"Корень слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Дажыкпан Ирена Кызыл-ооловна

Цели: уточнить представления о признаках родственных слов; формировать умение выделять корень в словах; развивать орфографическую зоркость, мышление, внимание, воспитывать интерес к предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koren_slova_3_klass.docx20.79 КБ

Предварительный просмотр:

   

Тема: «Корень слова».

Цели: уточнить представления о признаках родственных слов; формировать умение выделять корень в словах; развивать орфографическую зоркость, мышление, внимание, воспитывать интерес к предмету.

Задачи на достижение личностных результатов обучения:

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Задачи на достижение метапредметных результатов обучения:

  • развитие умения работать с информацией;
  • развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);
  • развитие умения использовать различные способы поиска информации;
  • развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);
  • формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)
  • формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  • формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
  • формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор.

Задачи на достижение предметных результатов обучения:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • освоение первоначальных знаний о грамматике русского языка;
  • овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты небольшого объема;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь; 

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.Самоопределение к деятельности.

Организационный момент.

Начинаем наш урок.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Приветствуют учителя, гостей. Настраиваются на работу.

 

2.Мотивация.

Речевая разминка:

-Посмотрите на доску, постарайтесь собрать предложение:

здорово, сегодня, у, будет, нас, все.

(У нас сегодня все будет здорово!)

Минутка чистописания.

-пропишите буквы и элементы букв, соблюдая закономерность.

Обучающиеся составляют предложение.

Самостоятельно выполняют задание.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.

Регулятивные:

- выполнять задание в соответствии с поставленной целью

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной форме.

3.Актуализация

 знаний.

Какие части растения вы знаете? (Корень, ствол, ветви)

Отгадайте загадку:

Я у дуба, я у зуба,

Я у слов и у цветов.

Я упрятан в темноту,

Я не вверх, а вниз расту. (Корень)

-О каких значениях корня говорится в загадке? Какой вывод можно сделать?

(Слово корень-многозначное)

Аргументируют свои ответы.

Ребята отвечают отгадку.

Отвечают на вопросы учителя, делают выводы

Коммуникативные:

-умение слушать и слышать друг друга;

- высказывать свои мысли.

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу.

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу.

4.Выявление места и причины затруднения.

Как вы думаете, почему мы на уроке русского языка говорим о корне?

Фиксируют, где возникло затруднение.

Личностные:

-показать стремление взаимодействовать с учителем.

5.Построение проекта выхода из затруднения.

-Назовите тему сегодняшнего урока.

Обозначим проблемные вопросы:

1.Что такое корень?

2.Роль корня в слове.

3.Как выделить в слове корень?

4.Однокоренные слова.

5.Признаки однокоренных слов.

-Какие цели мы поставим перед собой?

Выдвигают предположения о теме урока и целях.

Коммуникативные:уметь оформлять свои мысли в устной речи и понимать речь других.

6.Реализация построенного проекта.

Как мы должны построить свою работу?

Предлагают различные варианты:

-обратиться к учебнику,

-обсудить с учителем,

-самостоятельно разобраться в данном вопросе,

-выполнить различные упражнения.

Коммуникативные: уметь предлагать, рассуждать.

Личностные: проявлять уверенность.

7.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На доске дерево) Много лет назад появилось слово «сад». Нашли его люди и думают, что же с ним делать. А слово говорит: «Посадите меня, я разрастусь в большое красивое дерево». Люди так и сделали. Стало это слово расти. Давайте и мы с вами поможем дереву. – Выбирайте родственные слова

Как – то много лет назад

Посадили странный сад,

Не был сад фруктовым –

Был он только словом.

Это слово – слово корень –

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов

Вот из сада

Вам рассада

Вот ещё посадка рядом,

А вот садовод

С ним садовник идет.

Очень интересно гулять в саду словесном.

- Что общего в родственных словах? 

(корень)

Вывод: в корне заключается смысл слова.

- Запишите родственные слова в тетрадь.

Находят однокоренные слова, доказывают правильность суждений, делают вывод.

Коммуникативные: уметь рассуждать, доказывать, делать выводы.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний;

- осуществлять анализ объектов.

Регулятивные:

- нацеливание на успешную работу.

- выполнять задание в соответствии с поставленной целью.

8.Самостоятельная работа с самопроверкой по

эталону.

-Выполним упражнение 133.

Самостоятельно выполняют задание нового типа и осуществляют самопроверку

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний;

Регулятивная:

-  планировать свои действия, самоконтроль

Личностные:

- воспитывать прилежание, ответственность.

9.

Физкультминутка.

 

Обучающиеся выполняют физические упражнения.

 

10.Включение в систему знаний и повторение.

Послушайте текст и отвечайте на вопросы. Кто же оказался чужаком среди своих?

Собрались у воды родственники. Подводник с водой беседуют. Водолаз с водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке играет. Водомерка с водорослями разыгралась. Даже сам Водяной пожаловал.  И все старуху воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, чужака приметила. Приказала ему прочь идти в свою семью. – Кто здесь чужак?

Упражнение 140.

-Назовите два признака однокоренных слов.(1.Иметь общую часть-корень. 2.Иметь общее лексическое значение.)

Отвечают на вопросы, находят однокоренные слова.

Познавательные:

повторить и расширить сведения о корне и однокоренных словах.Регулятивные:

- нацеливание на успешную работу.

- выполнять задание в соответствии с поставленной целью.

Коммуникативные:

- воспринимать текст,

 -находить нужную информацию, анализировать, рассуждать, доказывать.

11.

Рефлексия.

Корень мой находится в цене.

В очерке найди приставку мне.

Суффикс мой в тетрадке все встречали,

В дневнике я и в журнале. (оценка)

Сегодня мы говорили об однокоренных словах. Они как осень бывают разные – весёлые, грустные.

- Что такое корень?

- Роль корня в слове.

- Как выделить корень в слове?

- Какие слова называются однокоренными?

 -Кому было интересно и понятно на уроке. (встали)

-У кого есть сомнения?

-Кто ничего не понял?

    - Оцени свою работу на уроке.

Находят части слова, составляют получившееся слово «оценка».

Познавательные: уметь применять полученные знания.

Личностные: понимать значимость своей деятельности, оценивать свою работу.

Коммуникативные: уметь высказывать свою точку зрения.

XII.Домашнее задание.

Записать однокоренные слова с корнем

«лес».

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...

Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.

Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....

Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.

Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....

Урок русского языка в 3 классе "Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова».

Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова».            Цель: формировать общее представление об однокоренных с...

План оценивания урока русского языка во 2 классе по УМК «Планета знаний» по теме «Слово и его значимые части» Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова»

Помогает отследить результаты проделанной работы, систематезировать и конкретизировать степень усвоения учащимися учебного материала....

Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс)

Русский язык Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».(2 класс)...