Исследовательская работа «От макушки до пят. Фразеологизмы о частях тела»
проект по русскому языку (3 класс) на тему

Крупченко Светлана Федосевна

познакомиться с фразеологизмами и составить свой словарь фразеологизмов о частях человеческого тела

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл frazeologizmy.docx354.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Сапоговская СОШ»

 НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«Ломоносовские чтения»

Секция Русский язык

Тема: «От макушки до пят. Фразеологизмы о частях тела»

Выполнила:

Медведева Елизавета,

ученица 3 класса.

Руководитель:

Крупченко Светлана Федосеевна,

учитель начальных классов.

Содержание

I. Введение ………………………………………………………………...

3

II. История возникновения фразеологизмов  …………………………...

3

     2.1. Что такое фразеологизмы?………………………………………

3

2.2. Как возникли фразеологизмы …………………………………….

4

2.3. Фразеологизмы о частях тела …………………………………

5

III. Практическая часть …………………………………………………..

7

3.1.Результаты анкетирования ………………………………………...

7

3.2. Создание фразеологического словаря ………………………..

8

 Заключение ………………………………………………………….

9

Список литературы

I. Введение

      На уроках русского языка учитель познакомил нас с фразеологизмами. Мы  узнали, что фразеологические обороты очень  украшают нашу речь, делают её выразительной и эмоциональной.

      Работа над фразеологизмами очень интересна, с помощью них мы включаемся в активную умственную деятельность и задумываемся над значением слов. Так как большая часть фразеологизмов русского происхождения и они, живые свидетели прошлого, поэтому  фразеологизмы помогают нам больше узнать об окружающем мире, истории  и культуре России. Знание их обогащает наш ум, даёт возможность лучше постигнуть язык более сознательно им пользоваться.

    Но мы столкнулись с проблемой: наша речь бедна устойчивыми словосочетаниями, и мы часто не понимаем значение некоторых  фразеологических оборотов, которые  встречаются в текстах для чтения, и употребляем их неправильно. Во фразеологизмах слова приобретают особые значения, что требует их запоминания целиком: нужно запомнить и их словесный состав, и их значение. Но и этого оказывается мало. Необходимо знать ситуацию, в которой можно употребить тот или иной фразеологизм, понимать образную основу.

Я считаю, что тема моего исследования будет актуальна во все времена, так как знание  родного языка, его богатств  необходимо каждому.

Цель: Познакомиться с фразеологизмами и составить свой словарь фразеологизмов о частях человеческого тела.

Гипотеза: Я предполагаю, что школьникам необходим словарь фразеологизмов для обогащения своей речи более яркими, образными, эмоциональными выражениями. Изучение фразеологизмов помогает изучить не только русский язык, но историю, традиции, обычаи русского и других народов.

Задачи исследования:

  • познакомиться с фразеологическими словарями русского языка;
  • произвести поиск необходимой информации о фразеологизмах;
  • выяснить источники происхождения фразеологизмов;
  • провести социальный опрос по данной теме, какие фразеологизмы ученики  употребляют чаще всего

Методы:

- поисковый (работа с информационными источниками: книгами, Интернетом);

- аналитический (, анализ информации, обобщение данных);

- творческий (создание собственного проекта).

II. История возникновения фразеологизмов.

2.1.Что такое фразеологизмы?

Фразеологизмами называют устойчивые сочетания слов, обороты речи  например: «бить баклуши», «повесить нос», «во всю Ивановскую». Но в отличие от обычных словосочетаний, состоящих из отдельных слов, каждое из которых имеет свой смысл, фразеологизмы – это не свободные, а связанные сочетания, цельные по значению. Они не производятся, т.е. не придумываются говорящим в процессе общения, а воспроизводятся: если говорящему надо употребить фразеологизм, то он извлекает его из запасов своей памяти, а не строит его заново.

Другое важное свойство фразеологизмов: смысл каждого из них не складывается из смыслов входящих в него слов. Например; съесть собаку означает «быть мастером в каком-нибудь деле»; собственные значения слов съесть и собака здесь не играют никакой роли.

Фразеологизмы существуют на протяжении всей истории языка. Уже с конца XVIII века они объяснялись в специальных сборниках и толковых словарях под различными названиями (крылатые выражения, устойчивые сочетания слов, афоризмы,  пословицы и поговорки).Еще М. В. Ломоносов, составляя план словаря русского литературного языка, указывал, что в него должны войти «фразесы», то есть обороты, выражения.                                                          Во фразеологизмах заключён многовековой опыт народа, который передаётся из поколения в поколение.

Очень важный признак фразеологизмов – их образность, яркость, эмоциональность. Используя фразеологизм, говорящий не просто называет предмет, явление, но и выражает свои чувства, свое отношение, дает свою оценку. Очень часто фразеологизмы употребляются в  речи героев детских произведений, делая их речь более эмоциональной.

2.2. Как возникли фразеологизмы?

Фразеологизмы существуют на протяжении всей истории языка. Уже с конца XVIII века они объяснялись в специальных сборниках и толковых словарях под различными названиями (крылатые выражения, устойчивые сочетания слов, афоризмы,  пословицы и поговорки).Еще М. В. Ломоносов, составляя план словаря русского литературного языка, указывал, что в него должны войти «фразесы», то есть обороты, выражения.                                                          Во фразеологизмах заключён многовековой опыт народа, который передаётся из поколения в поколение.

По происхождению одни фразеологизмы являются собственно русскими, другие — заимствованными

Исконно-русские фразеологические обороты, можно разделить на несколько групп, каждая группа имеет интересную, увлекательную историю происхождения:

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ связаны с:

Историческим прошлым

Народными

обычаями

Ремёслами

Литературными произведениями

.

Большинство фразеологизмов исконно русского происхождения (связанные с жизнью народа, его историей). Например: Вывести на чистую воду.

Сказочного  происхождения. Например:  Битый небитого везёт,.

Связанные с древними ремёслами (с работой): Бить баклуши. Попасться на удочку.

Отражающие детали русского быта: Лаптем щи хлебать.

Из произведений русских писателей. Из басен И.А.Крылова: А воз и ныне там, Мартышкин труд.

Из иностранных языков: Вавилонское столпотворение.

  • Фразеологизмы, связанные с историческим прошлым народа, например, где раки зимуют - многие помещики любили полакомиться свежими раками, а зимой их ловить было трудно: раки прячутся под коряги, выкапывают норы в берегах озера или реки и там зимуют. На ловлю раков зимой посылали провинившихся крестьян, которые должны были доставать раков из ледяной воды. Много времени проходило, прежде чем наловит крестьянин раков. Промёрзнет в ветхой одежонке, застудит руки. И часто после этого человек тяжело болел. Отсюда и пошло: если хотят серьёзно наказать, говорят: «Я покажу тебе, где раки зимуют».
  • Образные выражения, отражающие народные обычаи, поверья, например, забежать на огонёк – раньше в небольших городах России был интересный обычай приглашать в гости. На окна ставили высокие свечи. Если на окне горит свеча (огонёк), значит, хозяева дома и приглашают всех, кто хочет их видеть. И по огоньку люди шли в гости к знакомым.
  • Устойчивые сочетания слов, возникшие из различных ремёсел, например, в час по чайной ложке – первоначально это выражение употреблялось в речи медиков буквально по отношению к лекарству. Затем оно стало употребляться пренебрежительно в разговорной речи со значением «делать что-нибудь очень медленно, едва-едва».
  •  Крылатые слова – так называют краткие цитаты, вошедшие в нашу речь из литературных источников, образные выражения, изречения исторических лиц, имена мифологических и литературных персонажей, ставшие нарицательными. Например, принцесса на горошине – выражение, ставшее крылатым, благодаря сказке Г.Х. Андерсена «Принцесса на горошине». Употребляется по отношению к избалованному человеку.

2.3. Фразеологизмы о частях человеческого тела.

Меня заинтересовали фразеологизмы, которые связаны с различными частями человеческого тела: головой, ногами, руками, шеей, языком, пальцами и так далее. Очень многие из них мы часто упоминаем в нашей школьной жизни. Например: зарубите на носу, знать назубок, развесили уши, бежать сломя голову. А вот откуда они появились? Как пришли в нашу жизнь? Вот что я узнала о некоторых фразеологизмах.

Нос

Во фразеологизмах слово нос практически никак не проявляет своего основного значения. Нос воротят, когда что-либо не нравится, вешают, если сильно

Расстраиваются, приходят в отчаяние, задирают, когда неоправданно чем-нибудь гордятся, похваляются. Если кого-то просят не совать нос не в свое дело, то таким образом ему хотят показать, что он чересчур любопытен, вмешивается в то, во что не следует.

Нос удобен, чтобы за него водить (когда так говорят, то имеют в виду, что обладателя этого носа обманывают, дурачат), чтобы его утирать (если удалось кого-то превзойти, то говорят, что ему утерли нос). Чтобы лучше запомнить какую-либо информацию, ее нужно зарубить на носу.

Язык

Если человек болтлив, то говорят, что у него язык без костей. Если же болтун в придачу любит рассказывать чужие секреты, то у него слишком длинный язык. Такому человеку можно посоветовать, чтобы он не распускал язык, почаще держал его за зубами, а то и вовсе прикусил его. В тяжелых случаях можно болтуну язык и укоротить.

Любители болтать чешут языком попусту. Однако бегло, свободно говорить очень часто просто необходимо. Про человека, обладающего этим умением, скажут, что у него язык хорошо подвешен. Впрочем, даже у таких ораторов от волнения язык может прилипнуть к гортани.

Иногда хочется сказать что-нибудь не совсем подходящее к ситуации. Если все-таки ненужное слово срывается с языка, то человек потом может расстроиться. «И кто меня за язык тянул»?

Ухо

Слово ухо входит во фразеологизмы, так или иначе связанные со слухом. Слушать во все уши – значит слушать внимательно; противоположным значением обладают выражения слушать в полуха или краем уха.

Если человек напряженно ждет опасности, то он держит ухо востро. Впрочем, уши можно и развесить – так говорят про человека, слушающего кого-либо слишком доверчиво.

Грубые действия действуют прежде всего на уши. Они режут уши, уши от них вянут. Поэтому нужно всячески щадить уши других людей и не употреблять в речи грубых, резких выражений.

Про человека, который никогда не получает желаемого, говорят, что ему не видать этого как своих ушей. По уши погружается во что-то человек в том случае, если всецело поглощен каким-либо занятием. По уши можно быть и в долгах – если долгов очень много.

Рот

Слово рот входит в целый ряд фразеологизмов, значения которых связаны с помощью говорения. Про невнятно говорящего человека скажут, что у него каша во рту. Заткнуть кому-то рот – значит не дать ему говорить. А вот набрать в рот воды – это замолчать самому.Широко открытый рот – признак удивления. «Чего рот разинул?» - спрашивают человека, застывшего в изумлении перед чем-нибудь, поразившим его воображение.

III. Практическая часть

3.1. Результаты анкетирования.

  В ходе исследования было проведено анкетирование среди учеников3 класса. Цель анкетирования – выяснить, знают ли школьники, что такое фразеологизмы; понимают ли значение фразеологизмов; как часто школьники употребляют фразеологизмы в повседневной речи

Всего было опрошено 30 человек. Им были предложены следующие вопросы:

  • Знаете ли Вы, что такое фразеологизмы? (Да, нет)
  • Используете ли Вы фразеологизмы в своей речи? (Часто, иногда, никогда) Какие? Приведите примеры используемых Вами фразеологизмов.
  • Объясните значение следующих фразеологизмов:знать назубок, пудрить мозги, навострить уши, намылить шею, душа в пятках.

Итак, мы получили следующие результаты:

Мы выяснили, что все опрошенные дети знают, что такое фразеологизмы. Четверо из опрошенных детей часто используют в своей речи фразеологизмы, шестнадцать человек иногда используют фразеологизмы, а десять человек ответили, что никогда не используют их.

Из опрошенных детей никто не смог правильно объяснить историю происхождения всех пяти  предложенных фразеологизмов. Значение выражений: «знать на зубок» знают 23 человека, «навострить уши» - 11 учеников, «пудрить мозги» -6 человек, «намылить шею» - 6 человек, «душа в пятках» - 16 учеников.

Таким образом, наша гипотеза подтверждается: школьникам необходим словарь фразеологизмов для обогащения своей речи более яркими, образными, эмоциональными выражениями.

3.2. Создание фразеологического словаря.

Проведя своё исследование,я решила создать свой словарь фразеологизмов о частях человеческого тела. Его  можно будет предложить школьникам для использования в классной библиотечке.

В этом словаре не только будет разъясняться значение фразеологизмов, но так же будут добавлены историко-этимологические сведения о происхождении фразеологизмов и иллюстративный материал.

Для словаря я выбрала наиболее интересные фразеологизмы, значение которых будет поучительно узнать школьникам.

После изготовления макета, словарь был предложен ребятам в классе для ознакомления.

Так же я составила памятку по правильному употреблению фразеологизмов. Данная памятка была размещена на стенде в классе, где все ребята могли с ней ознакомиться.

Памятка.

1.        Не заменяйте слова в составе фразеологизмов.

2.        Не включайте во фразеологизмы новые слова.

3.        Не изменяйте грамматическую форму слов.

4.        Не изменяйте порядок слов во фразеологизме.

5.        Употребляйте фразеологизмы!

Мой словарь привлёк внимание ребят в классе. Практической работой стала игра аукцион, проведенная в 3 классе. Победил тот, кто назвал больше фразеологизмов с указанным словом. Словами были названы части тела. Наибольшее количество фразеологизмов (8)  было названо к слову «уши»

Заключение

Итак, в ходе моего исследования я узнала, что такое фразеологизмы, их свойства и особенности.

Изучая фразеологизмы, ученики изучают не только русский язык, но и историю, традиции, обычаи русского народа и других народов.Употребление фразеологизмов обогащает и оживляет нашу речь.

Цель моей исследовательской работы достигнута – я создала фразеологический словарь о частях тела и предложила его школьникам для самостоятельного ознакомления.

Гипотеза подтвердилась – школьникам действительно необходим словарь фразеологизмов, т.к. большинство ребят не знают истинное значение некоторых «крылатых слов».

Список литературы.

  1. Русский язык: Справ. Материалы: Учебное пособие для учащихся/ М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова; Под. Ред. Н.М. Шаманского. – 5-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1989. – 288 с.
  2. Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся образовательных орагнизаций: в 2 ч. Ч. 1 (Л.Н.Канакина и др.)  - 3-е изд., перера. – М.:Просвещение, 2014. – 192 с.: ил.: вкл.
  3. http://festival.1september.ru/articles/213242/
  4. Аспекты изучения русской фразеологии. Н.В. Богдановская. СПб, 2008г.
  5. http://www.tutoronline.ru/blog/chto-vy-znaete-pro-frazeologizmy
  6. http://studopedia.ru/1_129636_frazeologiya-sovremennogo-russkogo-yazika-tipi-frazeologizmov-sistemnie-svyazi-frazeologizmov.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа:"История г. Сорска" часть 2

Исследовательская работа "История г. Сорска. Часть 2...

Исследовательская работа "Фразеологизмы в баснях И.А.Крылова" Куренкова Елена

Роль фразеологизмов в русском языке велика. Зачастую они выражают мудрые изречения людей, ставшие устойчивыми словосочетаниями. Каждый фразеологизм - это краткое выражение длинной человеческой мысли....

презентация к исследовательской работе "Человек - часть природы"

Актуальность исследования:     Экологические проблемы лесов являются одной из основных проблем человечества в современном мире. Данное исследование поможет выявить, какие изменения произошли...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЧАСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА» (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Согласно  ФГОС  организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-о...

Исследовательская работа "Фразеологизмы"

Созвучья слова не случайны… Не случайны и сочетания слов, ставшие фразеологизмами. Далеко не все они понятны нам, людям 21 века, но в момент создания фразеологизма эти сочетания имели смысл, хорошо ос...

Научно- практическая конференция младших школьников Исследовательская работа "Использование фразеологизмов в нашей речи"

Мы очень устойчивыИ просим настойчиво!На слова нас не менять-Прямо так употреблять! Использование фразеологизмов в нашей  речи....

Исследовательская работа на тему «Фразеологизмы в русских народных сказках»

Данный проект  представляет  учебно-исследовательскую работу "Фразеологизмы в русских народных сказках"...