Урок русского языка в 4 классе по теме «Синонимы»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Невзорова Гульнара Масгутовна

Урок русского языка в 4 классе по теме «Синонимы» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока20.29 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе по теме «Синонимы»

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Цели: актуализировать знания о синонимах и познакомить учащихся с понятием  синонимический ряд;

Задачи урока: знать понятия «синоним», «синонимический ряд»; уметь подбирать синонимы к предложенным словам, составлять синонимические ряды, находить синонимы в тексте.

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Планируемый результат: в ходе урока учащиеся получат знания о синонимах и синонимическом ряде, узнают об использовании синонимов в художественных текстах и их роли в устной и письменной речи; научаться распознавать синонимы в текстах, объяснять свою точку зрения, делать выводы.

Оборудование к уроку: мультимедийное оборудование, презентация по теме «Синонимы», словарь синонимов, раздаточный материал, стикеры.

Ожидаемый результат: Ученики умеют находить синонимы в тексте, умеют составлять синонимические ряды.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент (1-2 минуты)

      Как и много веков назад, так и сегодня люди продолжают верить в то, что если увидеть падающую звезду и загадать желание, оно обязательно исполнится. Я прошу вас обменяться звездочками – желаний, которые вы сделали дома. Я тоже приготовила звезду и хочу пожелать вам успешного, интересного и познавательного урока.

Так же я хочу угостить вас конфетами, но съедим их только после урока.

(Займите своё место)

  1. Актуализация знаний

(4-5 минут)

Стихотворение:

Чтобы грамотным быть

Русский язык надо любить!

Правила надо все изучать,

И грамотно уметь писать.

Вот сейчас мы и проверим, какие вы знатоки русского языка. Поработаем в парах. Я вам раздам вопросы, вы должны задать их друг другу и если ваш сосед ответит правильно  вы должны поднять звезду.

Пример: 1. Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?

      2 Как проверить безударную гласную?

Молодцы . Очень много звёзд зажглось на нашем классном небосклоне.

  1. Постановка учебной задачи

Число и классная работа у нас с вами уже записана в тетради. А сейчас давайте запишем пословицу:

НЕ СПЕШИ ЯЗЫКОМ, ТОРОПИСЬ ДЕЛОМ.

Как понимаете данную пословицу? ( ответы детей)

( Эта  пословица очень  древняя. Она была  взята из первой книги христиан Библии

Смысл заключается в том, что самые прекрасные планы могут остаться планами, если не будут прияты конкретные  действия по их воплощению в жизнь.)

А теперь давайте поиграем. Я вам буду называть слова, а вы мне противоположное слово:

Добрый - злой

Трусливый – смелый….

Как называются данные слова? Антонимы

А теперь я усложню задание: необходимо подобрать близкое по значению:

Пёс – собака

Доктор – врач….

Молодцы! С заданием справились .

Как называются слова, которые вы сейчас подбирали? Давайте закрепим,  сделав минутку чистописания . Вам необходимо безотрывно записать буквы

Дсдидндодндидмдыд ( карандашом зачеркните повторяющуюся букву)

Какое слово получилось? Над чем мы сегодня будем работать?

Что такое синонимы?

Давайте вернёмся к нашей пословице. Прочитаем и найдём в ней синонимы. Подчеркните их карандашом

НЕ СПЕШИ ЯЗЫКОМ, ТОРОПИСЬ ДЕЛОМ.

Для чего нужны синонимы?

( синонимы нам необходимы, так как они делают нашу речь яркой, образной и выразительной, помогают избежать повторов)

  1. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)    

А сейчас давайте применим наши знания на практике. Замените в предложении повторяющиеся слова синонимами ,( смотрите на презентацию)

А) На красивой клумбе растут красивые незабудки и красивые анютины глазки.

Слова для справок: милые, дивные, живописные.

Б) Большие корабли бороздят большие моря и большие океаны.

(Слова для справок:  бескрайние, огромные, мощные, необъятные; )

Молодцы коллективно вы справились с заданием.

А теперь вы будете работать в группах . А мы посмотрим какая команда работает дружнее. ( Будьте внимательны задания разные, внимательнее читайте)

Запишите в тетрадь то, что у вас получилось.

1 группа

                Лесная сказка.

Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц…

2 группа

Лесная сказка

Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы.

3 группа

Зима прошла в трудах, в работах над книгой.

Женщина всегда о ком-нибудь заботится, кого – нибудь всё время оберегает 

- Не надо клятвы, - сказала Лиза, - довольно одного твоего обещания. 

4 группа

Нет более робкого животного, чем заяц.  Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища. Много у робкого зайчика врагов.

Слова для справок: робкий, пугливый, трусливый, боязливый. 

Физ- минутка. Игра топайте-хлопайте: Если пара слов синонимы – хлопайте, если антонимы – топайте, если омонимы тишина.

Носом написать в воздухе : Я молодец.

  1. Первичное закрепление

(4-5 минут)

Давайте не много отдохнём и поиграем. И мы посмотрим, кто из вас самый внимательный

Игра «Найди лишнее слово»

Вкусный, аппетитный, крепкий, лакомый.

Грустный, печальный,  усердный, скучный, невесёлый.

Задира, забияка,   драчун,     шалун.

Грустный, старый,  пожилой, престарелый.

Умный, неглупый, мудрый,   толковый, разумный, честный

  1. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

(4-5 минут)

Научились пользоваться синонимами. Если я вам дам творческое задание вы с ним справитесь? Вы с ним справитесь, если будете внимательными и  дружными.

Синквейн со словами : осень, солдат, школа, семья

  1. Включение нового

знания в систему знаний и повторение.

(7-8 минут)

  1. Рефлексия деятельности.

Чему мы учились на уроке? Вы поняли для чего синонимы? Где мы можем применить наши знания?

Мы с вами ещё раз убедились, как богат и разнообразен наш любимый русский язык.

Вот сейчас вы можете съесть свою конфетку и угостить наших гостей.

(Итог урока 2-3 минуты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка, 2 класс по теме:"Имя существительное. Урок-обобщение".

Урок русского языка по программе "Школа России". Это обобщающий урок по теме: "Имя существительное". Урок проводится в виде игры. Дети отправляются на поиски клада. Помимо воспитательных и развивающих...

Урок русского языка 4 класс по теме "Наречие"

Урок русского языка в 4 классе по теме "Наречие как часть речи" по учебнику Русский язык (автор В.П.Канакина). Урок составлен с использованием технологии критического мышления (приём тонкие и толстые ...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Презентация к уроку русского языка 2 класс. По теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра "Счастливый случай ". Программа 2100

Презентация по русскому языку, по теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра "Счасливый случай". Программа 2100. ФГОС....

Презентация к уроку русского языка 3 класс по теме "Синонимы"

Презентация может быть использована на уроке русского языка в 3 классе по теме "Синонимы" (программа "Перспектива")...

Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" урок изучения нового материала

Конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" в 4 классе. Это урок изучения нового материала по программе "Школа 21 век". Урок соответствует требованиям ФГОС....

конспект урока русского языка 4 класс по теме "Правописание -тся, -ться в глаголах"(урок ЭОР)

Конспект урока русского языка . Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний, с технологией ЭОР. Это удобный вариант для дистанционного обучения школьников, имеющих проблем...