Рабочая программа по русскому языку 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Разработана рабочая программа по русскому языку с учётом ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                    Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Главы

Предметные образовательные результаты

Универсальные учебные действия

Раздел

Речевая деятельность.

Базовый уровень:

- участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
- говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
- осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;

 - анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей;
- строить предложения для решения определённой речевой задачи;
- понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова;
- понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;
- восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;
- распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;
- замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность.

Повышенный уровень:

- составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;

-пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;

-составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;

-использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование.

Познавательные:

Базовый  уровень:

- работать с разными видами информации  (с частями учебной книги и тетрадью для самостоятельной работы; учебной книгой и учебными словарями, текстом и иллюстрацией к тексту;

– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Повышенный уровень:

- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- моделировать

- подводить под понятие;

- устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные:

Базовый уровень:

-в рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом,  выполнять свою часть работы,

-в рамках коммуникации  как взаимодействия: видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них; использовать правила, таблицы, модели для подтверждения своей позиции или высказанных героями точек зрения.

Повышенный уровень:

- осуществлять взаимопроверку выполненной работы;

- выполнять работу по цепочке;        

- использовать правила, таблицы, модели для подтверждения своей позиции или высказанных героями точек зрения.

Регулятивные:

Базовый уровень:

-  понимать, что можно апеллировать к правилу для подтверждения своего ответа или того решения, с которым он соглашается;  

– формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану;

Повышенный уровень:

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- проверять выполненную работу, используя правила и словари, а также самостоятельно выполнять работу над ошибками.

Личностные:

- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

-  формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Раздел

 Фонетика и орфография.

Базовый уровень:
- характеризовать звуки русского языка: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);
- определять функцию разделительного твёрдого знака 
(ъ) в словах;
- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа 
мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ знаками (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;
- осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;
- произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);
- использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;
- применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;
- пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.

Повышенный уровень:
-осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
- оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;
- соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);

- пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).

Раздел

Лексика.

Базовый уровень:
- находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;
- наблюдать над употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
- иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;
- иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;
- наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;
- распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
- иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;
- пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Повышенный уровень:
- осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
- замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);

- оценивать уместность использования слов в тексте;
- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
- размышлять над этимологией некоторых слов-названий;

- приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.


Раздел

Состав слова (морфемика)


Базовый уровень

- владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
- различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;

- различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
- находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;
- выделять нулевое окончание;
- подбирать слова с заданной морфемой;

- образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.

Повышенный уровень:
-
находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
- различать изменяемые и неизменяемые слова;
- узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
- сравнивать, классифицировать слова по их составу;
- соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;

- осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);
- наблюдать над способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);
разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;


- подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.

Раздел

Морфология

Базовый уровень:
- распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
- распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;
- распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);
- распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы 
что делать? и что сделать?; определять грамматические признаки глагола — форму времени, число, род (в прошедшем времени);
- распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
- узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;
- устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы 
не.
- узнавать союзы 
и, а, но и понимать их роль в предложении;
- подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.
Повышенный уровень:
- производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;
- наблюдать над словообразованием частей речи;
- замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.

Раздел

Синтаксис

Базовый уровень:
- различать предложение, словосочетание и слово;

- выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
- определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;
-различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
- находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
- устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
- соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
- различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;
- отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;
- разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.
Повышенный уровень:
-
 устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
- выделять в предложении основу и словосочетания;
- находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);
- опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;
- выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.


Раздел

Орфография и пунктуация

Базовый уровень
-применять ранее изученные правила правописания, а также:

-непроизносимые согласные;
- разделительный твёрдый знак 
(ъ);
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
- гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
- мягкий знак после шипящих на конце имён существительных 
(речь, брошь, мышь);
- безударные родовые окончания имён прилагательных;
- раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;
- раздельное написание частицы 
не с глаголами;

- подбирать примеры с определённой орфограммой;
-
обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);-  определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
-
применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
-
безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65—70 слов);
-
 писать под диктовку текст (объёмом 55—60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;
-
проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Повышенный уровень:

-применять правила правописания:соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
- е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);
- запятая при обращении;
- запятая между частями в сложном предложении;
- безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;

- при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки)

                                                                                            Содержание учебного предмета, курса

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации

Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

Обучение грамоте

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

Овладение первичными навыками клавиатурного письма.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

• раздельное написание слов;

• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);

• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

• перенос слов по слогам без стечения согласных;

• знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.

Систематический курс

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, опрямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.

Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.

Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.

Частица. Частица не, её значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.

Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).

Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

• сочетания чк—чн, чт, нч, щни др.;

• перенос слов;

• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

• проверяемые безударные гласные в корне слова;

• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

• непроизносимые согласные;

• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова

• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

• разделительные ъ и ь;

• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);

• соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)

• е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).

• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

• безударные падежные окончания имён прилагательных;

• раздельное написание предлогов с именами существительными;

• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

• раздельное написание частицы не с глаголами;

• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);

• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;

• безударные личные окончания глаголов;

• раздельное написание предлогов с другими словами;

• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

• запятая при обращении в предложениях;

• запятая между частями в сложном предложении.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.

Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

Тематическое планирование  по русскому  языку, авторы  В.П. Канакина В.Г.Горецкий

3 класс УМК « Школа России»

5 часов в неделю, 170 часов в год

№ урока

Раздел. Тема урока.

Дата по плану

Дата по факту

Язык и речь (2ч)

1.

Инструктаж по Т.Б Знакомство с учебником. Какая бывает речь?

3.09

2.

Язык, его назначение и его выбор. Развитие речи. Составление текста по рисунку

4.09

                                                                          Текст. Предложение. Словосочетание. (14 ч.)

3.

Текст. Признаки текста

5.09

4.

Типы текста.

6.09

5.

Предложение. Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины.

7.09

6.

Различение предложений по цели высказывания.

10.09

7.

Виды предложений по интонации.

11.09

8.

Предложения с обращением. Развитие речи. Составление предложений по рисунку.

12.09

9.

Главные члены предложения.

13.09

10.

 Второстепенные члены предложения.

14.09

11.

Что такое распространённые и нераспространённые предложения?

17.09

12.

Простое и сложное предложение.

18.09

13.

Входная диагностическая работа.

19.09

14.

Простое и сложное предложение.

20.09

15.

 Выделение словосочетаний в предложении Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины Поленова «Золотая осень»

21.09

16.

Выделение словосочетаний в предложении. Проверочная работа.

24.09

Слово в языке и речи. (18ч)

17.

Лексическое значение слова.

25.09

18.

Лексическое значение слова. Группы слов.

26.09

19.

Омонимы.

27.09

20.

Слово и словосочетание.

28.09

21.

Фразеологизмы.

1.10

22.

Развитие речи. Подробное изложение с языковым анализом текста.

2.10

23.

Части речи. Имя существительное   Сочинение по картине И. Хруцкого  «Цветы и плоды».

3.10

24.

Имя прилагательное. Местоимение

4.10

25.

Глагол.

5.10

26.

Имя числительное. Проверочная работа.

8.10

27.

Однокоренные слова.

9.10

28.

Гласные звуки и буквы.

11.10

29.

Согласные звуки и буквы.

12.10

30.

Парные согласные.

15.10

31.

Разделительный ь.

16.10

32.

Изложение текста М. Пришвина «Полянка» по коллективно составленному плану.

17.10

33.

Контрольный диктант по теме «Вспоминаем, повторяем, изучаем».(1 четверть)

18.10

34.

Работа над ошибками.

19.10

Состав слова (17ч)

35.

Корень слова. Однокоренные слова.

22.10

36.

Корень слова. Чередование согласных в корне.

23.10

37.

Формы слова. Окончание.

24.10

38.

Формы слова. Окончание.

25.10

39.

Формы слова. Окончание. Словарный диктант.

26.10

40.

Приставки.

6.11

41.

Приставки.

7.11

42.

Значение приставок.

8.11

43.

Суффикс.

9.11

44.

Значение суффиксов.

12.11

45.

Сочинение по репродукции картины А  А. Рылова «В голубом просторе»

13.11

46.

Основа слова.

14.11

47.

Обобщение знаний о составе слова.

15.11

48.

Контрольный диктант по теме «Состав слова»

16.11

49.

Работа над ошибками.

19.11

50.

Изложение текста В.Бианки «Скворцы»

20.11

51.

Анализ изложения.

21.11

Правописание частей слова. (29ч)

52.

Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.

22.11

53.

Правописание безударных гласных в корне слова. 

23.11

54.

Правописание безударных гласных в корне слова. 

26.11

55.

Правописание безударных гласных в корне слова. 

27.11

56.

Правописание слов с двумя безударными гласными.

28.11

57.

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне.

29.11

58.

Правописание слов с парными  по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне.

30.11

59.

Правописание слов с парными  по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. Сочинение по серии  картин «Серая  Шейка»

3.12

60.

Контрольный диктант.

4.12

61.

Работа над ошибками. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

5.12

62.

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

6.12

63.

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

7.12

64.

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

10.12

65.

Правописание слов с удвоенными согласными.

11.12

66.

Правописание слов с удвоенными согласными.

12.12

67.

Правописание слов с удвоенными согласными.

Составление текста по репродукции картины В.М.Васнецова «Снегурочка».

13.12

68.

Правописание суффиксов и приставок.

14.12

69.

Правописание суффиксов и приставок.

17.12

70.

Правописание суффиксов и приставок.

18.12

71.

Изложение текста, воспринятого на слух.

19.12

72.

Правописание приставок и предлогов.

20.12

73.

Правописание приставок и предлогов.  

21.12

74.

Котрольный диктант.(2 четверть)

24.12

75.

Работа над ошибками. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).

25.12

76.

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ). Словарный диктант.

26.12

77.

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ). Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану по текстк М. Родионовой «Скворец-музыкант»

27.12

78.

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).

28.12

79.

Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова»

9.01

80.

Работа над ошибками.

10.01

                                                                                                         Части речи.

                                                                                        Имя существительное (30 ч)

81.

Части речи.

11.01

82.

Части речи.

14.01

83.

Значение и употребление имён существительных в речи.

15.01

84.

Начальная форма имени существительного.

16.01

85.

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

17.01

86.

Изложение по самостоятельно составленному плану по тексту В.Бочарникова «Горностай»

18.01

   87.

Собственные и нарицательные имена существительные.

21.01

88.

Правописание имён собственных.

22.01

89.

Имена существительные, употребляемые в форме одного числа.

23.01

90.

Число имён существительных.

24.01

91.

Род имён существительных.

25.01

92.

Род имён существительных.

28.01

93.

Имена существительные общего рода.

29.01

94.

Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода.

30.01

95.

Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода.

31.01

96.

Сочинение на основе сказочного сюжета по картине И. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка» и его анализ

1.02

97.

Контрольный диктант по теме «Правописание имён существительных»

4.02

98.

Работа над ошибками. Изменение имён существительных по падежам.

5.02

99.

Изменение имён существительных по падежам.

6.02

100.

Именительный падеж имён существительных.

7.02

101.

Родительный падеж имён существительных.

8.02

102.

Дательный падеж имён существительных.

11.02

103.

Винительный падеж имён существительных.

12.02

104.

Творительный падеж имён существительных.

13.02

105.

Предложный падеж имён существительных.

14.02

106.

Изложение по самостоятельно составленному плану по тексту К. Паустовского «Кот-ворюга»

15.02

107.

Анализ изложения. Косвенные падежи.

18.02

108.

Косвенные падежи.

19.02

109.

Контрольное списывание по теме «Склонение имён  существительных».

20.02

110.

Обобщение знаний об имени существительном.

21.02

Имя прилагательное (19ч)

111.

Лексическое значение имён прилагательных.

22.02

112.

Связь имени прилагательного с именем существительным. 

25.02

113.

Сложные имена прилагательные, обозначающие цвета и оттенки цвета. 

26.02

114.

Роль имён прилагательных в тексте.

27.02

115.

Текст-описание. Использование имён прилагательных в тексте-описания.

28.02

116.

Составление текста-описания растения в научном стиле.

1.03

117.

Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь».

4.03

118.

Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе.

5.03

119.

Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе.

6.03

120.

Родовые окончания имён прилагательных (-ый, -ой, -ая, -яя).

7.03

121.

Число имён прилагательных.

11.03

122.

Изменение имён прилагательных по числам.

12.03

123.

Изменение имён прилагательных по падежам.

13.03

124.

Изменение имён прилагательных по падежам.

14.03

125.

Изменение имён прилагательных по падежам.

15.03

126.

Обобщение знаний об имени прилагательном. Словарный диктант.

18.03

127.

Контрольный диктант  по теме «Правописание имён прилагательных».

19.03

128.

Работа над ошибками.

20.03

129.

Контрольное изложение  по коллективно составленному плану.

21.03

Местоимение (5 ч)

130.

Личные местоимения.

22.03

131.

Лицо и число личных местоимений.

1.04

132.

Изменение местоимений 3 лица по родам.

2.04

133.

Роль местоимений в предложении.

3.04

134.

Контрольное списывание по теме «Местоимение»

4.04

Глагол (22ч)

135.

Глагол как часть речи.

5.04

136.

Значение и употребление глаголов в речи.

8.04

137.

Составление текста по сюжетным картинкам.

9.04

138.

Неопределённая форма глагола.

10.04

139.

Неопределённая форма глагола.

11.04

140.

Число глаголов.

12.04

141.

Изменение глаголов по числам.

15.04

142.

Время глаголов.

16.04

143.

Изменение глаголов по временам.

17.04

144.

Изменение глаголов по временам.

18.04

145.

Изменение глаголов по временам.

19.04

146.

Изменение глаголов по временам.

22.04

147.

Изложение по тексту Г. Скребицкого «Лось».

23.04

148.

Контрольный диктант  по теме «Изменение глаголов по временам»

24.04

149.

Работа над ошибками.

25.04

150.

Род глаголов в прошедшем времени.

26.04

151.

Род глаголов в прошедшем времени.

29.04

152.

Правописание не с глаголами.

30.04

153.

Правописание не с глаголами.

2.05

154.

Правописание не с глаголами.

3.05

155.

Обобщение знаний о глаголе.

6.05

156.

Промежуточная аттестация.

7.05

Повторение (14ч)

157.

Повторение по теме «Части  речи».

8.05

158.

Повторение по теме «Части речи».

10.05

159.

Изложение по тексту В. Сухомлинского «Бой в лесу».

13.05

160.

Повторение по теме «Орфограммы в значимых частях слова».

14.05

161.

Повторение по теме «Орфограммы в значимых частях слова».

15.05

162.

Повторение по теме «Предложение»

16.05

163.

Повторение по теме «Предложение»

17.05

164.

Повторение по теме «Текст». Словарный диктант.

20.05

165.

Повторение по теме «Текст»

21.05

166.

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного за год».

22.05

167.

Работа над ошибками.

23.05

  168.

Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул?»

24.05

169.

Анализ сочинений. Морфологический разбор частей речи.

27.05

170.

Урок-КВН «Язык родной дружи со мной».

28.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...