Рабочая программа по русскому языку для ученицы 1 класса, обучающейся по адаптированной образовательной программе НОО для детей с ЗПР
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему

Патлина Надежда Леонидовна

Рабочая программа по русскому языку для ученицы 1 класса, обучающейся по адаптированной образовательной программе НОО для детей с ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx517.76 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Кабинет122\Pictures\2016-11-17 русский язык Силачева\русский язык Силачева 001.jpg

1.Пояснительная записка.

           

            Рабочая программа по русскому языку  составлена  для ученицы 1 класса, обучающейся по адаптированной образовательной программе   для детей с ЗПР.

        Учебная деятельность  ученицы  кратковременная, работоспособность на уроках и темп деятельности низкий и медленный. Инициативу проявляет  редко и тут же она у него угасает. Самостоятельно работать не может, требует внимания и поддержки со стороны учителя. Уровень самоорганизации не сформирован.  Нравится, когда ее хвалят, но  контролировать и планировать свою деятельность не может. Наблюдается низкий уровень самоорганизации. Не способна  удерживать внимание, с трудом переключается с одного вида деятельности на другой. Не может управлять своими чувствами и поведением, трудности старается обойти или вообще не выполнять. На уроках активность проявляет очень редко, нет серьезного отношения к учебным делам. Часто отвлекается, не успевает выполнять, предложенные ей задания. Плохо развита мелкая  моторика, плохая память.  Иногда бывают вспышки истерики.    

        Вид реализуемой программы –  адаптированная  образовательная  программа для детей с ЗПР.  Программа построена с учётом специфики усвоения учебного материала детьми, испытывающими трудности в обучении, причиной которых являются различного характера задержки психического развития.

               Рабочая программа по русскому языку (письмо) 1 класс  для детей с ОВЗ, составлена   на основе  авторской программы  В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М. В. Бойкиной «Русский язык». Сборник программ «Школа России»,  Москва, «Просвещение», 2013г ; и на основе учебника: В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого. Русский язык. Учебник для общеобр. орган.1 класс.  — М.: Просвещение, 2016 г.

В работе используются Чудо-прописи. Илюхина В.А.  1 класс: Учебное пособие для ОУ в 4-х частях, 8-е издание  -М., «Просвещение», 2016год («Школа России»)      

  Цель программы:

  • обучение детей с задержкой психического развития в соответствии с образовательными стандартами начального общего образования  для детей с ОВЗ  на доступном для них материале.      
     Задачи программы:  
  • развитие познавательных, эмоционально-волевых, социально-нравственных и эстетических возможностей учащихся;
  • коррекция индивидуальных недостатков развития.

   Адаптация содержания учебного материала по обучению грамоте и письму через очищения от сложности подробностей, выделение в каждой теме базового материала, подлежащего многократному закреплению, дифференцировка заданий в зависимости от коррекционных задач.    

  Для того, чтобы школьники усвоили программный материал, обучающимся с ОВЗ  нужно гораздо более развёрнутое объяснение с опорой на наглядность, выполнение большого количества упражнений с очень медленно, постепенно повышающейся трудностью, многократный возврат к уже изученному.
 Материально-технические условия школьного образования  обучающейся с ЗПР отвечает  особым образовательным потребностям. В связи с этим в структуре материально-технического обеспечения процесса образования  отражена специфика требований:

- к организации пространства;

- к временному режиму обучения;

- к техническим средствам обучения;

- к обеспечению условий для организации обучения и взаимодействия специалистов, их сотрудников с родителями (законными представителями) обучающихся;

Требования к материально-техническому обеспечению ориентированы не только на обучающуюся с ЗПР, но и на всех участников процесса образования. Это обусловлено большей, чем в «норме», необходимостью дифференциации и индивидуализации процесса образования обучающихся с ЗПР.

        

 Требования к организации пространства. Образовательная организация  содержит оборудованные комфортные помещения, включая учебные кабинеты.

Организация временного режима обучения. Временной режим образования обучающейся с ЗПР (учебный год, учебная неделя, день) устанавливается в соответствии с законодательно закрепленными нормативами (ФЗ «Об образовании в РФ», СанПиН, приказы Министерства образования и др.), а также локальными актами образовательной организации. Продолжительность учебных занятий не превышает 40 минут –во втором полугодии,  35 минут- в первом полугодии.. Продолжительность учебной недели – 5 дней. Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Обучение проходит в первую смену. В содержание физкультурных минуток обязательно включаются упражнения на снятие зрительного напряжения, на предупреждение зрительного утомления, на активизацию зрительной системы, так как большая часть информации ребенком воспринимается зрительно.

Организация рабочего места. В обучении обучающегося с ЗПР  особое внимание уделяется оборудованию рабочего места. У обучающейся имеется одноместная парта, номер парты подобран в соответствии с ростом ученицы, что обеспечивает возможность поддерживать правильную позу. Парта  имеет хорошее освещение. Необходимые школьные учебники находятся на расстоянии вытянутой руки; с парты  открывается прямой доступ к информации, расположенной на доске, информационных стендах и пр.

Технические средства комфортного доступа обучающейся к образованию: 

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения  включает в себя совокупность технологических средств (компьютеры, мультимедийные проекторы с экранами, интерактивные доски, базы данных,  программные продукты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентных участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ.

2.Планируемые результаты освоения  учебного предмета

                            2.1.Личностные, метапредметные и общие предметные результаты.

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:

•внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; •положительного отношения к урокам русского языка;

•уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;

•интереса к языковой и речевой деятельности;

•представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;

•представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);

•первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности.  

Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных УУД: 

•принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя;

 •понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках) при работе с учебным материалом;

•высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи; •проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); •оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

ОБЩИЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

•представление о русском языке как государственном языке нашей страны Российской Федерации;

•представление о значимости языка и речи в жизни людей;

•представление о некоторых понятиях и правилах из области фонетики, графики, орфоэпии, лексики и грамматики, орфографии и пунктуации (в объёме учебной программы);

•практические умения работать с языковыми единицами;

•представление о некоторых изменениях в системе русского языка и его развитии, пополнении словарного запаса русского языка;

•представление о правилах речевого этикета;

•адаптация к языковой и речевой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД: 

•целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; •ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);

•осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; •понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);

•работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя;

•понимать текст, опираясь на содержащую в нём информацию, находить в нём необходимые факты, сведения и другую информацию;

•преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели), в словесную форму под руководством учителя;

•понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; •составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку); •анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя); •осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);

•делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

•осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).

Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД: 

•слушать собеседника и понимать речь других;

•оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); •принимать участие в диалоге;

•задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

•принимать участие в работе парами и группами;

•договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; •признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение; •оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.

2.2.  Предметные результаты основных содержательных линий программы

 на базовом и повышенном уровне.

Развитие речи

Обучающийся научится:

•слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;

•пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;

•составлять текст из набора предложений;

•выбирать заголовок для текста из ряда заголовков и самостоятельно озаглавливать текст;

•различать устную и письменную речь;

•различать диалогическую речь;

•отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений.

Обучающийся получит возможность научиться:

•анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;

•определять тему и главную мысль текста;

•соотносить заголовок и содержание текста;

•составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка);

•составлять текст по его началу и по его концу;

•составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.

Фонетика, орфоэпия, графика.

Обучающийся научится: 

•понимать различие между звуками и буквами;

•устанавливать последовательность звуков в слове и их количество;

•различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить;

 •определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный;

 •различать гласный звук [и] и согласный звук [й];

•различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить;

•различать непарные твёрдые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные [ч’], [щ’], находить их в слове, правильно произносить; •различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;

•обозначать ударение в слове;

•правильно называть буквы русского алфавита;

•называть буквы гласных как показателей твёрдости-мягкости согласных звуков;

•определять функцию мягкого знака (ь) как показателя мягкости предшествующего согласного звука.

Обучающийся получит возможность научиться:

 •наблюдать над образованием звуков речи

•устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа стол, конь, ёлка;

 •определять функцию букв е, ё, ю, я в словах типа клён, ёлка и др.;

•обозначать на письме звук [й’] в словах типа майка, быстрый;

•располагать заданные слова в алфавитном порядке;

•устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа коньки, утюг, яма, ель;

•находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (вода, стриж, день, жить и др.);

•произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём в учебнике).

Лексика.

 Обучающийся научится: 

•различать слово и предложение, слово и слог, слово и набор буквосочетаний (книга — агник)

•определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;

•классифицировать и объединять заданные слова по значению (люди, животные, растения, инструменты и др.);

•определять группу вежливых слов (слова-прощания, слова- приветствия, слова-извинения, слова-благодарения).

Обучающийся получит возможность научиться: 

•осознавать слово как единство звучания и значения;

•осознавать, что значение слова можно уточнить или определить с помощью толкового словаря;

•различать предмет (признак, действие) и слово, называющее этот предмет (признак, действие);

•на практическом уровне различать слова — названия предметов, названия признаков предметов, названия действий предметов;

 •иметь представление о многозначных и однозначных словах (простые случаи), о словах, близких и противоположных по значению; •подбирать слова, близкие и противоположные по значению, при решении учебных задач.

Морфология.

Обучающийся получит возможность научиться:

•различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов);

•соотносить слова — названия предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;

•соотносить слова — названия действий предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;

•соотносить слова — названия признаков предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;

 •различать названия предметов, отвечающие на вопросы «кто?», «что?».

Синтаксис.

Обучающийся научится: 

•различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения;

•выделять предложения из речи;

•соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;

•определять границы предложения в деформированном тексте (из 2—3 предложений), выбирать знак для конца каждого предложения; •соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;

•составлять предложения из слов (в том числе из слов, данных не в начальной форме);

•составлять предложения по схеме, рисунку на заданную тему (например, на тему «Весна»);

•писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы.

Обучающийся получит возможность научиться:

•определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения;

•устанавливать связь слов в предложении;

•сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения.

Орфография и пунктуация.

Обучающийся научится:

а) применять изученные правила правописания:

•раздельное написание слов в предложении;

•написание буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

•отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чн, чт;

•перенос слов;

•прописная буква в начале предложения, именах собственных;

•непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника);

•знаки препинания конца предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

б) безошибочно списывать текст объёмом 20—25 слов с доски и из учебника;

в) писать под диктовку тексты объёмом 15—20 слов в соответствии с изученными правилами.

Обучающийся получит возможность научиться: 

•определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов;

•писать двусложные слова с безударным гласным звуком (простейшие случаи, слова типа вода, трава, зима, стрела);

•писать слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова (простейшие случаи, слова типа глаз, дуб и др.); •применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;

•пользоваться орфографическим словарём в учебнике как средством самоконтроля.

 

2.3. Система оценки планируемых результатов.

        Система оценки предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трех групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

Система оценки предполагает вовлеченность в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся. Учитель и ученик вместе определяют оценку. Оценка – это словесная характеристика результатов действий ученика.  Ученик сам оценивает свой результат через самооценку, так как в 1 классе отметки не ставятся.

3Содержание учебного предмета

3.1.Наименование разделов учебной программы.

№ п\п

Наименование раздела

Количество часов

Практические

работы

Проектная деятельность

Развитие речи.

Обучение грамоте (115 часов)

1.

Добукварный период

17ч

2.

Букварный период

73ч

3.

Послебукварный период

25ч

Систематический курс русского языка (50 часов)

4.

Наша речь

2 ч

5.

Текст, предложение, диалог

3 ч

6.

Слова, слова, слова…

4 ч

1 ч

7.

Слово и слог. Ударение

6 ч

2 ч

8.

Звуки и буквы

34 ч

3 ч

2 ч

7 ч

9.

Повторение

1 ч

Итого:

   165 ч

3 ч

2 ч

10 ч

Характеристика основных содержательных линий программы.

Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения письму. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.). Ознакомление с правилами правописания и их применение:

– обозначение гласных после шипящих в позиции под ударением (ча – ща, чу – щу, жи – ши);

– заглавная буква в начале предложения, в именах собственных (без введения термина);

– раздельное написание слов;

– перенос слов по слогам без стечения согласных;

– знаки препинания в конце предложения.

            Фонетика и орфоэпия. 

Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных зву- ков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами совре- менного русского литературного языка.

Фонетический анализ слова. Графика.         

Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных твёрдого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного). Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика.

Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

Морфология. 

Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных. Имя прилагательное, глагол. Значение и употребление в речи.

Синтаксис. 

Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.

Орфография и пунктуация. 

Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

• сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;

• перенос слов;

• прописная буква в начале предложения, в именах собственных

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.  

3.3. Характеристика основных видов деятельности обучающихся.

Наименование раздела

Основные виды деятельности обучающихся

Обучение  грамоте

1.

Добукварный период

Отвечать на вопросы учителя о назначении прописи.

Ориентироваться в первой учебной тетради.

Правильно располагать учебную тетрадь на рабочем месте, Демонстрировать правильное положение ручки при письме.

Воспроизводить с опорой на наглядный материал (иллюстрации в прописи, плакаты и др.) гигиенические правила письма.

Называть письменные принадлежности с опорой на иллюстрации прописи. Обводить предметы по контуру. Находить элементы букв в контурах предметных картинок, данных на страницах прописи.

Обводить элементы букв, соблюдая указанное в прописи направление движения.

Писать графические элементы по заданному в прописи образцу: правильно располагать на рабочей строке элементы букв, соблюдать интервал между графическими элементами, наклон.
Находить на рисунке предметы, названия которых соответствуют заданным схемам, обосновывать свой выбор.  Обозначать условным знаком (точкой) наиболее удавшийся элемент.

 Называть группу предметов одним словом (посуда).

 Находить на рисунке предметы, названия которых соответствуют заданным схемам, обосновывать свой выбор (соответствие количества слогов, места ударения в слове).

2.

Букварный период

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Воспроизводить правила посадки, владения инструментами, расположения тетради-прописи на рабочем месте. Демонстрировать правильное применение гигиенических правил письма. Анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчных и прописных буквах. Называть правильно элементы буквы.  Сравнивать печатную и письменную буквы. Конструировать буквы  из различных материалов. Писать буквы в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Воспроизводить форму изучаемой буквы и еѐ соединения с другой. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. Выполнять слого-звуковой анализ слов, данных на странице прописи, соотносить написанные слова. Писать слоги, слова с новыми буквами, используя приѐм комментирования. Правильно записывать имена собственные. Списывать без ошибок с письменного шрифта. Грамотно оформлять на письме восклицательное и повествовательное предложение. Правильно интонировать при чтении восклицательное и повествовательное предложение. Выполнять правила работы в группе. Анализировать предложения, данные в прописи, определять количество слов в них, объяснять известные орфограммы (начало предложения, правописание имѐн собственных). Списывать без ошибок предложения, данные в прописи, грамотно обозначать границы предложения. Восстанавливать деформированное предложение, объяснять его смысл, определять границы. Дополнять предложения словами, закодированными в схемах и предметных картинках.

Составлять текст из 2—3-х предложений, записывать его под руководством учителя, используя приём комментирования. Грамотно писать имена собственные в предложениях в процессе списывания и под диктовку. Списывать без ошибок слова и предложения с печатного и письменного шрифта.

Понимать обобщённый смысл поговорки, толковать его.

Обозначать правильно границы предложения.

Правильно интонировать вопросительные предложения.

Составлять ответ на вопрос и записывать его.

Изменять форму глагола в соответствии с местоимением по образцу, данному в прописи.

Выполнять правила работы в паре.

Оценивать свою деятельность по шкале самооценки.

Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма.

Воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму.

Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона.

Изменять форму числа имени существительного в соответствии с образцом прописи. Писать слова с изученными буквами под диктовку и с комментированием.

Выполнять слого-звуковой анализ слов, пишущихся с буквами ь, ъ.

Сопоставлять написание слов сел — съел, семь — съем, выполнять фонетический анализ данных слов.

Записывать слова с буквами ь, ъ по образцу, включать их в предложения.

Записывать предложения, содержащие слова с буквами ь, ъ, с комментированием.

Списывать без ошибок слова и предложения с письменного шрифта.

Обозначать правильно границы предложения.

Писать под диктовку изученные буквы, слоги, слова.

Оценивать свою деятельность по шкале самооценки

3.

Послебукварный период

Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Выделять предложения из речи. Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак препинания в конце предложения. Соблюдать в устной речи интонацию конца предложения.                      

Сравнивать схемы предложений, соотносить схему и предложение.

Приобретать опыт в составлении предложения по рисунку и заданной схеме.                                               Определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения.                                    Составлять текст по рисунку и опорным словам. Использовать в речи «вежливые слова». Работать со словарями учебника: толковым и близких и противоположных по значению слов, находить в них нужную информацию о слове. Работать со страничкой для любознательных. Наблюдать над ролью словесного ударения в слове, осознавать его значимость в речи. Определять ударение в слове, находить наиболее рациональные способы определения ударения в слове.  

Наблюдать изменение значения слова в зависимости от ударения (замок и замок).                                          Различать ударные и безударные слоги.                                              

Соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи—ши, ча—ща, чу—щу и их обозначение буквами. Находить в словах сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, подбирать примеры слов с такими сочетаниями.

Систематический курс русского языка

4.

Наша речь

Высказываться о значении языка и речи в жизни людей, о великом достоянии русского народа — русском языке, проявлять уважение к языкам других народов.

Приобретать опыт в различении устной и письменной речи.

Оценивать результаты выполненного задания: «Проверь себя» Различать диалог. Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Выделять предложения из речи.

Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак препинания в конце предложения. Соблюдать в устной речи интонацию конца предложения.

Сравнивать схемы предложений, соотносить схему и предложение.

Приобретать опыт в составлении предложения по рисунку и заданной схеме.

Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи: распределять роли при чтении диалога. Выразительно читать текст по ролям.

Употреблять заглавную букву в начале предложения и точку в конце предложения.

Писать слова в предложении раздельно.

Наблюдать над постановкой тире (—) в диалогической речи.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. Определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения.

Различать предмет (действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета).

Приобретать опыт в различении слов-названий предметов, признаков предметов, действий предметов по лексическому значению и вопросу.

Классифицировать и объединять слова по значению (люди, животные, растения и др.) в тематические группы. Использовать в речи «вежливые слова».

Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение.

Выделять предложения из речи. Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак препинания в конце предложения.

Соблюдать в устной речи интонацию конца предложения.

Сравнивать схемы предложений, соотносить схему и предложение.

Приобретать опыт в составлении предложений

Работать со словарями учебника: толковым и близких и противоположных по значению слов, находить в них нужную информацию о слове.

Работать со страничкой для любознательных. Наблюдать над этимологией слов пенал, здравствуйте, благодарю. Различать слово и слог. Наблюдать над слоговой структурой различных слов.

Определять количество в слове слогов.

Находить новые способы определения слогов в слове через проведение лингвистического опыта со словом.

Анализировать модели слов, сопоставлять их по количеству слогов и находить слова по данным моделям.

Анализировать слоги относительно количества в них гласных и согласных звуков.

Классифицировать слова по количеству в них слогов.

Составлять слова из слогов.

Самостоятельно подбирать примеры слов с заданным количеством слогов.

Осуществлять знаково-символические действия при моделировании звуков.

Распознавать условные обозначения звуков речи.

Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова.

Наблюдать над образностью русских слов, звучание себя» по учебнику и электронному.  Различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки.

Определять «работу» букв, обозначающих гласные звуки в слове.

Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как клён, ёлка, мяч, маяк.

Объяснять причины расхождения количества звуков и букв в слове.

Наблюдать над способами пополнения словарного запаса русского языка.

Находить незнакомые слова и определять их значение по толковому словарю.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.

5.

Текст, предложение, диалог

6.

Слова, слова, слова…

7.

Слово и слог. Ударение

8.

Звуки и буквы

9.

Повторение

4.Поурочное календарно-тематическое планирование учебного предмета

№ п/п

№  п/т

Тема урока

Дата/план

Дата/факт

Примечание

1. Добукварный период – 17 часов.

1

1

Пропись – первая учебная тетрадь.

1.09

2

2

Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки.

2.09

3

3

Письмо овалов и полуовалов.

5.09

4

4

Рисование бордюров.

6.09

5

5

Письмо длинных прямых наклонных линий.

7.09

6

6

Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу (влево). Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу (вправо).

8.09

7

7

Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу (влево). Письмо длинных наклонных линий с закруглением  внизу (вправо).

9.09

8

8

Письмо овалов больших и маленьких, их чередование. Письмо коротких наклонных линий.

12.09

9

9

Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование. Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглением влево и вправо.

13.09

10

10

Письмо наклонных линий с петлей вверху и внизу.

14.09

11

11

Строчная и заглавная буквы А, а.

15.09

12

12

Строчная и заглавная буквы А, а. Закрепление.

16.09

13

13

Строчная и заглавная буквы О, о.

19.09

14

14

Строчная и заглавная буквы  И, и.

20.09

15

15

Строчная буква ы.

21.09

16

16

Строчная и заглавная буквы У, у.

22.09

17

17

Повторение и закрепление изученного.

23.09

2. Букварный период – 73 часа.

18

1

Строчная и заглавная буквы Н, н.

26.09

19

2

Строчная и заглавная буквы Н, н.

27.09

20

3

Строчная и заглавная буквы С, с.

28.09

21

4

Заглавная буква С.

29.09

22

5

Повторение и закрепление изученного.

30.09

23

6

Строчная и заглавная буквы К, к.

3.10

24

7

Строчная и заглавная буквы К, к.

4.10

25

8

Строчная и заглавная буквы Т, т.

5.10

26

9

Строчная и заглавная буквы Т, т.

6.10

27

10

Повторение и закрепление изученного.

7.10

28

11

Строчная и заглавная буквы Л, л.

10.10

29

12

Повторение и закрепление изученного.

11.10

30

13

Строчная буква р. Заглавная буква Р.

12.10

31

14

Строчная буква р. Заглавная буква Р.

13.10

32

15

Повторение и закрепление изученного.

14.10

33

16

Строчная и заглавная буквы В, в.

17.10

34

17

Строчная и заглавная буквы В, в.

18.10

35

18

Строчная и заглавная буквы Е, е.

19.10

36

19

Строчная и заглавная буквы Е, е.

20.10

37

20

Повторение и закрепление изученного.

21.10

38

21

Строчная и заглавная буквы П, п.

24.10

39

22

Строчная и заглавная буквы П, п.

25.10

40

23

Строчная и заглавная буквы М, м.

26.10

41

24

Строчная и заглавная буквы М, м.

27.10

42

25

Повторение и закрепление изученного.

28.10

43

26

Строчная и заглавная буквы З, з.

7.11

44

27

Строчная и заглавная буквы З, з.

8.11

45

28

Строчная и заглавная буквы З, з.

9.11

46

29

Строчная и заглавная буквы Б, б.

10.11

47

30

Строчная и заглавная буквы Б, б.

11.11

48

31

Строчная и заглавная буквы Б, б.

14.11

49

32

Строчная и заглавная буквы Д, д.

15.11

50

33

Заглавная буква Д.

16.11

51

34

Строчная и заглавная буквы Я, я.

17.11

52

35

Строчная и заглавная буквы Я, я.

18.11

53

36

Строчная и заглавная буквы Я, я.

21.11

54

37

Строчная и заглавная буквы Я, я.

22.11

55

38

Строчная и заглавная буквы Г, г.

23.11

56

39

Строчная и заглавная буквы Г, г.

24.11

57

40

Письмо слогов и слов с изученными буквами.

25.11

58

41

Строчная буква ч.

28.11

59

42

Строчная буква ч.

29.11

60

43

Заглавная буква Ч.

30.11

61

44

Буква ь.

1.12

62

45

Буква ь.

2.12

63

46

Письмо слогов и слов с изученными буквами.

5.12

64

47

Строчная и заглавная буквы Ш, ш.

6.12

65

48

Строчная и заглавная буквы Ш, ш.

7.12

66

49

Строчная и заглавная буквы Ж, ж.

8.12

67

50

Строчная и заглавная буквы Ж, ж.

9.12

68

51

Письмо слогов и слов с изученными буквами.

12.12

69

52

Строчная буква ё.

13.12

70

53

Заглавная буква Ё.

14.12

71

54

Строчная и заглавная буквы Й, й.

15.12

72

55

Письмо слогов и слов с изученными буквами.

16.12

73

56

Строчная и заглавная буквы Х, х.

19.12

74

57

Строчная и заглавная буквы Х, х.

20.12

75

58

Строчная и заглавная буквы Х, х.

21.12

76

59

Строчная и заглавная буквы Ю, ю.

22.12

77

60

Строчная и заглавная буквы Ю, ю.

23.12

78

61

Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв.

26.12

79

62

Строчная и заглавная буквы Ц, ц.

27.12

80

63

Строчная и заглавная буквы Ц, ц.

9.01

81

64

Строчная и заглавная буквы Э, э.

10.01

82

65

Строчная и заглавная буквы Э, э.

11.01

83

66

Письмо слогов и слов с изученными буквами.

12.01

84

67

Строчная буква щ.

13.01

85

68

Заглавная буква Щ.

16.01

86

69

Строчная и заглавная буквы Ф, ф.

17.01

87

70

Строчная и заглавная буквы Ф, ф.

18.01

88

71

Письмо слогов и слов с изученными буквами.

19.01

89

72

Строчные буквы ь, ъ.

20.01

90

73

Письмо слогов и слов с изученными буквами.

23.01

3. Послебукварный период – 25 часов

91

1

Алфавит. Написание строчных и прописных букв.

24.01

92

2

Звуки и буквы.

25.01

93

3

Повторение и закрепление изученного.

26.01

94

4

Повторение по теме «Парные согласные звуки».

27.01

95

5

Оформление предложений в тексте.

30.01

96

6

Слова, отвечающие на вопросы кто?, что?

31.01

97

7

Повторение и закрепление изученного.

1.02

98

8

Слова, отвечающие на вопросы: что делать? что сделать?

2.02

99

9

Повторение и закрепление изученного.

3.02

100

10

Слова, отвечающие на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?

6.02

101

11

Повторение и закрепление изученного.

7.02

102

12

Правописание безударных гласных в корне слова

8.02

103

13

Повторение и закрепление изученного.

9.02

104

14

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова

10.02

105

15

Повторение и закрепление изученного.

20.02

106

16

Правописание  жи – ши

21.02

107

17

Повторение и закрепление изученного.

22.02

108

18

Правописание ча – ща, чу – щу

27.02

109

19

Повторение и закрепление изученного.

28.02

110

20

Правописание чк – чн, щн

1.03

111

21

Повторение изученного.

2.03

112

22

Закрепление пройденного материала.

3.03

113

23

Подготовка к диктанту с грамматическим заданием.

6.03

114

24

Диктант с грамматическим заданием.

7.03

115

   25

Работа над ошибками.

9.03

4.Наша речь – 2 часа

116

1

Язык и речь.

10.03

117

2

Виды речи.

13.03

5.Текст, предложение, диалог – 3 часа

118

1

Текст.

14.03

119

2

Предложение.

15.03

120

3

Диалог.

16.03

6. Слова, слова, слова… - 4 часа

121

1

Слово. Роль слова в речи.

17.03

122

2

Слова-названия предметов и явления,  признаков предметов,  действий предметов.

20.03

123

3

Тематические группы слов.

21.03

124

4

Развитие речи. Составление текста по рисунку и опорным словам.

22.03

7. Слово и слог. Ударение – 6 часов

125

1

Слог. Общее представление.

23.03

126

2

Деление слов на слоги.

24.03

127

3

Перенос слов.

4.04

128

4

Развитие речи. Наблюдение над словом как средством создания словесно-художественного образа.

5.04

129

5

Ударение. Общее представление.

6.04

130

6

Развитие речи. Коллективное составление содержания основной части сказки.

7.04

8. Звуки и буквы – 34 часа

131

1

Звуки и буквы

10.04

132

2

Развитие речи. Наблюдение над изобразительными возможностями языка. 

11.04

133

3

Русский алфавит, или Азбука. Значение алфавита.

12.04

134

4

Использование алфавита при работе со словарями.

13.04

135

5

Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

14.04

136

6

Слова с буквой э.

17.04

137

7

Р\ речи. Составление развёрнутого ответа на вопрос.

18.04

138

8

Ударные и безударные гласные звуки. Словарные слова.

19.04

139

9

Особенности проверяемых и проверочных слов.

20.04

140

10

Способы проверки написания буквы, обозначающий безударный гласный звук.

21.04

141

11

Диктант с грамматическим заданием по теме: «Безударные гласные».

24.04

142

12

Работа над ошибками. Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам.

25.04

143

13

Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки.

26.04

144

14

Слова с удвоенными согласными.

27.04

145

15

Буквы Й и й.

28.04

146

16

Твёрдые и мягкие согласные звуки.

2.05

147

17

Буквы для обозначения твердых и мягких согласных звуков.

3.05

148

18

Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь.

4.05

149

19

Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука.

5.05

150

20

Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.

8.05

151

21

Работа над ошибками. Закрепление изученного.

10.05

152

22

Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова.

11.05

153

23

Особенности проверяемых и проверочных слов

12.05

154

24

Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук.

15.05

155

25

Проверочный диктант по теме: «Парные согласные»

16.05

156

26

Работа над ошибками. Развитие речи. Выполнение текстовых заданий

17.05

157

27

Буквосочетания ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ, ЧК, ЧН, ЧТ.

18.05

158

28

Развитие речи. Наблюдение над изобразительными возможностями языка.

19.05

159

29

Работа над ошибками. Проект «Скороговорки».

22.05

160

30

Проверочный диктант за год.

23.05

161

31

Работа над ошибками. Развитие речи. Воспроизведение по памяти содержания русской народной сказки «Лиса и Журавль».

24.05

162

32

Заглавная буква в словах.

25.04

163

33

Развитие речи. Правила вежливого обращения.

26.05

164

34

Проект «Сказочная страничка» (в названиях сказок — изученные правила письма).

29.05

9. Повторение – 1час

165

1

Закрепление изученного материала.

30.05

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по русскому языку учащихся 1 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Программа  по русскому языку (обучению грамоте и развитию речи)  составлена на основе программы по русскому языку (обучению грамоте и развитию речи) специальной (коррекционной) образовательн...

Адаптированная образовательная программа по русскому языку 1-4 класс

Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ по русскому языку 1-4 класс с использованием УМК "Школа России"...

Рабочая программа по математике для ученика 4 класса, обучающего по адаптированной образовательной программе НОО для детей с УО

РРабочая программа по математике для ученика 4 класса, обучающего по адаптированной образовательной программе НОО для детей с УО...

Рабочая программа по математике для учащихся 3 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе НОО для детей с ЗПР

Рабочая программа по математике для учащихся 3 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе НОО для детей с ЗПР...

Рабочая программа по литературному чтению для ученицы 1 класса, обучающейся по адаптированной образовательной программе НОО для детей с ЗПР

Рабочая программа по литературному чтению для ученицы 1 класса, обучающейся по адаптированной образовательной программе НОО для детей с ЗПР...

Рабочая учебная программа по русскому языку учащихся 6 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Рабочая учебная программа по русскому языку составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной  программы образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллек...

Рабочая программа по математике для учащихся 3 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе НОО для детей с ЗПР, с учетом особенностей ребенка с нарушением зрения

Рабочая программа по математике для учащихся 3 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе НОО для детей с ЗПР...