Адаптированная образовательная программа по русскому языку 1-4 класс
рабочая программа по русскому языку на тему

Тарасова Олеся Владимировна

Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ по русскому языку 1-4 класс с использованием УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Адаптированная образовательная программа по  русскому языку составлена на основе:

1. Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";

3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";

4. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";

5. Адаптированной основной образовательной  программы начального  общего  образования для детей с ограниченными  возможностями здоровья МБУ «Школы № 69»;  

6.  Примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4.-М.: издательство ПАРАДИГМА, 2012.(Второй вариант) Авторы программ: Р. Д. Триггер и др., рекомендованной МО и науки РФ для классов коррекционно-развивающего обучения общеобразовательной школы,

Данная адаптированная образовательная программа учебного предмета «Русский язык» учитывает особенности психофизического развития обучающихся с ОВЗ, содержит требования к организации учебных занятий по предмету и составлена в соответствии с принципами коррекционной педагогики. При разработке адаптированной образовательной программы учитывались специфические особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно- поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи. Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых 55 сверстников

Все  обучающиеся  с ОВЗ испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития, нарушениями в организации деятельности и/или поведения.

Общими для всех  обучающихся  с ОВЗ являются в разной степени выраженные недостатки

•        в формировании высших психических функций (отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных  процессов),

•        замедленный темп, либо  неравномерное становление познавательной деятельности,

•        трудности произвольной саморегуляции,

•        нарушения речевой и мелкой ручной моторики,

•        нарушения или недостаточно сформированные зрительное восприятие и пространственная ориентировка,

•        снижение умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие  усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом,

•        недостаточно сформированы произвольность и самоконтроль

•        обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния ребенка.

Особые образовательные потребности различаются у  обучающихся с ОВЗ  разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития, определяют особую логику построения учебного процесса  и  находят своё  отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим выделены образовательные потребности как общие для всех обучающихся с ограниченными возможностями, так и специфические.  

К общим потребностям относятся:  

- выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;

- обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;

- раннее получение специальной помощи средствами образования;  

- психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;  

- психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;

- постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы

образовательной организации.

Специфические образовательные потребности:

- увеличение сроков освоения адаптированной образовательной программы;

- наглядно-действенный характер содержания образования;

- упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;

- специальное обучение «переносу» сформированных знаний  и  умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

- необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;

- обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся;

- использование преимущественно позитивных средств  стимуляции деятельности и поведения;

- стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним;

- специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование произвольной саморегуляции в условиях познавательной деятельности и поведения;

- специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формированию умения запрашивать и использовать помощь взрослого;

- специальная психокоррекционная помощь, направленная на развитие разных форм коммуникации;

- специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование навыков социально одобряемого поведения в условиях максимально расширенных социальных контактов.

       В адаптированной образовательной программе определены цель и задачи изучаемого предмета и описаны коррекционные возможности предмета:

1.Развитие зрительного восприятия и узнавания.

  • формирование целостности зрительного восприятия
  • развитие способности концентрировать и распределять внимание
  • развитие избирательности зрительного внимания

2. Совершенствование  моторного развития, каллиграфических и графических навыков

  • развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук
  • развитие зрительно-моторной координации
  • развитие слухо - моторной координации

3. Развитие фонематического слуха, навыков звукового и слогового анализа и синтеза

  • развитие слухового восприятия, внимания, памяти
  • развитие фонематического восприятия
  • формирование звуко - буквенного и слогового анализа и синтеза слова

4. Совершенствование речевого развития

  • обогащение и систематизация словаря
  • развитие устной монологической и диалогической речи

5. Развитие словесно-логического мышления

  • формирование умения понимать и задавать вопрос
  • развитие способности обобщать
  • развитие способности группировать предметы по определённым признакам, классифицировать их
  • развитие умения устанавливать закономерности и логические связи в ряду предметов, символов, событий, явлений
  • развитие логических операций (анализ, обобщение, синтез)
  • развитие умения логически выстраивать высказывание, составлять рассказы по картинкам
  • развитие умения понимать и устанавливать смысловые аналогии
  • развитие логического запоминания

6. Развитие навыка самоконтроля и самооценки

  • развитие умения работать по словесной и письменной инструкции
  • формирование умений действовать по правилу, работать по алгоритму, инструкции, плану
  • совершенствование умения планировать свою деятельность
  • выработка умения контролировать себя при помощи усвоенного правила
  • овладение осознанным планомерным контролем в процессе написания и при проверке написанного
  • развитие комбинаторных способностей

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка.

      Адаптированная образовательная программа для обучения детей с ОВЗ предполагает наличие и использование коррекционной работы.

Направление и содержание программы коррекционной работы

       Программа коррекционной работы должна предусматривать индивидуализацию специального сопровождения обучающегося с ЗПР. Содержание программы коррекционной работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, индивидуальной программы реабилитации. Целью программы коррекционной работы в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ выступает создание системы комплексной помощи обучающимся с ЗПР в освоении АООП НОО, коррекция недостатков в физическом и (или) психическом и речевом развитии обучающихся, их социальная адаптация

     Программа коррекционной работы обеспечивает: выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; осуществление индивидуально-ориентированного психолого-медико- педагогического сопровождения обучающихся с ЗПР с учетом их особых образовательных потребностей; оказание помощи в освоении обучающимися с ЗПР; возможность развития коммуникации, социальных и бытовых навыков, адекватного учебного поведения, взаимодействия со взрослыми и детьми, формированию представлений об окружающем мире и собственных возможностях.

Планируемые результаты коррекционной работы.

       Основными направлениями в коррекционной работе являются: коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекция нарушений устной и письменной речи; обеспечение ребенку успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учёбе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению. Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно- образовательного процесса, при изучении предметов учебного плана и на специальных коррекционно-развивающих занятиях, где осуществляется коррекция дефектов психофизического развития обучающихся с ЗПР и 29 оказывается помощь в освоении нового учебного материала на уроке и в освоении  образовательной программы в целом. При возникновении трудностей в освоении обучающимся с ЗПР содержания программы педагоги, осуществляющие психолого-педагогическое сопровождение, должны оперативно дополнить структуру программы коррекционной работы соответствующим направлением работы, которое будет сохранять свою актуальность до момента преодоления возникших затруднений. В случае нарастания значительных стойких затруднений в обучении, взаимодействии с учителями и обучающимися школы (класса) обучающийся с ЗПР направляется на комплексное психолого-медико-педагогическое обследование с целью выработки рекомендаций по его дальнейшему обучению. Основными механизмами реализации программы коррекционной работы являются: оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательной организации, обеспечивающее системное сопровождение обучающихся специалистами различного профиля; социальное партнёрство, предполагающее профессиональное взаимодействие образовательной организации с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества). Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ЗПР осуществляют специалисты: учитель-дефектолог, логопед, специальный психолог или педагог-психолог, имеющий соответствующую профильную подготовку, социальный педагог, педагог дополнительного образования. Предпочтительно наличие специалиста в штате организации. При необходимости Программу коррекционной работы может осуществлять специалист, работающий в иной организации (центрах психолого- педагогической, медицинской и социальной помощи, ПМПК и других). Программа коррекционной работы может предусматривать вариативные формы специального сопровождения обучающихся с ЗПР. Варьироваться могут 30 содержание, организационные формы работы, степень участия специалистов сопровождения, что способствует реализации и развитию больших потенциальных возможностей обучающихся с ЗПР и удовлетворению их особых образовательных потребностей.

        

Цель обучения родному языку: развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью, активизация интереса и стремления к изучению языка, воспитание у младших школьников чувства сопричастности к сохранению чистоты, выразительности, уникальности родного слова.

Задачи:

  • освоение учащимися первоначальных знаний о звукобуквенном и словарном составе родного языка; его лексико-грамматическом и синтаксическом строе, особенностях словообразования;
  • знакомство учащихся с нормами литературного произношения, с основными принципами и правилами правописания и пунктуации, с особенностями двух форм речи – устной и письменной.

В обучении детей с задержкой психического развития следует полностью руководствоваться задачами, поставленными перед общеобразовательной школой, а также постоянно иметь в виду специфические задачи:

  • формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза;
  • уточнение и обогащение словарного запаса путём расширения и уточнения непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире;
  • развитие связной речи (формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказываний, точности и разнообразия лексики, внятности и выразительности речи);
  • формирование интереса к родному языку, навыков учебной работы;
  • усвоение приёмов умственной деятельности, необходимых для овладения начальным курсом русского языка (наблюдения, сравнения и обобщения явлений языка).

                          Общая  характеристика  курса.

Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного),букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.

Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.

Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.

Послебукварный (заключительный) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.

После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

• орфография и пунктуация;

• развитие речи.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.

Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.

Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).

Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.

Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (приме нительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и рече вому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного от ношения к употреблению в речи основных единиц языка.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию. 

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

       Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

      Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский).

        Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Личностные результаты

  • представление о своей этнической принадлежности;
  • развитие чувства любви к родине, чувства гордости за свою родину, народ, великое достояние русского народа — русский язык;
  • представление об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);
  • осмысление необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;
  • осознавание положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;
  • представление о своей родословной, о достопримечательностях своей малой родины;
  • положительное отношение к языковой деятельности;
  • заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;
  • понимание нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
  • развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
  • этические чувства (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, учителей;
  • развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;
  • представление о бережном отношении к материальным ценностям; развитие интереса к проектно-творческой деятельности.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

  • принимать и сохранять цель и учебную задачу;
  • высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
  • планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках) в планировании и контроле способа решения;
  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
  • проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
  • оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
  • понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные УУД

  • осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
  • воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
  • ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
  • работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
  • осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;
  • пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;
  • пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
  • осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);
  • составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);
  • составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;
  • анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);
  • осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
  • ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
  • находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
  • осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;
  • обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);
  • осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.

Коммуникативные УУД

  • слушать собеседника и понимать речь других;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
  • выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;
  • задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;
  • признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;
  • формулировать собственное мнение и аргументировать его;
  • работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;
  • строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;

Общие предметные результаты освоения программы

  • понимание значения русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения;
  • воспитание уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа, и языкам, на которых говорят другие народы;
  • понимание русского языка как великого достояния русского народа, как явления национальной культуры, как развивающегося явления;
  • первоначальное представление о некоторых нормах русского языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета (в объёме изучаемого курса);
  • начальные умения выбирать адекватные языковые средства при составлении небольших монологических высказываний;
  • овладение первоначальными научными представлениями о системе и структуре русского языка, знакомство с некоторыми языковыми понятиями и их признаками из разделов: фонетика и графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис (в объёме изучаемого курса);
  • применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания в процессе выполнения письменных работ (в объёме изучаемого курса);
  • первоначальные умения проверять написанное;
  • овладение учебными действиями с изучаемыми языковыми единицами;
  • формирование начальных умений находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, слог, слово, слово как часть речи, слово как член предложения, предложение (в объёме изучаемого курса).

Предметные результаты освоения

основных содержательных линий программы

Развитие речи

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

  • участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);
  • строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения своего собственного мнения);
  • (самостоятельно) читать тексты учебника, извлекать из них новую информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей (под руководством учителя);
  • пользоваться словарями учебника для решения языковых и речевых задач;
  • различать устную и письменную речь;
  • различать диалогическую речьпонимать особенности диалогической речи;
  • отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
  • анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
  • понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать заглавие к тексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определять последовательность частей текста;
  • читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно их записывать;
  • составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
  • соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;
  • озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли;
  • распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение;
  • замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
  • составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки);
  • находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы);
  • составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка; на определённую тему;
  • составлять текст (отзыв) по репродукциям картин художников (помещённых в учебнике);
  • письменно излагать содержание прочитанного текста (после предварительной подготовки) по вопросам;
  • проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические ошибки, замечать и исправлять неточности в содержании и оформлении.

Место предмета в учебном плане школы

Изучение курса в 1 классе отводится 256 часов – 8 часов в неделю.

На изучение курса «Русский язык» во 2, 3 и 4 классах отводится по 5 часов в неделю. Программа рассчитана в каждом классе на 170 часов в год (34 учебные недели).

Уровень обучения – базовый.

Тематическое распределение часов по учебному предмету

«Русский язык»

Таблица тематического распределения часов по годам обучения

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

По примерной или авторской программе

Рабочая программа по классам

2 кл.

3 кл.

4 кл.

Послебукварный период

29-1кл.

Фонетика и графика

65

45

10

10

Морфология

Состав слова

Части речи

345

80

130

135

6

129

Синтаксис и пунктуация

70

35

20

15

Повторение изученного за год

30

10

10

10

Итого:

510

170

170

170

Содержание курса

1 класс (256ч, 8ч в неделю)

Выявление знаний и умений (6 ч). 

     Умение слышать в слове отдельные звуки и последовательно выделять их из слова, составлять предложения, знание букв, умение читать слоги и слова, состояние звукопроизношения, умение ориентироваться на листе бумаги.

      Умение готовить рабочее место, выполнять задания учителя, обращенные ко всем ученикам, отвечать на вопросы.

Подготовка к обучению грамоте (68 ч)

Звуки речи.

      Различение звуков в слове на слух; правильная и отчетливая артикуляция звуков. Гласные звуки [а], [о], [ы], [у], [и], их артикуляция, звучание. Термин гласный звук, условно-графическое обозначение гласных звуков. Выделение гласных звуков в словах, уточнение значения слов.

Согласные звуки, их артикуляция, звучание. Сравнение артикуляции гласных и согласных звуков. Термин согласный звук. Сопоставление парных согласных звуков по артикуляции и звучанию (твердые и мягкие; звонкие и глухие). Термины твердый согласный звук, мягкий согласный звук. Условно-графическое обозначение твердых и мягких согласных звуков. Выделение согласных звуков в словах, уточнение значений слов.

     Согласные звуки, их артикуляция, звучание. Сравнение артикуляции гласных и согласных звуков. Термин согласный звук. Сопоставление парных согласных звуков по артикуляции и звучанию (твердые и мягкие; звонкие и глухие). Термины твердый согласный звук, мягкий согласный звук. Условно-графическое обозначение твердых и мягких согласных звуков. Выделение согласных звуков в словах, уточнение значений слов.

     Последовательное выделение звуков .  Условно-графическая схема звукового состава слова. Последовательное выделение звуков в словах, состоящих из двух гласных (ау, уа), в односложных словах без стечения согласных (типа ус, мак), в двусложных словах, первый слог которых состоит из одного гласного (типа осы); в двусложных и многосложных словах, состоящих из открытых слогов (типа рука, кубики); в двусложных и многосложных словах с закрытым и открытым слогами (типа утка, игрушки), в односложных и двусложных словах со стечением согласных в слоге (типа мост, брат, шнурки, спорт).

     Самопроверка правильности выполнения задания.

Соотнесение звука и буквы. Две функции буквы И: обозначает звук ], обозначает мягкость находящегося перед ней согласного (непосредственные наблюдения учеников).

     Ударение. Практические упражнения в выделении в слове ударного звука. Постановка знака ударения в моделях звукового состава слов, термины гласный звук под ударением, безударный гласный звук.

   

 Практическое ознакомление с предложением и словом в предложении.

      Термины слово, предложение. Устные упражнения в составлении нераспространенных и распространенных предложений.

       Понимание, о ком, о чём  говорится в предложении, что говорится о нем. Составление предложений,  в которых используются предлоги в, на, за, над, под, перед. Использование в предложениях и словосочетаниях существительных родительного падежа множественного числа (типа много тетрадей, коробка конфет) и существительных творительного падежа (типа любуюсь Москвой; кормлю зерном). Образование форм множественного числа от имен существительных единственного числа и наоборот.

      Понижение голоса, пауза в конце предложения; правильное и отчетливое произнесение целого предложения. Выделение предложения из рассказа, состоящего из двух—четырех предложений. Членение предложений на слова, последовательное выделение слов в предложении, определение их числа. Уточнение семантики слов. Составление схем предложений, составление предложений по готовым схемам. Речевая этика. Культура общения. Уточнение и расширение словарного запаса, предметная отнесенность слов, их правильное произнесение.

      Подготовка к обучению каллиграфии. Правильная посадка при письме, наклонное расположение тетради на парте, умение держать карандаш и ручку при письме. Подготовка руки к письму: упражнения для пальцев и кисти руки; обводка контуров овалов, полуовалов, волнистых, прямых линий, штриховка, обучение правильному движению руки по строке, рисование и раскрашивание узоров, орнаментов в пределах тетрадной строки, письмо элементов букв.

Ознакомление с произведениями художественной литературы

     Восприятие на слух прочитанного учителем небольшого художественного произведения или законченного отрывка. Рассматривание иллюстраций в книге, пересказ по ним и по вопросам учителя содержания услышанного произведения. Ознакомление с терминами: обложка, страницы, автор, название (заголовок), действующие лица (герои), начало, окончание.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу подготовительного периода

Учеников следует научить:

•знанию о двух основных группах букв русского языка - гласных и согласных, различать их на основе особенностей звучания и артикуляции;                                                                                                                         •различать на слух твердые и мягкие согласные;

•различать буквы, обозначающие изученные звуки;
•различать на слух выделенные из слов звуки речи, последовательно вычленять звуки из слов любых слоговых структур, написание которых не расходится с произношением;

  • обозначать гласные звуки буквами (кроме йотированных);
  • выделять предложения из устной речи;
  • выделять слова из предложения;

•правильно держать ручку при письме, располагать тетрадь, ориентироваться на странице тетради, рисовать узоры, орнаменты в пределах рабочей строки, писать элементы букв.

 

 Букварный период (153 ч)

 

 Обучение чтению.                                                                                                

 Обозначение звуков буквами. Гласные и согласные звуки и буквы.    Мягкие и твердые согласные.

     Обучение приемам чтения прямых, обратных и закрытых слогов. Устный анализ, составление из букв разрезной азбуки и плавное чтение по слогам слов, включающих открытые и закрытые слоги всех видов без стечения согласных.

     Ознакомление с буквами ь (как показателем мягкости согласных) и ъ обучение чтению слов простых слоговых структур с ь, слов с разделительными ь, ъ.

     Обучение чтению слов, включающих слоги со стечением согласных.

Составление устно и с помощью разрезной азбуки небольших предложений (2-3 слова), обучение чтению по слогам предложений, написанных печатным и рукописным шрифтом в букваре, тетради, на доске, с использованием всего алфавита. Ответы на вопросы по содержанию прочитанных предложений.

     Слушание небольших сказок, загадок, стихотворений, рассказов; пересказ услышанного по вопросам учителя или по иллюстрациям. Устные высказывания на основе прослушанных текстов, сюжетных картинок, мультфильмов, диафильмов, наблюдений во время экскурсий и т.п., практическое определение в текстах начала, окончания, основного содержания. Выделение не понятных по значению слов.

     Обучение заучиванию и декламации стихотворений. Знакомство с особенностями устной речи: правильное произношение,

громкость, темп, владение ими при ответах на вопросы. Знакомство с доступными книгами (объемом 8—12 страниц) в чтении учителя, ответы на вопросы, о ком или о чем рассказывается в этих книгах.

Обучение письму

     Соответствующая санитарно-гигиеническим нормам посадка при письме, наклонное расположение тетради на парте, умение правильно держать ручку при письме, видеть разлиновку тетради и ею пользоваться.

     Усвоение начертания прописных и строчных букв. Соотнесение печатных и письменных букв. Обозначение звуков соответствующими письменными буквами. Сравнение и различение сходных по начертанию рукописных букв: д-б, п-т, г-п, н-п, т-ш, е-з, л-г и других. Связное и ритмичное письмо букв и их соединений. Правильное расположение букв, слов, предложений на строке и на листе тетради.

      Буквы, не обозначающие звуков (ь, ъ). Обозначение мягкости согласных звуков буквами и, е, ё, ю, я и мягким знаком (ь). Письмо в словах сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн.

      Постановка знака ударения в каждом написанном двух- и многосложном слове. Выделение безударных гласных в написанных словах, установление наличия или отсутствия безударных гласных в произносимых словах. Выделение звонких согласных в слабой позиции.

     Обозначение границ предложения заглавной буквой в начале его и точкой, восклицательным или вопросительным знаками в конце. Заглавная буква в именах, фамилиях людей, кличках животных. Списывание слов и предложений из двух-четырех слов с рукописного и печатного образцов. Орфографическое чтение при списывании. Проверка написанного при помощи зрительного сличения с образцом и орфографического чтения.

      Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и предложений, состоящих из таких слов. Запоминание и письмо слов с непроверяемыми написаниями: воробей, корова, Москва, ребята, ученик, учитель.

Послебукварный период (29 ч)

     Умение анализировать, составлять из букв разрезной азбуки и читать плавно по слогам слова, написание которых соответствует произношению:

      •включающие слоги открытые и закрытые всех видов;

      •включающие твердые и мягкие согласные;

       •содержащие стечения согласных всех видов, й, твердый и мягкий (ъ, ь) знаки.

      Закрепление навыков чтения слогов и слов со стечением согласных всех видов; с разделительными твердым и мягким (ъ, ь) знаками; с согласными, мягкость которых обозначена буквами ь, е, ё, ю, я. Составление устно и с помощью разрезной азбуки небольших предложений (2—4 слова), сознательное чтение их по слогам вслух. Умение читать слова и предложения из двух-четырех слов, написанные печатным и рукописным шрифтом, небольшие легкие тексты, умение отвечать на вопросы к ним.

     Соблюдение пауз в устной речи и при чтении предложений и текстов; соблюдение интонаций, соответствующих знакам препинания в конце простого предложения и при перечислении. Выделение предложения из текста и слова из предложения. Умение дополнить простое предложение словами, обозначающими признаки предметов; накопление практического опыта в нахождении синонимов, антонимов; умение пересказать небольшой текст с помощью вопросов и без них; выразительно прочитать выученное наизусть стихотворение.

 

2 класс

Повторяем то, что знаем

Слово, предложение, текст – единицы речи. Звуки и буквы. Слово и слог; перенос слов.

Речь

Язык как средство общения людей (общее понятие). Роль речи в жизни человека. Речь устная и письменная. Слово, предложение, текст – единицы речи (наблюдение в процессе общения).

Звуки и буквы

Звуки и буквы. Роль звуков в различении смысла слов. Звуки гласные и согласные (их признаки). Гласные звуки и буквы. Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я. Слова с буквой Э. Согласный звук [й] и гласный звук [и].

Шипящие согласные звуки

Шипящие согласные звуки [Ж], [Ш], [Ч], [Щ]. Буквы И, А, У в сочетаниях ЖИ, ШИ, ЧА, ЩЧ, ЧУ, ЩУ. Сочетания ЧК, ЧН, ЧТ.

Алфавит, или азбука

Алфавит. Роль алфавита. Сопоставление произношения звука и названия буквы.

Слово и слог

Перенос слов

Слог. Деление слов на слоги. Правила переноса слов.

Предложение и текст

Предложение – единица языка и речи. Роль предложения в общении. Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое. Связь слов в предложении (по вопросам). Наблюдения за интонацией предложения. Точка, вопросительный и восклицательный знаки на конце предложения. Логическое ударение в предложении.

Тема текста. Сопоставление текста и набора отдельных предложений, не объединенных общей темой. Связь по смыслу предложений в тексте.

Заголовок. Опорные слова в тексте.

Текст – повествование, описание, рассуждение (ознакомление). Части повествовательного текста: начало, основная часть, концовка (ознакомление). Красная строка в тексте.

Мягкие и твердые согласные звуки

Мягкие и твердые согласные звуки. Обозначение твердости согласных звуков буквами А, О, У, Ы, Э. Обозначение мягкости согласных звуков буквами Е, Ё, И, Ю, Я. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова.

Звонкие и глухие согласные звуки

Особенности произношения звонких и глухих согласных. Парные звонкие и глухие согласные. Обозначение их буквами. Буква, которую перед записью нужно проверять (общее понятие об орфограмме). Проверка согласных на конце слова.

Ударение. Обозначение гласных звуков

Ударение. Роль ударения в различении смысла слов. Ударные и безударные гласные. Умение правильно выделять в слове ударный слог.

Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах. Проверка путем изменения формы слова.

Разделительный мягкий знак

Разделительный Ь.  Сопоставление Ь – показателя мягкости согласных и разделительного Ь.

Двойные согласные

Двойные согласные в словах. Перенос слов с двойными согласными.

Слово и предложение. Имя существительное

Слова как названия предметов, признаков предметов, действий предметов (сопоставление).

Имя существительное (ознакомление). Общее значение. Вопросы кто? что? Роль имен существительных в речи. Заглавная буква в собственных именах существительных (в фамилиях, именах, отчествах людей, кличках животных, названиях городов, деревень, улиц, рек, озер, морей). Изменение имен существительных по числам. Имена существительные, близкие и противоположные по смыслу.

Глагол

Глагол (ознакомление). Общее значение. Вопросы что делать? что делает? что делают? что делал? что делал и? что сделать? что сделает? что сделают? что сделал? что сделали? и др. Изменение глаголов по числам. Роль глаголов в речи. Наблюдения за употреблением глаголов в различных временных формах. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу.

Имя прилагательное

Имя прилагательное (ознакомление). Общее значение. Вопросы какой? какая? какое? какие? Роль имен прилагательных в речи. Изменение имен прилагательных по числам. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Наблюдения за согласованием в числе имени существительного и глагола, имени существительного и прилагательного (практически, в процессе составления предложений).

Предлог

Предлоги. Раздельное написание со словами наиболее распространенных предлогов: В, НА, О, ОБ, С, ИЗ, БЕЗ, НАД, ПОД, ОТ, ДО, У, ОКОЛО.

Родственные (однокоренные слова)

Корень слова. Однокоренные слова (общее понятие). Признаки однокоренных слов. Подбор однокоренных слов и выделение корня. Наблюдение за единообразным написанием корней в однокоренных словах.

Безударные гласные в корне 

Способы проверки безударных гласных в корне. Проверка безударных гласных путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов. Правописание непроверяемых гласных в однокоренных словах.

Парные согласные в корне

Способы проверки парных глухих и звонких согласных. Проверка парных глухих и звонких согласных путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов.

Предложение

Предложение – единица языка и речи. Роль предложения в общении. Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое. Распространенные и нераспространенные предложения. Связь слов в предложении (по вопросам).

Повторение в конце учебного года

Речь устная и письменная. Звуки и буквы. Алфавит. Буквы И, А, У в сочетаниях ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.  Обозначение мягкости согласных звуков буквами И, Е, Ё, Ю, Я, Ь. Разделительный Ь. Двойные согласные. Главные члены предложения. Слова, обозначающие предмет, признаки предмета, действие предмета. Предлоги. Корень, однокоренные слова. Проверка безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корне слова.

Тематический план

1 класс


Раздел программы

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

Выявление знаний

6

6

Подготовительный период

68

68

Буквенный период

153

153

Послебуквенный период

29

29

Итого:

256

256

Тематический план

2 класс


Раздел программы

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

Фонетика и графика. Повторение пройденного.

45

65

 Синтаксис и пунктуация

35

21

Морфология

Состав слова

Части речи

80

68

Повторение изученного за год

10

16

Итого:

170

170

Тематический план

3 класс


Раздел программы

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

Фонетика и графика. Повторение пройденного во 2 классе

10

16

 Синтаксис и пунктуация

20

14

Морфология

Состав слова

Части речи

130

129

Повторение изученного за год

10

11

Итого:

170

170

Тематический план

4 класс


Раздел программы

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

Фонетика и графика

10

10

Морфология

Состав слова

Части речи

135

135

Однородные члены предложения

Повторение в конце учебного года

15

10

15

10

Итого:

170

170

Требования к уровню подготовки обучающихся

1 класс

Обучающиеся должны знать:

  • все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы пишем).

Обучающиеся должны уметь:

  • вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;
  • различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;
  • правильно называть мягкие и твёрдые звуки в начале и в конце слова и вне слова;
  • знать способы их буквенного обозначения;
  • определять место ударения в слове;
  • вычленять слова из предложений;
  • правильно списывать слова, написанные печатным и рукописным шрифтом, и предложения, написанные рукописным шрифтом;
  • грамотно (без пропусков, искажений букв) писать под диктовку слова, предложения из 3 слов, написание которых не расходится с произношением;
  • употреблять большую букву в начале, точку в конце предложения;
  • устно составлять 3 предложения на определённую тему;
  • знать гигиенические правила письма;
  • под руководством учителя сравнивать орфографическое и орфоэпическое звучание слова и устанавливать, так ли данное слово пишется, как произносится.

2 класс

Обучающиеся должны знать / понимать:

  • предложение повествовательное, побудительное, вопросительное, восклицательное, невосклицательное;
  • имя существительное, лексические и грамматические признаки;
  • глагол, лексические и грамматические признаки;
  • имя прилагательное, лексические и грамматические признаки;
  • предлог;
  • однокоренные слова, корень слова.

Различать и сравнивать:

  • словосочетания и предложения; виды предложений по цели высказывания;
  • части речи;
  • звуки и буквы; признаки гласных и согласных звуков, звонких и глухих, парных и непарных, твёрдых и мягких согласных.

Обучающиеся должны уметь:

  • различать гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные, ударные и безударные гласные;
  • правильно произносить звуки и называть соответствующие буквы, соотносить количество звуков и букв в словах;
  • выделять окончание предложения соответствующими знаками препинания;
  • писать с заглавной буквы фамилии, имена, отчества людей, клички животных, названия населённых пунктов;
  • списывать слова и предложения с печатного и рукописного текста;
  • безошибочно и аккуратно списывать, писать под диктовку тексты в 35-40слов, проверять правильность написанного;
  • выделять изученные части речи, задавать к ним вопросы;
  • составлять предложение из отдельных слов и 3-4 предложения на заданную учителем тему, восстанавливать деформированный текст;
  • делить слова на слоги, переносить слова по слогам;
  • выделять ударные и безударные гласные, звонкие и глухие согласные, писать слова с сочетаниями жи - ши, ча - ща, чу - щу, чк - чн;
  • писать часто употребляемые слова с удвоенными согласными;
  • раздельно писать предлог со словом;
  • употреблять слова приветствия, прощания, извинения.

Владеть под руководством педагога:

  • навыками самопроверки; организации рабочего места;
  • умением работать по алгоритму.

3 класс

Обучающиеся должны знать / понимать:

  • различие между звуками и буквами, признаки гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных, парных и непарных, твёрдых и мягких согласных;
  • предложение повествовательное, побудительное, вопросительное, восклицательное, невосклицательное;
  • словосочетание и предложение;
  • имя существительное, имя прилагательное, глагол, их лексические и основные грамматические признаки;
  • главные и второстепенные члены предложения, распространённые и нераспространённые предложения;
  • интонацию перечисления, логическое ударение;
  • основу, корень, приставку, суффикс, окончание;
  • правописание ъ знака;
  • грамматические признаки имени существительного, склонение существительных;
  • грамматические признаки имени прилагательного, число и род имени прилагательного, склонение имён прилагательных, родовые окончания прилагательных;
  • грамматические признаки глагола, время  и число глаголов, правописание не с глаголами.

Должны уметь:        

  • находить орфограммы в соответствии с изученными правилами;
  • писать под диктовку текст (55- 60 слов), писать изложение текста;
  • разбирать по составу слова, простые по структуре (корень, окончание, приставка, суффикс), используя готовые памятки;
  • различать и называть изученные части речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги)
  • различать предложения по интонации;
  • выделять главные (подлежащее, сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения в простом двусоставном предложении, устанавливать связь между словами в предложении;
  • пользоваться школьным орфографическим словарём, различать в учебнике текст упражнения, задания, образец, слова для справок;
  • безошибочно и аккуратно списывать и писать под диктовку тексты: в конце года (55-56 слов), количество слов в изложении соответственно увеличивается на 15-20 слов, словарные диктанты – 7-10слов.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для активного употребления учащимися в устной и письменной речи (в самостоятельных высказываниях) предложений различных по составу (распространённых и нераспространённых), по эмоциональной окраске (восклицательных, невосклицательных);
  • правильного интонационного оформления устных высказываний и расстановки знаков препинания на письме;
  • разбора слов по составу;
  • применения способов проверки и правописания слов с безударными гласными, парными, непроизносимыми, двойными согласными, с суффиксами -ек, -ик, с изученными приставками;
  • правописания сложных слов и глаголов с не;
  • написания слов с непроверяемыми орфограммами;
  • письма под диктовку текстов (не более 60 слов) с изученными орфограммами.

Владеть:

  • навыком самопроверки;
  • организацией рабочего места;
  • умением работать по алгоритму.

4 класс

Обучающиеся должны уметь / понимать:

- писать под диктовку текст в 65—75 слов, включающий изученные орфограммы и знаки препинания в простом предложении;

- писать изложение небольшого текста;

- списывать с печатного текста 5-6 предложений (55—60 слов), содержащих изученные орфограммы;

- давать письменные ответы на вопросы о себе, своей семье, товарищах, школе;

- писать почтовый адрес, поздравление, приглашение, выражать просьбу,

извинение, благодарность;

  • восстанавливать деформированные предложения;
  • составлять предложения из заданных слов;
  • различать и называть звуки: гласные и согласные, гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие;
  • соотносить количество звуков и букв в словах, делить слова на слоги, переносить слова с одной строки на другую;
  • находить в словах и называть изученные орфограммы, обосновывать их написание;

•различать и называть части речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги, личные местоимения;

  • кратко характеризовать любую из изученных частей речи (используя памятки): начальная форма, род, склонение, число, падеж имен существительных; начальная форма, род, число, падеж имен прилагательных; начальная форма, время, число, лицо (в настоящем и будущем времени), род в прошедшем времени, спряжение глаголов;
  • разбирать по составу слова, ясные по структуре, используя памятку;
  • различать предложение и слово, виды предложений по интонации;

•выделять подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения в простом двусоставном предложении;

•устанавливать связь между словами в предложении по вопросам;

•находить в простом предложении однородные члены (как главные, так и второстепенные);

  • различать в учебнике правило, памятку, упражнение, текст упражнения, задание, образец, слова для справок;
  • пользоваться школьными словарями, памятками, образцами, таблицами.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для выразительности, грамматической и орфографической грамотности речи, готовности использовать в самостоятельных высказываниях и письменных текстах предложений, различных по синтаксическому строю (простые предложения, сложные, состоящие из двух простых, предложения с однородными членами);
  • выразительного произнесения предложений и текстов (логическое ударение, интонация) и правильной расстановки знаков препинания в предложениях, различных по составу;
  • устного и письменного составления предложений на определённую тему (описание животного, растения; написание рассказа по серии картин или по картине); изложение текстов по развёрнутому плану; письменных ответов на вопросы о себе, своей семье, товарищах, школе, досуге; текстов, выражающих благодарность, просьбу, извинение, отказ, приглашение, поздравление;
  • краткой характеристики любых из изученных частей речи (с использованием памяток);
  • правильного написания слов с изученными орфограммами, безошибочного и аккуратного списывания текстов (55-60 слов); письма текстов под диктовку (75-80 слов) с изученными орфограммами (безударные падежные окончания существительных и прилагательных, безударные личные окончания глаголов I и II спряжения и т. д.);
  • разбора по составу слов, ясных по структуре (с использованием памятки);
  • готовности к осознанию учебных, познавательных задач по русскому языку, к самостоятельному использованию различных справочных материалов (словарей, таблиц, алгоритмов и т. д.), готовности к самооценке и самоконтролю.

Критерии и нормы оценки работ обучающихся

За изложение ставятся отметки:

        «5» — за работу, в которой правильно (без пропусков существенных моментов) передано содержание текста; правильно построены предложения и употреблены слова; нет орфографических и пунктуационных ошибок;

        «4» — за правильно переданное содержание (без искажения), в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков; допущены 1-2 орфографические или пунктуационные ошибки;

        «3» — за работу, в которой при передаче содержания текста упущены какие-либо моменты (существенное отступление от авторского текста); в построении предложений и в употреблении слов есть недочёты; допущено 3-5 ошибок в правописании или постановке знаков препинания;

        «2» — за существенные искажения при передаче авторского текста (упущены важные события, отсутствует главная часть); в построении предложений нарушен порядок, имеет место употребление слов в несвойственном им значении; допущено более 5 ошибок в написании слов, неправильно оформлены предложения.

За контрольное списывание ставятся отметки:

«5» — за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений;

«4» — за работу, в которой допущено 1-2 исправления или 1 ошибка;

«3» — за работу, в которой допущено 2-3 ошибки;

«2» — за работу, в которой допущено 4 и более ошибок.

Тестирование оценивается по уровням: «высокий» (выполнены правильно все предложенные задания); «средний» (выполнены все задания с незначительными погрешностями); «низкий» (выполнены отдельные задания).

Выставление оценок за контрольный диктант:

        Оценка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями письма.

        Оценка "4" ставится за диктант, в котором допущено не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии.

        Оценка "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-5 орфографических ошибок. Работа написана небрежно.

        Оценка "2" ставится за диктант, в котором более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.

Оценка за словарный диктант (оценивается строже контрольного диктанта):

«5» -         нет ошибок;

«4» -         1-2 ошибки или 1 исправление (1-ый класс);

1 ошибка или 1 исправление (2-4-е классы);

«3» -          3 ошибки и 1 исправление  (1-ый класс);

2 ошибки и 1 исправление (2-4-е классы);

«2» -         4 ошибки (1-ый класс);

3 ошибки (2-4-е классы).

Оценка за грамматические задания:

        Оценка «5» ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении;

        Оценка «4» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правил выполнил  не менее ¾ заданий;

        Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее ½ заданий;

        Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.

Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение программы

1. Рамзаева Т.Г. «Русский язык» 1 класс. М.: Просвещение, 2012

2. Рамзаева Т.Г. «Русский язык» 2 класс. М.: Просвещение, 2013

3. Рамзаева Т.Г. «Русский язык» 3 класс. М.: Просвещение, 2014

4. Рабочие тетради к учебнику Рамзаевой Т.Г., «Русский язык». 2 кл. М.: Просвещение, 2012.

5. Рабочие тетради к учебнику Рамзаевой Т.Г., «Русский язык». 3 кл. М.: Просвещение, 2012.

6. Дмитриева О.И. «Поурочные разработки по русскому языку 2 кл.» Москва «ВАКО» , 2013

 7. Дмитриева О.И.«Поурочные разработки по русскому языку. 3 кл.» Москва«ВАКО», 2014  

 8. Русский язык. Справочник. 1-4 классы. М.: Просвещение, 2012

Экспертиза адаптированной образовательной программы (АОП)/индивидуальной адаптированной образовательной программы (ИАОП)

Учебный предмет: ____русский язык_____________________

Составитель программы: ___________________

Класс: _________________________________________________________________

 Дата заполнения:  « __ » ____________

Критерии и показатели

Выраженность критерия

(Наличие и полнота содержания элемента)

 0 – не представлен

1 - представлен частично

3 – представлен полностью

1. Техническая экспертиза

Полнота структурных компонентов рабочей программы (п.1.5 и 1.6 могут быть представлены в пояснительной записке)

1.1.

Титульный лист

- Наличие признаков нормативного документа (грифы рассмотрения, согласования, утверждения, №№ приказа, протокола);

- наименование учредителя общеобразовательного учреждения;

-название образовательного учреждения, согласно Уставу;

- название адаптированной образовательной программы без указания категории лиц с ОВЗ

- Параллель/класс, в которых изучается Программа

- ФИО педагога (составителя программы);

- год составления программы

0

0

0

0

0

1

3

1.2

Пояснительная записка

3

1.3

Тематический поурочный план

3

1.4

Планируемые образовательные результаты

3

1.5

Учебно-методический обеспечение (УМК) образовательного процесса по предмету

3

1.6

Материально-техническое обеспечение  образовательного процесса (оборудование для лабораторных, практических, проектных и др. видов  работ)

1

 Содержательная экспертиза

2. Качество пояснительной записки

2.1

Отражает полный перечень нормативных документов (ФГОС,  Федеральный перечень учебников, и т.д.)  на основе которых разработана АОП

3

2.2

Указаны библиографические ссылки  на все используемые документы и материалы, на основе которых составлена АОП (Название, автор и год издания авторской / примерной программы, на основе которой разработана рабочая программа)

1

2.3

Указаны цели и задачи АОП

3

2.4

Описана специфика обучающихся с ОВЗ, для которых разработана АОП, дана краткая психолого - педагогическая характеристика класса/отдельных учащихся

3

2.5

Указаны ведущие  методы и технологии   обучения, которые планирует использовать учитель при реализации АОП

1

2.6

Описаны формы организации деятельности обучающихся с ОВЗ

1

2.7

Указано количество  тематических контрольных работ, которые планирует провести учитель в течение учебного года

0

2.8

Указано число практических (лабораторных и др. видов работ), которые планирует провести учитель в течение учебного года

2.9

Отражены сведения о формах, методах, средствах текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся с ОВЗ

3

2.10

Указано название УМК (учебник, рабочая тетрадь и т.д.) согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ

3

3. Качество содержательного материала

3.1

Дана общая характеристика учебного предмета за год

3

3.2.

Дано описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ

3

3.3.

Содержание программы распределено по трем блокам: образовательный, коррекционный и воспитательный.

3

3.4

В образовательном компоненте дано реферативное описание каждого раздела / темы,  конкретизация всех дидактических единиц содержания с подробным обоснованием о внесенных изменениях в используемую программу с учётом психофизических особенностей детей с ОВЗ

1

3.5

Образовательный компонент АОП раскрывает содержание образования по годам обучения, ожидаемые результаты предметных достижений, формы оценивания предметных достижений обучающихся с ОВЗ

3

3.6

Коррекционный компонент излагает направления коррекционной работы с обучающимся (обучающимися), ее приемы, методы и формы;

3

3.7

Воспитательный компонент содержит описание приемов, методов и форм работы по формированию личностных УУД и жизненной компетенции

1

4. Качество  календарно-тематического планирования (КТП)

4.1

КТП отражает информацию о  последовательности и продолжительности изучения разделов  (тем)

3

4.2

КТП отражает информацию о  теме каждого урока,  включая темы контрольных, практических (лабораторных и др.) работ

3

4.3

В КТП представлены основные элементы содержания каждого урока

3

4.4

В КТП указаны основные виды учебной деятельности детей с ОВЗ на уроках

1

4.5

КТП отражает планируемые результаты освоения обучающимися раздела(темы)

3

4.6

Планируемые  результаты освоения раздела (темы)  представлены в соответствии с требованиями  ФГОС и описаны через действия учащихся

3

5. Качество описания планируемых образовательных результатов освоения обучающимися предмета и системы контрольно-измерительных материалов

5.1

Планируемые результаты соотносятся  с целями и задачами изучения предмета в данном классе

3

5.2

Планируемые  результаты представлены в соответствии с требованиями  ФГОС  (личностные,  метапредметные, предметные), жизненная компетенция

3

5.3

Личностные и метапредметные результаты конкретизированы через соответствующие универсальные учебные действия

3

5.4

Планируемые результаты изучения учебного предмета отражают ожидаемую динамику обучающихся детей с ОВЗ.

1

5.5

Планируемые результаты дифференцированы по категориям «Знать/понимать», «Уметь», «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности  и повседневной жизни».

3

5.6

Планируемые результаты отражают  уровневый подход к их достижению: «Ученик научится», «Ученик получит возможность научиться»

3

5.7

 Система контрольно-измерительных материалов включает в себя тестовые материалы, тексты контрольных работ, вопросы для промежуточной и итоговой аттестации, включает критерии оценки проверочных работ.

1

5.8

Система контрольно-измерительных материалов отражает комплексный подход к оценке результатов: оценка предметных, метапредметных и личностных результатов

0

6. Качество описания учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

6.1.

Отражена основная (обязательная) учебная литература для ученика

1

6.2.

Отражена дополнительная учебная литература для ученика c ОВЗ

0

6.3.

Библиографические ссылки на указанную  литературу даны  в соответствии с ГОСТом (алфавитный порядок, выполнены  требования библиографического описания разного вида источников)

1

6.4

Дан перечень необходимого учебного и лабораторного оборудования, технических средств обучения

1

6.5

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса адекватно целям и задачам, заявленным в АОП

3

7. Грамотность оформления АОП: соответствие требованиям информационной грамотности

7.1

Содержание разделов  соответствует их назначению

3

7.2

Текст АОП  структурирован

3

7.3

Текст изложен логично, не содержит повторов

3

7.4

В тексте используются различные способы представления содержания (текст, таблицы, схемы и др.)

3

7.5

Текст  представлен технически грамотно

3

Выводы: Структура АОП выдержана на 95%.

АОП может использоваться для обучения детей с ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку во 2 классе

Цель программы: углубление знаний о русском языке, формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, развитие познавательных УУД, интеллектуальных и творчески...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку в 3 классе

Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями....

Адаптированная образовательная программа по русскому языку для обучающегося 3 класса с задержкой психического развития

Программа разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...

.Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 3 класса «Русский язык» начального общего образования

.Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 3 класса  «Русский язык»  начального общего образования...

Адаптированная образовательная программа по Русскому языку для обучающихся с задержкой психического развития

Рабочая программа по русскому  языку составлена на уровень основного общего образования (3 кл.) для классов, в которых, наряду с нормотипичными детьми, обучаются дети с ограниченными возможностям...