Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний жи-ши.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Ковалёва Елена Владимировна

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ковалёва Елена Владимировна,

учитель ГБОУ СОШ №143

Красногвардейского  района

 Санкт-Петербурга

Технологическая карта урока

Класс: 2 В

Предмет: Русский язык

Тема урока: Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний жи-ши.

Тип урока: общеметодологической направленности

 

Тема: Шипящие согласные. Правописание буквосочетаний жи-ши.

Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений.

Цель урока: закрепить навыки правописания слов с сочетаниями жи – ши.

Задачи:

  • повторить понятие «шипящие согласные звуки»;
  • объяснить, почему правописание буквосочетаний носит традиционный характер и является орфограммой
  • способствовать развитию внимания,  речи, памяти, орфографической зоркости;
  • содействовать воспитанию любви к родному языку, привитию интереса к нему, расширению кругозора учащихся.

Планируемые результаты

Предметные:

  • научатся соблюдать правила правописания буквосочетаний жи-ши.

Метапредметные:

позновательные:

  • распознавать мягкие и твердые шипящие звуки, правильно произносить их, определять орфограммы жи-ши ;

регулятивные:

  • принимают и сохраняют учебную задачу;
  • осуществляют действия по образцу и заданному правилу;
  • контролируют свою деятельность;
  • адекватно воспринимают оценку взрослого и сверстников.

коммуникативные:

  • принимают участие в учебном диалоге, высказывают своё мнение, осуществляют самоопределение и самопознание.

Личностные:

  • проявляют положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания;
  • демонстрируют целеустремленность, настойчивость в достижении цели.

Ресурсы урока:

  1. Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобраз. учрежд. М.: Просвещение, 2018
  2.  Электронное приложение к учебнику «Русский язык», 2 класс,авт. Климанова Л. Ф., Бабушкина Т. В.
  3. Рабочая тетрадь.
  4. Индивидуальные картоки.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1. Организация позитивной мотивации деятельности обучающихся на уроке.

Самоопределение к деятельности.

 -  Прозвенел и смолк звонок.

    Начинаем наш урок.

- Ребята! У нас сегодня на уроке много гостей. Поприветствуйте их.

Постараемся поработать так, чтобы в конце урока всех нас ждала удача. Какими вы должны быть на уроке ? Придумайте слова-характеристики на каждую букву слова УДАЧА.

- Откройте тетради и запишите сегодняшнее число.

   

Осуществляют самооценку готовности к уроку, отвечают на вопросы.

Ученики:

У – умными

Д – дружными

А – активными

Ч – чуткими

А - аккуратными

Личностные УУД: самоопределение.

Регулятивные УУД: развитие мотивов учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Актуализация

знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Создать условия для актуализации знаний, необходимых  для открытия «новых знаний»  по  данному материалу.  Подвести детей                к  теме  урока.

- Посмотрите на  стихотворение Е.Благининой, записанное на доске.

- Улетели сегодня стрижы…                                        - А куда улетели, скажы?                                                 – А туда улетели они,                                                                                               Где совсем не бывает зимы.                                           - Но они прилетят по весне                                                        И опять засвистят в вышыне.

- В какой форме записано это стихотворение?                                                                  

- Прочитайте его по ролям с соседом по парте.

- А почему вы считаете, что здесь допущены ошибки?  Докажите.

- Каким правилом пользовались?                              

- Сформулируйте тему сегодняшнего  урока.                        

Отвечают на поставленные вопросы.

Читают стихотворение (работа в парах) 

Указывают на ошибки в тексте.

Рассказывают правило.

Формулируют тему урока

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.

Познавательные УУД: умение находить ответ на вопрос.

Регулятивные УУД: умение высказывать своё мнение.

3.Постановка  учебной задачи.

I. Минутка чистописания  

Послушайте скороговорки и определите, какие буквы мы напишем сегодня на минутке чистописания:

Над Жорой жук, жужжа, кружит.

От страха Жора весь дрожит.

Зачем же Жора так дрожит?

Совсем не страшно жук жужжит.


Мышонку шепчет мышь:

- Ты все шуршишь, шуршишь!

Мышонок шепчет мыши:

- Шуршать я буду тише!

– Дайте характеристику звукам [ж], [ш].

Какими буквами обозначаются данные звуки?

- Выпишите из стихотворения слова, в которых допущены ошибки, исправив их.               - Каким правилом пользовались?                              

Отвечают на поставленные вопросы.

Отвечают на поставленные вопросы, делают выводы.

Прописывают буквы

Ж ж Ш ш

Выполняют задания.

Регулятивные УУД: умение высказывать своё предположение.

Личностные УУД: умение осознавать трудности и стремление  к их преодолению

4.Динамическая пауза

Организует физкультминутку.

Выполняют физкультминутку.

5.Решение учебной задачи.

Все вы знаете правило , но кто из вас сумеет объяснить такое написание? Кто же нам поможет? Конечно, профессор Самоваров!    

Чтение статьи в учебнике с.71, просмотр сюжета из электронного учебника.

С.72 Упр. 102

Прочитайте пословицы. Какую из них вы считаете самой важной? Запишите её в тетрадь  и подчеркните орфограммы.

-В каком слове вы подчеркнули орфограмму? (жизнь)

На какой вопрос отвечает слово жизнь? (что?)

Измените слово так, чтобы оно отвечало на вопрос что делать? (жить)

Звуко-буквенный анализ слова жить.

Читают тексты в учебнике. 

Отвечают на поставленные вопросы, делают вывод.

Выполняют задания.

Регулятивные УУД: целеполагание. Познавательные УУД: общеучебные  - формирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и выборе  информации, умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.

6.Первичное закрепление.

Зрительный диктант

Во время написания словосочетаний, обращайте внимание на орфограммы.

Обменяйтесь тетрадями и проверьте тетради друг друга, сверяясь с эталоном на доске.

Выполняют задания, проводят взаимопроверку

Регулятивные УУД: взаимопроверка, оценка.

Познавательные: умение структурировать знания

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организует деятельность по применению новых знаний.

Работа в группах (изготовление памяток)                                                                                                                                                    

1 группа: 

       Как напишешь жи и ши?                                            

       Мне решительно скажи!

       Лужи, жимолость, ежи,

       Мыши, лыжи, камыши.

       Все сочетания жи и ши

       Только с буквой и пиши!

2 группа:

        Знаем точно: жи и ши

        Пишем только с буквой и!

        Крыши, шины, камыши,

        Ландыши, ерши, чижи.

3 группа:                                                                                       

         Жи да ши, жи да ши                                                                                                   

             С буквой и всегда пиши:                                          

         Мыши, ёжики, ужи,                                              

        Лужи, крыши и моржи.                                                        

Обсуждение в группах, выводы

Изготавливают памятки

обсуждение в группах, выводы, оценивание.

Познавательные УУД: общеучебные умения: умение осознанно  и произвольно строить речевое высказывание; логические: определение критериев для сравнения. Личностные УУД: самоопределение. Регулятивные УУД: контроль, коррекция. Коммуникативные УУД: взаимодействие с партнёром, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

8.Рефлексия.

- А теперь я хочу, чтобы вы поделились своими впечатлениями о сегодняшнем уроке. Дополните предложения:

1.    Я узнал …

2.    Я научился …

3.    Я смогу…

4.    Я благодарен уроку за…

- Оцените свою деятельность на уроке в целом. Возьмите карандаш зеленого, жёлтого или красного цветов и закрасьте яблоки, лежащие у вас на партах.

Зеленый: Я работал на уроке с желанием, был уверен в себе.

Желтый: Я работал на уроке с желанием, но чувствовал какое-то неудобство, волнение, тем не менее, мне было интересно.

Красный: Я работал на уроке без желания, боялся отвечать и выполнять работу.

Читают надпись. 

Дополняют предложения.

Оценивание своей учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: умение  с достаточной  полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные УУД: самооценка.

Познавательные УУД:

Рефлексия

Личностные:

смыслообразование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Структура    урока:  1.Организация внимания учащихся.2. Развитие учебной мотивации.               * Цели и сод...

Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний жи - ши, ча - ща, чу – щу.»

Конспект урока с презентацией. 2 класс "Перспектива"...

« Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний жи - ши, ча - ща, чу – щу.»

Конспект урока с презентацией для 2 класса по теме:« Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний жи - ши, ча - ща, чу – щу.»...