ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЧАСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА» (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
методическая разработка (2 класс) на тему

Согласно  ФГОС  организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс.

Актуальность данного исследования состоит в том, что внеурочная деятельность представляется нами как систематический творческий поиск форм и способов жизнедеятельности школьников, а так же как продуктивное сотрудничество ученика и учителя. Мы рассматриваем внеурочную работу как хорошую возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota_sklyarenko.docx357.8 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА ИРКУТСКА СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

КАК ЧАСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА»

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

АВТОР: СКЛЯРЕНКО ТАТЬЯНА ГРАНИТОВНА,

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ,

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ 2 «Б» КЛАССА

МБОУ Г. ИРКУТСКА СОШ № 4

2015 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

СТР. 3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Сравнение целевых установок

Формы и способы организации внеурочной деятельности

Виды внеурочных занятий

Оптимизационная модель организации внеурочной деятельности в школе

Из опыта работы

СТР. 5

СТР. 6

СТР. 6

СТР. 7

СТР. 7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СТР. 8

ЛИТЕРАТУРА

СТР. 9

ПРИЛОЖЕНИЯ

Конспект внеурочного занятия «Мы за МИР без войны!»

СТР. 10

ВВЕДЕНИЕ

Согласно  ФГОС  организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс.

Актуальность данного исследования состоит в том, что внеурочная деятельность представляется нами как систематический творческий поиск форм и способов жизнедеятельности школьников, а так же как продуктивное сотрудничество ученика и учителя. Мы рассматриваем внеурочную работу как хорошую возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления.

Цель исследования обосновать возможность внеурочной деятельности выступать частью воспитательной системы класса.

Объект исследования внеурочные занятия в начальной школе.

Предмет исследования воспитательный потенциал внеурочных занятий.

 

Гипотеза исследования состоит в том, что мы предполагаем если внеурочная деятельность младших школьников будет включена в воспитательную систему класса, то возможен более эффективный результат в достижении образа выпускника начальной школы определенного ФГОС.

Задачи исследования.

1.    Рассмотреть внеурочные занятия как часть воспитательной системы класса.

2. Обосновать и экспериментально проверить эффективность воспитательного потенциала внеурочной деятельности.

Теоретические методы исследования:

  • теоретический анализ педагогической литературы по предмету исследования;
  • обобщение и анализ опыта воспитательной деятельности средних общеобразовательных учреждений.

 

Эмпирические методы исследования:

  • констатирующий и формирующий эксперименты;
  • сравнение и обобщение;
  • диагностические методики (анкетирование, тестирование, беседы).

Экспериментальная база исследования: МБОУ г. Иркутска СОШ № 4.

Этапы исследования:

На первом этапе (01.09.2014 г. – 25.12.2014 г.) – проводилось изучение и теоретический анализ состояния проблемы, выявлялся воспитательный потенциал внеурочных занятий.

На втором этапе (26.12. 2014 г. – 31.01.2015 г.) - осуществлялось обоснование методических основ решения проблемы исследования, шла корректировка авторского материала, проводилась проверка основных положений гипотезы и уточнение теоретических выводов и итоговых результатов исследования.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЧАСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА

Сравнение целевых установок

Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания.[1] При этом внеурочная деятельность рассматривается как проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива. А  воспитательная система класса – как способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, содействующий развитию личности и коллектива. При ближайшем рассмотрении целевых ориентиров внеурочной деятельности и воспитательной системы класса мы увидим, насколько они тесно перекликаются и в качестве главного и там и там определяется содействие интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию личности, становлению и проявлению индивидуальности, накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности. Конкретные цели определяются педагогическим коллективом образовательного учреждения самостоятельно.

Исходя из вышеизложенного мы можем сделать вывод, что умело организованная внеурочная деятельность, вполне может стать частью воспитательной системы класса. При этом следует помнить, что для младших школьников свойственна неустойчивость интересов и увлечений, поэтому проектируемое многообразие деятельности станет хорошим подспорьем для удовлетворения новых потребностей и интересов, для апробирования своих сил и способностей.

Создание воспитательной системы класса предполагает использование системного подхода в учебно-воспитательном процессе. Внеурочная деятельность в контексте системного построения практики воспитания рассматривается лишь как один из элементов воспитательной системы, который взаимосвязан с другими её компонентами и призван способствовать повышению эффективности и развитию этого целостного воспитательного комплекса.

Формы и способы организации внеурочной деятельности

Занимаясь организацией внеурочной деятельности мы определили, что для достижения большего эффекта необходимо продумать формы и способы организации внеурочной деятельности. В Федеральном стандарте рекомендуется использовать такие формы, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики. Надежда Евгеньевна Щуркова отмечала «В режиме внеурочной (внеклассной) деятельности ядром воспитательного процесса становится и традиционно является в российской школе групповая деятельность учащихся, называемая в практике групповым делом или воспитательным мероприятием».[2]

Виды внеурочных занятий.

Методисты выделяют виды внеурочной деятельности, которые возможны в школе, а именно: познавательная деятельность, ценностно-ориентационная, общественная, эстетическая, досуговая. Понятно, что все они тесно связаны с учебным процессом, с содержанием обучения и воспитания в школе и служат достижению определенных образовательных, воспитательных целей. Познавательная деятельность направлена на развитие познавательных интересов, накопление знаний, формирование умственных способностей. Организуется она в таких формах внеурочной работы, как экскурсии, олимпиады, конкурсы, лектории, недели книги и т.д.
Ценностно-ориентационная деятельность, по существу, представляет собой процесс формирования отношений к миру, формирования убеждений, взглядов, усвоения нравственных и других норм жизни людей - всего того, что называют ценностями. Классный руководитель имеет богатые возможности стимулировать выработку школьниками отношений, взглядов на жизнь в различных формах внеурочной деятельности: беседы по социально-нравственной проблематике, классные собрания, дискуссии, диспуты. Конечно, усвоение школьниками социальных ценностей происходит и во всех других формах и видах деятельности.

Общественная деятельность предполагает участие школьников в органах самоуправления, участие в трудовых, социальных и других акциях. Это происходит в таких формах, как работа по самообслуживанию, уборка класса и школы, вечера, праздники и пр.

Эстетическая деятельность развивает художественный вкус, интересы, культуру, способности детей. Трудно переоценить значение эстетических занятий учащихся, таких как инсценировки, конкурсы, школьные театры, концерты, фестивали, экскурсии в музеи, посещения театров и многое другое.

Досуговая деятельность означает содержательный, развивающий отдых, свободное общение, в котором инициатива должна принадлежать ученикам, однако учитель не должен быть сторонним наблюдателем, помнить о своих функциях воспитывающего взрослого. Сюда же можно отнести и спортивно-оздоровительную деятельность. Свободное общение, досуг учеников могут проходить в самых разных формах: игры, праздники, вечера отдыха, коллективные дни рождения, соревнования, совместные прогулки, походы и прочее.

Оптимизационная модель организации внеурочной деятельности в школе.

Одна из распространенных моделей организации внеурочной деятельности в школе является  Оптимизационная модель. Это модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения.

В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:

  • взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
  • организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
  • организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;
  • организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

Опыт работы показывает, что преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.

Из опыта работы

Разрабатывая воспитательную систему класса мы ориентировались на три уровня результатов воспитательной деятельности школьников:

1-й уровень – школьник  знает и понимает общественную жизнь;

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Воспитательная система класса включает 4 подпрограммы:

1 класс – «Познавайка» (узнают свои способности)
2 класс –  «Развивайка» (развивают свои способности)
3 класс –  «Сотворяйка» (творческое проектирование)
4 класс -  «Помогайка» (социальное проектирование)

В 1-м классе можно увидеть, как важен именно деятельностный подход, где ученики учатся не только открывать для себя новые знания, но и сами открывают в себе, то, что им больше всего интересно.

Второй год обучения предполагает раскрытие творческих способностей, чтобы не только выявить талантливых детей, но и помочь раскрыться детям замкнутым, стеснительным.

Третий год обучения, посвящен общественно-полезному труду и творческому проектированию. В этом направлении каждый ученик может попробовать себя в роли исследователя, художника, дизайнера.

На четвертый год обучения, учитель знает, на что способен его ученик, в каком творчестве преуспел. Когда выпускник начальной школы чувствует себя уверенно, принимает активное участие во всех школьных, классных делах, знает что хочет, в какой области ему нет равных – он хочет показать себя и помочь тому, кто в этом нуждается.

Основные направления воспитательной системы класса находят свое отражение во внеурочных занятиях:

Спортивно-оздоровительное  - «Юные шахматисты», «Здоровое питание»
Художественно-эстетическое  - «Художественное творчество . Станем волшебниками»; «Смотрю на мир глазами художника»
Научно-познавательное - «В мире книг»
Социальное  - «Дарить радость»
Общеинтеллектуальное  - «Путешествие в компьютерную долину»
Общекультурное  - «Любительский театр»
Проектная деятельность – «Я – исследователь»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог, стоит отметить, что внеурочная деятельность, как часть воспитательной системы класса играет значительную роль в достижении результата, соответствующего образу выпускника начальной школы:

  • любознательный, интересующийся, активно познающий мир;  владеющий основными умениями учиться;
  • любящий родной край и свою страну;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказывать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни.

И еще, современный ребенок сегодня должен не только что-то делать и знать, он должен научиться учиться, уметь применять полученные знания в школе, самостоятельно в любой жизненной ситуации. А значит актуальным остается деятельностный метод не только в учебной деятельности, но и во внеурочной, так как этот метод предполагает разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого ученика.

Подводя итог, отмечу, внеурочная деятельность - это система занятий школьника, где педагогами решаются задачи воспитания. В рамках воспитательной системы класса из этих отдельных занятий должна получиться целостная общественная жизнь ученика в школе - интересная, насыщенная.

ЛИТЕРАТУРА

1.     Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

2.     Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. – М., 2010.

3.     Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. - М., 1999.

4.     Методический конструктор: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2010. — 223 с. — (Стандарты второго поколения).

5. Методические рекомендации по разработке программы воспитания и социализации обучающихся начальной школы / Сост. В.И. Никулина, Н.В. Екимова. – Белгород, 2010.

6. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. - М., 2010.

ПРИЛОЖЕНИЕ

План внеурочного занятия по программе «Художественное творчество. Станем волшебниками»

Тема: «Мы за МИР без войны!»

Форма: интерактивное занятие с элементами творческого проектирования.

Направленность: нравственная, патриотическая.

1 этап:

  • работа со стихотворением А. Барто «В дни войны»

В дни войны  
Глаза девчонки семилетней
Как два померкших огонька.
На детском личике заметней
Большая, тяжкая тоска.
Она молчит, о чем ни спросишь, 
Пошутишь с ней, – молчит в ответ.
Как будто ей не семь, не восемь,
А много, много горьких лет.
(А. Барто)

http://900igr.net/datai/istorija/Deti-vojny/0008-009-Deti-vojny.jpg

Война - самое трагическое событие в жизни людей. Она несет с собой боль и утрату, жестокость и разрушение, страдание многих людей и в первую очередь детей. Война искалечила тысячи, миллионы детских судеб. Дети войны рано взрослели и испытали все тяготы военного времени: холод, голод, отсутствие родительской ласки.

  • сравнение фотографий военных разрушений и мирной жизни

 C:\Users\Мама\Desktop\патриотизм\ромашки.jpgC:\Users\Мама\Desktop\патриотизм\бомбежка.jpg

«Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, под этим неизмеримым звездным небом? Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных?» Толстой Л. Н.

  • сравнение фотографий детей войны и современных детей

C:\Users\Мама\Desktop\патриотизм\дети.jpgC:\Users\Мама\Desktop\патриотизм\счастливые дети.jpg

  • рефлексия этапа: мы не хотим войны, мы благодарны ветеранам за мирную жизнь, хотим сказать им спасибо. В знак благодарности можем изготовить панно «Мы за МИР без войны!» и подарить госпиталю ветеранов, расположенному в нашем микрорайоне.

2 этап: коллективная работа над созданием панно.

3 этап: экскурсия в госпиталь ветеранов, вручение подарка.


[1] Методический конструктор: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2010. — 223 с. — (Стандарты второго поколения).

[2] Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. - М., 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Инновационные формы работы с родителями в воспитательной системе класса"

Работа с родителями, как и всякая работа в образовательном учреждении не может носить эпизодический характер, вестись от случая к случаю и без всякой системы. Чтобы помощь родителей была действенной, ...

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СО ШКОЛЬНИКАМИ ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ КАК ЧАСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РАБОТЫ МОУ ДОД ДОМА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Актуальность работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена ростом дорожно-транспортных происшествий, в которых гибнет и получает травмы подрастающее поколение – дети.Ра...

Статья "Формирование умения работать с информацией у обучающихся начальных классов" (Из опыта работы)

Оформив информацию в виде таблицы на уроке окружающего мира, работаем с данными таблицы на  уроках математики, русского языка, литературного чтения. ...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ. Средства, формы и способы воспитательной работы с классом. (из опыта работы) Ермилова Н.Н., классный руководитель 4в класса

   Как сформировать портрет выпускника начальной школы? Какие средства, формы и способы применить, чтобы организовать деятельность классного коллектива?  Применение акт...

Учебный проект на тему «Открытка ветерану» по курсу ОРКиСЭ (модуль «Светская этика»)(4 класс) (Из опыта работы Дуркиной Н.Н., учителя начальных классов ГБОУ СОШ № 601 Приморского района г.Санкт-Петербурга)

9 мая 2020 года наш народ будет отмечать 75-ую годовщину Победы в Великой Отечественной войне. В нашей школе планируется много праздничных мероприятий. Но самым трогательным из них будет традиционная ...

«Основные направления деятельности классного коллектива в процессе моделирования воспитательной системы.» (выступление из опыта работы на заседании педагогического совета)

laquo;Мир окружающей ребенка – это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе, вечный источник детского разума».В. Су...