Рабочая программа по русскому языку 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Харитонова Татьяна Викторовна

Рабочая программа по русскому языку  4 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rus._yaz._4.doc397.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по  русскому языку для  4   класса  составлена  в  соответствии с федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012 г., приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»  (в редакции приказов Министерства образования и науки Российской Федерации  от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357), учебным планом школы, составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерных программ по учебным предметам,  на основе авторской  программы В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык»,  М.: Просвещение, 2011 г., к учебнику:  В. П. Канакина В.Г.Горецкий  Русский язык. 3 класс.  В 2 ч – М.:  Просвещение, 2014 г.

 (ОС «Школа России»),  с учётом гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных  СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».

  Курс учебного предмета «Русский язык» в 3 классе изучается в объеме 4-х часов в неделю. Общий объем учебного времени составляет 136 часов, 34 учебные недели.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
  • произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
  • производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;
  • правильно писать слова с изученными орфограммами;
  • видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);
  • находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
  • пользоваться толковым словарём;
  • практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
  • различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);
  • ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);
  • производить синтаксический разбор простого и сложного предложений в рамках изученного;
  • разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;
  • писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;
  • читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;
  • воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;
  • создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему;
  • осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
  • распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;
  • определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
  • разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому;
  • выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;
  • видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и);
  • составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;
  • осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;
  • читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;
  • читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);

Учащиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося час

Развитие речи, час

Контрольная работа, час

Самостоятельная и проверочная работа, час

Проект

1.

Повторение

10

1

1

Наша речь и наш язык

1

Текст

2

Предложение

3

Обращение

1

Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения.

2

Словосочетания

1

2.

Предложение

6

1

1

1

Однородные члены предложения

3

Простые и сложные предложения

3

3.

Слово в языке и речи

17

2

1

Лексическое значение слова

4

Состав слова

7

Части речи

6

4.

Имя существительное

30

4

2

1

1

5.

Имя прилагательное

25

6

1

1

1

6.

Личные местоимения

7

1

1

7.

Глагол

27

4

2

1

8.

Повторение

14

2

1

Итого

136

21

10

2

4

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

4-й класс 136 ч (4 часа в неделю)

Повторение (10)

      Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.

      Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).

       Предложение (15 ч). Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в конце предложений. Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление).

  Составление предложений с обращением.

  Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

  Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.

  Разбор предложения по членам предложения.

  Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными членами без союзов. Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов.

    Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.

       Слово и его лексическое значение (4 ч). Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.

   Формирование умения правильно выбирать слова для выражения мысли в соответствии с типом текста и видами речи. Устранение однообразного употребления слов в связной речи.

      Части речи (6 ч). Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог). Наречие как часть речи (общее представление), значение, вопросы. Правописание наиболее употребительных наречий с суффиксами -о, -а (близко, быстро, интересно, влево, направо, заново, справа, слева, издалека). Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения).

     Состав слова (7 ч). Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Морфемный и словообразовательный разбор слов типа подснежник, русский, травинка, смелость, маленький. Развитие навыка правописания гласных и согласных в корнях слов на более сложном материале. Упражнение в правописании приставок и суффиксов, разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Совершенствование звуко-буквенного анализа с привлечением слов более сложного слого-звукового состава типа сильный, водичка, ёлка, вьюга, съел.

Имя существительное (30 ч)

   Склонение имен существительных (повторение). Развитие навыка в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.

    Основные тины склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения. Второе склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения. 3-е склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.

    Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных (общее представление). Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке).

    Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.

Имя прилагательное (25 ч)

      Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам. в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.

     Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).

    Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

      Склонение имен прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе.

    Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.

    Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов, прилагательных-паронимов.

 Местоимение (7 ч)

   Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним). Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею). Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.

 Глагол (27 ч)

    Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.

     Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.

    Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.

    Глаголы I и II спряжения (общее представление). Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? умывается, что делать? умываться). Правописание буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление).

    Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал)

   Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат).

Связная речь

     Речь и ее значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации. Текст. Текст, основная мысль, заголовок. Построение (композиция) текста. План. Составление плана к изложению и сочинению (коллективно и самостоятельно). Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения.

    Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учетом разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др.).

     Изложение. Изложение (подробное, сжатое) текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.

    Использование при создании текста изобразительно-выразительных средств (эпитетов, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов, существительных-синонимов и др.

     Сочинение. Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, серии сюжетных рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учителя.

     Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова, используемые при извинении и отказе.

Повторение изученного (14ч)

   Чистописание        

   Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов соединений букв в словах, предложениях, небольших текстах при несколько ускоренном письме. Упражнение в развитии ритмичности, плавности письма, способствующих формированию скорости.

   Работа по устранению недочетов графического характера в почерках учащихся.

Слова с непроверяемыми написаниями

Автомобиль, агроном, адрес, аллея, аппетит, багаж, беседа, библиотека, билет, богатство, ботинки, вагон, везде, вокзал, впереди, вчера, газета, гореть, горизонт, двадцать, двенадцать, директор, ещё, железо, завтра, здесь, издалека, инженер, календарь, каникулы, кастрюля, километр, командир, комбайн, корабль, космонавт, костёр, костюм, лучше, медленно, металл, назад, налево, направо, оборона, одиннадцать, пассажир, пейзаж, победа, портрет, правительство, председатель,. прекрасный, путешествие, расстояние, салют, самолёт, сверкать, сверху, свитер, свобода, сегодня, сейчас, семена, сеялка. слева, снизу, справа, тарелка, телефон, теперь, тепловоз, хлебороб, хозяин, хозяйство, человек, шестнадцать, шофёр, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ РУССКИЙ ЯЗЫК

(136 часов - 4 часа в неделю)

№п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Вид занятия

Виды самостоятельной работы

Характеристика деятельности учащихся

Дата проведения урока

Планируемая

Фактическая

            1 четверть – 36 часов                                                              Раздел 1. Повторение (10 часов)  

1.

Знакомство  с учебником  «Русский  язык». Наша  речь и наш язык.

1

Комбинированный

Личностные результаты

- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;  - любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;  - интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;  - интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; - интерес к изучению языка;

- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;  пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - задавать вопросы.

Предметные результаты:

- знакомиться  с  новым  учебником,  вычитывать информацию  из  иллюстраций,  с  обложки,  из оглавления; прогнозировать  содержание и виды работы по учебнику; - называть отличительные признаки слова, предложения, текста;

- отличать  текст  от  набора  предложений,  записанных как текст; - составлять  устный  рассказ  «Что  я  знаю  о  тексте»;

- сопоставлять содержание своего рассказа и рассказов одноклассников; - классифицировать изученные орфограммы (буквенные  –  небуквенные;  буквы  гласных,  буквы согласных, буквы ъ и ь); - находить  в  словах  изученные  орфограммы, составлять и писать самодиктанты.

- группировать слова с изученными орфограммами, графически  обозначать  выбор  написания, писать графические диктанты.

- определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления; - накапливать опыт постановки логического ударения; - разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; -выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой; - видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и); - составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи; -осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении; - читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану; - читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану); - разделять непунктированный текст на предложения;  - совместно обсуждать порядок действий при синтаксическом  разборе  простого  предложения; - использовать этот порядок при разборе;

- распространять и сокращать предложение до основы, сравнивать смысл; - находить однородные члены в простом предложении с двумя главными членами;

- объяснять постановку знаков препинания;

- конструировать предложения с однородными членами;

- накапливать опыт нахождения в тексте и использования в речи таких предложений; - наблюдать за ролью разделительного знака – запятой в предложении с однородными членами; - различать простое и сложное предложения (одна грамматическая  основа – две  грамматические основы); - накапливать опыт постановки запятой и употребления в речи сложных предложений из двух частей с бессоюзной связью; - конструировать сложные предложения (по схеме, по данному началу); - совместно составлять алгоритм синтаксического разбора сложного предложения, действовать по алгоритму, проверять себя.  Повторение знаний о предложении, тексте, частях речи; - выделять в слове окончание и основу, действовать по алгоритму;

- систематизировать знания  о составе  слова  в виде схемы, таблицы;- участвовать в открытии нового знания о составе слова, работать в группе, участвовать в учебном диалоге, сотрудничать с одноклассниками.

2.

Язык и речь.  Формулы вежливости.

1

Комбинированный

3.

Текст и его план.

1

Повторение, обобщение и систематизация материала

4.

 Обучающее изложение.

1

Развитие речи

Изложение

5.

Анализ изложения. Типы текстов.

1

Урок контроля

6.

Предложение как единица речи.  Виды предложений по цели высказывания и по интонации.

1

Повторение, обобщение и систематизация материала

7.

Диалог. Обращение.

1

Повторение, обобщение и систематизация материала

8.

 Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

1

Повторение, обобщение и систематизация материала

9.

Вводный контрольный диктант

1

Повторение, обобщение и систематизация материала

К. д.   №1.

10.

Работа над ошибками. Словосочетания. Словарный диктант.

1

Урок контроля

К.сл.д.

Раздел 2.    Предложение  (6 часов)

11.

 Однородные члены предложения (общее понятие).

1

Усвоение новых знаний

12.

  Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

1

Усвоение новых знаний

13.

Сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень»

1

Развитие речи

Сочинение

14.

 Наши проекты.

1

Повторение, обобщение и систематизация материала

15.

 Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями, входящими в состав сложного.

1

Усвоение новых знаний

16.

Контрольный  диктант №2 по теме «Предложение»

1

Урок контроля

К. д.  №2.

Раздел 3. Слово в языке и речи (17 часов)

17.

 Работа над ошибками. Слово и его лексическое значение.

1

Комбинированный

18.

  Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова.

1

Усвоение новых знаний

19.

  Синонимы, антонимы, омонимы.

1

Усвоение новых знаний

20.

  Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов

1

Комбинированный

21 -

22.

 Состав слова. Распознавание значимых частей слова.

2

Повторение, обобщение и систематизация материала

23.

Правописание гласных и согласных в корнях слов.

1

Усвоение новых знаний

24.

   Правописание приставок и суффиксов.

1

Развитие умений

25.

   Разделительные Ъ и Ь

1

Развитие умений

26.

   Обучающее изложение

1

Развитие речи

Изложение

27.

Анализ изложения. Части речи. Морфологические признаки частей речи.

1

Комбинированный

28.

 Склонение имён существительных и имён прилагательных.

1

Комбинированный

29.

 Имя числительное. Глагол.

1

Комбинированный

30.

 Наречие как часть речи.

1

Развитие умений

31.

Правописание наречий.  

1

Развитие умений

32.

Сочинение – отзыв по картине В.М. Васнецова «Иван Царевич на сером волке»

1

Развитие речи

Сочинение

33.

Контрольный  диктант №3 за 1 четверть

1

Урок контроля

К.  д. №3.

Раздел 4.  Имя существительное  (30 час)

34.

Работа над ошибками. Распознавание падежей имён существительных.

1

Комбинированный

Личностные результаты

- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

- интерес к изучению языка;

- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.

Предметные результаты:

- выделять в предложении самостоятельные и служебные части речи;

- составлять в группе обобщённую схему «Части речи»,  сопоставлять  свой  вариант  с  вариантом учебника;

- открывать, участвуя в проблемном диалоге, признаки имени существительного как части речи;

- определять грамматические признаки имён существительных;

- определять начальную форму имени  существительного;

- наблюдать за использованием имён существительных в речи;

- анализировать текст с преимущественным  употреблением имён существительных. Употреблять имена существительные  в речи: выполнять творческую работу – составление текста-описания с помощью имён существительных;

- анализировать имена существительные: называть их грамматические признаки в определённой последовательности  (выполнять морфологический разбор); - образовывать с помощью суффиксов и употреблять в речи имена существительные (с уменьшительно-ласкательным  значением и др.), осознавать значимость использования таких слов для успешного общения;

- разбирать имена существительные по составу, соотносить слово со схемой;

- относить имя существительное к одному из трёх склонений, определять падеж;

- составлять совместно с учителем алгоритм определения склонения имени существительного, работать по алгоритму, осуществлять самоконтроль;

- сравнивать формы имени существительного и имени прилагательного, выявлять зависимость;

- накапливать опыт употребления имён существительных в речи (обучающие изложения и сочинения, предусмотренные в планировании);

- определять грамматические признаки имён существительных (морфологический разбор);

- находить в тексте несклоняемые имена существительные, приобретать опыт их согласования с именами прилагательными в речи;

- находить в словах изучаемые орфограммы, графически объяснять и контролировать написание;

- решать орфографические задачи с опорой на алгоритм;

- составлять в группе задания на обработку определённой орфограммы;

- самостоятельно формулировать общее правило обозначения на письме безударных гласных звуков.

- продуцировать связное высказывание на грамматическую тему («Что я знаю об именах существительных», «Опираясь на  знания об именах существительных, я умею...»);

- письменно пересказывать текст-повествование с  элементами описания (писать обучающее подробное изложение текста).

35.

Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевлённых  имён существительных.

1

Развитие умений

36.

Упражнение в распознавании имён существительных в творительном и в предложном падежах.  

1

Развитие умений

            2 четверть – 28 часов

37.

Повторение сведений о падежах и приёмах их распознавания. Несклоняемые имена существительные.

1

Развитие умений

38.

Три склонения имён существительных. 1-е склонение имён существительных.

1

Открытие новых знаний

39.

Сочинение по репродукции картины А. Пластова              « Первый снег» 

1

Развитие речи

Сочинение

40.

    2-склонение имён существительных.

1

Открытие новых знаний

41.

Упражнение в распознавании имён существительных 2-го склонения.

1

Развитие умений

42.

3-е склонение имён существительных.

1

Открытие новых знаний

43.

 Упражнение в распознавании имён существительных 3-го  склонения.

1

Развитие умений

44.

  Обучающее изложение.

1

Развитие речи

Изложение

45.

Анализ изложения. Падежные окончания имён существительных 1, 2, 3-го склонения единственного числа. Способы проверки безударных  падежных окончаний имён существительных.

1

Комбинированный

46.

  Именительный и винительный падежи.

1

Развитие умений

47.

 Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже.

1

Развитие умений

48.

Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже

1

Открытие новых знаний

49.

Упражнение в правописании имён существительных в родительном и дательном падежах.

1

Развитие умений

50.

Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже.

1

Открытие новых знаний

51.

Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже.

1

Комбинированный

52.

 Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах.

1

Развитие умений

53.

  Сочинение по картине  В.А. Тропинина «Кружевница».

1

Развитие речи

Сочинение

54.

   Контрольный диктант № 4 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе»

Урок контроля

К. д.  №4.

55.

Анализ контрольного диктанта.  Повторение.

1

Развитие умений

56.

 Склонение имён существительных во множественном числе.

1

Комбинированный

57.

Именительный падеж имён существительных множественного числа.

1

Комбинированный

58.

 Родительный падеж имён существительных множественного числа.

1

Комбинированный

59.

Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа.

1

Развитие умений

60.

   Обучающее изложение.

1

Развитие речи

Изложение

61.

  Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном и множественном числе.

1

Развитие умений

62.

 Административный контрольный диктант по итогам первого полугодия.

1

Урок контроля

К. д. №5.

63.

 Анализ диктанта.

Наши проекты

1

Комбинированный

Проект

Раздел 5.   Имя прилагательное ( 25 час)

64.

 Имя прилагательное как часть речи.

1

Комбинированный

Личностные результаты

- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

- интерес к изучению языка;

- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.

Предметные результаты:

- группировать слова по частям речи;

- находить в тексте имена прилагательные по вопросу;

- наблюдать за ролью имён прилагательных в речи;

- анализировать текст с преимущественным употреблением имён прилагательных;

- различать  текст-повествование  и  текст-описание;

- выделять  в  предложении  словосочетания

прил. + сущ.,  ставить вопрос от имени существительного к имени прилагательному;

- называть признаки имени прилагательного (морфологический разбор);

- продуцировать текст-описание по опорным словам;

- подбирать  антоним  к  данному  имени  прилагательному;

- проверять написание безударного окончания имени прилагательного с помощью вопроса;

- разбирать по составу имена прилагательные.

          3 четверть – 40 часов

65.

Род и число имён прилагательных

1

Комбинированный

66.

   Составление описательного текста на тему « Любимая игрушка»

1

Развитие речи

Описание

67.

 Склонение имен прилагательных.  

1

Комбинированный

68.

Сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина В.А.Серова «Мика Морозов».

Развитие речи

Сочинение

69.

 Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в  единственном  числе.

1

Комбинированный

70.

  Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном и родительном падежах.

1

Открытие новых знаний

71.

   Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.

1

Комбинированный

72.

Именительный, винительный, родительный падежи.

1

Комбинированный

73.

Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах.

1

Открытие новых знаний

74.

Выборочное изложение описательного текста.  Наши проекты.

1

Развитие речи 

Изложение

75.

Анализ изложения. Склонение имён прилагательных женского рода.

1

Комбинированный

76.

 Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода.

1

Развитие умений

77.

Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода.

1

Открытие новых знаний

78.

Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода 

1

Комбинированный

79.

 Изложение описательного текста.

1

Развитие речи

Изложение

80.

Анализ изложения.  Склонение имён прилагательных во множественном числе.

1

Развитие умений

81.

Сочинение-отзыв по картине Н.К.Рериха «Заморские гости»

1

Развитие речи

Сочинение

82.

Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа.

1

Повторение, обобщение и систематизация материала

83.

Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа в

1

Открытие новых знаний

84.

Дательный и творительный падежи имен прилагательных множественного числа

1

Открытие новых знаний

85.

Обобщение по  теме «Имя прилагательное».   

1

Комбинированный

Пр.р

86.

Сочинение-отзыв по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»

1

Развитие речи

Сочинение

87.

  Контрольный диктант

№ 6 по теме «Иимя прилагательное»

1

Урок контроля

К. д. № 6

88.

Анализ контрольного диктанта. Повторение.

1

Урок повторения

Раздел 6.    Местоимение  (7 часов)

89.

Местоимение как часть речи. Личные местоимения.

1

Комбинированный

Личностные результаты

- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; - чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; - любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; - интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; - интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; - интерес к изучению языка; - осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;  - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;  пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез;  устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.  - высказывать и обосновывать свою точку зрения;  - слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;  - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - задавать вопросы.

Предметные результаты:

- отличать местоимения от слов других частей речи;

- заменять в тексте местоимения именами  существительными  и наоборот (элементы  редактирования); - писать предлоги с местоимениями раздельно; - осознавать роль личных местоимений в речи;

- продуцировать текст с использованием местоимений (сочинение «О себе»).

90.

Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам.

1

Открытие новых знаний

91.

Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам.

1

Открытие новых знаний

92.

Изменение личных местоимений по падежам.

1

Развитие умений

93.

Изложение повествовательного текста с элементами описания.  

1

Развитие речи

Изложение

94.

Контрольный диктант №7 по теме «Местоимение»

1

Урок контроля

К. д. №7.

95.

 Анализ изложения и контрольного диктанта. Повторение

1

Повторение, обобщение материала

Пр. р.

Раздел  7.    Глагол (27 часов)

96.

Роль глаголов в языке.

1

Повторение, материала

Личностные результаты

- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

- интерес к изучению языка;

- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - задавать вопросы.

Предметные результаты:

- участвовать в проблемном диалоге, открывать новые  знания о грамматических признаках  глаголов;

- выделять начальную (неопределённую) форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную;

- образовывать и  употреблять  в  речи  глаголы  в различных формах времени;

- выделять суффикс -л- в форме прошедшего времени глагола;

- определять изученные грамматические признаки глагола;

- накапливать опыт употребления в речи различных глагольных форм;

- совместно составлять алгоритм разбора глагола как части речи;

- совместно составлять алгоритм определения спряжения глагола и выбора буквы безударного гласного в личных окончаниях глаголов;

- анализировать особенности текстов с преимущественным употреблением глаголов;

- накапливать опыт использования глаголов в речи, в том числе с безударными личными окончаниями (обучающие изложения и сочинения по теме);

- называть и систематизировать грамматические признаки глагола (морфологический разбор).

97.

Изменение глаголов по временам.

1

Развитие умений

98.

Неопределённая форма глагола.

1

Повторение и систематизация материала

99.

Изменение глаголов по временам.

1

Развитие умений

100.

  Контрольный диктант  №8 по итогам III четверти 

1

Урок контроля

К. д. №8

101.

 Изложение повествовательного текста по цитатному плану.

1

Развитие речи

Изложение

102

Анализ изложения и диктанта. Спряжение глаголов.

1

Комбинированный

103.

Спряжение глаголов

1

Развитие умений

104.

2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе.

1

Открытие новых знаний

                 4 четверть – 32 часа

105.

Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Март».

1

Развитие речи

Сочинение

106.

I  и II спряжение глаголов настоящего времени

1

Открытие новых знаний

107.

I и II спряжение глаголов будущего времени.

1

Открытие новых знаний

108.

  Наши проекты.

1

Повторение и систематизация материала

109-111.

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

3

Открытие новых знаний

112.

 Возвратные глаголы

1

Открытие новых знаний

113.

Правописание –тся и  -ться в возвратных  глаголах

1

Открытие новых знаний

114.

 Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок.

1

Развитие речи

115.

Правописание глаголов в прошедшем времени.

1

Развитие умений

116.

 Изложение повествовательного текста по вопросам.

1

Развитие речи

Изложение

117.

 Контрольный диктант №9  по теме «Глагол»

1

Урок контроля

К.д.  №9.

118.

 Анализ диктанта. Повторение.

1

Повторение, обобщение и систематизация материала

119.

Обобщение по теме «Глагол»

1

Урок контроля

120.

 Изложение повествовательного текста.

1

Развитие речи

Изложение

121.

 Проверка знаний по теме «Глагол»

1

Пр.р

122.

 Анализ изложения. Работа над ошибками. Повторение

1

Комбинированный

Раздел 8.     Повторение изученного  (14 часов)

123.

 Язык. Речь. Текст.

1

Повторение, обобщение и систематизация материала

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.

Предметные результаты:

- систематизировать и обобщать изученный материал в виде таблиц, схем, текста;

- продуцировать устные связные высказывания на лингвистические темы по изученному материалу;

- проводить в группах исследовательскую (проектную) работу «Что слово может рассказать о себе»

124 - 125.

Предложение и словосочетание

2

Повторение, обобщение и систематизация материала

126.

Лексическое значение слова

1

Комбинированный

К.сл.д.

127.

Сочинение на тему «Мои впечатления от картины И.И.Шишкина «Рожь»

1

Развитие речи

Сочинение

128 – 129.

Состав слова.

2

Комбинированный

130.

 Части речи.

1

Комбинированный

131.

Административный итоговый контрольный диктант.

1

Урок контроля

Итоговый контрольный диктант.

132.

 Анализ контрольного диктанта. Повторение.

1

Повторение, обобщение материала

133.

 Изложение повествовательного текста по цитатному плану.

1

Развитие речи

Изложение

134.

Анализ изложения. Части речи.

1

Комбинированный

135.

Звуки и буквы.

1

Комбинированный

136.

Итоговый урок. Интеллектуальная игра «По галактике Частей Речи».

1

Урок-игра

Итого:

136

Пр.р.- 3

К.д. – 10

К.сл.д – 2

С. – 10

И. – 10

Сокращения, принятые в данном планировании:

Пр.р. – проверочная работа                                                           К.д. – контрольный диктант

К.сл.д. – контрольный словарный диктант                                С. – сочинения

И. – изложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...