Конспект урока по русскому языку (4 класс) "Личные местоимения"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Алейникова Елена Сергеевна

Конспект урока составлен по теме"Личные местоимения" (обобщающий урок по данной теме).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока18.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №2» муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области

Конспект урока по русскому языку в 4 –б классе                   по теме: «Личные местоимения»

            Подготовила

        Учитель начальных классов

        Алейникова Е.С

Десногорск,  2014г.

Урок – обобщение   по теме: «Личные местоимения»  4  классе

Цель: 1 . Обобщить знания учащихся по  теме:  «Личные местоимения».

2.  Развивать навыки правильного употребления местоимений с предлогами.

3. Формировать у учащихся навык работы в парах, а также навык самоконтроля , оценки и самооценки.

4. Воспитывать уважение к чужому мнению, умение работать в коллективе.        

Оборудование: дидактический материал.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Ученик:    Сегодня у нас необычный урок,

        На нем подведем мы работы итог.

        Сегодня ждут нас старые друзья,

        Побываем вместе у них – вы и я!

  1. Введение в тему урока

Учитель: - А что это за старые друзья вы, надеюсь догадаетесь, послушав стихотворение о них. (Учитель читает стихотворение)

Применяем мы все это

Вместо имени предмета,

Нам на все оно укажет,

Но ничьих имен не скажет.

Часто очень применяется,

Сильно очень изменяется.

Без него, как ни крутись,

 В речи нам не обойтись!

- Ребята, а вы узнали о чем идет речь в стихотворении?

Верно это наши друзья местоимения. Сегодня вам не составит труда догадаться, какая тема сегодняшнего урока ( местоимения). Скажите мне, ребята, что вы уже знаете по этой теме?

Дети: Умеем находить местоимения в тексте, заменять имена существительные личными местоимениями, находить их среди других частей речи, правильно употреблять местоимения в речи, учиться писать местоимения с предлогами.

Учитель: итак, первое задание. На доске развешены карточки со словами, вам необходимо распределить все слова по группам ( НАД, НА, НОС, ДЕВОЧКА, ОН, ПОД, ТЫ, ПАРТА, МНЕ, ВЫ, СТОЛ, ОБ).

Что же за слова здесь записаны?

Дети: Здесь записаны разные части речи.

(Дети выходят к доске и распределяют слова по группам, дают определение данных частей речи)

Выпишите в тетрадь только местоимения (чистописание)

Словарная работа:

Учитель: А дольше местоимения он, она, оно приготовили для вас загадки.

  1.    Утром так заведено -

        Разомкнешь ресницы

        И к тебе идет оно

        Розовой жар – птицей. (Солнце)

  1. А стемнеет – он придет

Тоненький, смущенный,-

Он на цыпочках войдет

Долькою лимонной . (Месяц)

  1. То я в клетку, то в линейку, -

        Написать по ним сумей – ка,

        Можешь и нарисовать,

        Называюсь я …(Тетрадь)

Теперь вам такое задание: выпишите из словаря по три слова, которые можно заменить местоимениями он, она, оно.

(Проверка 2-3 уч ся читают свои записи.)

  1. Актуализация знаний
  1. Теперь наши друзья – местоимения приготовили вам еще одно задание – загадку. Посмотрите на доску, там разбросаны слова, как вы думаете, какое задание вы будете выполнять? Составлять предложение, а затем разбирать его по частям речи). (Один ученик у доски, остальные в тетрадях). У местоимений определить лицо и число.

Я увидел стрелочки зеленой травы на весенней земле.

  1. Я вам сейчас прочту текст, слушаем внимательно, потому что в нем есть секрет. Скажите, а если в тексте много местоимений можно ли узнать о чем идет речь? Давайте это докажем.

        Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ

        Про  НИХ на берегу

        ЕГО ловили. Но увы:

        Я плавать не могу!

        МЫ ВАМ ЕЕ, ОНА НАМ ИХ,

        ВЫ ИМ обратно НАС

        ОН с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ,

        А МЫ С НИМ – к НЕЙ от ВАС…

Хоть МНЕ известно, что ОНО

Их любит больше ТЕХ, -

Все это тайно быть должно

Для НАС и ВАС от ВСЕХ…

Понятно ли что – нибудь в этом стихотворении? А почему? В чем секрет стихотворения? Какие местоимения вы услышали? Почему непонятно о чем идет речь? Сделаем выводы.

Дети: Местоимения не называют предмет.

Работа в парах

  1. Теперь посмотрите, у вас на партах лежат листочки, где записан текст. Прочитайте сначала про себя, а затем вслух. Что вы заметили в этом тексте? Попробуем его отредактировать. Что для этого нужно сделать (заменить некоторые имена сущ. местоимениями)

Проверка. После проделанной работы один ученик с каждого ряда читает отредактированный текст.

Физкультминутка

Если я сорву цветок

Если ты сорвешь цветок

Если он и я, и ты –

Если мы сорвем цветы.

То окажутся пусты

И деревья, и кусты

 И не будет красоты,

Если он и я, и ты

Если мы сорвем цветы.

Учитель: Ребята, мы с вами много работали с местоимениями и они все перепутались. А ведь мы

 знаем, что каждое местоимение живет в своем домике. Давайте попробуем расселить каждое из них в свой дом. (У детей на партах таблицы, один работает у доски).

Проверка: Сверим свою работу. Поднимите руку, кто справился с заданием правильно.

- А почему же эти местоимения называют личными (они имеют лицо)

- Как изменяются личные местоимения? (по числам и падежам)

- А что мы знаем о местоимениях 3 –лица (они измен. по родам)

- Если местоимение употребляется с предлогом, то какой секрет о них мы знаем? ( в начале местоимения добавляется буква н) Привести пример.

Самостоятельная работа. Написание местоимений с предлогом. На доске записаны словосочетания. Раскройте скобки, поставьте местоимение в нужный падеж, укажите его.

Тянулся к (он)________

Беспокоился о (она)________

Наблюдал за (они)___________

Разговаривал с (он)__________

Привезли к (она)_______________

Проверка. Взаимопроверка. У кого все верно ставим +, кто допустил ошибки ставим -

  1. Работа с учебником. Упр. 39 Списать его, подчеркнуть местоимения, указать у них число, лицо, падеж.

  1. Подведение итогов.

- Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали и теперь еще раз вспомним, что вы знаете о местоимениях. Я  буду задавать блиц – вопросы, а вы быстро будете отвечать на них.

-Что такое местоимение?

- Личные местоимения изменяются по…

- Местоимение я…

-Почему местоимения называют личными?

- Местоимения 3 лица изменяются по…

- Предлоги с местоимениями пишутся…

  1. Домашнее задание

Творческая работа. Придумать и написать небольшой рассказ из 5,6 предложений с личными местоимениями на тему «День защитника Отечества»

  1. Рефлексия

Ребята, кому сегодня понравился урок? Что вам больше всего запомнилось? Что понравилось?

Сомооценка.

Давайте сами себе поставим оценку за работу на уроке. Кто выполнил все без трудностей и самостоятельно нарисует в тетради зеленый кружок. Кто испытывал затруднение нарисует синий. А для кого было все трудно, тот нарисует красный – цвет опасности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Местоимения"

Урок посвящен изучению личных и указательных местоимений....

Конспект урока по русскому языку на тему:"Личные местоимения 1-го и 2-го лица" 4 класс Школа России

Конспект урока по русскому языку на тему:"Личные местоимения 1-го и 2-го лица" 4 класс  Школа России...

Открытый урок по русскому языку 4 класс " Личные местоимения"

Открытый урок по русскому языку 4 класс " Личные местоимения"...

Фрагмент урока по русскому языку 3 класс "Личные местоимения"

Цель фрагмента урока: создание условий для формирования представлений о личных местоименияхЗадачи фрагмента урока:Дидактические: - распознавать личные местоимения среди других частей речи...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Личные местоимения"

Цели деятельности учителя:  формирование представления у учащихся о понятиях «личные местоимения»; развитие умений выполнения подобных упражнений по теме личные местоимений.Планируемы...

конспект урока по русскому языку 3 класс "личные местоиимения"

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Лицо и число личных местоимений»Цели деятельности учителя: формирование знаний о понятии местоимение, функц...