ь после шипящих в личных окончаниях.

1

18.02

107

Образование слов, называющих действия, с помощью постфикса

1

19.02

108

Работа окончаний у слов, называющих действия в П.в.

1

20.02

109

Работа окончаний у слов, называющих действия в П.в.

1

21.02

110

Инфинитив и его окончания.

1

22.02

111

Соответствие букв, обозначающих фонемы в слабых позициях в окончаниях П.в., закону ЗРП. Проверка орфограмм в окончаниях П.в.

1

25.02

112

Фонемный характер написания гласных в личных окончаниях. Два набора личных окончаний.

1

26.02

113

Написание личных окончаний в словах с известным типом спряжения.

1

27.02

114

Написание личных окончаний в словах с известным типом спряжения.

1

28.02

115

Обозначение фонемы О после шипящих в безударных личных окончаниях.

1

01.03

116

Определение спряжения по одному из личных окончаний.

04.03

117

РР Изложение с изменением позиции рассказчика

1

05.03

118

Способ проверки орфограммы в формах на – тся , -ться.

1

06.03

119

Способ проверки орфограммы в формах на – тся , -ться.

1

07.03

120

Способ проверки орфограммы в формах на – тся , -ться.

1

11.03

121

Необходимость установления признаков слов, относящихся к одному из спряжений. Усекаемые и неусекаемые основы инфинитива

1

12.03

122

Необходимость установления признаков слов, относящихся к одному из спряжений. Усекаемые и неусекаемые основы инфинитива

1

13.03

123

Особенности слов 2 спряжения. Контрольное тестирование.

1

14.03

124

Проверка орфограмм в личных окончаниях с использованием схемы

1

15.03

125

Проверка орфограмм в личных окончаниях с использованием схемы

1

18.03

126

Проверка орфограмм в личных окончаниях с приставкой ВЫ-

1

19.03

127

Правописание личных окончаний в слове ГНАТЬ (иск.)

1

20.03

128

Правописание личных окончаний в слове СТЕЛИТЬ (образование личных форм от СЛАТЬ)

1

21.03

129

Правописание личных окончаний в слове БРИТЬ (неус. осн.  с заменой суффикса  И на Е)

1

22.03

130

РР Составление плана текста, в котором не выделены части

1

01.04

131

Правописание личных окончаний в слове ХОТЕТЬ (разноспрягаемое слово)

1

02.04

132

Определение спряжения по списку

1

03.04

133

Определение спряжения по списку

1

04.04

134

Проверка орфограмм в окончании слов, называющих действия Проверка орфограмм в окончании слов, называющих действия.

1

05.04

135

       Проверка орфограмм в окончании слов, называющих действия Проверка орфограмм в окончании слов, называющих действия

1

08.04

136

Проверка орфограмм в окончании слов, называющих действия Проверка орфограмм в окончании слов, называющих действия

1

09.04

137

Проверка орфограмм в окончании слов, называющих действия Проверка орфограмм в окончании слов, называющих действия

1

10.04

138

 Проверка орфограмм в окончании слов, называющих действия.

РР Описание игры

1

11.04

139

РР Сочинение в жанре репортажа.

1

12.04

Система орфограмм и способы их проверки – 30 часов(28ч+2 резерв)

140

Постановка задачи: «Как проверить орфограмму в высказывании». Орфограммы, связанные и несвязанные с обозначением фонем. Виды орфограмм, несвязанных с обозначением фонем.

1

15.04

141

Правило, регулирующее написание орфограмм, несвязанных с обозначением фонем.

1

16.04

142

Правило, регулирующее написание орфограмм, несвязанных с обозначением фонем.

РР Введение диалога в рассказ.

1

17.04

143

Орфограммы, связанные с обозначением фонем. Орфограммы сильных и слабых позиций. Список орфограмм сильных позиций и правила для них.

1

18.04

144

Орфограммы, связанные с обозначением фонем. Орфограммы сильных и слабых позиций. Список орфограмм сильных позиций и правила для них.

1

19.04

145

Способ проверки орфограмм слабых позиций. «Двойные» орфограммы.

1

22.04

146

Орфограмма «И,,Ы после Ц»

1

23.04

147

Разделительные Ь Ъ. «Непроверяемые» орфограммы.

1

24.04

148

Проверка орфограмм, связанных с обозначением фонем.

1

25.04

149

Контрольный диктант №4

1

26.04

150

Нефонемное написание вы корнях слов

 (-гор-, -гар-)

1

29.04

151

Нефонемное написание вы корнях слов

 (-гор-, -гар-)

1

30.04

152

Наличие орфограмм корня «с двойной проверкой» (на примере

 (зор-, -зар-)

1

02.05

153

Наличие орфограмм корня «с двойной проверкой» (на примере

 (зор-, -зар-)

1

03.05

154

РР Изложение

06.05

155

Фиксация порядка действия при проверке орфограмм в высказывании.  

07.05

156

Упражнение в определении и объяснении орфограмм разных типов и видов

08.05

157

РР Восстановление текста по плану

13.05

158

Упражнение в проверке орфограмм

14.05

159

Упражнение в проверке орфограмм

15.05

160

Упражнение в проверке орфограмм

16.05

161

Упражнение в проверке орфограмм

16.05

162

Упражнение в проверке орфограмм

17.05

163

Упражнение в проверке орфограмм

17.05

164

РР Свободный пересказ текста

20.05

165

 Свободный пересказ текста

20.05

166

Письменный пересказ сказки

21.05

167

РР Сочинение сказки

22.05

168

Контрольная работа №4 «Проверка орфограмм слабых позиций»

23.05

169

Анализ контрольной работы «Проверка орфограмм слабых позиций»

24.05

170

Повторение и закрепление изученного материала

24.05

ПРИМЕРНЫЕ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

Контрольное списывание:

         

1. Спиши текст по правилам.

Картина

Захотела свинья пейзаж писать. Подошла к забору, в грязи обвалялась. Потом потёрлась грязным боком о забор - картина и готова.

Свинья отошла, прищурилась и хрюкнула.

Подошли к картине обитатели двора и изо всех сил стали её расхваливать. Свинья лежала на боку, слушала похвалы и похрюкивала.

В это время пришёл маляр, пнул ногой свинью и замазал картину красной краской.

                                                                                                                                  По А. Толстому

2. Спиши текст по правилам.

Летняя прогулка

Хорошо летом в лесу, в поле. В соседней роще стройными рядами стоят белые березки. Сквозь листву на зелени травы играет золотистый луч утреннего солнца. Идешь по узкой тропинке, рвешь душистую землянику. По всей окрестности разливаются птичьи голоса.

За рощей в глубоком овраге бьет ключ. Сидишь на пенечке, держишь кружку  и кусок черного хлеба. Какие вкусные ягоды со свежим хлебом! Съешь завтрак и отправишься домой. (66 слов)

Словарный диктант №1

        Праздник, альбом, погода, заря, восток, овощи, овёс, пшеница, огород, вместе, понедельник, ракета.

Словарный диктант №2

        Обед, пирог, ужин, помидор, огурец, столица, четверг, шоссе, компьютер, вторник, среда, трактор.  

Словарный диктант №3

        Самолёт, трамвай, комната, север, берег, однажды, чувство, лестница, пятница, коллектив, килограмм, интересный, аккуратный, вокруг.

Словарный диктант №4

        Герой, завтрак, квартира, воскресенье, сирень, животное, поэт, гвоздика, одуванчик, песок, кровать, вторник, ромашка, растение.

Контрольный диктант №1

 «Повторение и систематизация изученного во 2 классе. Правописание слов с изученными орфограммами»

Осенний лес

    Октябрь. Деревья давно сбросили желтые листья. В лесу идет дождь, и листва на дорожках не шуршит под ногами. Дрозды кружились над рябиной. Они клевали гроздья сладких ягод. В дубках кричали сойки. Над елью пискнула синичка. Рябчики пролетели в лесную чашу.

   Слова для справок: сбросили, рябчик.

    З а д а н и я (на выбор учителя или учащихся): 1) подчеркнуть главные члены в любом предложении; 2) выделить корень в любом из выделенных слов; 3) подобрать к любому из выделенных слов 1—2 однокоренных и обозначить корень; 4) придумать 2—3 однокоренных слова, записать их и выделить в них корень; 5) найти в тексте два однокоренных слова и выделить в них корень.

Контрольный диктант №2 «Правописание частей слова»

Помоги птицам!

   Трещал сильный мороз. Ребята вышли на улицу. На березках висели кормушки. Мальчики положили туда кусочки сала. Скоро прилетели синички и воробьи. Они радостно защебетали. В стороне кружилась маленькая птичка с красной грудкой. Таня разбросала на снежок горстку семян. Снегирь подлетел и стал клевать вкусные зернышки. (47 слов.)

    2. З а д а н и я (на выбор учителя): 1) разобрать предложение (любое из первых трех) по членам предложения: подчеркнуть главные члены и выписать словосочетания; 2) разобрать любое слово по составу (кормушки, зернышки, маленькая, вкусные); 3) найти слово с приставкой и выделить ее; 4) выписать слово, в котором гласную или согласную в корне надо проверять; подчеркнуть в проверяемом слове орфограмму или орфограммы  и рядом написать проверочное; 5) подчеркнуть в словах первого предложения изученные орфограммы.

Контрольный диктант №3 «Части речи. Правописание слов с изученными орфограммами»

   Зимняя ночь. Маленькая сторожка лесника. Вокруг густой лес. Виталик смотрел из окна на лесную сказку. На звездное небо выплыл светлый месяц. Он осветил лесную окрестность. Снег заискрился блестками. На полянку вышли могучие олени. Ветвистые рога украшали их головы. Из ноздрей клубился пар. Лесные красавцы стали есть свежее сено. (48 слов.)

    Задания (на выбор учителя): 1) подобрать заголовок к тексту; 2) выписать любое прилагательное в единственном числе и определить его род, выделить окончание; 3) в пятом предложении над каждым словом указать известные части речи, подчеркнуть главные члены; 4) разобрать по составу слова голубенький, ветвистые.

Контрольный диктант №4 «Части речи. Правописание слов с изученными орфограммами»

Весной

   Весеннее солнце пригрело зимой. Зазвенела веселая капель. У домов галдят крикливые воробьи. С пригорков побежали говорливые ручейки. На полях зазеленели хлеба. Ветки ивы покрылись золотыми шарами. В лесу зацвели голубенькие подснежники. Синички весело перелетали с ветки на ветку. Они искали в складках коры деревьев червячков. Тетерева слетелись на поляны. Они чертили по земле крыльями и затевали шумные игры.Скоро прилетят на свою родину журавли. (65 слов.)

    З а д а н и я (на выбор учителя): 1) указать над словами части речи (третье или четвертое предложение); 2) определить время глагола (в первом, третьем и последнем предложениях); 3) разобрать слова по составу: прилетят, говорливые, подснежники; 4) разобрать по членам предложения седьмое предложение; 5) выписать глаголы, которые отвечают на вопрос ч т о с д е л а л и ?; 6) подчеркнуть орфограммы в пятом предложении.

Контрольная работа №1 «Состав слова. Правописание частей слова»

I вариант

   1. Прочитай предложения:

    1. Дикая утка вывела из осоки своих утят. 2. Цветет над водою водяная кашка. 3. Снежинки родились высоко над землей в снежных облаках. 4. Со своей волчихою голодной выходит на дорогу волк.

З а д а н и я: 1) выпиши однокоренные слова, выдели в них корень; 2) выпиши слова определенной структуры:

2.  Образуй однокоренные слова от данных слов: 1) при помощи приставок (ходить, писать); 2) при помощи суффиксов (туман, береза, двор); 3) при помощи суффикса и приставки (сад, сказ).

3. Разбери слова по составу: беленький, моряки, перестрелка, медведица, увидит, заморозки.

4. Запиши предложения,  раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы:

    1. (В)теплые страны (у)л.тают журавли. 2. Тихо падают (с)бере. лист.я.3. Около н.ры играют л.сята. 4. Над душ.стой кашкой круж.лась пч.ла. 5. (В)траве сверкали капли р.сы.

II вариант

1. Прочитай предложения:

        1. Жил старик со своею старухой у самого синего моря. 2. Скворчиха быстро влетела в скворечник. Скворец сел на ветку и запел. 3. Ель на ежика похожа: еж в иголках, елка тоже. 4. Гусь степенный в луже моет свой гусиный красный нос.

З а д а н и я: 1) выпиши однокоренные слова, выдели в них корень; 2) выпиши слова определенной структуры:

     2.  Образуй однокоренные слова от данных слов: 1) при помощи приставок (лить, плыть); 2) при помощи суффиксов (лес, глаз, стол); 3) при помощи суффикса и приставки (снег, мороз).      

 3. Разбери слова по составу: гнездышко, старушка, подкормка, посмотрим, длинный, перелески.

4. Запиши предложения раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы:

1. (Под)н.гами шурш.т сухая листва. 2. (В)воздухе л.тят паутинки. 3. В.дяной паук (с)мастерил домик (из)воздуха. 4. Вспыхнул первый луч со.нца. 5. (За)булькали на д.рогах весе..ие руч.и.

Контрольная работа №2 «Имя существительное»

I вариант

   1. Подчеркни в словах изученные орфограммы, укажи морфологические признаки имён существительных (одушевлённое или неодушевлённое, собственное или нарицательное, число, род):

Россия

объявление

килограмм

муравьи

разъезд

орешек

коллектив

2.  Определи падеж имён существительных в предложениях: 

1) Пчёлы выползли из улья. 2) Ребята разъезжали по озеру на плоту. 3) В тростнике плавал белый лебедь.

3. Подбери к данным именам существительным однокоренные имена существительные с  уменьшительно-ласкательными суффиксами: 

Берёза – берёзонька

горох –

огурец –

петух –

сердце –

молоток –

пирог –

4. Подбери к каждому имени существительному синоним:

Путь – дорога

труд -

друг –

зной –

детвора –

холод –

II вариант

1. Подчеркни в словах изученные орфограммы, укажи морфологические признаки имён существительных(одушевлённое или неодушевлённое, собственное или нарицательное, число, род):

Комната

сердце

Москва

заморозки

съезд

замочек

медведь

2.  Определи падеж имён существительных в предложениях: 

1) Мы шли от колодца к огороду по узкой тропе. 2) Олени уходили в глушь леса. 3) В окно трамвая влетел жёлтый осенний листок.

 3. Подбери к данным именам существительным однокоренные имена существительные с  уменьшительно-ласкательными суффиксами: 

Берёза – берёзонька

медведь –

морковь –

заяц –

солнце –

топор –

лодка –

4. Подбери к каждому имени существительному синоним:

Путь – дорога

луна -

неправда –

родник –

метель –

бездельник –

Контрольная работа №3 «Имя прилагательное»

I вариант

   1. Подчеркни в словах изученные орфограммы, подбери к каждому имени прилагательному подходящее по смыслу существительное:

Солёный …

морозные …

резкий …

классный …

известная …

сладкое…

2.  Выпиши из предложений словосочетания с именами прилагательными. Определи их число и род (в единственном числе): 

1) Воробышки игривые, как детки сиротливые, прижались у окна (С.Есенин).  2) И сверкает на морозе серебристый гладкий лёд (С.Маршак). 3) Чудная картина, как ты мне родна!(А.Фет).

3. К данным словам подобрать однокоренные имена прилагательные с любым из суффиксов: - ов-, -н-, -ск-, -ист-, -оньк-, -еньк-, -оват-, -лив-:

Урожай – урожайный, сентябрь - …, пух -  …, сон - …, старик - …, берёза - …, холод - ….

4. Подбери к каждому имени прилагательному антоним:

Тяжёлый – лёгкий

большой -

близкий –

старый –

горький –

печальный –

5. Выпиши те словосочетания, в которых имена прилагательные употреблены в переносном значении:

1) богатый урожай, богатый голос; 2) воздушная струя, воздушное печенье; 3) кудрявые волосы, кудрявая берёза.

II вариант

   1. Подчеркни в словах изученные орфограммы, подбери к каждому имени прилагательному подходящее по смыслу существительное:

Осенний …

гибкая …

субботнее …

морковный …

прелестный …

счастливые…

     2.  Выпиши из предложений словосочетания с именами прилагательными. Определи их число и род (в единственном числе): 

1) Раннее утро. Голубой расцвет. (В.Шишков). 2) Что, дремучий лес, призадумался? (А.Кольцов). 3) Сыплет дождик большие горошины, рвётся ветер (Н.Заболоцкий).

 3. К данным словам подобрать однокоренные имена прилагательные с любым из суффиксов: - ов-, -н-, -ск-, -ист-, -оньк-, -еньк-, -оват-, -лив-:

Урожай – урожайный, декабрь - …, камень -  …, забота - …, синева - …, красный - …, осина - ….

4. Подбери к каждому имени прилагательному антоним:

Тяжёлый – лёгкий

плохой -

глупый –

высокий –

здоровый –

жёсткий –

5. Выпиши те словосочетания, в которых имена прилагательные употреблены в переносном значении:

1) злой человек, злая вьюга; 2) горькое лекарство, горькая доля; 3) золотое кольцо, золотые руки.

Контрольная работа №4 «Глагол»

I вариант

   1. Подбери к данным словам однокоренные глаголы:

Подарок - подарить

помощь -

сторож –

обед –

дежурный –

весёлый –

полёт -

2.  Подчеркни изученные орфограммы, выдели в глаголах приставки, а в именах существительных - корень: 

Забивать молотком, посадить овёс, переходить дорогу, подъехать к берегу, нарисовать картину.

3. Выпиши глаголы, укажи время:

1) Скорый поезд прибыл в Москву. 2) Ярко светит весеннее солнышко. 3) В мае зазвучат в лесу птичьи песни. 4) Под лежачий камень вода не течёт. 5) Весной снег быстро растаял.

4. Подбери к данным глаголам глаголы с приставками:

Летать - улетать

плыть -

учить –

везти –

жалеть –

пить –

5. Выпиши те словосочетания, в которых глаголы употреблены в переносном значении:

1) летит время, летят самолёты; 2) играть на скрипке, нельзя играть с огнём; 3) бежит мальчик, бежит река.

II вариант

      1. Подбери к данным словам однокоренные глаголы:

Подарок - подарить

просьба -

больной –

решение –

морозный –

зелёный –

строитель –

 2.  Подчеркни изученные орфограммы, выдели в глаголах приставки, а в именах существительных - корень: 

Прочитать про медведя, подарить мальчику, вычистить посуду, подвести к магазину, въехать в деревню.

 3. Выпиши глаголы, укажи время:

1) Утренняя роса покрыла луговые травы. 2) Пушистые серёжки висят на осине. 3) Скоро прилетят на родину скворцы. 4) Умелые руки не знают скуки. 5) По небу плыло пушистое облако.

4. Подбери к данным глаголам глаголы с приставками:

Летать - улетать

ехать -

ходить –

нести –

читать –

лить –

5. Выпиши те словосочетания, в которых глаголы употреблены в переносном значении:

1) шепчет листва, шепчет подруга; 2) мчится поезд, мчатся года; 3) перейти улицу, перейти к новой теме.

Контрольное тестирование по теме «Имя существительное»

Вариант I

А1. Что обозначают имена существительные?

1) признак                     3) предмет

2) действие                   4) количество

А2. На какие вопросы отвечают имена существительные?

1) где? как?                    3) какой? как?

2) что делать?                4) кто? что?

А3. Найди ошибочное утверждение.

1) Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода.

2) Имена существительные изменяются по родам.

3) Имена существительные изменяются по числам.

4) Имена существительные изменяются по падежам.

А4. Найди имя существительное.

1) спортивный             3) читать

2) тринадцать              4) космонавт

А5. Отметь существительное, соответствующее схеме                                      

  1. подъезд
  2. разговоры
  3. дорожка
  4. посадка

В1. В какой строке приведены существительные только среднего рода?

1) край, колос, праздник, бабочка, метро, кофе, плечо

2) тарелка, лампа, бабушка, стрекоза, погода, дочь

3) гнездо, яблоко, крыло, пальто, полотенце, облако

4) конструктор, дедушка, проспект, учебник, учитель

В2.  В каком варианте падежные вопросы поставлены ошибочно?

1) родительный падеж — где? как?

2) винительный падеж — кого? что?

3) предложный падеж — о ком? о чём?

4) творительный падеж — кем? чем?

В3. Сколько существительных в стихотворении?

Белка щёлкает орешки

На дубу без всякой спешки.

Чистит десять штук за час,

Будет на зиму запас.

     1) 5                 2) 6                        3) 8                   4) 10

С1. В каком предложении выделенное существительное употреблено в творительном падеже?

1) Лесник расчищал в лесу просеку.

2)  К обеду ребята наловили много рыбы.

3)  Бабушка сварила вкусную уху.

4) Неожиданно из куста вылетела птичка и закружилась над нашими головами.

С2. В какой строке во все слова необходимо вставить Ь?

1) овощ.., мяч.., ёрш.., дич.., ноч.., крепыш..

2) реч.., вещ.., доч.., помощ.., мыш.., тиш..

3) печ.., малыш.., гараж.., лещ.., врач..

4) ёж.., карандаш.., чиж.., камыш.., калач..

Вариант II

А1. Что обозначают имена существительные?

1) признак                      3) действие

2) предмет                      4) количество

А2. На какие вопросы отвечают имена существительные?

1) как? где?                    3) кто? что?

2) что делать?                4) какой? как?

А3. Найди ошибочное утверждение.

1) Имена существительные изменяются по числам.

2) Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода.

3) Имена существительные изменяются по падежам.

4) Имена существительные изменяются по родам.

А4. Найди имя существительное.

1) увлекательный                   3) писать

2) двенадцать                          4) машинист

А5. Отметь существительное, соответствующее схеме            

  1. сумочка
  2. переход
  3. газетка
  4. походка

В1. В какой строке приведены существительные только мужского рода?

1) край, колос, праздник, бабочка, метро, кофе, плечо

2) тарелка, лампа, бабушка, стрекоза, погода, дочь

3) гнездо, яблоко, крыло, пальто, полотенце, облако

4) конструктор, дедушка, проспект, учебник, учитель

В2.  В каком варианте падежные вопросы поставлены ошибочно?

1) дательный падеж — кому? чему?

2) винительный падеж — кого? что?

3) предложный падеж — о ком? о чём?

4) творительный падеж — кого? чего?

В3. Сколько существительных в стихотворении?

У зайчика короткий хвост,

Чуткий нос и малый рост.

А на выпуклой макушке

Вверх торчат прямые ушки.

1) 5               2) 6               3) 8              4) 10

С1. В каком предложении выделенное существительное употреблено в родительном падеже?

1) Иду я с ружьём по лесу.

2) Мы просидели в палатке до ночи.

3)  В спальне на кровати сидела бабушка.

4) Остров покрылся зеленью.

С2. В какой строке во все слова не надо вставлять Ь?

1) ёж..,   карандаш.., чиж.., камыш.., калач..

2) овощ..,   мяч.., ёрш..,   дич..,   ноч..,   крепыш..

3) реч..,    вещ..,   доч..,   помощ..,   мыш..,   тиш..

4) печ..,    малыш..,   гараж..,   лещ..,   врач..

Контрольное тестирование итоговое

Вариант I

1. Укажи слово, в котором звуков меньше, чем букв.

  1. Человек                           2)чувство                    3)черепаха          4)Яков

2. Отметь словосочетание, в котором ударение падает на второй слог глагола.

  1. парить в бане
  2. парить в воздухе (о птице)
  3. бегать по траве
  4. думать о друге

3. Отметь слово, имеющее значение сильный дождь.

  1. Ураган                        2)ливень                           3)буря                     4)смерч

4. Укажи пару прилагательных, не являющихся синонимами.

  1. маленький — крошечный
  2. вежливый — любезный
  3. большой — огромный
  4. яркий — тусклый

5. Отметь предложение, содержащее фразеологизм.

  1. Раскалённое железо хорошо меняет форму.
  2. Мой друг довёл меня до белого каления глупыми вопросами.
  3. Раскалённое солнце садилось за горизонт.
  4. Для выпечки блинов необходима раскалённая сковорода.

6. Укажи слово с приставкой.

  1. Беседа                     2)бесполезный                                       3)белить                          4)беседка

7. Отметь слово, соответствующее схеме                                  •

1)Подъезд                       2)разговоры                              3)дорожка                                      4)бесцветный

8. В каком слове на месте пропуска пишется буква А?

  1.   пр...шло                       2) подготовка                            3) д…зволил                        4) з...капал

9. Укажи раздельное написание.

  1. (с)пасибо                            2)(по)мощь                  3)(от)несли                                 4)(по)оврагам

10. В каком ряду оба слова пишутся с разделительным Ь?

  1. от...явленный, прол...ёт
  2. печен...е, пал...то
  3. подоб...ёт, крыл...я
  4. в...езд, гус...ком (идти)

11. Выбери букву, которую нужно вставить в слова д...бро, д...лина, ук...лоть, м...лоденький.

  1. а                2)о                            3)е                                         4)и

12. Отметь словосочетание, в котором на месте пропуска ничего не пишется.

  1. прелес...ное дитя
  2. рез...ное оконце
  3. влас...ный голос
  4. говорил радос...но

13. Какое слово является проверочным для существительного моро...цы?

  1. розы
  2. моросить
  3. морозный
  4. морока

14. В каком ряду оба слова пишутся с двойными согласными?

  1. билет(н, нн)ая (касса), ва(н, нн)а
  2. воскре(с, сс)ный (день), хо(к, кк)еист
  3. су(б, бб)отник, дли(н, нн)ый
  4. И(н, нн)а, мали(н, нн)а

15. В предложении Дружным чириканьем провожали воробьи весенний день именем существительным является слово

  1. Весенний                           2)провожали                       3)чириканьем                                    4)дружным

16. Укажи ряд, в котором оба существительных среднего рода единственного числа.

  1. метро, забор
  2. мороз, иней
  3. кино, шоссе
  4. светофор, морковь

17. В каком имени существительном на конце не пишется Ь?

  1. мощ...          2)плющ..                          3)рож...                             4)глуш...

18. В каком из словосочетаний имя прилагательное употреблено в форме мужского рода?

  1. нов... полотенце                      2)нов... пальто    3)нов... куртка                 4)нов... листок

19. Отметь предложение, в котором род прилагательного не определяется.

  1. Сильный дождь начался неожиданно.
  2. Ночное небо было затянуто тучами.
  3. Зелёные травы были в росе.
  4. Мы посмотрели интересный фильм.

20. Выбери прилагательное, подходящее по форме к существительному метро.

  1. Глубокая                     2)новое                 3)красивые                               4)чистый

21. Отметь словосочетание, в котором глагол употреблён в форме множественного числа.

  1. решает задачу             2)перевозит груз    3)рисуют на песке     4)громко кричит

22. Укажи предложение, в котором глагол употреблён в форме настоящего времени.

  1. Поплавок запрыгал по воде.
  2. Дёргается тонкая удочка.
  3. Вот и поймалась рыбка.
  4. Рыбак закинул удочку ещё раз.

23. В каком предложении НЕ с глаголом пишется слитно?

  1. (Не) имей сто рублей, а имей сто друзей.
  2. За один раз дерева (не) срубить.
  3. В дом чужого (не) пущу, без хозяина грущу.
  4. Учитель (не) доумевал по поводу отказа ученика от участия в конкурсе.

24. Укажи повествовательное, невосклицательное предложение.

  1. Ветер приносит с лугов цветочный аромат.
  2. Хорошо живёт на свете Винни-Пух!
  3. Почему у ёжика столько иголок?
  4. Принеси, пожалуйста, мне воды.

25. В предложении Солнце уже довольно высоко стояло на чистом, небе грамматической основой является

  1. стояло высоко                
  2. солнце стояло
  3. уже довольно
  4. на чистом небе

26. В предложении До самых бровей нахлобучила зима белоснежные шапки на ели и сосны словосочетанием является

  1. зима нахлобучила                          2)шапки на ели       3)нахлобучила на ели        4)до бровей

27. Укажи предложение без однородных членов.

  1. Стоят лесные богатыри чинно и спокойно.
  2. В траве гудят жуки и мошки.
  3. И соловей эту песню пропел.
  4. Бабочки, стрекозы кружились над душистыми цветами.

28. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился связный текст?

  1. Они живут на печке.

Б) У кошки шесть котят.

  1. Она кормит их своим молоком.

Г) Слепые котята пищат и ищут мать.

  1. Г, В, Б, А
  2. Б, А, Г, В
  3. В, Б, А, Г
  4. А, Б, В, Г

29. Запиши пропущенные буквы в клеточки по порядку.

З...лёные ёлочки выг...баютп св...и к...лючие ве...ки.

30. Укажи имя прилагательное.

  1. Тенёк                            2)затенять                                    3)тенистый                           4)тень

31.* Прочитай текст.

Электромагнитные волны улавливает особый прибор. Он изобретён русским учёным Поповым. Прибор теперь называется радиоприёмником. Попов построил первую в мире радиостанцию. Началось применение радиосвязи на морских судах. Радиосигналы помогают спасать тысячи людей.

( По JI. Гумилевскому )

Выпиши в таблицу слова, соответствующие заданию.

32.* Подбери синоним к слову изобретён и составь с ним предложение.

_____________________________________________________________________________

33.* Найди и выпиши из текста задания №31* слово, имеющее значение колебательное движение в какой-либо среде. С какими словами оно может сочетаться? Составь с ним словосочетания и запиши их.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вариант II

1. Укажи слово, в котором все согласные твёрдые.

  1. часики
  2. морозы
  3. дыхание
  4. решётки

2. Отметь слово, в котором ударение падает на третий слог.

  1. бронзовый
  2. высокий
  3. выскочка
  4. выражение

3. Укажи значение слова заголовок.

  1. содержание литературного произведения
  2. название произведения
  3. основная мысль произведения
  4. часть произведения

4. Найди синоним к слову пёстрый.

  1. разноцветный
  2. тусклый
  3. серый
  4. тёмный

5. Дополни фразеологизм после ... в четверг.

  1. снега
  2. дождичка
  3. работы
  4. прогулки

6. Укажи слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

  1. котёнок
  2. водитель
  3. щётка
  4. речной

7. Отметь слово, соответствующее схеме.

  1. добрый                                      2)сумочка                             3)газетка
  2. довоенный

8. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

  1. закрепление
  2. п...чувствовать
  3. н…дводный
  4. н…вредил

9. Укажи раздельное написание.

  1. (у)крашение
  2. (у)зверька
  3. (у)пал
  4. (у)равнение

10. В каком ряду оба слова пишутся с разделительным Ь?

  1. прут...я, л...вята
  2. в...юга, ш...ю
  3. поп...ёт, сил...ный
  4. мален...кий, гост...я

11. Выбери букву, которую нужно вставить в слова в...лежник, тр...вянистый, нападение, вд...ли.

  1. е                2) и              3) о                 4)а

12. Отметь словосочетание, в котором на месте пропуска пишется буква Т.

  1. ранняя вес...на
  2. гряз...ные ботинки
  3. неумес.-.ное замечание
  4. полез...ный совет

13. Какое слово является проверочным для существительного перегоро...ка?

  1. город
  2. горка
  3. городки
  4. городить

14. В каком ряду оба слова пишутся с двойными согласными?

  1. Ро(с, сс)ия, ра(с, сс)каз
  2. тро(л, лл)ейбусный (парк), ряби(н, нн)овые (бусы)
  3. гра(н, нн)ица, ра(с, сс)матривать
  4. ра(с, сс)колоть, ма(с, сс)а

15. В предложении Здесь берёт начало великая русская река Волга именем существительным является слово

  1. берёт
  2. здесь
  3. начало
  4. великая

16. Укажи ряд, в котором оба существительных мужского рода единственного числа.

  1. стол, столешница
  2. изморозь, карандаш
  3. города,стол
  4. москвич, огурец

17. В каком имени существительном пишется на конце Ь?

  1. тиш…
  2. нож…
  3. грач…
  4. уж…

18. В каком из словосочетаний имя прилагательное употреблено в форме среднего рода?

  1. хорош... ученик
  2. хорош... папка
  3. хорош... дело
  4. хорош... осанка

19. Отметь предложение, в котором род прилагатель ного не определяется.

  1. Перед нами была высокая гора.
  2. Мы попали в старый город.
  3. Старику помогала тонкая трость.
  4. Весёлые клоуны пели песню.

20. Выбери прилагательное, подходящее по форме к существительному погода.

  1. весенняя
  2. хмурый
  3. печальное
  4. осенние

21. Отметь словосочетание, в котором глагол употреблён в форме единственного числа.

  1. учились писать
  2. говорили тихо
  3. ровно дышал
  4. увидели радугу

22.  Укажи предложение, в котором глагол употреблён в форме настоящего времени.

  1. Почтовый ящик не открылся.
  2. Мне придёт письмо.
  3. Я стою на деревянной скамейке.
  4. Бабочка вспорхнула с цветка.

23. В каком предложении НЕ с глаголом пишется слитно?

  1. В хмурый день наш кот Васька (не) лежит на крыльце.
  2. Прошли годы, но ничего (не) изменилось на нашей улице.
  3. Алёше в этот день (не) здоровилось.
  4. (Не) ищи красоты, ищи добра.

24. Укажи вопросительное предложение (знаки препинания не расставлены).

  1. Где находят корм зимующие птицы
  2. В саду шуршит сухой лист
  3. Хороша ель в лесу зимой
  4. Надо бороться с грязью и пылью

25. В предложении Нежно светится под кустом серебристый ландыш грамматической основой является

  1. светится под кустом
  2. серебристый ландыш
  3. светится ландыш
  4. нежно светится

26.  В предложении Охотник в густой траве наткнулся на маленького зайчишку словосочетанием является

  1. охотник в траве
  2. наткнулся на маленького
  3. в густой траве
  4. охотник наткнулся

27. Укажи предложение с однородными членами.

  1. Звенит золотой голосок малиновки.
  2. Не трещат в высокой траве кузнечики.
  3. Алиса сплела венок из маргариток.
  4. По дороге шла молодая женщина в белом платье и шляпке.

28. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился связный текст?

А) Целый месяц лечили ворону.

Б) Мальчик принёс ворону домой.

В) У вороны было сломано крыло.

Г) У леса Костя увидел большую ворону.

  1. Г, В, Б, А
  2. Б, А, Г, В
  3. В, Б, А, Г
  4. А, Б, В, Г

29. Запиши пропущенные буквы в клеточки по порядку.

На в...ршине пологого х...лма в...днелась не- б...лыиая дер...венька.

30. Укажи имя прилагательное.

  1. стоять
  2. стойкий
  3. стойка
  4. стой

31.* Прочитай текст.

Прекрасна Волга летом под яркими лучами солнца. Тёплый ветер дует с заливных лугов и несёт оттуда запах свежего сена. На пристанях пассажирам предлагают душистую лесную землянику. В июне вечерние зори догорают медленно. Воды уснувшей реки отражают голубые и розовые краски.      По Д. Мамину-Сибиряку )

 Выпиши в таблицу слова, соответствующие типам орфограмм и заданий.

32.* Подбери синоним к слову прекрасная. Какими частями речи они являются?

33.* Найди и выпиши из текста задания №31* слово, имеющее значение порт, причал. С какими именами прилагательными оно сочетается? Запиши построенные тобой словосочетания.

____________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тематическое планирование по русскому языку2 класс по учебнику Рамзаева

планирование содержит основные требования к уровню обученности учащихся...

Урок русского языка. (2кл, автор учебника М.С. Соловейчик)

Урок построен в технологии деятельностного метода....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Русский язык. За страницами учебника"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности  "Русский язык. За страницами учебника" 2 класс...

презентация к уроку русского языка "Из старинных учебников"

Презентация содержит дополнительный материал к конспекту урока русского языка "Из старинных учебников": страницы учебника К.Д.Ушинского, тексты для закрепления изучаемых понятий (слова назва...

ПЛАН урока французского языка Класс: 3 Учебник: Автор Кулигина А.С. Французский язык. Твой друг французский язык. Учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений. Тема урока: Рождество

Класс: 3Учебник: Автор Кулигина А.С. Французский язык. Твой друг французский язык. Учебник  для 3 класса общеобразовательных учреждений.Тема урока: РождествоЦель урока: формирование умений понима...

Технологическая карта урока по русскому языку "Знакомство с учебником "Русский язык ".Язык и речь ,их значение в жизни людей."

Познакомить с учебником русского языка, его структурой; дать первоначальное представление об устной и письменной речи и о языке как средстве речевого общения, об основных видах речевой деятельности че...