Главные вкладки

    Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
    план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

    Некрасова Елена Викторовна

    Структура    урока: 

    1.Организация внимания учащихся.

    2. Развитие учебной мотивации.

                   * Цели и содержание учебных задач и речевых ситуаций.

    3. Стимулирование реакций обучающихся.

                   * Введение в речевую ситуацию и создание мотивации.

                   * Заучить правила.

            Физкультурная минутка

    4.  Обеспечение обратной связи.

                    * Определение учебной задачи, нахождение способов и   алгоритмов ее    решения.

    * Организация учебной и речевой деятельности по восприятию  (групповая работа – проверка).

                       * Руководство мыслительной деятельности.

      5.  Гимнастика  для пальцев. 

      6.  Чистописание.

       7. Стимулирование прочности полученных знаний и умений.

                         * Контроль и анализ с последующей корректировкой.

       8. Выводы и обобщения относительно достигнутых целей.

       9. Обсудить домашнее задание, упр. № 85

       10. Рефлексия.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon yrok.doc735 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок: русский язык (по системе развивающего обучения Л.В. Занкова).                                                                        Класс: 1                                                                                                                                                                          Тема: Шипящие согласные звуки.  

    Правописание    буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

    Цели:  

    *Систематизировать  сведения по правописанию буквосочетаний  ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
    *Развивать память, внимание, ассоциативное мышление, образную речь.
    *Дать ориентир на познавательный интерес и творческую активность.                                                                                                    *Прививать чувство ответственности за себя и своих ближних.

    Форма проведения:  круглый стол                                                                                                                                                                   Оборудование:  компьютер, CD диск, мультимедийный проектор,  ватман, цветные карандаши, учебник «Русский язык» А.В.Полякова

    Структура    урока:  

    1.Организация внимания учащихся.

    2. Развитие учебной мотивации.

                   * Цели и содержание учебных задач и речевых ситуаций.

    3. Стимулирование реакций обучающихся.

                   * Введение в речевую ситуацию и создание мотивации.

                   * Заучить правила.

            Физкультурная минутка

    4.  Обеспечение обратной связи.

                    * Определение учебной задачи, нахождение способов и   алгоритмов ее    решения.

    * Организация учебной и речевой деятельности по восприятию  (групповая работа – проверка).

                       * Руководство мыслительной деятельности.

      5.  Гимнастика  для пальцев.  

      6.  Чистописание.

       7. Стимулирование прочности полученных знаний и умений.

                         * Контроль и анализ с последующей корректировкой.

       8. Выводы и обобщения относительно достигнутых целей.

       9. Обсудить домашнее задание, упр. № 85

       10. Рефлексия.

    Ход урока

    1.  Организация внимания учащихся; на ватмане все дети отставляют отпечаток ладони (соответствующему цвету – своё настроение: жёлтый – радостное, фиолетовый – грустное)    

                     начинать показ со слайда 5

                                                                Слайд 5

                             переход на слайд 6 – щелчок – текст + звук колокольчика
    Учитель начинает урок со стихотворения

    Слайд 6 – Внимание.


    Дети садятся  за парты, которые расположены  по кругу.

    1.   Развитие учебной мотивации.

    Грамоте учиться -  всегда пригодится!

    На каком уроке можно стать грамотеем?

      - На уроке  русского языка. Постараемся  определить тему урока.

    переход на слайд 7 – щелчок через 6 секунд звук шарика, через 3 секунды звук жука  автоматически  

                                                                                                                                                                                                                                                                              1. Нам нужно посмотреть фрагмент (слайд 7)  и определить какой звук произносится?

     - Давайте все вместе дружно пошипим. Пошипели?

     Теперь скажите, какая тема нашего урока? Кто догадался?

    -Шипящие.

    2.        Следующий   вопрос:   можно ли звуки   [Ш]  и [ Ж ]  произнести так,  чтоб         они   стали     мягкими? Попробуйте (слайд  8, по щелчку).

    Что, не получается?  А какие это    звуки всегда?

    - Твердые.

    О чём мы будем говорить на уроке?

    - Работа с шипящими согласными  звуками.


           3.    Стимулирование реакций учащихся  (слайд 9, по щелчку).

          Прочитайте про себя, затем  один ребёнок читает  вслух. Поищем  из слов    

          другие  шипящие   —  [Ч] и [Щ]

          -[Щ]  и [Ч].

        Замечаете, какие они   по сравнению с [Ш] и[Ж]?

        -   Мягкие.

        Обратите внимание, какие буквы пишутся рядом с шипящими.

        Приведите свои примеры.

        Чайник, часы, щука, жил.

         Определим в каких словах ещё встречаются наши  сочетания.

                             

    Первая загадка   слайд 10: отгадайте как называются животные, которые   сейчас будут на экране?

     Загадка выйдет автоматически

        Будьте внимательны и  прочитайте два первых слова в видео фрагменте.

    Фрагмент через 6 сек.  выйдет автоматически

           Жизнь животных в Арктике связана с морем и  плавучими льдами.

          - Моржи. В словах жизнь животных тоже есть сочетание «жи».

       

    А теперь вторая загадка.

     переход на слайд 11 – щелчок

     Щеткой чищу я кого?

     И чешу ему что?

    Спишите, вставьте нужные слова.

      – Проверка   -  гиперссылка на слайд 9. 

    Подчеркните все шипящие и определите — какие из них мягкие, а какие —  

    твердые?

    Что же мы узнали?

    Что звуки [Ж]  и [Ш] всегда твердые, а звуки [Ч] и [Щ] всегда мягкие.  

     

    Гиперссылка на слайд 12.

    Теперь мы переходим к очень важному правилу грамотного письма, которое нужно просто запомнить  на всю жизнь.

    Кстати,  запомнить легко, это почти стих: для каждой строки - щелчок

    В сочетаниях жи — ши

    Только и всегда пиши!

    В сочетаниях ча — ща

    Пишем только букву а.

    В сочетаниях чу — щу

                       Пишут только букву у.

    Вот, ведь, как интересно получается: звуки [Ж]  и [Ш] всегда твердые, но в    

    буквосочетании ЖИ, ШИ пишется буква И. Это новая орфограмма, которую  

    нужно просто заучить.

    А над чем мы на уроке работали?

    Гиперссылка на слайд  1, 2  можно  показать слайд 3, а затем вернуться по стрелке вверх на слайд 2 и щелчок   на   гиперссылку    слайд  13

     –    «Правописание буквосочетаний  ЖИ - ШИ,  ЧА - ЩА, ЧУ – ЩУ».  

    Прочитать тему и цели

       Физкультурная минутка

    (слайд № 13   автоматически текст  + щелчок –  появится картинка + музыка)

    Упражнения проводятся  парами: каждая пара стоит лицом друг к другу,  движения делать одновременно  (под музыку).

    Наши правые ладошки

    Пусть поборются немножко.

    Ну-ка, поглядим скорей,

    Кто из всех борцов сильней

    Ладони левые

    Тоже очень смелые:

    — Мы от правых не отстанем.

    4.  Обеспечение обратной связи

    Чтобы лучше запомнить эту орфограмму, мы попробуем решить загадку в стихах.

     (Слайд 14, тема выйдет автоматически,  4 строки – 4 щелчка)

    Ё        к  и   ёр        _ к — колючи, но всё же

    Ё        к   и  ёр _к  совсем  не  похожи:

    ёр        к  при  виде  врагов  не  трево_тся,

    Ё        к  тотчас же пытается  съё_ться.

    Вставив недостающие буквы, вы узнаете, что это за животные. И уже лучше запомните, что ЖИ и ШИ пишется через И.

                Групповая работа на компьютере.  

    Обсуждение общего задания в группах (3 группы – разбивка по личностным  

    особенностям).

    Каждая группа выполняет работу  на отдельном компьютере (предварительно    

       получив, инструктаж работы в Word).

    Анализ и проверка со слайда № 15 тема и картинки автоматически, текст по щелчку 4 раза.

    О каких животных говорится в задании?

    - Ёж  лесной, морской ёж, ёрш (краткий разговор – игра «Найди лишнее»).

    Дети прошли к своим рабочим местам.

    -          (работа с учебником)

    Диктант  с предварительной подготовкой -  упражнение № 81.

    Это стихи Корнея Чуковского из  сказки «Краденое солнце»

     (слайд № 16 тема автоматически, текст по щелчку + задание 3 раза).

            Прочитайте и запомните,  как  пишутся слова.

           Какие встречаются орфограммы? - ЧУ

     Я диктую медленно, записываете то, что запомнили.

            -   Руководство мыслительной деятельностью

    Если только захочу,

    И луну я проглочу!

    Убрать строчки

    Для меня самое главное, чтоб вы не допустили ошибок.  

    Проверить со слайда – поставить строчки.

    Сочетания ЧУ подчеркните.

    1. Гимнастика для пальцев (по щелчку слайд № 17).
    2.    Чистописание (по щелчку слайд  №18

    – 5 щелчков)

    1. Ошибка, сейчас,  задача,  салат.

         (определи лишнее слово, спиши только нужные слова)

    Выбери из названия животных одинаковые буквы:

    1. Жук, ёжик.

    Жк Жк Жк

    Напиши их в соединении  и нарисуй любое животное (ёжик, жук).

    1. Стимулирование прочности полученных знаний и умений.

                Работа  с учебником  (по щелчку слайд  №19) 

            № 83.  Прочитайте задание. Выпиши слова с сочетаниями ча, чу, жи, ши.

    Чудесный, застучало, чудо, пушистое, Чуковский.

      Можно закрепить - гиперссылка на слайд 12

    В ходе этой работы   нужно добиться того, чтоб ребята четко запомнили орфограммы      Ч А   с буквой  А,  ЧУ и ЩУ с буквой У. Надо понимать так же, что так как звуки [Ч]  и[Щ] всегда мягкие, их мягкость не надо специально обозначать на письме.

    - гиперссылка на слайд 20

    1. Выводы и обобщения относительно достигнутых целей.

    Для чего нужен был этот урок?
    Что нового узнали?

     Звуки [Ж] и [Ш] всегда твердые, а звуки [Ч] и [Щ] всегда мягкие  буквосочетания ЖИ и ШИ всегда пишутся через И. Это орфограмму, которую нужно запомнить. Следующие орфограммы — ЧА и ЩА  с буквой   А,    ЧУ и ЩУ с буквой   У.

    9.       Домашнее задание  (слайд № 20). 

    Упражнение № 85. Записывать не надо, надо подумать и приготовиться  к решению в классе на следующем уроке.

    10.     Рефлексия  (слайд № 21). Ваше впечатление и настроение после этого урока?  Оставь свой отпечаток – настроения.

     Благодарю за урок, всем спасибо.
    11.      Автор  (
    слайд № 22).



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока в 1 классе "Шипящие согласные звуки. Слова с сочетаниями жи, ши"

    Урок входит в систему уроков по теме «Звуки и буквы».  Цель урока – создать условия для усвоения новых знаний, обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание материала....

    Разработка урока по русскому языку по теме "Шипящие согласные звуки. Написание слов с сочетаниями жи-ши"

    План-конспект урока по русскому языку для 1 класса по теме "Шипящие согласные звуки. Написание слов с сочетаниями жи-ши"...

    Технологическая карта урока "Шипящие согласные звуки" (1 класс)

            ГБОУ СОШ №152  Технологическая карта урока русского языка в 1 классе «ШИПЯЩИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ»     Составила: Челебова ...