Заглавная буква в именах существительных
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Конспект урока по Русскому языку для 2 класса (Школа 2100).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык.

Программа: УМК «Школа 2100»

Тема урока: «Написание слов типа Орёл и орёл».

Тип урока: урок развития умений.

Техническое оснащение урока:

1. Компьютер.

2. Интерактивная доска.

3. Карточки со словами.

4. Индивидуальные листы для зарядки для глаз.

Учебно-методическое обеспечение:

УМК « Школа 2100», курс «Русский язык», Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Пронина, 2 класс.

Цели урока:

  • развитие умений конструировать предложения из слов;
  • дальнейшее обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Цели использования ИКТ на уроке:

  1. Формирование умения применять знания в новых условиях.
  2. Побуждение учащихся к самостоятельному, творческому поиску.
  3. Обеспечение интенсификации и оптимизации учебного процесса, реализации идей развивающего обучения и совершенствования форм и методов его организации.

Задачи педагога: 

- формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.


АЛФАВИТ.

НАПИСАНИЕ БОЛЬШОЙ БУКВЫ В СЛОВАХ.

Тема: Написание слов типа орёл и Орёл.

Цель:

 – развитие умений писать большую букву в кличках животных, различать и объяснять написания сходных в звучании

слов типа Шарик и шарик, Орёл и орёл.

Этапы урока

Ход урока

Ι. Актуализация знаний.

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать?

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

1. Разминка.

- Назовите всегда твёрдые согласные звуки.

- Какая буква вторая с начала алфавита?

- Вторая с конца?

- Какая часть слова стоит перед корнем?

- «К» - согласный звук, «о» - …

- Назовите слово, противоположное слову «утро».

- Звук, парный звуку «С».

- «Б».

- Часть слова, которая стоит после корня.

2. Словарная работа.

– Вставьте подходящие слова. Для этого вспомните эти поговорки.

Запишите. (Слайд 1)

Стреляный _____________, считать ___________, ____________

на хвосте принесла, как ____________ на сене.

(Воробей, ворон, сорока, собака.)

– Что означают эти выражения?

– С какой буквы написали эти слова?

– Что они называют?

3. Написание большой буквы в кличках животных.

– Представьте, что все эти животные ручные. Человек даёт им клички. Какую вы бы дали воробью? А вороне? Сороке? Собаке?

– Что такое кличка для животного? Зачем она нужна?

– Как же нужно их писать? Запишите придуманные клички животных.

– А теперь сравните их с названиями животных. Что вы заметили?

- Сделайте вывод.

– Как выбрать кличку животному?

Учитель читает стихотворение (оно может быть размещено на слайде): (Слайд 2)

Жили-были

Дед да баба

С маленькою внучкой.

Кошку рыжую свою

Называли Жучкой.

А Хохлаткою они

Звали жеребёнка.

А ещё была у них

Курица Бурёнка.

А ещё у них была

Собачка Мурка,

А ещё – два козла –

Сивка да Бурка!

(Ю.Черных)

– Правильно ли даны клички животным? Кого как надо назвать?

– Есть ли у животных имена, фамилии, отчества?

– А как же кот Матроскин? Это же, как он утверждает, фамилия?

4.Физминутка для глаз.

- Число, дату.

- Ж, Ш, Ц

- Б

- Ю

- Приставка

- Гласный

- Ночь

- «З»

- «П»

- Суффикс

Стреляный воробей - очень опытный человек, которого трудно провести, обмануть или удивить; бывалый человек. Считать ворон: отвлекаться, не обращать внимания, думать о своём. Сорока на хвосте принесла  Народн. Шутл. О неизвестном источнике сообщения, новости (уклончивый ответ на вопрос о чем-н. неожиданно услышанном или полученном). Как собака на сене: характеристика человека, который и сам не пользуется и другим не дает.

- С маленькой, строчной.

- Животных.

- Это как «имя» для человека, по нему отличают животное, зовут его, разговаривают с ним.

- Названия животных пишутся с маленькой буквы.

- Клички животных – это тоже имена собственные. Они пишутся с большой буквы. Названия животных пишутся со строчной буквы.

- Кошка Мурка, курица Хохлатка, собака Жучка...

Нет. Это у людей, а у животных – клички.

- Это сказка, а в сказках животные могут иметь имена, отчества и фамилии.

II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности.  Открытие нового знания.

Проблемная ситуация. (Слайд 3)

– Запишите предложение.

У меня есть шарик.

– Все ли одинаково написали?

– А о чём вы подумали?

Если в классе только один вариант ответа – все подумали о воздушном или каком-то другом шарике, то учитель может подсказать: о ком ещё можно сказать Шарик? (О собаке.)

– Перестройте предложение так, чтобы стало понятно, о каком шарике идёт речь.

– Как же можно написать одинаковые по звучанию слова? (С большой и маленькой буквы.)

– Составим план урока.

План (примерный)

  1. Почему слова звучат одинаково, а пишутся по-разному?
  2. Составление предложений с этими словами.

Открытие нового знания.

Работа проводится в группах.

Даны слова:

Орёл и орёл                                  Лев и лев

Земля и земля                              Лилия и лилия

Тигр и тигр                                  Шарик и шарик

Уголёк и уголёк                          Мишка и мишка

Пушок и пушок                           Роза и роза

Задание.

– Почему одинаковые по звучанию слова написаны по-разному? Предложите свои версии.

– Если слова называют имя (Лилия, Роза, Мишка, Лев), кличку животного (Уголёк, Пушок, Шарик), город (Орёл), планету (Земля), название реки (Тигр)то это имена собственные, они пишутся с большой буквы.

– А если слова называют животное, предмет, цветок, гриб, то они пишутся с маленькой (строчной) буквы.

– Составьте два предложения так, чтобы было понятно, в каком значении употреблено каждое из данных слов.

Орёл и орёл.

Орёл – это название (имя) города, а орёл – название птицы. Одно слово обозначает два разных предмета (понятия), одно из названий (название города) – имя собственное, оно пишется с большой буквы.

– Город Орёл так назвали, наверное, потому, что там было много орлов.

– Сравните свои выводы с авторским в конце упр. 158.

Физминутка.

- О воздушном шарике/о собаке по кличке Шарик.)

У меня есть воздушный шарик.

У меня есть собака Шарик.

Дети делают предположения от групп. Все версии выслушиваются (можно не повторять все, а только добавлять, если есть отличия). Затем делается вывод (обобщение).

В Орле у меня живёт бабушка. Своё гнездо орёл свил высоко в горах.

ΙΙI. Развитие умений – применение знания.

1. Подберите слова к рисункам. (Слайд 4)

Рисунки: роза, мальчик, груша, девочка, рыба, лилия.

Слова: Роза, карп, лилия, роза, Карп, груша, Груша, Лилия.

- Почему к некоторым картинкам можно отнести несколько слов?

- Почему одни слова пишутся с маленькой буквы, а другие с большой?

2. Узнайте сказочных героев и правильно запишите их имена. (Слайд 5)

Доктор Айболит, Карлсон, Буратино, Золушка,Незнайка, Дюймовочка, Красная Шапочка, Кощей Бессмертный, Мальвина, Карабас Барабас.

ΙV. Итог урока.

– Что нового узнали?

– Что поможет правильно написать одинаково звучащие слова? (Предложение, из которого будет понятно значение слова.)     

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

Самооценка. Отметка учителя.

V. Домашнее задание.

Придумайте четверостишье, используя слова, когда одно и то же слово пишется то с большой буквы, то с маленькой.

Пример: Возвращаясь под вечер с поля,

               Потеряла серёжку Поля.

               Ту серёжку нашёл Серёжка,

               Прибежал, постучал в окошко:

               - Отыскалась твоя серёжка!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Словарная работа Вставьте подходящие слова. Для этого вспомните эти поговорки. Стреляный ________, считать _______, ____________ на хвосте принесла, как ___________ на сене.

Слайд 2

Прочитайте. Кого как надо назвать. Жили-были дед да баба С маленькою внучкой. Кошку рыжую свою Называли Жучкой. А Хохлаткою они звали жеребёнка. А ещё была у них курица Бурёнка. А ещё у них была собачка Мурка. А ещё два козла – Сивка да Бурка. Проверьте себя. Кошка Мурка, курица Хохлатка, собака Жучка, корова Бурёнка, жеребёнок Сивка или Бурка.

Слайд 3

Определяем основной вопрос урока Запишите предложение. У меня есть (Ш, ш)арик. Все ли одинаково написали? О чём вы подумали? Перестройте предложение так, чтобы стало понятно, о чём или о ком идёт речь. Как же можно написать одинаковые по звучанию слова? Какой возникает вопрос? ?! Как выбрать правильное написание? У меня есть воздушный шарик. У меня есть собака Шарик.

Слайд 4

Развиваем умения Роза, карп, лилия, роза, Карп, груша, Лилия, Груша. Подберите слова к рисункам. Проверьте себя. роза карп Карп Лилия Груша Роза лилия груша Почему к некоторым картинкам можно отнести несколько слов?

Слайд 5

Развиваем умения Узнайте сказочных героев и правильно запишите их имена. Проверьте себя. Доктор Айболит, Карлсон, Буратино, Золушка,Незнайка, Дюймовочка, Красная Шапочка, Кощей Бессмертный, Мальвина, Карабас Барабас.

Слайд 6

Домашнее задание Возвращаясь под вечер с поля, Потеряла серёжку Поля. Ту серёжку нашёл Серёжка, Прибежал, постучал в окошко: -Отыскалась твоя серёжка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов, газет»

Цель:обеспечить закрепление знаний о правописании большой буквы в именах людей и кличках животных, способствовать формированию системы знаний о правописании большой буквы в названиях стран...

Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей." 2 класс Школа России

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей.Цели урока:•  формировать умение писать с заглавно...

Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет." 2 класс Школа России

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет.Цели урока:•  формировать...

конспект урока по русскому языку на тему: "Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей" 2 класс

Конспект урока по русскому языкуТема "Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей"Цели деятельности учителя: формировать умения писать с заг...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Заглавная буква в именах существительных собственных".

В данной публикации содержится технологическая карта урока русского языка по теме "Заглавная буква в именах существительных собственных". 2 класс, УМК "Школа России"....

Заглавная буква в именах существительных

Методическое руководство к урокуТема: Заглавная буква  в именах существительныхКласс: 2Тип урока: повторение и обобщение пройденного материала.Цель урока: обобщить знания учащихся об употреблении...