Урок. 2 класс. Общее понятие об имени существительном
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Григорьева Тамара Михайловна

Урок. 2 класс. Общее понятие об имени существительном

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   МБОУ Ленинская СОШ

                                Григорьева Т.М.

Урок русского языка во 2 классе

Тема урока:  Общее понятие об имени существительном.

Вид урока:         урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель: формирование общего понятия об имени существительном.

Задачи:        

- учить различать предмет и слово как часть речи;

- учить соотносить вопросы кто? и что?  и слово – название предмета;

- развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать;

- развивать речь учащихся.

Планируемые результаты:

Предметные:

научатся находить имена существительные, отличать от других частей речи;

 определять у имени существительного значение;

соотносить вопросы кто? что? и слово - название предмета;

Метапредметные :

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;

 освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

логические действия, установление аналогий, построения рассуждений;

готовность слушать собеседника и вести диалог;  излагать своё мнение и   аргументировать свою точку зрения;

адекватно взаимодействовать с партнёром, находить общее решение при выполнении     работы в паре;

овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями урока.

Личностные :

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных      ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить  выходы из спорных ситуаций;

установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.

Тип урока:  урок-открытие нового знания.

Методы обучения

По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно – поисковый.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесный, наглядный, практический.

По степени педагогического управления со стороны учителя: метод опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся с помощью источников информации.

Оборудование: мультимедийный проектор,компьютер

                                                   Ход урока:

  1. Организационный момент.

Прозвенел для нас звонок-

Начинается урок.

К нам без опоздания

Приходи, старание.

Помоги нам потрудиться:

Мы пришли сюда учиться!

-Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их.

II. Чистописание.  (Слайд 2) 

- Задание для чистописания подскажет скороговорка. Послушайте и повторите скороговорку: Проворонила ворона воронёнка.

- Какой звук  чётко слышится в каждом слове?  (Звук Р).

- Пропишите в тетрадях  буквы и их соединения. (Р  р  Рр  Ра  ря  Ре  рю).

- Запишите скороговорку, соблюдая нормы каллиграфии.

- Подумайте, чем интересны слова в этом предложении.  (Все слова родственные; однокоренные).

- Выделим корень в каждом слове. Подчеркнём в этом предложении главные члены.

Проверьте правильность определения главных членов. А какие орфограммы вы подчеркнули?

III. Орфографическая минутка.  (Слайд 3) 

1.Прочитайте слова

2. Вспомните  правила орфографии, которые мы уже  изучили.

3.Заполните  пропуски и раскройте скобки:  пруж _ на, туч _ ка, плат - е, (К,к)орова  (З,з)ойка,  ду(б,п)ки, сл(а,о)ны).  (работа по карточкам, взаимопроверка)

На  какие вопросы отвечают эти слова?

IV. Работа над новым материалом.  (Слайд 4) 

1) -  Ребята, посмотрите, что  изображено на экране?  (Картинки, предметы)

- Перечислите их.  (Бабочка, арбуз, мальчик, светофор, расчёска, свинья, ёжик, ножницы).

- Какие вопросы можно задать, чтобы любой человек перечислил эти изображения? (Что это? Кто это?) Как вы думаете, о чём мы будем говорить на этом уроке?

- Сегодня на уроке мы будем говорить о предметах и словах, которые их обозначают, узнаем как они называются.

(Слайд 5) 

- Бабочка, арбуз, мальчик, светофор, свинья, расчёска, ёжик, ножницы –  это

СЛОВА, КОТОРЫЕ ОБОЗНАЧАЮТ ПРЕДМЕТЫ  и называются  ИМЕНА  СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

Ребята, откройте страницу 45 учебника и  давайте прочитаем правило.

Что же обозначают имена существительные? (предметы) На какие вопросы они отвечают?

2) Игра «Рассади пассажиров».  (Слайд 6) 

- Давайте, поиграем, «рассадим пассажиров» по поездам. А правила игры нам подскажут вопросы. Как же будем «рассаживать пассажиров»?

(Для перемещения необходимо нажимать мышкой на рисунки предметов).

Ребята, почему у нас так распределились слова по вагончикам?

 (Слайд 7) 

- Сделаем вывод:

Слова  бабочка, мальчик, свинья, ёжик отвечают на вопрос КТО? и обозначают одушевлённые предметы. Это ОДУШЕВЛЁННЫЕ ИМЕНА  СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

Слова арбуз, светофор,  расчёска, ножницы отвечают на вопрос ЧТО? и обозначают неодушевлённые предметы.         Это НЕОДУШЕВЛЁННЫЕ ИМЕНА  СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

Физминутка  Во время физминутки постарайтесь запомнить как можно больше имён существительных.  Назовите, какие имена существительные вы запомнили?

3) (Слайд 8) 

- Посмотрите на рисунки. К каким существительным  можно задать вопрос КТО? И назвать их одушевлёнными?

к каким – ЧТО? (КТО? Бегемот, ёж, заяц. ЧТО?  Ели, рубашка, автобус).

- Запишите в тетради вопросы и слова к ним по вариантам.  1 вариант запишет одушевлённые существительные с вопросом, а 2 вариант неодушевлённые существительные с вопросом. (Проверяют работу вслух два ученика, по одному от каждого варианта).

4) Игра «Отгадай слово по первым буквам».   (Слайд 8) 

Вы правильно определили одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, а если правильно назовёте с какой буквы начинается каждое существительное, то

узнаете новое словарное слово. (Дети называют слово и первую букву в нём, учитель открывает буквы – двойной щелчок мышкой по рисункам).

- Какое же слово можно собрать из этих букв? Проверим по стрелкам.  (БЕРЁЗА)

- Что обозначает это слово? (Дерево; лиственное дерево; дерево с белой корой).

(Слайд 9) 

- Какую букву надо запомнить в слове берёза? Запишем новое слово, поставим ударение, подчеркнём орфограмму.

- Берёзу издавна считают символом России. Берёзу часто можно увидеть на картинах русских художников, ей посвящали стихи и песни.

А какие стихи и песни про берёзу вы знаете?  

Давайте мы с вами составим  предложение о берёзе и запишем его в тетради. Подчеркните в этом предложении главные члены.  (Стройная берёзка  растёт  у реки.)

Какой частью речи является подлежащее в этом предложении? А что Вы можете сказать об этом имени существительном? (неодушевленное).

5) (Слайд 10) 

- Прочитайте внимательно слова.

- Назовите среди них одушевлённые имена существительные (Кошка, черепаха, кабанчик).

- Назовите среди них  неодушевлённые имена существительные (Ковшик, туфли, тапочки, рубаха, лук, кабачок, платье, полка, пиджачок).

6) Игра «Кто быстрее всех прочтёт, слово лишнее найдёт?» 

Кошка, ковшик, черепаха,

Туфли, тапочки, рубаха,

Лук, кабанчик, кабачок,

Платье, полка, пиджачок.

- Объясните, почему вы так думаете. (Дети комментируют свой выбор лишних слов).

7)  Работа с учебником.

Ребята, упражнение 75  выполняем.

Проверка задания по слайду (слайд 11)  (работа по партам в паре)

7) Игра  «Развивающий канон» (Слайд 12)

- Посмотрите на слова в таблице, подумайте, каких слов не хватает.

КОРОВЫ

КОРОВНИК

МУРАВЬИ

?

?

КУРЯТНИК

(Слайд 13)

- Объясните, что общего между словами в каждой строчке?  (Животные и их жилище. Это родственные, однокоренные слова).

- Назовите корень в каждой паре слов.

(Слайд 14)

- Объясните, что общего между словами в каждом столбике?  (Слева – животные, справа - их жилище.)

- На какой вопрос отвечают слова в левом столбике, в правом? (Кто? Что?)

- Как назовём все существительные в левом столбике, в правом? (Одушевлённые, неодушевлённые).

V. Итог урока.

(Слайд 15) Обобщение об имени существительном.

- Ребята, с какой частью речи мы познакомились сегодня?

- Что вы  узнали об имени существительном? (Дети говорят с опорой на схему).

(Слайд 16) А на следующих уроках вы узнаете ещё больше нового и интересного!

- Понравился вам урок?

- Какое задание понравилось особенно?

Домашнее задание. Станица 45 правило, упражнение 76.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока в соответствии ФГОС "Общее понятие об имени существительном"

Самоанализ урокаТема урока: Общее понятие об имени существительном.Была поставлена цель урока: Формирование осознанного определения имени существительного по признакам (одушевлённое или нео...

Конспект урока русского языка .Тема. Общее понятие об имени существительном как части речи.

Предмет русский языкТема. Общее понятие об имени существительном как части речи.Класс 2Цель: способствовать ознакомлению с существительным как частью речи, его значением и употреблением в речи; ...

Конспект урока по русскому языку на тему "Общее понятие об имени существительном". 2 класс.

Конспект урока разработан по программе Школа России для учащихся 2 класса....

Конспект урока. Тема: "Общее понятие об имени прилагательном", 2 класс УМК "Школа России"

Предоставляю вашему вниманию технологические карты уроков по русскому языку. Надеюсь, информация будет полезна!...

Урок русского языка Тема. Общее понятие об имени существительном как части речи. 2 класс

Тема. Общее понятие об имени существительном как части речи....

Презентация к проекту урока русского языка по теме Общее понятие об имени существительном

Презентация к проекту урока русского языка по теме Общее понятие об имени существительном...