Конспект урока по математике "Задача и загадка"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Вершинина Ульяна Александровна

Математика-этот урок обеспечит условия для выявленияобучающимися различий между задачами и загадками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_po_matematike_1_kl.docx37.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

1. Тема: Задачи и загадки

2. Предмет: математика

3. Класс: 1

4. Учитель: Вершинина У.А.

5. Образовательное учреждение: МБОУ «Сусоловская ООШ»

6. Краткое описание:  Технология построения урока – проблемно-диалогическая. Урок предполагает работу в парах, группах. Используется технология критического мышления.

7.Тип урока: открытие новых знаний

8.Критерии оценки: умение различать задачи и загадки.

9.Планируемый результат:

Предметные умения

- знать составные части  задачи и загадки;

- уметь находить по отличительным особенностям задачи

 Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

 - определять общие для всех правила поведения ;

 - определять правила работы в группах;

 - оценивать  усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);

 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

 - определять и формулировать цель деятельности на урок вместе с учителем ;

 - проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

 - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  - отличать верно выполненное задание от неверного;

  - осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль;

  - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

 Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике, тетради;

 - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

 - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

 - проводить анализ учебного материала;

 - проводить классификацию, указывая на основание классификации;

  - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

  Коммуникативные УУД:

 -  слушать и понимать речь других;

 - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

 -владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Групповая

Работа в парах

Индивидуальная

Книгопечатная продукция

Р.Г.Чуракова. Математика. 1 класс. Часть 2.

Тетрадь для самостоятельной работы №2

11. Цель: создание условий для овладения обучающимися знаниями об отличительных особенностях задачи и загадки.

12.Цель ученика: узнать, чем похожи  и чем отличаются «задачи» и «загадки».

Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока

Дидактические задачи

Организационный

(этап мотивации)

Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Актуализация  опорных знаний и умений

Активизация соответствующих мыслительных операций  (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).

Постановка учебной проблемы

Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.

Формулирование проблемы, планирование деятельности

Создание условий для формулировки цели урока  и постановки учебных задач.

Открытие нового знания

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.

Применение новых  знаний

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Рефлексия учебной деятельности

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.

Ход урока

Этапы урока

Формируемые умения

Действия учителя

Действия учеников

Организационный

Метапредметные (УУД):

регулятивные:

-осуществлять  самоконтроль;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

-уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

-владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

- Здравствуйте, ребята!

Долгожданный дан звонок,

Начинаем наш урок.

-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь!

Поприветствуйте наших гостей, улыбнитесь им!

-Спасибо. Садитесь.

Урок математики. Проверим наше рабочее место. Что приготовили к уроку?

Зачем мы проверили наше рабочее место?

Итак:

- Руки?          -  На месте!

- Ноги?          -  На месте!

- Локти?        -  У края!

- А спина?     -  Прямая!

Психологический настрой на урок.

Обучающиеся проверяют  правильность расположения учебников и школьных принадлежностей.

Обучающиеся высказывают свои предположения о необходимости правильной организации своего «рабочего места»

Обучающиеся проверяют  правильность посадки.

Постановка учебной задачи

Метапредметные (УУД):

познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные:

-высказывать свое предположение;

коммуиникативные:

-точно и полно выражать свои мысли

- Начнём работу в учебной книге. Откройте «Содержание».

Найдите страницу, на которой нужно открыть учебник.

- Проверим, на какой странице вы открыли учебники.

Прочитайте тему урока.

Вам эти слова знакомы?

Где вы слышали слово «задача»?

Где вы слышали слово «загадка»?

А Миша эти слова вчера услышал от Маши. А сегодня он пришел с прогулки и увидел, что Маша о чем-то сосредоточенно думает. Он спросил:

-Маша, о чем ты думаешь?

-Я пытаюсь понять, как отличить задачу от загадки, но у меня ничего не получается!

-Прочитай мне,- сказал Миша.

Маша прочитала.

Стр.30 №1  Прочитайте первый текст. Назовите условие. Назовите требование.

Прочитайте второй текст. Назовите условие. Назовите требование.

Миша воскликнул:

-Так они ничем не отличаются: есть и условие и требование.

Ребята, а вы как думаете: задача и загадка – отличаются? Обсудите в паре.

Фронтальная работа по учебнику

Учитель рассказывает интригу учебника

Предположения ребят.

Работа в паре

Формулирование цели, планирование деятельности

Личностные:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом,  (зачем?).

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

- определять последовательность действий на уроке.

У нас получились разные мнения. Значит нужно разобраться. Вы готовы разобраться и помочь Маше?

-У нас есть  задача и загадка. Что же мы сегодня Маше должны объяснить?

-Значит цель нашего урока…

-Чтобы отличить задачу от загадки необходимо иметь знания.

-Исходя из того что мы знаем и не знаем, давайте составим план работы.

Что мы  знаем?

1.Повторим, что знаем о задаче и загадке.

Что мы не знаем или мало знаем и хотим об этом узнать?

2.Узнать, как  отличить загадку от задачи.

Чему мы должны научиться?

3.Научиться отличать задачу от загадки.

- Отличие задачи от загадки

(цель фиксируется на доске)

Обучающиеся ставят перед собой учебные задачи.

(Задачи фиксируются на доске).

Что такое задача, загадка

Как  отличить задачу от загадки

Актуализация опорных знаний и умений

Метапредметные (УУД)

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы, используя информацию кластера;

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

-Первый пункт плана: повторим, что знаем о задаче и загадке.

Я приготовила для вас карты. Но кто- то стер некоторые гроздья! Поможете восстановить? (Приложение 1)

(Во время заполнения  карт уточняем, что такое условие, требование, решение, ответ.)

-Первый пункт плана выполнили?

-Можно отдохнуть.

Динамическая пауза

Фронтальная работа.

Работа с  картами

Открытие нового знания

Предметные:

-знать отличительные особенности задачи и загадки;

Личностные:

- определять общие для всех правила поведения ;

- определять правила работы в группах;

-оценивать  содержание усваиваемого материала  (исходя личностных ценностей).

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- работать по плану;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

 познавательные:

- ориентироваться в учебнике;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

-  овладевать умением поиска и выделения необходимой информации;

- уметь  сравнивать, объясняя  выбор критерия для сравнения;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Переходим ко 2 пункту плана:  узнать как  отличить задачу от загадки.

Скажите, по каким признакам Маша  отличала задачу от загадки? (условие и требование)

Этого было достаточно? (нет)

Что вы можете предложить?

Итак, группам предстоит провести исследование и узнать, по каким  же признакам можно отличить задачу от загадки. А помогут вам в этом  карты  «задача» и «загадка».

Собрались в команды.

Договоритесь, кто будет командиром.

Командиры, возьмите у меня план вашего исследования.

 (Приложение 2)

-Работу заканчиваем. Командиры, представьте свои исследования.

(От каждой  группы  командир представляет

свое исследование.

В конце  выступления  красным магнитом отмечаем на карте отличие задачи от загадки)

Зеленый магнит – общее.

Красный магнит – отличие.

-Молодцы ребята! Очень хорошо потрудились. Давайте еще раз посмотрим, какие признаки нам помогают отличить задачу от загадки.

Групповая работа

Командиры представляют свои исследования, отмечают магнитами разного цвета общие и отличительные особенности задачи и загадки.

Первичная проверка понимания нового материала

Предметные:

-знать отличительные особенности задачи и загадки;

- владеть способами сравнения задачи от загадки;

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- отличать верно выполненное задание  от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- осуществлять анализ учебного материала;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Давайте вернемся к Машиным задачам.

Прочитайте первый текст. Что это?(загадка)

Докажите! (требование – сколько, ответ - слово)

(И так проработать со всеми текстами)

Работа по учебнику.

Ребята доказывают, какой текст является задачей, какой загадкой.

Применение новых знаний

Предметные:

- уметь определять по изученным признакам является ли текст задачей;

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- отличать верно выполненное задание  от неверного;

- осуществлять взаимоконтроль;

познавательные:

- осуществлять анализ учебного материала;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

-Продолжим работу в тетради с печатной основой.

-Откройте страницу 54, №1

-Прочитайте задание и выполняйте.

 По окончании работы проверьте друг у друга.

Самостоятельная индивидуальная работа в тетради для самостоятельной работы.

Взаимопроверка. Оценивание правильности выполнения работы смайликами.

  Ошибок нет

     

    Ошибки есть

Рефлексия

Личностные:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные (УУД):

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль по образцу;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

-Закройте тетради и учебники, положите на край стола.

- Ребята, это было последнее задание. Можем ли мы закончить урок?

-Какую цель мы ставили?

 -Проверьте себя. Попробуйте заполнить таблицу (Приложение 3).

Проверьте по образцу.

Пришло время оценить себя по волшебной линеечке.

.

Урок закончен. Спасибо.

- Нет, так как   мы  не  проверили, достигнута ли цель, которую мы ставили в начале урока.

-Отличие задачи от загадки.

Самостоятельное заполнение карт  с проверкой по образцу.

Обучающиеся  оценивают по волшебной линеечке свой успех по данной теме.

 

.

Приложение 1

Приложение 2

План исследования задачи и загадки.

1. Узнайте, могут быть в условии  числа  

                  в задаче     и      загадке

2. Сравните         требование 

                     в задаче     и      загадке

3.  Нужно ли     решать

              задачу           и          загадку?

4.Что является     ответом

             задачи            и           загадки?

5. По каким признакам можно отличить задачу от загадки?

Приложение 3

                              Образец.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока развития речи по русскому языку во 2 классе по теме: "Пробуем сочинять загадки"

Конспект урока развития речи по русскому языку  во 2 классе, тема урока:  "Пробуем сочинять загадки". Автор учебника С.В. Иванов "Русский язык" 2 класс, изд. "Вентана-Граф"( УМК "Начальная ш...

Русские народные сказки, загадки, скороговорки. (конспект урока по внеклассному чтению.2 класс)

Русские народные сказки, загадки, скороговорки. (конспект урока внеклассного чтения.2 класс). На уроке представленна работа в парах и группах...

Конспект урока по литературному чтению для 1 класса. Обобщение по теме «Читаем сказки, загадки, скороговорки».

Методическая разработка урока по литературному чтению в 1 классе в условиях ФГОС.  Создание условий для организации работы учащихся по повторению и обобщению знаний, полученных при изучении темы ...

Конспект урока по изобразительному искусству "Загадки белого и черного. Графика: линия, штрих, силуэт, симметрия" УМК "Перспектива"

Цель: формирование понятия «симметрия», «графика», умения выражать в творческой работе свое отношение к выразительности белого и черного цветов в искусстве графики; развит...

Конспект урока литературного чтения «Сказка, загадки, небылицы» (УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя: совершенствование и углубление знаний о жанрах устного народного творчества: сказках, загадках, небылицах; формирование интереса к устному народному творчеству; совершенство...

Конспект урока по литературному чтению "Загадки, песенки, потешки" (УМК "Школа России", 1 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с жанрами устного народного творчества: загадками, песнями, потешками; обучение отгадыванию загадок и составлению своих; ознакомление с напевностью рус...