Технологическая карта урока "Род имен существительных". 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Доржиева Светлана Цыренжаповна

Технологическая карта урока "Род имен существительных".  2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 16_dekabrya.docx39.59 КБ
Office presentation icon 16_dekabrya.ppt1.86 МБ
Файл test_imya_sushch.docx15.04 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Русский язык  2 класс ( система Л.В. Занкова)

Тема раздела  «Имя существительное»

Тема урока

Род имен существительных

Тип урока

Урок открытия новых знаний

      Цель

Познакомить  с понятием « род существительных», с приемами определения рода имен существительных

Планируемый

    результат

Предметные умения

Универсальные учебные действия (УУД)

  • развивать умения выделять признаки каждого рода, определять род и подбирать существительные разных родов;
  • актуализировать знания о признаках имён существительных морфологических;
  • организовать работу по обучению умению анализировать  представленный материал путём наблюдения;
  • воспитывать интерес к предмету, уважительное отношение к мнению одноклассников.

Личностные:

  • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • признавать важность учёбы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия;
  • проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач.

Метапредметные

Регулятивные:

  • планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;
  • участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;
  • формировать умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность.

Познавательные:

  • делать выводы на основе обобщения;
  • определять последовательность действий для решения предметной задачи.

Коммуникативные:

  • формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
  • принимать на себя ответственность за результат своих действий;
  • наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.

Основные понятия

 Имя существительное,  местоимение, предложение, текст, орфограмма

Межпредметные связи

Русский язык – развитие речи – литературное чтение

Оборудование и материалы

А.В.Полякова. Русский язык. Учебник для 2 класса. Часть 1

Мультимедийное сопровождение урока русского языка «Род имен существительных».

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

Основные этапы и виды деятельности

Этап урока

Цель – результат

Формирование УУД

Содержание

(страницы учебных пособий, номера учебных заданий, медиаресурсы)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Оценка и контроль

Мотивация к учебной деятельности

 

Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке. Готовность к работе.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

. Слайд 1

Первым делом гоним лень.

  На уроке не зевать,

  А работать и писать.

  Начинается урок!

-Здравствуйте, ребята!

У вас хорошее настроение?

Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться.

Настраиваемся на рабочую волну

-  - Ребята, я на доске написала числа от 1 до 10. Как вы думаете, зачем же я их написала, ведь у нас не урок математики. Сегодня каждый из вас попробует оценить свою работу в баллах. Я очень хочу, чтобы ваши баллы были ближе к наивысшему – к 10. Но для этого необходимо достойно поработать.

Читают

Готовятся к работе

Настраиваются на активную работу на уроке

Проверьте своё рабочее место. Всё ли готово у вас к уроку.

Минутка чистописания

Актуализация изученных знаний письма букв с соединениями

Слайд 2

Ворона проворонила вороненка

Организует работу детей в тетради

- Натянули «волшебные перчатки», прописываем первую строчку:

-Задание для чистописания подскажет скороговорка. Послушайте и повторите скороговорку.

-Какой звук произносим в каждом слове? Дайте характеристику этому звуку.

 -Расскажите про этот звук.

-Пропишем в воздухе строчную и заглавную буквы

Тт.

 -А теперь самостоятельно  пропишите  в тетрадях по образцу буквы и их соединения.

Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций.

Ворона проворонила вороненка

 -Звук в

-  согласный, звонкий  твёрдый

-Вв,  ви ве  вя  вю вя.

Делают зарядку для пальцев рук.

 Записывают  в тетрадь

Актуализация знаний

Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала.

Коммуникативная:

коммуникация как взаимодействие.

Учебно-познавательная: использование информации для решения учебной задачи.

Слайд 3

Организует работу детей в тетради.

-Запишите скороговорку. Подумайте, чем интересны слова в этом предложении?  

- Выделим корень в каждом слове.  Что такое корень?

Работа в тетрадях.

Комментированное письмо.

-Все слова однокоренные.

Правило

Записывают в тетради, выделяют  

корень-ворон

,проверяют.

Постановка учебной задачи

Проблемная ситуация

 

Мотивация к учебному действию, выявление и фиксация затруднений в деятельности каждого

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение,  формулирование цели;

логические –  формулирование проблемы.

Предметные:

обработка информации, передача информации.

Активизировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала.

Зафиксировать необходимость введения нового правила.

На доске записаны слова:

- Узнайте, о какой части речи будем говорить.

     Найдите  лишние слова (слайд 2):

Денёк, кормушка, деловой, небо, свадьба, ведро, играть, ветер.

 (убираю лишнее)

.

Слайд 4

правило

Учебник

стр.127-128

Найдите лишние слова.Что можете сказать о данных словах? Почему?    

- Какой частью речи являются данные слова?

-Что такое имя существительное?

- Какими бывают имена существительные?

-Как изменяются имена существительные?

  • Разделите слова на 3 группы
  • -расположите слова в 3 столбика на доске, а вы помогайте.
  • Если сложно , то присвойте эти предметы

(мой, моя, моё)

  • -Проверим, как вы записали слова. Почему?
  • -Все ли слова вы смогли записать в два столбика?

Почему   у вас встречается разное написание слов?  Докажите  свою точку зрения.

Анализирует знания учащихся.

-Создаю  проблемную ситуацию.

-Давайте проанализируем, почему мы не справились с заданием?

-Обратимся к учебнику и посмотрим, как правильно записывают данные слова.

-Что вы увидели?

- Можете объяснить почему?

Подберите к оставшимся словам подходящие местоимения

Сформулируйте тему нашего урока 

Лишние:  деловой,играть  т.к

Имя существительное.

- Правило

-Одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные.

-По числам.

Делят на группы

Он, она,

Три ученика у доски

Ставят цели

Не все слова записали,

нет

выявляют место и причины затруднения.

Потому что не ко всем словам подобрали местоимения

Учащиеся фиксируют индивидуальное затруднение

Читают правило на стр 127, приводят свои примеры

Записывют имена существительные в тетрадь

Проговаривают правила

Актуализация учебных знаний и умений.

Выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затр

уднения.

Внешний контроль

Самоконтроль

Взаимоконтроль

Новая тема

Организовать выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявить место и причины затруднения

Учитель организует работу по определению цели и темы урока, построению проекта будущих учебных действий

- Как бы вы сформулировали цель урока?

- Уточним тему урока.

Цель:

-Мы должны научиться определ

ять род у имени существительного.

Тема урока:

«Род имён существительных».

Учащиеся предлагают, что необходимо сделать, чтобы правильно определить род имени существительного.

Самоконтроль

Внешний контроль

Новая тема

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование;

логические – решение проблемы,

построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их

обоснование.

Слайд 5 портфель

зверь, окно, метро, конь, работа, дерево, мороз, школа, сказка.

Работаем на доске Презентация. В  портфель складываем тетради со словами: зверь, окно, метро, конь, работа, дерево, мороз, школа, сказка,карандаши

Распознавание рода имен существительных. Прочитаем правило еще раз

Ж.р

М.р

Ср.р

Дета записывают по родам в тетрадь и на доске.

 У сущ. мн.числа определить род невозможно, его  ставим в ед.ч

Читают правило.

В ходе диалога выстраивается план преодоления затруднения.

План:

1.Читаю слово.

2. Подбираю местоимение.

3. Делаю вывод.

Самоконтроль

Внешний контроль

Слайд 6

он,мой-м.р, она,моя-ж.р, оно,моё- ср.р

Работа с учебником, стр 127

- Правильно?

- Давайте сделаем вывод.

- Каких родов бывают имена существительные?

- Как определить род имен существительных?

 

М.р,ж.р,ср.р.

Подставить местоимения он,мой-м.р, она,моя-ж.р, оно,моё- ср.р

Выполняют упражнение №238

Самоконтроль

Записывают, взаимопроверка

Физминутка

для глаз

Физминутка под музыку

Организовать включение нового знания

Создать условия  для  психоэмоциональной

разгрузки Организация и проведение «физминутки» с пояснениями, позволяющими обучающимся понять значимость упражнений (ценностное отношение к здоровому образу жизни).

Учебно-познавательная: применение знаний в нестандартной ситуации

Организовать усвоение детьми нового способа действия  при решении задач с проговариванием во внешней речи.

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

 контроль, коррекция, Личностные: сформировать навык определения рода сущ., опираясь на выведенные способы, самоопределение.

Информационная: переработка и использование информации для решения  учебной задачи. 

Работа с учебником, стр 127

Работа над

Потрудились – отдохнём, Нужно, без сомнения.  

Дружно быстренько встаём, Выполним движения.

Показ упражнений

Учитель организует работу учащихся по включению нового знания в систему знаний.

Найдите упр 239, прочитайте задание. Все ли понятно?

Выполняют команды учителя

Учащиеся выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Работа на тренажере ( Алеша Попович)

Работа на интерактивной доске.Выбирают нужную группу, объясняя выбор

Выполняют упражнение №239

Умение  выделять в системе знаний изученную единицу.

Самоконтроль

Внешний контроль

в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного для введения в последующем новых способов действий

 

Тренажер «Алеша Попович»

Детям предлагается выполнить задание в электронном приложении.

-Распределите имена существительные в три группы: мужского, женского и среднего рода.

Творческая работа. Самостоятельная работа

Научить  правильно составлять предложения.

Слайд (зима)

Работа над деформированным предложением

Составьте три предложения

Самостоятельно.

Что такое предложение?

У существительных определить род.

Составляют , записывают в тетрадь

Правило

Определяют род  у существи тельных

Самопроверка

Проверка вслух

Обобщение новых знаний

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, оценка действий партнера.

Познавательные:  общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.

 

  «Секрет запоминания родов»

Женский род - запомню я

И скажу: “она моя”.

И запомню род мужской,

И опять скажу: “он мой”.

Средний род: “оно моё”

Это правило моё!

Ч

-

Рефлексия деятельности

сформировать  чувство  самоконтроля и самооценки собственной деятельности

Личностные УУД : положительное отношение к проделанной работе.

Метапредметные УУД:  умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат;

Предметные  УУД :  предлагает вспомнить критерии оценивания, дает время для самооценки, выслушивает результаты. Личностные УУД : положительное отношение к проделанной работе.

Метапредметные УУД:  умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат;

Предметные  УУД :  предлагает вспомнить критерии оценивания, дает время для самооценки, выслушивает результаты.

Слайд

А теперь оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял задания.

Оценку за урок вы поставите сами, посчитав количество «+» в первой строке.

9-10 «+»  –  Отлично

7-8   «+» -   Хорошо

5-6  «+»   -  Удовлетворительно

0-4 «+»  -    Слабо

 Обсуждение результатов рефлексии

 

- Спасибо за работу на уроке!

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык 2 класс Учитель : Доржиева С.Ц.

Слайд 2

Прозвенел для нас звонок - Начинается урок. К нам без опоздания Приходи, старание. Помоги нам потрудиться: Мы пришли сюда учиться.

Слайд 3

Психологический настрой к уроку 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Я желаю вам удачи.

Слайд 4

Ворона проворонила воронёнка

Слайд 5

Ворона проворонила воронёнка

Слайд 6

Найдите лишние слова Денёк, кормушка, деловой, небо, свадьба, ведро, играть, ветер

Слайд 7

Найдите лишние слова Денёк, кормушка, небо, свадьба, ведро, ветер.

Слайд 8

Тема урока Род имен существительных. Цель урока: закрепить знания и умения в определении рода имён существительных.

Слайд 9

Имена существительные бывают мужского, женского или среднего рода.

Слайд 10

Разложи тетради в портфели. м.р с.р ж.р зверь конь работа дерево ветер школа окно метро сказка карандаши

Слайд 11

план Читаю слово Подбираю местоимение Делаю вывод

Слайд 12

Как определить род имён существительных? м.р он, мой с.р оно, моё ж.р она, моя о е а я ь ь а я

Слайд 13

Женский род – она, моя Мужской род – он, мой Средний род – оно, моё

Слайд 14

Составьте из слов предложение укрыл, снег, землю, пушистый надели, деревья, шапки, снежные кружатся, легкие, воздухе, в, пушинки

Слайд 15

Секрет запоминания родов Женский род - запомню я И скажу: “она моя”. И запомню род мужской, И опять скажу: “он мой”. Средний род: “оно моё” Это правило моё!

Слайд 16

Подведем итог нашего урока -Какова была цель урока? - Какие знания мы открыли? Какие способы определения рода имени сущ. мы узнали? -Научились мы определять род имен существительных?

Слайд 17

Оценку за урок вы поставите сами, посчитав количество «+» в первой строке. 9-10 «+» – Отлично 7-8 «+» - Хорошо 5-6 «+» - Удовлетворительно 0-4 «+» - Слабо Домашнее задание: упр.240



Предварительный просмотр:

1. Что такое имя существительное?        

  • Часть слова.
  • Член предложения.
  • Часть речи.

2. Что обозначает  имя существительное?        

  • Признак предмета.
  • Предмет, явления природы и др.
  • Действие предмета.

3. На какие вопросы отвечает имя существительное?        

  • Как? Откуда? Где?
  • Кто? Что?
  • Что делать? Что сделать?

4. Каким членом предложения может быть существительное?        

  • Только подлежащим.
  • Подлежащим и второстепенным членом предложения.
  • Подлежащим, сказуемым, обстоятельством, дополнением, определением.

5. Перечисли несколько признаков имени существительного.        

  • Одушевлённое или неодушевлённое.
  • Собственное или нарицательное.
  • Изменяется по числам.
  • Спряжение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта "Склонение имен существительных по падежам" УМК "Ритм", 3 класс

Технологическая карта для урока открытия новых знаний составлена в соотвествии с ФГОС НОО. В спроцессе проведения  урока использовался материал учебника, раздаточный материал, презентация....

Технологическая карта "Род имени существительного"

Технологическая карта "Род имени существительного"...

Технологическая карта урока Имя существительное 3 класс

Технологическая карта к уроку по теме:"Имя существительное", 3 класс...