Конспект урока " Корень слова с чередованием согласных".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Васильева Ирина Юрьевна

                                                                              КОНСПЕКТ урока по русскому языку во 2 классе.

Тема:  Корень слова с чередованием согласных.

 Тип урока: проблемный урок изучения нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx26.19 КБ

Предварительный просмотр:

               Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение «СОШ №4 г. Тосно»

                                                                              КОНСПЕКТ

                              Урока по русскому языку во 2 классе.

Тема:  Корень слова с чередованием согласных.

Тип урока: проблемный урок изучения нового материала.

Учитель начальных классов: Васильева Ирина Юрьевна

Образование: высшее

УМК «Начальная школа ХХI века»

                                                     2017/2018 учебный год

Цель:  организовать наблюдение за чередованием согласных звуков в конце корня.

Задачи:

- «открыть» новое знание: в корнях некоторых однокоренных слов происходит чередование согласных звуков в конце  корня;

 - учиться подбирать однокоренные слова с чередованием в корне и без;

- учиться правильно обозначать корень в словах с чередованием и без;

- повторить слова, которые отвечают на вопросы «кто? что?», «какой?», «что делать? что делаю?» с чередованием в корне;

- формировать обще-учебные задачи ( самостоятельно добывать знания;

  выполнять действия в определённой последовательности;

  умение наблюдать, сравнивать;

  умение выполнять задания по образцу и творчески).

- воспитывать коммуникативные навыки: (умение слушать товарища, дополнять, исправлять ответы).

                                               Материал:

  1. Учебник «Русский язык 2 класс» - под редакцией С.В. Иванова, 2008
  2. Рабочая тетрадь №1  «Пишем грамотно» - М.И. Кузнецова, 2008-12-02

                                   

   Ход урока:

  1. Организационный момент.

 

  1. Проверка домашнего задания.

   

- Откройте тетради Т4 на стр.35, упражнение 6.

- Вам необходимо было, подобрав проверочные слова, правильно записать данные, разделив их на две группы.

- По какому принципу разделили слова?

( Саша – в первом столбике слова с буквой З в корне, во втором столбике с буквой С)

- Значит, в одном столбике произношение не совпадает с написанием. Читает этот столбик с проверочными словами – Саша Тимофеев.

- Молодец. Всё верно – «5».

- Во втором столбике произношение совпадает с написанием. Читает слова вместе с проверочными словами – Наташа.

- Хорошо. Правильно – «5».

- У кого правильно записаны слова? Молодцы!

Поставьте «+» рядом с упражнением.

- Итак, что вы повторили, выполняя это упражнение?

Вывод. Даша К. - Повторили слова с согласными, глухими в корне и как их проверять.

- Молодцы! Отложите эти тетради в папки.

  1. Каллиграфическая минутка.  

- Откройте тонкие тетради и запишите число, классная работа.

- Просмотрев ваши тетради, я обратила внимание, что некоторые элементы букв «в» и «д» нам надо повторить.

- У буквы «в» - верхний элемент (петелька) выходит вверх за верхнюю линию рабочей строки, а у буквы «д» - нижний элемент (петелька) выходит вниз за нижнюю линию рабочей строки.

- Посмотрите, как пишем эти буквы.

- И запишем чередуя «вд» «дв» до конца строчки.

-Когда будете выполнять классную работу, обращайте особое внимание на эти буквы.

 

  1. Актуализация знаний.

На доске:

нос   носилки   носик   носовой

- Прочитайте слова, записанные на доске.

- Найдите лишнее слово (Даша П. – лишнее слово носовой, потому что отвечает на вопрос «какой?», а остальные слова на вопрос «что?»).

- Верно. Молодец, Даша.

Какое ещё слово может быть  лишним и почему? ( Саша С. – носилки, потому что это предмет на котором переносят что-либо, а остальные слова относятся к слову нос).

- Сегодня остановимся на Сашином предположении.

-Какие слова остались? Запишите на следующей строчке с маленькой буквы.

-Как их можно назвать одним словом? (Юля – это однокоренные слова)

- А какие слова называются однокоренными?  (Юля – слова, имеющие общую часть и близкие по значению).

- Выделите корень в этих словах, какой он? (корень  - нос -).

- Мы повторили однокоренные слова, т.к. это знание на уроке нам сегодня понадобиться.

Физкультминутка.  

  1. Создание проблемной ситуации. Выдвижение гипотезы.

- На доске:

   река – речка

   бег – бежать

   ухо – ушко

   свет – свеча

   друг – дружить

- Прочитаем пары слов.

- Дети читают по очереди пары слов и ,диктуя для всех орфографически, записывают слова в тетрадь в столбик.

- Являются ли слова в парах однокоренными?

(Заслушиваются несколько вариантов ответов.  Дети ответили по-разному: да и нет.)

- Итак, у нас проблема!

- Так, однокоренные это слова или нет? Нам надо разобраться.

                                                                                                                                                                                                                                                                     

        

Докажите, что эти слова не однокоренные.           Докажите, что эти слова однокоренные.

(Дима К. – У этих слов значение                        (Юля – значение одинаковое,

одинаковое, а корни разные.                             а в корне буквы поменялись).

Например –рек – реч- ).

- Кто знает, как это называется? (чередование).

- Давайте выделим корни в этих словах и подчеркнём чередования.

(По очереди, 5 детей, выходят к доске и выполняют задание).

- Итак, действительно в этих однокоренных словах в конце корня происходит чередование согласных звуков.

- Давайте проверим наше предположение.

- Откройте учебник на стр.95.

Прочитаем правило у восклицательного знака с примерами. Читает Денис.

- Правильный мы сделали вывод?  (Да).

- Что мы с вами узнали?

Юля – в некоторых однокоренных словах происходит чередование согласных звуков в корне.

- Ещё раз прочитает правило Лариса.

Физкультминутка.

  1. Работа над новым материалом.

Применение нового знания.

1). Найдите упражнение 1.

- прочитаем пары слов по очереди, называя сначала чередующиеся звуки.

(Выполняется фронтально, по одному дети называют 10 чередований).

- Это наша таблица – подсказка и она нам ещё сегодня не раз понадобится, поэтому у вас есть ещё и карточки с этой таблицей.

2). Найдите упражнение 2.

- Прочитайте задание про себя.

- Рассмотрим образец.

- Какие однокоренные слова даны в образце?  (творог – творожок).

- Есть отличия в корнях этих слов?  (чередуются [г//ж]).

- Вам надо списать словосочетания, записать чередующиеся звуки, а для этого выделить корень и найти чередования.

- Если вы затрудняетесь в выделении корня с чередованием, то обратитесь к таблице, с которой мы сейчас работали.

- Дима К. идёт к доске за ширму. А первые два человека получат отметку.

(Даша К. и Валя Х. выполнили верно – «5»).

- Проверка. Лиза читает словосочетания парами и называет корни с чередующимися согласными звуками. У кого так же, поднимает левую руку.

- Лиза,  молодец, все верно. Дима и Лиза получают «5».  

Физкультминутка  (руки).

3). Закрыли учебники.

- Поднимите левую руку.

- Сейчас будем записывать слова в левый столбик.

- Диктую: нога – какая орфограмма в слове? (безударная гласная в корне).

                   тишина – какое правило вспомним? (жи-ши).

                   рука

 Открываю доску с написанными словами.

- На какой вопрос отвечают эти слова? (что?)

- Как называются?  (имена существительные) - Что обозначают?  (предмет)

- На какой еще вопрос отвечают имена существительные? (кто?)

кто? что?

Переворачиваю над словами карточку.


- Изменим слова так, что бы они отвечали на вопрос какой?

Переворачиваю карточку с вопросом.

- Найдите в таблице-подсказке чередование, которое будет у первого слова. С каким звуком чередуется звук [ г ]?  

[г//ж]

Переворачиваю карточку.

- Значит какое слово получим?  (ножной).

- Ангелина идет к доске, переворачивает карточку с этим словом, выделяет корень и подчеркивает чередование. Остальные работают в тетрадях.  (Ангелина – в слове нога корень –ног- , в слове ножной корень –нож-).

- Далее самостоятельно  (слабоуспевающим помогаю по мере необходимости)

- Проверка. К доске Соня, выбирает слова на карточках, выделяет корень, подчеркивает чередование. Молодец «5».

[ш//х]

Дети, которые допустили ошибки, отвечают:

 - Анжелика еще раз назовет чередование звуков во второй паре

[к//ч]

- Лариса в третьей паре

- Диктую следующие слова, пишем ниже в левый столбик:

мазать

будить

пахать

- На какой вопрос отвечают эти слова?

что делать?

Карточка с вопросом на доске над данными словами.

- Как называются эти слова?  Что обозначают?  (глаголы – действия предметов).

Что делаю?

-Изменяем слова так, чтобы отвечали на вопрос  

Переворачиваю карточку с вопросом.

[з//ж]

- Для первого слова я подскажу чередование прикрепляю  карточку с чередованием.

- Остальное самостоятельно.

- Слабоуспевающим оказываю помощь.

- Юля к доске, выбирает нужные слова, выделяет корни, подчеркивает чередование.

[д//ж]

- Какое чередование во второй паре, ответит Виталик?  

[х//ш]

- Какое чередование в третьей паре, ответит Паша?        

- Молодцы, Соня и Юля «5».

  1. Домашнее задание.

- Запишем Д/з. Учебник стр. 97, упр.5, упр. 3* (по желанию, устно). Откройте, посмотрите. Все отложили.

  1. Итог урока.

- Какое открытие мы с вами сделали на уроке? Какую проблему решили?

- Откройте учебники – прочитайте правило.

- Что повторили?

- Молодцы. Те, кто получили отметки, подойдите расписаться.

- Урок окончен. Сдали тетради.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку на тему: Корень слова с чередованием согласных (2 класс) 2012 - 2013

Это урок по программе Виноградовой (21 век). Мы с ребятами решали  проблемную задачу....

Презентация к уроку русского языка во 2 классе №41 "Корень слова с чередованием согласных"

Презентация к уроку русского языка во 2 классе №41 "Корень слова с чередованием согласных" по программе "Начальная школа 21 века"...

Урок русский язык. Тема "Корень слова с чередованием согласных"

На данном уроке формируется представление о понятии "чередование согласных в корне",умение находить эти согласные....

Русский язык "Корень слова с чередованием согласных"

Урок русского языка 2 класс "Начальная шеола 21 век"...

Урок русского языка по теме : "Корень слова с чередованием согласных"

Урок русского языка с презентацией для 2 класса по УМК "Начальная школа 21 века"....

Технологическая карта по предмету Русскому языку по теме: "Корень. Слова с чередование согласных"

Цели и задачи урока:- Способствовать формированию представления о чередовании согласных в корне слова, развитию умения использовать в   активном словаре и познавательной деятельности учащими...

Русский язык. 2 класс. Корень слова с чередованием согласных.

Корень слова с чередованием согласных....