Главные вкладки

    Конспект урока в 1 классе "Шипящие согласные звуки. Слова с сочетаниями жи, ши"
    план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

    Урок входит в систему уроков по теме «Звуки и буквы».  Цель урока – создать условия для усвоения новых знаний, обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание материала.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    2011 г.                                      Русский язык

    1-й класс

    Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ СОШ №1167

    Щавелевой Елены Аркадьевны

    Тема  урока: "Шипящие согласные звуки. Слова  с сочетаниями жи, ши".  

    Дидактическая цель: создать условия для усвоения новых знаний, обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний.

    Задачи урока:

    1. Образовательная: вырабатывать навыки и умения в правописании слов с сочетаниями жи, ши. 
    2. Развивающая: развивать речь, память, внимание, наблюдательность, самостоятельность.
    3. Воспитательная: воспитывать сознательное отношение к учебе и интерес к изучению русского языка.
    4. Здоровьесберегающая: способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через физминутки, отдых для глаз.

     Тип урока: урок усвоения новых знаний.

    Методы обучения: деятельностный, наглядно-словесный.

    Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, парная, фронтальная.

    Средства обучения для учителя: мультимедийная установка, карточки, учебник, картинки.

    Средства обучения для учащихся: учебник, карточки.

    Структура урока:                                                                                                       1.Организация внимания учащихся.                                                                                      2. Гимнастика для пальцев.
    3. Чистописание.
    4. Развитие учебной мотивации.                                                                                     5. Стимулирование реакций обучающихся.  

    1. Индивидуальная работа по карточкам;
    2. Физкультурная минутка;
    3. Работа в парах.

    6.Стимулирование прочности полученных знаний и умений.

    1. Гимнастика для глаз;
    2. Работа с учебником.

    7. Обеспечение обратной связи.
    8.  Выводы и обобщения.

    9.Рефлексия.

    Ход урока

    1. Организация внимания учащихся

    2. Гимнастика для пальцев.                                                                                    Дружат в нашем классе…                                                                                             (Руки на парте, согнутые в локтях, пальцы разведены;  касаемся кончиками пальцев левой руки кончиков пальцев правой руки – 3 раза)

    Девочки и мальчики.                                                                                                       (Пальцы левой и правой рук складываются в «замок» - 2 раза)

     Мы с тобой подружим…                                                                                            (Руки на парте, согнутые в локтях, пальцы разведены;  касаемся кончиками пальцев левой руки кончиков пальцев правой руки – 3 раза)

    Маленькие пальчики.                                                                                                  (Пальцы левой и правой рук складываются в «замок» - 2 раза)

    Раз, два, три, четыре, пять…                                                                        (Касаемся кончиками пальцев левой руки,  кончиков пальцев правой руки попеременно, начиная с мизинца – 1 раз)

    Мы закончили считать .                                                                                             (Хлопки руками – 4 раза)

    Раз, два, три, четыре, пять…                                                                        (Касаемся кончиками пальцев левой руки,  кончиков пальцев правой руки попеременно, начиная с мизинца – 1 раз)

    Начинаем мы писать .                                                                                             (Хлопки руками – 4 раза)

    3. Чистописание.                                                                                                                     Число, месяц.  

    Классная работа.

    - Посмотрите  фрагмент (слайд) и определите, какой звук произносится?(змея шипит, жук жужжит)

    - Давайте все вместе дружно пошипим и пожужжим.

    - Какими буквами на письме обозначаются звуки (ш), (ж)?

    Запись в тетрадь:

    Жж  Шш  Жж  Шш и т.д.

    - Можно ли звуки Ш и Ж произнести так, чтоб они стали мягкими? Попробуйте.

    -Сделайте вывод! (ш ж всегда твердые)

    4. Развитие учебной мотивации

    (Слайд).

    - Сегодня, на уроке русского языка, Муравьишка предлагает отправиться на экскурсию в весенний лес, в гости к …  А вот к кому мы с вами узнаем в конце  урока.

     -Что это за плакат висит на дереве?(Слайд )

    - Дождем смыло последние слоги в словах.  Восстановите предложения.                  

         

                             По полям бегут ручьи,

                       На дорогах – лу          

                       Скоро выйдут муравьи

                     

                       После зимней сту      

     

                                               Мы         - малы

    Постараемся определить тему урока. О чём мы будем говорить на уроке? (слайд )

    -Правильно, сегодня на уроке мы с вами будем учиться ВИДЕТЬ и СЛЫШАТЬ орфограмму в словах, ПРИМЕНЯТЬ правило при написании слов.

    -Какие буквы нужно писать после ж и ш!

    -Вот ведь как интересно получается: Звуки ж,ш- всегда твердые, но в буквосочетаниях жи, ши пишется буква и. Это новая орфограмма, которую нужно просто заучить.

    (слайд) В сочетаниях жи- ши

                 Только И всегда пиши!

    -А чтобы лучше запомнилось это правило, ребята вам прочтут веселые запоминалки.

    Лыжи, мыши и ужи,

    Шины, ежики, чижи.

    Жи да ши, жи да ши

    С букой и всегда пиши.

    *****************************

    Чижи, ужи, ежи, стрижи,

    Жирафы, мыши и моржи,

    Шиповник, шины, камыши,

    Машины и карандаши.

    *****************************

    Кружить, служить, дружить и жить,

    Спешить, шипеть, смешить и шить.

    Все сочетанья жи и ши-

    Только с и всегда пиши.

    -Письмо по памяти четверостишия.????????

    -Еще раз это правило прочтите в учебнике на стр. 66 в упр. 96.

    5.Стимулирование реакций учащихся 

    1. Индивидуальная работа по карточкам.

    -  Ребята, давайте проверим, правильным ли маршрутом мы идем? А для этого вам нужно выполнить задание Муравьишки (Приложение1) . На карточках  вы видите различные сочетания букв. Красным карандашом  обведите только сочетания ЖИ и ШИ.

    - Сколько сочетаний ШИ вы обвели?  (3)

    - Сколько сочетаний ЖИ вы обвели? (3)

    - Прочитайте слова из оставшихся букв. (правильный маршрут)

    ПРАШИВИЛЬЖИНЫЙШИ

    ЖИМАШИРШРУЖИТ

    1. Физкультурная минутка. 

    В тишине лесной глуши Шёпот к Шороху спешит.  (Шаги на месте.)                          Шёпот к Шороху спешит, Шёпот по полу шуршит.  (Наклоны туловища.)                  - Ты куда?                                                                                                                             -  К тебе лечу. Дай на ушко пошепчу.                       (Наклоны головы.)                            Шу-шу-шу  да  ши-ши-ши.                                                                                                    Тихо,  Шорох, не шурши.                                           (Приседания.)                              Навостри-ка уши -                                                                                                          Тишину послушай.                                                      (Потянулись и сели на место)

    1. Работа в парах. (слайд)

     Гусеницы объели часть листиков. Восстановите слова.

    каранда..                         ма ..   на                            стри..

                                                                                                                            

    ё   ..  к                                мы..                                      чи..                  

    лы..                                                ..            повник

    6.Стимулирование прочности полученных знаний и умений.

    1. Гимнастика для глаз
    2. Работа с учебником

    Стр.65, упр.95.

          7. Обеспечение обратной связи.

    (Слайд)

    Жыли мыши,  не тужыли,                                                                                              Шышки на зиму сушыли,    

    Из шыповника с малиной                                                                                                         Чай варили витаминный.

    - Прочитайте стихотворение, и вы узнаете, к кому в гости мы пришли.

    -Правильно, к мышатам. Помогите им исправить ошибки.

    - Спишите первую часть стихотворения, вставьте нужные буквы. Правило!!!

    - Для меня самое главное, чтоб вы не допустили ошибок.

    (Проверка - слайд).

    8. Выводы и обобщения .

    - Для чего нужен был этот урок? Что нового узнали?

    - Звуки Ж и Ш всегда твердые, - Буквосочетания ЖИ и ШИ всегда пишутся через И. Это орфограмма, которую нужно запомнить.

    9. Рефлексия

    -Вот и закончилось наше путешествие.

    (Слайд).

    У домика мышек растет яблоня.                                                                                           -Если урок прошёл отлично и вы остались довольны, сорвите с дерева красное яблоко.

    -Если – хорошо, но могло быть лучше, - желтое яблоко.

    -Если совсем напрасно было потрачено время на уроке – зелёное яблоко.

    Благодарю за урок, всем спасибо.        

    Дополнительный материал.

    1. Послушайте сказку:

    “Жили-были согласные ж и ш – твердые по характеру. Стоял жаркий летний день. Согласные буквы ж и ш решили искупаться. Вдруг набежала большая туча, грянул гром, подул ветер, по реке побежали волны. Они накрыли ж и ш. Бедные буквы кричат, зовут на помощь, а на берегу сидела важная буква ы. Она поднялась, посмотрела на барахтающихся ж и ш и спокойно укрылась под грибком. Но, к счастью, их крики услышала буква и – мягкая по характеру. Она смело кинулась на помощь, подплыла к буквам и вытащила их на берег. С тех пор, согласные буквы ж и ш дружат только с гласной буквой и.

    1. Игра называется “Угадай и запиши последнее слово”. Я читаю стихотворение, вы угадываете последнее слово, и мы все вместе записываем его в тетрадь.

    Слышит мишка краем уха,
    Как жужжит над ухом муха.
    Мишка лапой муху хвать!
    Мухи слыхом не слыхать!
    И понять не может мишка,
    Отчего над ухом … (
    шишка) (Подчеркнуть орфограмму)

    Вяжет мама длинный шарф,
    Потому что сын … (
    жираф)

    Для мамы сегодня внимательный сын
    Чудесные розы поставил в … (
    кувшин)

    Лежебока – рыжий кот
    Отлежал себе … (
    живот)

    1. Вставив недостающие буквы, вы узнаете, что это за животные. И уже лучше запомните, что ЖИ и ШИ пишется через И.

    Ё__к и ёр__к — колючи, но всё же
    Ё__к и ёр__к совсем не похожи:
    Ёр __к при виде врагов не трево_тся,
    Ё__к тотчас же пытается съё_ться.

    Домик мышат

    Приложение 1

     

             КА                      жи                          ди    

     

                    ща                           Ши            ва         ры  

                мо                   тя        Ши

                                                                       сы

    ави                гу                        ча        зы                

                                                                                        фу

              ШИ                         жи                     по

                                                           ЧУ

                             ШИ                                               жи

             КА                      жи                          ди     

     

                    ща                           Ши            ва         ры  

                мо                   тя        Ши

                                                                       сы

    ави                гу                        ча        зы                

                                                                                        фу

              ШИ                         жи                     по

                                                           ЧУ

                             ШИ                                               жи

    САМОАНАЛИЗ УРОКА

    Учитель: Щавелева Елена Аркадьевна

    Дата: 20.04.2011 года

    Класс: 1 «в»

    Предмет: «Русский язык»

    Тема: «Произношение и написание слов с сочетаниями жи, ши»

    Тип урока: урок изучения новых знаний

            

    Преподавание русского языка ведется по учебнику

    Рамзаевой Т.Г. (4 ч в неделю).  

    Анализируемый урок входит в систему уроков по теме «Звуки и буквы»

            Была поставлена  дидактическая цель урока – создать условия для усвоения новых знаний, обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание материала.

    Цель реализовывалась через следующие аспекты:

    1. образовательный: вырабатывать навыки и умения в правописании слов с сочетаниями жи, ши.
    2. развивающий: развивать речь, память, внимание, наблюдательность, самостоятельность.
    3. воспитательный: воспитывать сознательное отношение к учебе и интерес к изучению русского языка.

    Поставлены реальные цели образовательного, развивающего и воспитательного аспектов. Цели данного урока соответствуют стандартным требованиям программы и связаны с предыдущими учебными занятиями.

    Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап изучения нового материала. При изучении использованы материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников.

    На уроке были использованы следующие методы обучения:

    1. по виду источника информации:
    1. словесные (объяснение, беседа с учащимися);
    2. наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);
    3. практические (работа с карточками, работа в рабочих тетрадях).
    1. по виду учебной деятельности:
    1. проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).

    На уроке использовались информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования учащихся. Были применены следующие формы познавательной деятельности: общеклассная, индивидуальная, парная, которые в ходе урока сменяли друг друга.

    Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался высокий темп работы учащихся.

    Урок начинается с организационного момента, цель которого настроить учащихся на работу и на восприятие материала.  Следующий этап – повторение раннее изученных тем и постановка учебной задачи, задача этого этапа – подготовить учащихся к работе на уроке.  Учащимся предлагается отгадать загадки, решить кроссворд и отгадать ключевое слово, раскрывающее тему и цели данного урока. Для активизации познавательной деятельности имеет большое значение использование игровых моментов, в данном уроке – кроссворд, таящий в себе большие возможности для развития творческих способностей ребёнка. Наибольший интерес у учащихся младших классов вызывают кроссворды, зашифрованные не обычно, а с помощью загадок. Этот этап  позволил быстро включить учащихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность.

    ( Для определения уровня знаний большинства учащихся за короткий промежуток времени использовался опрос  фронтальный и индивидуальный (карточки с заданиями). )

    Следующий этап урока – подготовка к усвоению новых знаний. Здесь использовался метод наглядности и метод одностороннего представления учебного материала, т.е. учащиеся отгадывали загадки-слайды, обобщали и систематизировали полученные сведения. На данном этапе основные формы работы – индивидуальная, фронтальная.

    На основном этапе - этапе изучения нового материала - использовались метод наглядности (демонстрация слайдов, иллюстрации в справочной литературе) и фронтальная беседа. Словесный метод объяснения нового материала чередовался с наглядным: детям демонстрировались слайды, с  работой по учебнику и в рабочих тетрадях и практическим ().

    По наблюдениям психологов, после 30 минут работы внимание учащихся на уроке снижается. Поэтому на этапе первичной проверки усвоения знаний использовалась компьютерная программа, позволяющая детям в игровой форме закрепить полученные знания и систематизировать их.

    Завершающим этапом была подведение итогов, оценка учащимися своих результатов урока.

    Между всеми этапами четко прослеживалась логическая связь и завершенность каждого этапа. В ходе урока была достигнута триединая дидактическая цель.

    При планировании урока были учтены психологические особенности учащихся, я использовала метод эмоционального стимулирования. Стихотворения, физкультминутки. Высокая работоспособность учащихся в течение всего урока обеспечивалась за счет грамотного использования форм и методов работы. Перегрузка ребят предупреждалась сменой одного вида работы другим.

    Выбранные мною формы и методы обучения способствовали созданию на уроке положительной психологической атмосферы. Общение учащихся и учителя доброжелательное, доверительное.

    По моему мнению, урок прошел успешно, реализованы все поставленные дидактические цели и задачи урока. Урок прошел на высоком эмоциональном уровне: и учащиеся, и учитель получили огромное удовольствие от общения. Особенным вниманием у учащихся пользовался демонстрационный материал (использование компьютера). Если использовать мультимедийные технологии на уроках , то интерес детей к учёбе поднимется, оптимизируются процессы понимания и запоминания учебного материала, решится проблема дефицита подвижной наглядности, а значит, качество образования будет повышено.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока обучение грамоте "Согласный звук [ ж]. Буквы Ж,ж"

    Урок обучения грамоте "Согласный звук [ ж]. Буквы Ж,ж" разработан в соответствии с ФГОС...

    Конспект урока Обучение грамоте "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф."

    Конспект   урока по обучению грамоте 1 класс по программе "Школа 2100".  Тема "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф" (с презентацией)....

    Конспект урока обучения грамоте "Согласные звуки [д ], [д, ] Буквы Д, д"

    Конспект урока обучения грамоте "Согласные звуки [д ], [д, ]  Буквы Д, д"...

    План - конспект урока по теме "Согласные звуки [п ], [ п\'], буквы П, п

    План - конспект урока обучения грамоте по теме "Согласные звуки [п] ,  [ п\'], буквы  П, п....

    Конспект урока по теме: «Согласные звуки [б], [б’]. Буквы «Б», «б». с презентацией

    Урок обучение грамоте по теме: "Согласные звуки [б], [б’]. Буквы «Б», «б»" с презентацией. На уроке дети в игровой форме вместе с героем сказки Л. Толстого из сказки "Золотой ключик или приключения Бу...

    Конспект урока обучения грамоте "Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д"

    Конспект урока обучения грамоте "Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д" Педагогическая цель: Создать условия для ознакомления учащихся с согласными буквами Д, д, развития речи, логического мышлен...

    конспект урока на тему " Согласный звук щ, буквы Щ, щ."

    Урок по обучению грамоте по УМК Школа России....