Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Некрасова Елена Викторовна

Структура    урока: 

1.Организация внимания учащихся.

2. Развитие учебной мотивации.

               * Цели и содержание учебных задач и речевых ситуаций.

3. Стимулирование реакций обучающихся.

               * Введение в речевую ситуацию и создание мотивации.

               * Заучить правила.

        Физкультурная минутка

4.  Обеспечение обратной связи.

                * Определение учебной задачи, нахождение способов и   алгоритмов ее    решения.

* Организация учебной и речевой деятельности по восприятию  (групповая работа – проверка).

                   * Руководство мыслительной деятельности.

  5.  Гимнастика  для пальцев. 

  6.  Чистописание.

   7. Стимулирование прочности полученных знаний и умений.

                     * Контроль и анализ с последующей корректировкой.

   8. Выводы и обобщения относительно достигнутых целей.

   9. Обсудить домашнее задание, упр. № 85

   10. Рефлексия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yrok.doc735 КБ

Предварительный просмотр:

Урок: русский язык (по системе развивающего обучения Л.В. Занкова).                                                                        Класс: 1                                                                                                                                                                          Тема: Шипящие согласные звуки.  

Правописание    буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Цели:  

*Систематизировать  сведения по правописанию буквосочетаний  ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
*Развивать память, внимание, ассоциативное мышление, образную речь.
*Дать ориентир на познавательный интерес и творческую активность.                                                                                                    *Прививать чувство ответственности за себя и своих ближних.

Форма проведения:  круглый стол                                                                                                                                                                   Оборудование:  компьютер, CD диск, мультимедийный проектор,  ватман, цветные карандаши, учебник «Русский язык» А.В.Полякова

Структура    урока:  

1.Организация внимания учащихся.

2. Развитие учебной мотивации.

               * Цели и содержание учебных задач и речевых ситуаций.

3. Стимулирование реакций обучающихся.

               * Введение в речевую ситуацию и создание мотивации.

               * Заучить правила.

        Физкультурная минутка

4.  Обеспечение обратной связи.

                * Определение учебной задачи, нахождение способов и   алгоритмов ее    решения.

* Организация учебной и речевой деятельности по восприятию  (групповая работа – проверка).

                   * Руководство мыслительной деятельности.

  5.  Гимнастика  для пальцев.  

  6.  Чистописание.

   7. Стимулирование прочности полученных знаний и умений.

                     * Контроль и анализ с последующей корректировкой.

   8. Выводы и обобщения относительно достигнутых целей.

   9. Обсудить домашнее задание, упр. № 85

   10. Рефлексия.

Ход урока

  1.  Организация внимания учащихся; на ватмане все дети отставляют отпечаток ладони (соответствующему цвету – своё настроение: жёлтый – радостное, фиолетовый – грустное)    

                 начинать показ со слайда 5

                                                            Слайд 5

                         переход на слайд 6 – щелчок – текст + звук колокольчика
Учитель начинает урок со стихотворения

Слайд 6 – Внимание.


Дети садятся  за парты, которые расположены  по кругу.

  1.   Развитие учебной мотивации.

Грамоте учиться -  всегда пригодится!

На каком уроке можно стать грамотеем?

  - На уроке  русского языка. Постараемся  определить тему урока.

переход на слайд 7 – щелчок через 6 секунд звук шарика, через 3 секунды звук жука  автоматически  

                                                                                                                                                                                                                                                                          1. Нам нужно посмотреть фрагмент (слайд 7)  и определить какой звук произносится?

 - Давайте все вместе дружно пошипим. Пошипели?

 Теперь скажите, какая тема нашего урока? Кто догадался?

-Шипящие.

2.        Следующий   вопрос:   можно ли звуки   [Ш]  и [ Ж ]  произнести так,  чтоб         они   стали     мягкими? Попробуйте (слайд  8, по щелчку).

Что, не получается?  А какие это    звуки всегда?

- Твердые.

О чём мы будем говорить на уроке?

- Работа с шипящими согласными  звуками.


       3.    Стимулирование реакций учащихся  (слайд 9, по щелчку).

      Прочитайте про себя, затем  один ребёнок читает  вслух. Поищем  из слов    

      другие  шипящие   —  [Ч] и [Щ]

      -[Щ]  и [Ч].

    Замечаете, какие они   по сравнению с [Ш] и[Ж]?

    -   Мягкие.

    Обратите внимание, какие буквы пишутся рядом с шипящими.

    Приведите свои примеры.

    Чайник, часы, щука, жил.

     Определим в каких словах ещё встречаются наши  сочетания.

                         

Первая загадка   слайд 10: отгадайте как называются животные, которые   сейчас будут на экране?

 Загадка выйдет автоматически

    Будьте внимательны и  прочитайте два первых слова в видео фрагменте.

Фрагмент через 6 сек.  выйдет автоматически

       Жизнь животных в Арктике связана с морем и  плавучими льдами.

      - Моржи. В словах жизнь животных тоже есть сочетание «жи».

   

А теперь вторая загадка.

 переход на слайд 11 – щелчок

 Щеткой чищу я кого?

 И чешу ему что?

Спишите, вставьте нужные слова.

  – Проверка   -  гиперссылка на слайд 9. 

Подчеркните все шипящие и определите — какие из них мягкие, а какие —  

твердые?

Что же мы узнали?

Что звуки [Ж]  и [Ш] всегда твердые, а звуки [Ч] и [Щ] всегда мягкие.  

 

Гиперссылка на слайд 12.

Теперь мы переходим к очень важному правилу грамотного письма, которое нужно просто запомнить  на всю жизнь.

Кстати,  запомнить легко, это почти стих: для каждой строки - щелчок

В сочетаниях жи — ши

Только и всегда пиши!

В сочетаниях ча — ща

Пишем только букву а.

В сочетаниях чу — щу

                   Пишут только букву у.

Вот, ведь, как интересно получается: звуки [Ж]  и [Ш] всегда твердые, но в    

буквосочетании ЖИ, ШИ пишется буква И. Это новая орфограмма, которую  

нужно просто заучить.

А над чем мы на уроке работали?

Гиперссылка на слайд  1, 2  можно  показать слайд 3, а затем вернуться по стрелке вверх на слайд 2 и щелчок   на   гиперссылку    слайд  13

 –    «Правописание буквосочетаний  ЖИ - ШИ,  ЧА - ЩА, ЧУ – ЩУ».  

Прочитать тему и цели

   Физкультурная минутка

(слайд № 13   автоматически текст  + щелчок –  появится картинка + музыка)

Упражнения проводятся  парами: каждая пара стоит лицом друг к другу,  движения делать одновременно  (под музыку).

Наши правые ладошки

Пусть поборются немножко.

Ну-ка, поглядим скорей,

Кто из всех борцов сильней

Ладони левые

Тоже очень смелые:

— Мы от правых не отстанем.

4.  Обеспечение обратной связи

Чтобы лучше запомнить эту орфограмму, мы попробуем решить загадку в стихах.

 (Слайд 14, тема выйдет автоматически,  4 строки – 4 щелчка)

Ё        к  и   ёр        _ к — колючи, но всё же

Ё        к   и  ёр _к  совсем  не  похожи:

ёр        к  при  виде  врагов  не  трево_тся,

Ё        к  тотчас же пытается  съё_ться.

Вставив недостающие буквы, вы узнаете, что это за животные. И уже лучше запомните, что ЖИ и ШИ пишется через И.

            Групповая работа на компьютере.  

Обсуждение общего задания в группах (3 группы – разбивка по личностным  

особенностям).

Каждая группа выполняет работу  на отдельном компьютере (предварительно    

   получив, инструктаж работы в Word).

Анализ и проверка со слайда № 15 тема и картинки автоматически, текст по щелчку 4 раза.

О каких животных говорится в задании?

- Ёж  лесной, морской ёж, ёрш (краткий разговор – игра «Найди лишнее»).

Дети прошли к своим рабочим местам.

-          (работа с учебником)

Диктант  с предварительной подготовкой -  упражнение № 81.

Это стихи Корнея Чуковского из  сказки «Краденое солнце»

 (слайд № 16 тема автоматически, текст по щелчку + задание 3 раза).

        Прочитайте и запомните,  как  пишутся слова.

       Какие встречаются орфограммы? - ЧУ

 Я диктую медленно, записываете то, что запомнили.

        -   Руководство мыслительной деятельностью

Если только захочу,

И луну я проглочу!

Убрать строчки

Для меня самое главное, чтоб вы не допустили ошибок.  

Проверить со слайда – поставить строчки.

Сочетания ЧУ подчеркните.

  1. Гимнастика для пальцев (по щелчку слайд № 17).
  2.    Чистописание (по щелчку слайд  №18

– 5 щелчков)

  1. Ошибка, сейчас,  задача,  салат.

     (определи лишнее слово, спиши только нужные слова)

Выбери из названия животных одинаковые буквы:

  1. Жук, ёжик.

Жк Жк Жк

Напиши их в соединении  и нарисуй любое животное (ёжик, жук).

  1. Стимулирование прочности полученных знаний и умений.

            Работа  с учебником  (по щелчку слайд  №19) 

        № 83.  Прочитайте задание. Выпиши слова с сочетаниями ча, чу, жи, ши.

Чудесный, застучало, чудо, пушистое, Чуковский.

  Можно закрепить - гиперссылка на слайд 12

В ходе этой работы   нужно добиться того, чтоб ребята четко запомнили орфограммы      Ч А   с буквой  А,  ЧУ и ЩУ с буквой У. Надо понимать так же, что так как звуки [Ч]  и[Щ] всегда мягкие, их мягкость не надо специально обозначать на письме.

- гиперссылка на слайд 20

  1. Выводы и обобщения относительно достигнутых целей.

Для чего нужен был этот урок?
Что нового узнали?

 Звуки [Ж] и [Ш] всегда твердые, а звуки [Ч] и [Щ] всегда мягкие  буквосочетания ЖИ и ШИ всегда пишутся через И. Это орфограмму, которую нужно запомнить. Следующие орфограммы — ЧА и ЩА  с буквой   А,    ЧУ и ЩУ с буквой   У.

9.       Домашнее задание  (слайд № 20). 

Упражнение № 85. Записывать не надо, надо подумать и приготовиться  к решению в классе на следующем уроке.

10.     Рефлексия  (слайд № 21). Ваше впечатление и настроение после этого урока?  Оставь свой отпечаток – настроения.

 Благодарю за урок, всем спасибо.
11.      Автор  (
слайд № 22).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 1 классе "Шипящие согласные звуки. Слова с сочетаниями жи, ши"

Урок входит в систему уроков по теме «Звуки и буквы».  Цель урока – создать условия для усвоения новых знаний, обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание материала....

Разработка урока по русскому языку по теме "Шипящие согласные звуки. Написание слов с сочетаниями жи-ши"

План-конспект урока по русскому языку для 1 класса по теме "Шипящие согласные звуки. Написание слов с сочетаниями жи-ши"...

Технологическая карта урока "Шипящие согласные звуки" (1 класс)

        ГБОУ СОШ №152  Технологическая карта урока русского языка в 1 классе «ШИПЯЩИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ»     Составила: Челебова ...