Исследовательская работа «От макушки до пят. Фразеологизмы о частях тела»
проект по русскому языку (3 класс) на тему

Крупченко Светлана Федосевна

познакомиться с фразеологизмами и составить свой словарь фразеологизмов о частях человеческого тела

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл frazeologizmy.docx354.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Сапоговская СОШ»

 НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«Ломоносовские чтения»

Секция Русский язык

Тема: «От макушки до пят. Фразеологизмы о частях тела»

Выполнила:

Медведева Елизавета,

ученица 3 класса.

Руководитель:

Крупченко Светлана Федосеевна,

учитель начальных классов.

Содержание

I. Введение ………………………………………………………………...

3

II. История возникновения фразеологизмов  …………………………...

3

     2.1. Что такое фразеологизмы?………………………………………

3

2.2. Как возникли фразеологизмы …………………………………….

4

2.3. Фразеологизмы о частях тела …………………………………

5

III. Практическая часть …………………………………………………..

7

3.1.Результаты анкетирования ………………………………………...

7

3.2. Создание фразеологического словаря ………………………..

8

 Заключение ………………………………………………………….

9

Список литературы

I. Введение

      На уроках русского языка учитель познакомил нас с фразеологизмами. Мы  узнали, что фразеологические обороты очень  украшают нашу речь, делают её выразительной и эмоциональной.

      Работа над фразеологизмами очень интересна, с помощью них мы включаемся в активную умственную деятельность и задумываемся над значением слов. Так как большая часть фразеологизмов русского происхождения и они, живые свидетели прошлого, поэтому  фразеологизмы помогают нам больше узнать об окружающем мире, истории  и культуре России. Знание их обогащает наш ум, даёт возможность лучше постигнуть язык более сознательно им пользоваться.

    Но мы столкнулись с проблемой: наша речь бедна устойчивыми словосочетаниями, и мы часто не понимаем значение некоторых  фразеологических оборотов, которые  встречаются в текстах для чтения, и употребляем их неправильно. Во фразеологизмах слова приобретают особые значения, что требует их запоминания целиком: нужно запомнить и их словесный состав, и их значение. Но и этого оказывается мало. Необходимо знать ситуацию, в которой можно употребить тот или иной фразеологизм, понимать образную основу.

Я считаю, что тема моего исследования будет актуальна во все времена, так как знание  родного языка, его богатств  необходимо каждому.

Цель: Познакомиться с фразеологизмами и составить свой словарь фразеологизмов о частях человеческого тела.

Гипотеза: Я предполагаю, что школьникам необходим словарь фразеологизмов для обогащения своей речи более яркими, образными, эмоциональными выражениями. Изучение фразеологизмов помогает изучить не только русский язык, но историю, традиции, обычаи русского и других народов.

Задачи исследования:

  • познакомиться с фразеологическими словарями русского языка;
  • произвести поиск необходимой информации о фразеологизмах;
  • выяснить источники происхождения фразеологизмов;
  • провести социальный опрос по данной теме, какие фразеологизмы ученики  употребляют чаще всего

Методы:

- поисковый (работа с информационными источниками: книгами, Интернетом);

- аналитический (, анализ информации, обобщение данных);

- творческий (создание собственного проекта).

II. История возникновения фразеологизмов.

2.1.Что такое фразеологизмы?

Фразеологизмами называют устойчивые сочетания слов, обороты речи  например: «бить баклуши», «повесить нос», «во всю Ивановскую». Но в отличие от обычных словосочетаний, состоящих из отдельных слов, каждое из которых имеет свой смысл, фразеологизмы – это не свободные, а связанные сочетания, цельные по значению. Они не производятся, т.е. не придумываются говорящим в процессе общения, а воспроизводятся: если говорящему надо употребить фразеологизм, то он извлекает его из запасов своей памяти, а не строит его заново.

Другое важное свойство фразеологизмов: смысл каждого из них не складывается из смыслов входящих в него слов. Например; съесть собаку означает «быть мастером в каком-нибудь деле»; собственные значения слов съесть и собака здесь не играют никакой роли.

Фразеологизмы существуют на протяжении всей истории языка. Уже с конца XVIII века они объяснялись в специальных сборниках и толковых словарях под различными названиями (крылатые выражения, устойчивые сочетания слов, афоризмы,  пословицы и поговорки).Еще М. В. Ломоносов, составляя план словаря русского литературного языка, указывал, что в него должны войти «фразесы», то есть обороты, выражения.                                                          Во фразеологизмах заключён многовековой опыт народа, который передаётся из поколения в поколение.

Очень важный признак фразеологизмов – их образность, яркость, эмоциональность. Используя фразеологизм, говорящий не просто называет предмет, явление, но и выражает свои чувства, свое отношение, дает свою оценку. Очень часто фразеологизмы употребляются в  речи героев детских произведений, делая их речь более эмоциональной.

2.2. Как возникли фразеологизмы?

Фразеологизмы существуют на протяжении всей истории языка. Уже с конца XVIII века они объяснялись в специальных сборниках и толковых словарях под различными названиями (крылатые выражения, устойчивые сочетания слов, афоризмы,  пословицы и поговорки).Еще М. В. Ломоносов, составляя план словаря русского литературного языка, указывал, что в него должны войти «фразесы», то есть обороты, выражения.                                                          Во фразеологизмах заключён многовековой опыт народа, который передаётся из поколения в поколение.

По происхождению одни фразеологизмы являются собственно русскими, другие — заимствованными

Исконно-русские фразеологические обороты, можно разделить на несколько групп, каждая группа имеет интересную, увлекательную историю происхождения:

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ связаны с:

Историческим прошлым

Народными

обычаями

Ремёслами

Литературными произведениями

.

Большинство фразеологизмов исконно русского происхождения (связанные с жизнью народа, его историей). Например: Вывести на чистую воду.

Сказочного  происхождения. Например:  Битый небитого везёт,.

Связанные с древними ремёслами (с работой): Бить баклуши. Попасться на удочку.

Отражающие детали русского быта: Лаптем щи хлебать.

Из произведений русских писателей. Из басен И.А.Крылова: А воз и ныне там, Мартышкин труд.

Из иностранных языков: Вавилонское столпотворение.

  • Фразеологизмы, связанные с историческим прошлым народа, например, где раки зимуют - многие помещики любили полакомиться свежими раками, а зимой их ловить было трудно: раки прячутся под коряги, выкапывают норы в берегах озера или реки и там зимуют. На ловлю раков зимой посылали провинившихся крестьян, которые должны были доставать раков из ледяной воды. Много времени проходило, прежде чем наловит крестьянин раков. Промёрзнет в ветхой одежонке, застудит руки. И часто после этого человек тяжело болел. Отсюда и пошло: если хотят серьёзно наказать, говорят: «Я покажу тебе, где раки зимуют».
  • Образные выражения, отражающие народные обычаи, поверья, например, забежать на огонёк – раньше в небольших городах России был интересный обычай приглашать в гости. На окна ставили высокие свечи. Если на окне горит свеча (огонёк), значит, хозяева дома и приглашают всех, кто хочет их видеть. И по огоньку люди шли в гости к знакомым.
  • Устойчивые сочетания слов, возникшие из различных ремёсел, например, в час по чайной ложке – первоначально это выражение употреблялось в речи медиков буквально по отношению к лекарству. Затем оно стало употребляться пренебрежительно в разговорной речи со значением «делать что-нибудь очень медленно, едва-едва».
  •  Крылатые слова – так называют краткие цитаты, вошедшие в нашу речь из литературных источников, образные выражения, изречения исторических лиц, имена мифологических и литературных персонажей, ставшие нарицательными. Например, принцесса на горошине – выражение, ставшее крылатым, благодаря сказке Г.Х. Андерсена «Принцесса на горошине». Употребляется по отношению к избалованному человеку.

2.3. Фразеологизмы о частях человеческого тела.

Меня заинтересовали фразеологизмы, которые связаны с различными частями человеческого тела: головой, ногами, руками, шеей, языком, пальцами и так далее. Очень многие из них мы часто упоминаем в нашей школьной жизни. Например: зарубите на носу, знать назубок, развесили уши, бежать сломя голову. А вот откуда они появились? Как пришли в нашу жизнь? Вот что я узнала о некоторых фразеологизмах.

Нос

Во фразеологизмах слово нос практически никак не проявляет своего основного значения. Нос воротят, когда что-либо не нравится, вешают, если сильно

Расстраиваются, приходят в отчаяние, задирают, когда неоправданно чем-нибудь гордятся, похваляются. Если кого-то просят не совать нос не в свое дело, то таким образом ему хотят показать, что он чересчур любопытен, вмешивается в то, во что не следует.

Нос удобен, чтобы за него водить (когда так говорят, то имеют в виду, что обладателя этого носа обманывают, дурачат), чтобы его утирать (если удалось кого-то превзойти, то говорят, что ему утерли нос). Чтобы лучше запомнить какую-либо информацию, ее нужно зарубить на носу.

Язык

Если человек болтлив, то говорят, что у него язык без костей. Если же болтун в придачу любит рассказывать чужие секреты, то у него слишком длинный язык. Такому человеку можно посоветовать, чтобы он не распускал язык, почаще держал его за зубами, а то и вовсе прикусил его. В тяжелых случаях можно болтуну язык и укоротить.

Любители болтать чешут языком попусту. Однако бегло, свободно говорить очень часто просто необходимо. Про человека, обладающего этим умением, скажут, что у него язык хорошо подвешен. Впрочем, даже у таких ораторов от волнения язык может прилипнуть к гортани.

Иногда хочется сказать что-нибудь не совсем подходящее к ситуации. Если все-таки ненужное слово срывается с языка, то человек потом может расстроиться. «И кто меня за язык тянул»?

Ухо

Слово ухо входит во фразеологизмы, так или иначе связанные со слухом. Слушать во все уши – значит слушать внимательно; противоположным значением обладают выражения слушать в полуха или краем уха.

Если человек напряженно ждет опасности, то он держит ухо востро. Впрочем, уши можно и развесить – так говорят про человека, слушающего кого-либо слишком доверчиво.

Грубые действия действуют прежде всего на уши. Они режут уши, уши от них вянут. Поэтому нужно всячески щадить уши других людей и не употреблять в речи грубых, резких выражений.

Про человека, который никогда не получает желаемого, говорят, что ему не видать этого как своих ушей. По уши погружается во что-то человек в том случае, если всецело поглощен каким-либо занятием. По уши можно быть и в долгах – если долгов очень много.

Рот

Слово рот входит в целый ряд фразеологизмов, значения которых связаны с помощью говорения. Про невнятно говорящего человека скажут, что у него каша во рту. Заткнуть кому-то рот – значит не дать ему говорить. А вот набрать в рот воды – это замолчать самому.Широко открытый рот – признак удивления. «Чего рот разинул?» - спрашивают человека, застывшего в изумлении перед чем-нибудь, поразившим его воображение.

III. Практическая часть

3.1. Результаты анкетирования.

  В ходе исследования было проведено анкетирование среди учеников3 класса. Цель анкетирования – выяснить, знают ли школьники, что такое фразеологизмы; понимают ли значение фразеологизмов; как часто школьники употребляют фразеологизмы в повседневной речи

Всего было опрошено 30 человек. Им были предложены следующие вопросы:

  • Знаете ли Вы, что такое фразеологизмы? (Да, нет)
  • Используете ли Вы фразеологизмы в своей речи? (Часто, иногда, никогда) Какие? Приведите примеры используемых Вами фразеологизмов.
  • Объясните значение следующих фразеологизмов:знать назубок, пудрить мозги, навострить уши, намылить шею, душа в пятках.

Итак, мы получили следующие результаты:

Мы выяснили, что все опрошенные дети знают, что такое фразеологизмы. Четверо из опрошенных детей часто используют в своей речи фразеологизмы, шестнадцать человек иногда используют фразеологизмы, а десять человек ответили, что никогда не используют их.

Из опрошенных детей никто не смог правильно объяснить историю происхождения всех пяти  предложенных фразеологизмов. Значение выражений: «знать на зубок» знают 23 человека, «навострить уши» - 11 учеников, «пудрить мозги» -6 человек, «намылить шею» - 6 человек, «душа в пятках» - 16 учеников.

Таким образом, наша гипотеза подтверждается: школьникам необходим словарь фразеологизмов для обогащения своей речи более яркими, образными, эмоциональными выражениями.

3.2. Создание фразеологического словаря.

Проведя своё исследование,я решила создать свой словарь фразеологизмов о частях человеческого тела. Его  можно будет предложить школьникам для использования в классной библиотечке.

В этом словаре не только будет разъясняться значение фразеологизмов, но так же будут добавлены историко-этимологические сведения о происхождении фразеологизмов и иллюстративный материал.

Для словаря я выбрала наиболее интересные фразеологизмы, значение которых будет поучительно узнать школьникам.

После изготовления макета, словарь был предложен ребятам в классе для ознакомления.

Так же я составила памятку по правильному употреблению фразеологизмов. Данная памятка была размещена на стенде в классе, где все ребята могли с ней ознакомиться.

Памятка.

1.        Не заменяйте слова в составе фразеологизмов.

2.        Не включайте во фразеологизмы новые слова.

3.        Не изменяйте грамматическую форму слов.

4.        Не изменяйте порядок слов во фразеологизме.

5.        Употребляйте фразеологизмы!

Мой словарь привлёк внимание ребят в классе. Практической работой стала игра аукцион, проведенная в 3 классе. Победил тот, кто назвал больше фразеологизмов с указанным словом. Словами были названы части тела. Наибольшее количество фразеологизмов (8)  было названо к слову «уши»

Заключение

Итак, в ходе моего исследования я узнала, что такое фразеологизмы, их свойства и особенности.

Изучая фразеологизмы, ученики изучают не только русский язык, но и историю, традиции, обычаи русского народа и других народов.Употребление фразеологизмов обогащает и оживляет нашу речь.

Цель моей исследовательской работы достигнута – я создала фразеологический словарь о частях тела и предложила его школьникам для самостоятельного ознакомления.

Гипотеза подтвердилась – школьникам действительно необходим словарь фразеологизмов, т.к. большинство ребят не знают истинное значение некоторых «крылатых слов».

Список литературы.

  1. Русский язык: Справ. Материалы: Учебное пособие для учащихся/ М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова; Под. Ред. Н.М. Шаманского. – 5-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1989. – 288 с.
  2. Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся образовательных орагнизаций: в 2 ч. Ч. 1 (Л.Н.Канакина и др.)  - 3-е изд., перера. – М.:Просвещение, 2014. – 192 с.: ил.: вкл.
  3. http://festival.1september.ru/articles/213242/
  4. Аспекты изучения русской фразеологии. Н.В. Богдановская. СПб, 2008г.
  5. http://www.tutoronline.ru/blog/chto-vy-znaete-pro-frazeologizmy
  6. http://studopedia.ru/1_129636_frazeologiya-sovremennogo-russkogo-yazika-tipi-frazeologizmov-sistemnie-svyazi-frazeologizmov.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа:"История г. Сорска" часть 2

Исследовательская работа "История г. Сорска. Часть 2...

Исследовательская работа "Фразеологизмы в баснях И.А.Крылова" Куренкова Елена

Роль фразеологизмов в русском языке велика. Зачастую они выражают мудрые изречения людей, ставшие устойчивыми словосочетаниями. Каждый фразеологизм - это краткое выражение длинной человеческой мысли....

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЧАСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА» (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Согласно  ФГОС  организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-о...

Исследовательская работа "Фразеологизмы"

Созвучья слова не случайны… Не случайны и сочетания слов, ставшие фразеологизмами. Далеко не все они понятны нам, людям 21 века, но в момент создания фразеологизма эти сочетания имели смысл, хорошо ос...

Научно- практическая конференция младших школьников Исследовательская работа "Использование фразеологизмов в нашей речи"

Мы очень устойчивыИ просим настойчиво!На слова нас не менять-Прямо так употреблять! Использование фразеологизмов в нашей  речи....

Исследовательская работа на тему «Фразеологизмы в русских народных сказках»

Данный проект  представляет  учебно-исследовательскую работу "Фразеологизмы в русских народных сказках"...

Конспект индивидуального дефектологического занятия "Мое тело: части тела"

Представляю Вашему вниманию технологичсекую карту коррекционно-развивающего индивидуального занятия для обучающихся с умеренной умственной отсталостью на тему "Мое тело: чаасти тела"...