Развитие речи для 2 класса
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) на тему

Раупова Нияра Мидатовна

Учим ребенка писать изложение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_klass_urok_1.docx19.89 КБ
Файл 2_klass_urok_2.docx15.61 КБ
Файл 2_klass_urok_3.docx15.99 КБ
Файл 2_klass_urok_4.docx16.44 КБ
Файл 2_klass_urok_5.docx14.92 КБ
Файл 2_klass_urok_6.docx16 КБ
Файл 2_klass_urok_7.docx15.96 КБ
Файл 2_klass_urok_8.docx15.83 КБ
Файл 2_klass_urok_9.docx18.4 КБ
Файл 2_klass_urok_10.docx17.03 КБ
Файл 2_klass_urok_11.docx15.45 КБ
Файл 2_klass_urok_12.docx17.61 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 1.

Тема: Речь, предложение, текст. Признаки текста.

          Работа с деформированным текстом.

Цель: восстановить знания, полученные в 1 классе. Урок идёт в форме .воспоминаний, устно, используя знакомые таблички, но тексты даются более сложные.

1.Что такое речь?                    -Всё, что мы говорим.

Для чего нужна речь?               -Чтобы общаться.

Какая бывает речь?                   -Устная и письменная.

Какая это речь?                          -позвонил по телефону

                                          -ответил у доски

                                         -спросил у мамы

                                          -написал письмо

                                          -прочитал письмо

Для какой речи нужны карандаш, телефон, телефон, ручка, мел, магнитофон, пишущая машинка?

2.Из чего состоит наша речь?   -Из предложений.

Что такое предложение?               -Законченная мысль.

Составляя предложения, мы о ком-то или о чём-то сообщаем друг другу, делимся с окружающими мыслями, чувствами.

-Достаточно ли одного предложения, одной мысли, чтобы узнать о предмете, о событии? (Нет. Нужно несколько предложений, нужен рассказ, текст.)

3.Что же такое текст?                //  таблица//

Послушайте:  Хвост пушистый, бело-рыжий.

                    Едет плавно над травой.

                    Едет к птичке, ближе, ближе,

                    Замер, будто неживой.

                    Хвост здесь, видно, неспроста.

                    Улетай, скворец, с дорожки,

                    Бывают кошки без хвоста,

                    Но не бывает хвост без кошки.

-Можно ли это назвать текстом?  -Да. –Почему?

Если это текст, то у него должна быть ТЕМА. ( о ком или о чём говорится в тексте)

-Определите тему этого текста. ( Про хвост, не про кошку).

4.Для того чтобы повторить понятия главная мысль, учитель подбирает любые сюжетные картинки.

ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ- это то, что говорится в тексте.

5.Играем в игру «Угадай сказку».

  • Дед, баба, курочка, яичко.
  • Муха, денежка, базар, самовар.
  • Маша, заблудилась, избушка, медведи, убежала.
  • Алёнушка, Иванушка, ведьма, копытце, козлёночек.

Что помогло вам угадать все сказки?  ОПОРНЫЕ СЛОВА

6.Итог.

Чтобы составить интересный и грамотный текст, надо для себя определить ТЕМУ и ГЛАВНУЮ МЫСЛЬ. Для работы нужны ОПОРНЫЕ СЛОВА, без которых никак не обойтись.

Деформированный  текст.

Зайка и белка.

Не узнали зверьки друг друга.

Летом подружились белка с зайкой. Белка была рыженькая, а зайчик серенький. Они приходили на поляну и играли.

Раз зимой они встретились. Шубка у зайца стала белой, а у белки серой.

Но вот пришла зима. Кругом лежит пушистый снег. Холодно в лесу.

-Прочитайте все части текста.

-Как вы думаете, с чего началась эта история? В какое время года?

-Какое время года потом описывается в тексте?

-Что произошло с героями зимой?

-Чем закончилась эта история?

(В процессе анализа текста расставляем порядок расположения частей.)



Предварительный просмотр:

Урок 2.

Тема: Понятие об изложении.

Цель: объяснить, что значит излагать текст, учить составлять ответы на вопросы.

1.Сегодня мы будем учиться писать изложение.

Излагать - это значит пересказывать услышанное или прочитанное. Я        прочитаю, а вы запомните и расскажете письменно, что услышали.

2.Читается текст (на доске текста нет).

                        Три котёнка.

        Три серых котёнка увидели мышку. Они бросились за ней. Мышка прыгнула в банку с мукой. Котята – за ней. Мышка убежала. А из банки вылезли три белых котёнка. ( 29 слов)

3.Беседа о признаках текста.

Можно ли назвать текстом? – Да, предложения связаны по смыслу, про одно и тоже.

Определите тему (о ком или о чём?) – Котята и мышка.

Назовите главную мысль (что говорится о котятах и мышке).-Бежали за мышкой и стали белые.

4.Беседа по содержанию.

Кого увидели котята?

Что они сделали?

А что мышка сделала?

Что случилось с котятами? Почему?

5.Обучение составлению ответов на вопросы.

( Вопросы заранее написаны на доске и не закрыты. Пусть дети на перемене их читают).

Кого увидели три серых котёнка?                                Мышку

За кем они бросились?                                                За ней

Куда прыгнула мышка?                                        В банку с мукой

Что сделали котята?                                                Котята - за ней

Что сделала мышка?                                                Убежала

Какие вылезли котята из банки?                                Белые

6.Хором читаем вопрос.

Хором читаем ответ: в обратном порядке читаем слова вопроса и вместо слова КОГО? Подставляем слово МЫШКУ.

Дети должны понять, что ответ строится из слов вопроса. Затем дети самостоятельно записывают предложение. Здесь допускается вариативность.

Некоторые спрашивают: «А можно, я так напишу?»- Можно.

        Итак, на первом уроке работа идёт над каждым предложением коллективно и отдельно, т.е. читаем, отвечаем, пишем, опять читаем, пишем.

7.После записи текста обязательно

прочитать 5-6 работ вслух в классе.

8.Учителю надо учесть:

Котята-они; мышка-она; что сделала- убежала (предупредить ошибку: Мышка сделала убежала.).



Предварительный просмотр:

Урок 3.

Тема: Обучение письму изложения.

Обучающее изложение «Щука и кот».

Цель: закрепить понятие о признаках текста, продолжить учить составлять ответы на вопросы.

1.Повторение.

Что такое речь?- Всё, что мы говорим.

Из чего состоит речь?- Из предложений.

Достаточно ли одного предложения, чтобы понять что-то о событиях? - Нет, надо несколько предложений.

Как мы называем несколько предложений, связанных по смыслу?- ТЕКСТ

        Сегодня продолжим учиться писать текст.

        Что такое изложение?-Пересказ того, что услышали или прочитали.

2.Читается текст (на доске текста нет).

                        Щука и кот.

        В ведре была щука. Кот Васька учуял добычу. Он сунул лапу в ведро. Но у щуки зубы острые. Схватила щука кота за лапу. Помнит кот эту встречу.  (30 слов)

3.Беседа о признаках текста.

Можно назвать прочитанное текстом? - Да.-Почему?

Определите тему (о ком или о чём?) - Кот и щука.

Назовите главную мысль (что про них говорится )- Щука схватила кота.

4.Беседа по содержанию.

Где была щука?

Почему кот полез в ведро?

Что случилось с котом?

Почему он помнит эту встречу?

5.Обучение составлению ответов на вопросы.

( Вопросы заранее написаны на доске и закрыты. Пусть дети на перемене их читают ).

Кто был в ведре?                                                        Щука

Что учуял кот Васька?                                                Добычу

Куда он сунул лапу?                                                В ведро

Что у щуки?                                                        Зубы острые

Что сделала щука?                                                Схватила за лапу

Что помнит кот?                                                        Эту встречу

( Хором читаем вопрос, хором составляем ответ, самостоятельно его записываем. Можно с вариантами.)

6.Учителю надо учесть:

… был в ведре?- Щука (была)

Щука-она, кот-он.

Сделала-схватила ( предупредить ошибку: Щука сделала схватила кота).

7.После записи текста обязательно

прочитать 5-6 работ вслух в классе.



Предварительный просмотр:

Урок 4.

Тема: Обучающее изложение «Митина шляпа».

Цель: закрепить умение излагать, пересказывать текст по вопросам самостоятельно.

1.Повторение.

Что такое изложение? - Пересказ того, что услышал или прочитал.

Сегодня вы попробуете самостоятельно ответить на вопросы, пересказать текст, который я прочитаю.

2.Читается текст ( на доске текста нет).

                        Митина шляпа.

        Митя забыл в лесу шляпу. Через месяц Митя пошёл в лес. На суку он увидел шляпу. Над ней летали птички. А в шляпе пищали птенцы. Мальчик не тронул гнездо. Он покрошил на траву хлеб и тихо отошёл. ( 39 слов)

3.Беседа о признаках текста.

Докажите, что это текст.

Какова тема этого текста? – Шляпа.

Главная мысль? – В шляпе птички.

4.Беседа по содержанию.

Где забыл Митя шляпу?

Что случилось со шляпой?

Как Митя отнёсся к птичкам?

Почему?

5.Теперь надо провести устную работу по всем вопросам сразу.

Хором прочитать вопрос- ответ, вопрос- ответ. Затем дети самостоятельно напишут весь текст, глядя на вопросы и опорные слова.

        Поэтому перед беседой ещё раз ставится чёткая цель: слушайте внимательно, отвечайте хором все. Придётся весь рассказ потом писать самостоятельно.

        Здесь надо больше внимания уделять орфографии.

6.Вопросник на доске написан заранее.

Где забыл Митя шляпу?                        В лесу

Когда Митя пошёл в лес?                        Через месяц

Где он увидел шляпу?                                На суку

Кто летал над ней?                                Птички

Кто пищал в шляпе?                                Птенцы

Как поступил Митя?                                Не тронул, покрошил,

                                                                       хлеб, на траву, отошёл, тихо

7.Учителю надо учесть:

Митя- он- мальчик,

Птички и птенцы,

Несколько раз вернуться к словам ПОШЁЛ и ОТОШЁЛ,

Предупредить ошибку в составлении ответа на последний вопрос ( сделал- не тронул) и обратить внимание на то, что в ответе два предложения. А в последнем предложении два действия: покрошил и отошёл.



Предварительный просмотр:

Урок 5.

Тема: Обучающее изложение «Крылатый будильник».

Цель: закрепить умение излагать, пересказывать текст по вопросам самостоятельно.

1.Повторение.

Что такое текст?

Что такое тема текста?

Что такое главная мысль?

Что значит написать изложение рассказа?

        Сегодня мы опять попробуем самостоятельно написать рассказ, который услышим. Нам помогут вопросы и опорные слова. А что такое опорные слова?

2.Читается текст (на доске текста нет).

                                Крылатый будильник.

        Сделал Серёжа кормушку за окном. Ровно в 8 часов утра он сыпал туда корм. В этот час привыкла прилетать синичка. Однажды в доме испортился будильник. Серёжа проспал. Ровно в 8 часов утра синичка постучала в окно. Серёжа проснулся.  (40 слов)

3.Беседа о признаках текста.

Докажите, что это текст.

Какова его тема?- Серёжа и синичка.

А главная мысль?- Синичка разбудит Серёжу.

4.Беседа по содержанию.

Кто же разбудил Серёжу?

Почему синичка постучала в окно?

Почему синичка разбудила ровно в 8 часов утра?

Почему синичка стала такой точной?

Объясните название рассказа.

5.Опять проводится хоровая устная работа по всем вопросам сразу.

Хором читается вопрос, хором составляется ответ. Оговариваются варианты. Затем дети самостоятельно напишут весь текст, глядя на вопросы и опорные слова.

        Не забыть предупредить детей перед разбором о самостоятельном выполнении работы.

6.Вопросник написан заранее на доске.

Что сделал Серёжа за окном?                                Кормушку

Когда он сыпал корм?                                        Ровно в 8 часов утра

Кто привык прилетать в этот час?                        Синичка

Что случилось однажды в доме?                        Испортился будильник

Что случилось с Серёжей?                                Проспал

Когда постучала в окно синичка?                        Ровно в 8 часов утра

Что сделал Серёжа?                                        Проснулся

7.Учителю надо учесть:

Серёжа - он;

Привык прилетать – синичка (значит, привыкла);

Предупредить ошибки в построении ответов на вопросы со словом СЛУЧИЛОСЬ

8.Прочитать 5-6 работ в классе вслух.

 



Предварительный просмотр:

Урок 6.

Тема: Обучающее изложение «Ёжик». (Сказочка)

Цель: учиться использовать при пересказе имена прилагательные, учиться редактировать текст.

1.Послушайте сказочку.

        Пошёл ночью ёжик по лесу гулять. Увидел клюквинку и наколол на иголочку. Увидел листья и тоже наколол. Заметил ёжик в луже звезду. Хотел он и её наколоть, да ничего не вышло. Подумал ёжик, подумал и накрыл звезду лопушком. Пусть до утра полежит.

        А утром под лопухом вместо звезды нашёл ёжик солнышко. Вот ёж смеялся!

2.Признаки текста.

Можно ли назвать это текстом? Докажите.

Какова его тема?

Определите главную мысль.

3.Беседа по содержанию.

Когда ёж пошёл гулять?

Что делал на прогулке?

Что он увидел в луже?

Как  поступил он со звездой?

Что утром увидел ёж?

        Если бы пришлось рисовать картину к этой сказочке, какие карандаши или краски вы бы взяли?

        Красок у нас нет, как нам «раскрасить» нашу сказочку?

4.Вопросник записан на доске.

        Во время устного разбора вписываются слова, украшающие сказочку.

Когда и куда пошёл ёжик гулять?                Тёмной ночью, по лесу

Что он увидел и наколол?                        Красную клюквинку, жёлтые листья      

                                                         и тоже

Что заметил ёжик в луже?                        Голубую звезду

Как поступил со звездой?                        Хотел, её, но ничего не вышло,

                                                        подумал ,накрыл, мягким -

                                                        лопушком ,полежит до утра

Что утром увидел еж в луже?                        Вместо, красное солнышко,звёзды

                                                        Вот ёж смеялся!

5.В конце урока прочитать 5-6 работ.



Предварительный просмотр:

Урок 7.

Тема: Обучающее изложение «Перелётные птицы».

Цель: учиться на один вопрос отвечать несколькими предложениями.

1.Читается текст.

                        Перелётные птицы.

        Из тёплых стран летели домой перепёлки. Они летели над морем. В пути их застигла буря. Птицы устали бороться с ветром. Они присели отдохнуть на мачты корабля. Моряки насыпали на палубу хлебных крошек и семечек. Птицы стали клевать корм. Вот вышло солнышко. Море успокоилось. Птицы обогрелись и взлетели на мачты. Перелётные гости почистили пёрышки, расправили крылья и улетели.

2.Признаки текста.

Докажите, что это текст.

Определите его тему.

Определите главную мысль.

Что значит изложение?

3.Беседа по содержанию.

О ком этот текст?

Что значит ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ?

О каком событии будем рассказывать? Как моряки помогли птицам?

4.Вопросник записан на доске.

Устная подготовительная работа проводится по всему тексту сразу. Обращается внимание на то , что на один вопрос придётся составлять несколько предложений для ответа. Для этого надо последовательно использовать все слова, написанные на доске к этому вопросу.

Откуда и куда летели перепёлки?                из тёплых, домой

Где они летели?                                        над морем

Что случилось в пути?                                застигла буря

Что сделали птицы?                устали бороться,   присели отдохнуть, мачты корабля

Что сделали моряки?                                насыпали, палуба, крошек и семечек

Что стало с кормом?                                стали клевать

Как изменилась погода?                        Вот вышло, солнышко, успокоилось

Куда взлетели птицы?                                обогрелись, на мачты

Чем закончилась эта история?                перелётные гости, почистили,

                                                        расправили, улетели

5.Орфографическая работа.

Во время устного разбора обязательно проводится орфографическая работа: подчёркиваются все орфограммы на доске на глазах ребят.

        Ответы на вопросы можно сначала проговаривать хором, а второй раз весь текст проговорить цепочкой или наоборот, первый раз составлять ответы индивидуально, а потом весь текст проговорить хором.

        Только после такого разбора дети приступают к самостоятельной записи текста.

6.Прочитать 5-6 работ в классе.



Предварительный просмотр:

Урок 8.

Тема: Обучающее сочинение «Шар в окошке».

Цель: повторить признаки текста, учить составлять и записывать связный текст по серии сюжетных картинок.

1.Сообщение темы и цели.

        Сегодня будем учиться писать сочинение. Какая разница между словами «изложение» и «сочинение»?

 Сочинение-это составление своего рассказа. Я повешу картинки, а рассказ не прочитаю. Вы сами его составите, сочините.

Вывешивается серия сюжетных картинок (на первой картинке мальчик лежит больной в постели у окна; на второй-то же самое, но в окне виден воздушный шарик; на третьей - крупно нарисовано только одно окно и весёлая рожица на шарике; на четвёртой – стоят дети и держат шарик)

2.Беседа по содержанию:

Что случилось с мальчиком?

Когда вы болеете, скучно вам лежать? А ему?

Что нового увидели на второй картинке?

Что на шарике нарисовано?

Кто же это придумал?

3.Повторение признаков текста.

Итак, вы должны составить, сочинить рассказ, ТЕКСТ.

Что такое ТЕКСТ?

У каждого текста есть своя тема. Что такое ТЕМА?

Определите нашу тему. - О ребятах.

Что мы будем писать о ребятах? Определите ГЛАВНУЮ МЫСЛЬ. –Как ребята развеселили товарища.

Для того, чтобы рассказ получился точный и интересный, нужно подобрать опорные слова. Что такое ОПОРНЫЕ СЛОВА?

4.Работа над составлением текста.

        Дальше работа идёт по такой схеме:

        Рассматривается первая картинка, составляются устно предложения, затем учитель вывешивает табличку с опорными словами. Затем дети самостоятельно пишут в тетрадях только первую часть текста.

        Рассматривается вторая картинка, составляются предложения устно, вывешивается табличка с опорными словами только ко второй части. Дети опять самостоятельно пишут предложения.

        Такая же работа проводится по остальным картинкам (Опорные слова надо написать на таблички заранее для экономии времени на уроке).

        На уроке придётся много говорить, дети пишут пока ещё медленно, а запись слов учителем на доске тоже отнимает достаточно много времени.

однажды

заболел

лежал

скучал

вдруг

в окошке

увидел

скачет

летает

на шарике

рожица

нарисована

догадался

ребята

стоят

верёвочка

дёргают

5.Прочитать 5-6 работ в классе.



Предварительный просмотр:

Урок 9.

Тема: Редактирование текста.

Цель: учить детей подбирать точные слова при построении предложений.

1.Постановка цели урока:

-Любите ли вы читать книги?

-Хорошо ли представляете себе героев книг?

-Книги интересно читать потому, что над каждой книгой, кроме автора, работает ещё и редактор.

-Кто такой редактор?- Человек, который проверяет и исправляет тексты.

-Что значит редактировать текст?- Проверять и исправлять.

2.На доске текст:

В лесу.

        В лесу гулял Коля. Коля увидел под кустом зайку. У зайки болела нога.

Зайка не мог бежать. Коля отнёс зайку домой. Коля сам смастерил для зайки клетку.

3.Анализ текста.

-Можно ли назвать текстом?- Да.- Почему?

-Какова тема текста?- Про Колю и про зайку.

-Определите главную мысль.

  • Тема и главная мысль часто видны уже в названии рассказа. Годится ли такое название?- Нет, слишком общее, надо точнее. (Название на доске подчеркнуть, но не исправлять).

  • Поищем, нет ли ошибок в построении текста, предложений.

Читаем ещё раз:  Коля - он- мальчик;

зайка - бедняга, зайчишка, зверёк.

        ( Повторяющиеся слова учитель на доске подчёркивает в процессе беседы, но не исправляет).

4.Рассказ начинается:

  • В лесу гулял Коля.

( Неверно расставлены слова в предложении. Невыразительное начало.)

Однажды ………………..

Как-то раз …………………

  • Коля похож на любого из мальчиков, а вот зайчик? ( Надо добавить прилагательные-серый, пушистый, несчастный.)

5.Давайте посмотрим,

  • Удачно ли выбраны слова для выражения мысли:

Что случилось с зайкой?

Как заменить «болела нога»?- Сломана лапка.

  • Найдите два предложения, которые можно объединить в одно (два действия про одного мальчика).

Коля отнёс зайку домой и смастерил для него клетку.

6. На доске исправленный текст выглядит так:

В лесу.

        В лесу гулял Коля. Коля увидел под кустом зайку. У зайки болела нога.

Зайка  не мог бежать. Коля отнёс зайку домой. Коля сам смастерил для зайки клетку.

7. Прочитать несколько работ в классе.

Слова для справок:

Коля- он-мальчик

Зайка- бедняга, зайчишка, зверёк

Однажды…

Как –то раз…

Серый, пушистый, несчастный.

сломана лапка

Слова для справок:

Коля- он-мальчик

Зайка- бедняга, зайчишка, зверёк

Однажды…

Как –то раз…

Серый, пушистый, несчастный.

сломана лапка

Слова для справок:

Коля- он-мальчик

Зайка- бедняга, зайчишка, зверёк

Однажды…

Как –то раз…

Серый, пушистый, несчастный.

сломана лапка

Слова для справок:

Коля- он-мальчик

Зайка- бедняга, зайчишка, зверёк

Однажды…

Как –то раз…

Серый, пушистый, несчастный.

сломана лапка

Слова для справок:

Коля- он-мальчик

Зайка- бедняга, зайчишка, зверёк

Однажды…

Как –то раз…

Серый, пушистый, несчастный.

сломана лапка

Слова для справок:

Коля- он-мальчик

Зайка- бедняга, зайчишка, зверёк

Однажды…

Как –то раз…

Серый, пушистый, несчастный.

сломана лапка

Слова для справок:

Коля- он-мальчик

Зайка- бедняга, зайчишка, зверёк

Однажды…

Как –то раз…

Серый, пушистый, несчастный.

сломана лапка

Слова для справок:

Коля- он-мальчик

Зайка- бедняга, зайчишка, зверёк

Однажды…

Как –то раз…

Серый, пушистый, несчастный.

сломана лапка



Предварительный просмотр:

Урок 10.

Тема: Текст-повествование. План.

Цель: дать понятие о тексте- повествовании, его особенностях, учиться составлять план.

1.На доске предложение: «Хотела галка пить».

-Что прочитали?- Предложение.

-Что называется предложением? - Законченная мысль.

-О ком говорится в этом предложении?- О галке.

-Что говорится о галке? - Хотела пить.

-Можно ли узнать, как напилась галка?- Нет.

2.А теперь давайте прочтём:

                II вывешивается или открывается текст «Галка» по Л.Толстому

                «Читаем сами» 1 класс стр. 50-51

        Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько наклала, что вода стала выше и можно было пить.

-Что прочитали?- Текст, рассказ.

-Докажите, что это текст.-Несколько предложений, связанных по смыслу, и все про галку.

-Определите тему этого текста.-Про галку.

-Определите главную мысль.-Как сумела попить воды.

3.Определение вида текста.

Сколько картинок можно нарисовать к этому тексту? (несколько)

Например:

1 картинка: Галка рядом с кувшином.

2 картинка: Галка на кувшине сидит с камнем в клюве.

3 картинка: Вода переполнила кувшин.

Вывод: если к тексту можно нарисовать несколько картинок, т.е. события сменяют друг друга, то это текст-повествование.

Если всего 1 картинку-это текст-описание.

4.Схема текста-повествования:

                        II На доске записана только схема и опорные слова.

                        План составляем коллективно и записываем в тетрадь.

Текст-повествование.

Схема.                                План.                                Опорные слова.

1.Начало действия.                1.Хотела галка пить.

2.Развитие действия.                2.Вода на дне.

3.Кульминация.                        3.Галка бросает камешки.

4.Итог.                                4.Галка напилась.

5.Анализ текста, составление плана.

1.-Что случилось с галкой?

 -Что она увидела?-Это начало действия.

Дадим название: Хотела галка пить.

2.-Почему не сразу напилась?

-Это развитие действия.

Дадим название: Вода на дне.

3.-Что придумала галка?

-Почему этот момент самый важный, главный?

-Это кульминация.

Дадим название: Галка бросает камешки.

4.-Чем закончился рассказ?

-Это конец действия, итог.

Дадим название: Галка напилась.

6.Пересказ текста по плану , используя опорные слова.

Опорные слова: на дворе, кувшин, стоял, в кувшине ,только, не могла ,

достать, стала бросать, кидать, столько накидала, много накидала, стала выше

7.Самостоятельное письмо изложения.

8.Итог.

                        



Предварительный просмотр:

Урок 11.

Тема: Текст-повествование.

Обучающее изложение «Как воробьиха спасла птенца».

Цель: закрепить понятие о тексте-повествовании, его особенностях, о плане.

1.Читается текст.

        Папа принёс домой птенца. Лена насыпала ему крошек. Но бедняга даже не посмотрел на еду. Девочка вынесла клетку на улицу и поставила у порога. Слетелись воробьи. Вдруг одна воробьиха взяла в клюв крошку и подлетела к птенцу.

        На другой день Лена бежала из школы. Она спешила накормить воробушка. Воробьиха уже сидела на форточке.

        Когда птенец подрос, Лена открыла клетку. Воробьиха позвала птенца. Он выпорхнул в форточку и улетел.

2.Признаки текста.

-Почему это текст?

-Определите тему.-Про воробья.

-Определите главную мысль.- Как воробьиха спасла птенца.

                                 Это предложение выносим в название рассказа.

                                Записываем его в тетрадь.

3.Беседа по содержанию.

* Откуда взялся воробей?

* Как вёл себя у людей?

* Что произошло на улице?

* Почему Лена торопилась из школы?

* Кто же кормил птенца?

* Почему Лена не сразу выпустила птенца из клетки?

4.Определение вида текста.

Сколько картинок можно нарисовать к этому тексту? (несколько)

Вывод: если к тексту можно нарисовать несколько картинок, т.е. события сменяют друг друга, то это текст-повествование.

5.Схема текста повествования:

                        На доске записана только схема и опорные слова.

                        План составляем коллективно и записываем в тетрадь.

Текст-повествование.

Схема.                План.                                                        Опорные слова.

Начало.                1.Папа принёс птенца.                Насыпала, крошек, даже,

                                                                не посмотрел

Развитие.                2.Бедняга не ест крошек.      Вынесла, поставила, у порога,

                                                                Слетелись

Кульминация.        3.Воробьиха кормит птенца. Вдруг, взяла, клюв, подлетела,

                                                                на другой день, из школы,

                                                                спешила покормить, уже, на

                                                                форточке

Итог.                        4.Птенец улетел.                        Когда подрос, открыла, позва-

                                                                ла, выпорхнул

6.Составление плана.

Текст читается отдельно по абзацам. Коллективно даётся название каждой части, соотносится с названиями частей схемы текста-повествования.

7.Пересказ текста по плану, используя опорные слова.

8.Самостоятельное письмо изложения.

9.Итог.                                                                                        



Предварительный просмотр:

Урок 12.

Тема: Текст-повествование.

Обучающее изложение «Мурка и ежата».

Цель: закрепить понятие о тексте-повествовании, его особенностях, о плане.

1.Читается текст.

Мурка и ежата.

        У маленьких ежат пропала мать. Колючие комочки погибали. Они были голодные.

        У кошки Мурки родились котята. Она кормила их молоком. Днём Мурка подошла к ежатам. Кошка тронула их лапой и отбежала. Ежи кололись.

        Ежата уткнулись носами в прутья корзины. Им было плохо. Тогда ежей завернули в тряпочки. Они больше не кололись.

        Мурка накормила их молоком. Зверьки были спасены.

2.Признаки текста.

-Почему это текст?

-Определите тему.-Про кошку и ежат.

-Определите главную мысль.- Как Мурка накормила ежат.

3.Беседа по содержанию

*Почему ежата погибали?

*Почему кошка не смогла их накормить?

*Что придумали сделать, чтобы ежики больше не кололись?

*Чем закончилась эта история?

4.Определение вида текста.

Сколько картинок можно нарисовать к этому тексту? (несколько)

Вывод: если к тексту можно нарисовать несколько картинок, т.е. события сменяют друг друга, то это текст-повествование.

5.Схема текста-повествования:

                На доске записана только схема и опорные слова.

                План составляем коллективно и записываем в тетрадь.

Текст-повествование.

Схема.                План.                                        Опорные слова.

Завязка.                1.Ежата голодные.                Пропала, колючие комочки,

                                                                погибали, голодные

Развитие.                2.У Мурки котята.                Родились, кормила, подошла,

                                                                тронула, лапой, отбежала,

                                                                кололись

Кульминация.        3.Ёжики в тряпочках.                Уткнулись, прутья корзины,

                                                                плохо, было, тогда, завернули.

                                                                больше, не кололись

Итог.                        4.Зверьки спасены.                Накормила, спасены

6.Составление плана.

Текст читается отдельно по абзацам. Коллективно даётся название каждой части, соотносится с названиями частей схемы-повествования.

7.Пересказ текста по план, используя опорные слова.

8.Самостоятельное письмо изложения.

9.Итог.

Схема.                План.                                        Опорные слова.

Завязка.                1.Ежата голодные.                Пропала, колючие комочки,

                                                                погибали, голодные

Развитие.                2.У Мурки котята.                Родились, кормила, подошла,

                                                                тронула, лапой, отбежала,

                                                                кололись

Кульминация.        3.Ёжики в тряпочках.                Уткнулись, прутья корзины,

                                                                плохо, было, тогда, завернули.

                                                                больше, не кололись

Итог.                        4.Зверьки спасены.                Накормила, спасены

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Схема.                План.                                        Опорные слова.

Завязка.                1.Ежата голодные.                Пропала, колючие комочки,

                                                                погибали, голодные

Развитие.                2.У Мурки котята.                Родились, кормила, подошла,

                                                                тронула, лапой, отбежала,

                                                                кололись

Кульминация.        3.Ёжики в тряпочках.                Уткнулись, прутья корзины,

                                                                плохо, было, тогда, завернули.

                                                                больше, не кололись

Итог.                        4.Зверьки спасены.                Накормила, спасены

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Схема.                План.                                        Опорные слова.

Завязка.                1.Ежата голодные.                Пропала, колючие комочки,

                                                                погибали, голодные

Развитие.                2.У Мурки котята.                Родились, кормила, подошла,

                                                                тронула, лапой, отбежала,

                                                                кололись

Кульминация.        3.Ёжики в тряпочках.                Уткнулись, прутья корзины,

                                                                плохо, было, тогда, завернули.

                                                                больше, не кололись

Итог.                        4.Зверьки спасены.                Накормила, спасены


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по развитию речи 1 класс

Не все дети умеют договариваться, учителю есть над чем подумать....

Открытый урок по развитию речи 3 класс. работа с деформированным текстом

Конспект урока по русскому языку в третьем классе, тема% " Работа с деформированным текстом"....

Урок развития речи. 2 класс. Тема "Роль синонимов и антонимов в речи""

Подробный конспект урока с электронной презентацией....

Тема урока: « Роль имен прилагательных в речи. Подготовка к сочинению «Волшебница Зима». (Урок совершенствования ЗУНов по развитию речи.) 4 класс

Цель урока: формирование образовательных компетенций по развитию речи в предметной области русский язык.Задачи урока:1)       Образовательная – систематизировать знания у...

Конспект урока по развитию речи в классе со сложной структурой дефекта (7 класс)

Уроки развития речи является наиважнейшими для слабослышащих учащихся вспомогательных классов....

Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...