Разработка урока обучения грамоте в 1 классе УМК "Школа России"
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему

Ходакова Анна Леонидовна

Материал разработан для учителей начальных классов, работающих по программе "Школа России". Урок обучения грамоте, 1 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока обучения грамоте в 1 классе УМК «Школа России», учитель Ходакова Анна Леонидовна

Тема урока

Буква Ф Звук [Ф], [Ф`] Закрепление ( Азбука с. 140 )

Цели

Образовательные:

Формирование  умения различать и правильно называть  звуки; давать характеристику, группировать звуки по определённому признаку. Развивать умение делить и объединять слова по заданным признакам; расширять словарный запас учащихся при знакомстве с новыми словами; развивать умение анализировать предложения и  текст,  извлекать из него нужную информацию.

Формировать УУД:

- Личностные УУД: Формировать умение выказывать своё отношение к прочитанным событиям, выражать свои эмоции; формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

- Регулятивные УУД: Формирование  умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию; формирование  умения  прогнозирования предстоящей  работы (составлять план, ставить цель).

- Коммуникативные УУД: Формирование  умения оформлять свои мысли в устной форме; формирование  умения совместной слаженной  работы; формирование  умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

- Познавательные УУД: Формирование  умения обобщать и классифицировать по заданным признакам; формирование умения ориентироваться в учебной литературе; формирование  умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

Тип урока

Урок закрепления и применения знаний и способов действий

Планируемый результат

Предметные:

Уметь: Научатся называть звуки, которые обозначает буква Ф; характеризовать звуки [ф], [ф`]; составлять и читать слоги-слияния с буквой Ф; составлять слова с этой буквой и находить букву в словах;

Личностные: Соблюдать установленные правила общения.

Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (составлять план, ставить цель); планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; оценивать результат своей деятельности (Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать собеседника; вести диалог; оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в системе знаний; осуществлять анализ учебной информации; обобщать собственные представления; отвечать на поставленные вопросы (Познавательные УУД).

Основные понятия

Буква Ф, согласный твёрдый звук [ ф ], согласный мягкий звук [ ф`]

Межпредметные связи

Русский язык, окружающий мир, литературное чтение

Методы обучения

Словесный, наглядный, практический.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник «Азбука » 1 класс,

Учебная презентация, индивидуальные карточки

Организация простр-ва

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах

Технология проведения

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Промежуточный контроль

Предметные

УУД

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

( 1 мин.)

Цели:

- эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению изучаемого материала;

- уточнение типа урока;

- уточнение тематических рамок.

Приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку и готовность оборудования; уточняет тип урока; эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Следит за правильной посадкой учащихся.

Слушают учителя; демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место (проверяют наличие учебника, рабочей тетради, пишущих принадлежностей, ластика, линейки). Проговаривают правила поведения на уроке, правила правильной посадки.

Приветствие (можно проговаривать хором)

Внимание! Проверь дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё на месте?

Всё в порядке?

Книжки, ручки и тетрадки?

Есть у нас девиз такой:

Всё, что надо, под рукой!

- Начинаем урок обучения грамоте.

- Как нужно правильно сидеть за партой?

К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Л – понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету.

Наблюдение за организацией учащимися рабочего места

2. Актуализация знаний:

- включение в учебную деятельность

( 2мин.)

Цели:

- обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности

- целеполагание 

( 5 мин.)

Цели:

-  формулирование темы урока учащимися с помощью учителя.

Организует фронтальную работу по включению учащихся в учебную деятельность, формирует возникновение познавательного интереса.

Организует индивидуальную работу по подведению учащихся к теме урока.

Карточка № 1

Слайд 1

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Да

По пешеходному переходу

Светофор

Слово - светофор

Звуки

Зачёркивают  Р

Зачёркивают две  О

Зачёркивают  С и Т

Зачёркивают  В

Зачёркивают Е

Буква Ф

Будем работать с буквой Ф

- Скажите, когда вы шли сегодня в школу, вам пришлось переходить дорогу?

- В каком месте на проезжей части можно переходить с одной стороны на другую?

- Какое устройство помогает нам переходить дорогу по пешеходному переходу?

Карточка № 1

(СВЕТОФОР)

- Посмотрите внимательно, что написано на карточке?

- Что обозначают буквы в русском языке?

- Я буду называть, какой звук обозначает буква, вы будете её зачёркивать:

1.Это согласный непарный звонкий звук.

2. Это гласный звук, когда мы его произносим губы складываем кружком.

3. Это согласный парный  глухой звук.

4. Это согласный парный звонкий звук.

5. Это гласный безударный звук.

- Какая буква осталась не зачёркнутой?

- Предположите, с какой буквой будем работать на уроке?

- Тема сегодняшнего урока «Буква Ф. Звуки [ф], [ф`]»

Прогнозирование работы по изучению темы.

П – осуществляют анализ; извлекают необходимую информацию из текстов; используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание.

Р – контролируют учебные действия;  формулируют тему урока с помощью учителя.

К –  учатся слушать друг друга, строить понятные для партнёра по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой информации;

Л – учатся адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания

4. Физкультминутка

(1 мин.)

Цели:

- дать возможность учащимся отдохнуть, подвигаться;

- развитие слухового внимания.

Организует  стихотворную физкультминутку, следит  за правильным выполнением упражнений.

Выполняют задания физкультминутки.

Поработали, ребятки!

А теперь - все на зарядку!

Влево, вправо повернитесь,

Наклонитесь, поднимитесь.

Руки вверх и руки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы вы, ребятишки!

Замедляем, дети, шаг

И на месте стой! Вот так!

А теперь мы сядем дружно,

Нам ещё работать нужно!

Правильность выполнения упражнений, согласно тексту

5. Работа по теме урока

 ( закрепление и обобщение знаний)

( 16 мин.)

Цели:

- повторение и закрепление знаний предыдущего урока; 

- совершенство-вание навыка чтения;

- развитие речи.

Организует фронтальную работу по закреплению знаний, полученных на предыдущем уроке.

Слайд 2

Характеристика звука

Слайд 3

Составьте слоги

Слайд 4

Слоги

Слайд 5

Составьте слова

Слайд 6

Проверим!

Слайд 7

Прочитай предложения!

Слушают учителя, отвечают на вопросы:

Согласный

Воздух встречает преграду: зубы и губы

Твёрдым или мягким

От последующей гласной буквы

Глухой

В – Ф

Слоги-слияния

Фа, фо, фы, фё, фи, фе

Читают слоги в разном темпе и порядке, выборочно

Слова

Составляют слова

ФУРГОН

ШОФЁР

ФОНАРЬ

СВЕТОФОР

В каждом есть буква Ф, Р, О

Все слова на одну тему

Составляют предложение

Читают предложения, используя разную интонацию

- Что мы знаем о букве Ф?

- Какой звук обозначает буква Ф?

- Докажите, что это согласный звук. Произнесите его.

- Каким он может быть?

- От чего это зависит?

- Какой он: звонкий или глухой?

- Назовите его пару по звонкости-глухости?

- Что образуют буквы в русском языке?

- Составьте из букв слоги.

- Прочитайте слоги медленно.

- А теперь прочитаем максимально быстро.

- Читаем тот слог, на который я укажу.

- Что образуют слоги в русском языке?

- Составьте, пожалуйста, из этих слогов слова.

- Проверим, какие слова вы составили?

- Чем похожи слова?

- Какое слово лишнее?

- Почему?

(лишнее – светофор – 3 слога)

- Составьте предложение со словом СВЕТОФОР.

- Прочитайте предложения.

- Чем они отличаются?

- Прочитайте с разной интонацией.

Звук

Буква

Парность по звонкости-глухости

Парность по твёрдости-мягкости

Слог-слияние

Слоговое чтение с разной скоростью

Составление слов, чтение слов, деление на слоги.

Составление и чтение предложений.

Устные ответы, правильность посадки за партой

6. Физкультминутка

(1 мин.)

Цели:

- дать возможность учащимся отдохнуть, подвигаться;

- развитие зрительного

внимания.

 

Организует  физкультминутку с элементами повторения сигналов светофора, используя круги красного, желтого и зелёного цвета.

Выполняют упражнения:

Красный круг – стоят, руки вниз

Жёлтый – стоят, руки в стороны,

Зелёный - шаги на месте.

- Давайте, поиграем.

- Я буду изображать светофор, а вы будете пешеходами.

- Разные движения на каждый сигнал светофора.

Р – осуществляют контроль; удерживают поставленную задачу.

Правильность выполнения упражнений, согласно поставленному условию

7. Применение знаний и способов действий  (практическая деятельность)

( 15 мин.)

Цели:

- совершенствование  навыка осознанного чтения целыми словами;

- расширение знаний учащихся.

Организует фронтальную работу по совершенствованию навыка осознанного чтения целыми словами.

Слайд 8

Светофор для пешеходов и родителей

Рассказывает о светофоре для пешеходов и светофор для водителей

Читают текст на с. 141 «Светофор»

- про себя;

- затем один хорошо читающий ученик читает вслух.

Отвечают на вопросы по тексту

- Найдите в Азбуке с. 141, рассказ «Светофор».

- Прочитайте рассказ про себя.

- Прочитаем теперь вслух.

-  О чём этот рассказ?

- Что нового вы узнали о светофоре?

- А вы знаете, что светофоры бывают разные?

- Оказывается, есть светофоры для водителей и для пешеходов.

- Посмотрите, они разные.

( рассказывает о светофорах)

П – производят поиск необходимой информации; устанавливают причинно-следственные связи; осознанно и произвольно строят речевые высказывания.

Р – осуществляют контроль; оценивают свои достижения.

К – выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; учитывают разные мнения;

Л – принимают роль «хорошего» ученика.

Устные ответы, чтение текста

7. Итог урока.

Рефлексия деятельности.

( 3 мин.)

Цели:

- обобщение полученных на уроке знаний;

- подведение итога урока;

- оценивание работы учащихся на уроке.

Организует работу по обобщению полученных знаний.

Организует рефлексию.

Контролирует степень усвоения материала, для планирования следующего урока. Выявляет проблемные места в знаниях учащихся. Выставляет оценки за работу на уроке с комментированием.

Отвечают на вопросы.

Буква Ф. Согласные звуки [ф], [ф`]

Характеризовали звуки, составляли слоги, слова, предложения.

Читали рассказ «Светофор»

Оценивают свою деятельность.

- Подведём итог урока.

- Что повторяли на уроке?

- Что учились делать?

- Что сегодня получалось лучше всего?

- Какие затруднения возникли? Почему?

- Оценим свою работу (светофор)

1.Всё понятно

2. Есть проблемы. Постараюсь понять.

3. Ничего не понял. Нужна помощь.

Строить высказывания рефлексивного характера.

П- ориентируются в своей системе знаний.

Р – оценивают собственную деятельность на уроке.

Л – проявляют интерес к урокам обучения грамоте; принимают роль «хорошего» ученика.

Устные ответы

8. Домашнее задание

(1 мин.)

Цели:

- закрепление знаний и умений учащихся, полученных на уроке;

- инструктаж по выполнению домашнего задания.

Организует инструктаж по выполнению домашнего задания

Слайд 9

Спасибо за урок!

Задают уточняющие вопросы

- Нарисуйте иллюстрацию (рисунок) к рассказу «Светофор».

- Спасибо за урок!

- Урок закончен!

Р – принимают и сохраняют учебную задачу


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Буква Ф Звук [ ф ] [ ф ’] Закрепление 1 класс УМК «Школа России» Ходакова Анна Леонидовна

Слайд 2

Ф [ ф ] [ ф ’] В - Ф

Слайд 3

Составьте слоги а ё Ф о Ф и ы е

Слайд 4

ФЕ ФА ФЫ ФО ФИ ФЁ

Слайд 5

Составьте слова СВЕ ФУР ТО ФО ФОР ФЁР ГОН ШО НАРЬ

Слайд 6

Проверим! ФУРГОН ШОФЁР ФОНАРЬ СВЕТОФОР

Слайд 7

Прочитай предложения! Нам сигналит светофор . Нам сигналит светофор ! Нам сигналит светофор ?

Слайд 8

Светофор для пешеходов и водителей

Слайд 9

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока обучения грамоте 1 класс

Урок обучения грамоте  1 класс(УМК Перспективная начальная школа)Тема урока: «Звуки [х], [х\']. Буквы Х,х. Работа над текстом «Храбрый петух».Тип урока: урок закрепления знаний.Цель: -соверш...

Разработка урока обучение грамоте 1 класс программа"Школа 2100"тема"Строчная гласная буква«я» и её звуки"

Конспект урока для 1 класса программа "Школа 2100" тема" Строчная гласная буква «я» и её звуки "  к конспекту приложена   презентация ...

Методическая разработка урока обучение грамоте, 1 класс

Методическая разработка содержит конспект урока обучение грамоте по теме "Звуки [ф], [Ф\']. Буквы Ф,ф. Чтение слогов, слов. Написание слогов и соединений со строчной буквой ф", приложения к уроку и пре...

Методические разработки уроков «Обучение грамоте» 1 класс

Методические разработки уроков «Обучение грамоте» 1 класс...

Конспект урока обучение грамоте 1 класс. Школа России. Тема урока: Правописание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу.

Конспект урока обучение грамоте 1 класс. Тема урока: Правописание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу.  Цели урока. Формировать навыки правописания слов с со...

Методическая разработка урока обучение грамоте 1 класс

В процессе исследовательской деятельности создать условия для формирования умения различать роли мягкого знака: показателя мягкости и разделительного....