Главные вкладки

    Статья по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему:
    «РАЗВИТИЕ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ С ОВЗ»

    Золина Наталья Ивановна

    Связь между каллиграфией и грамотностью письма очевидна и очень важна, особенно в начальных классах.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya._razvitie_kalligraficheskih_navykov.docx23.22 КБ

    Предварительный просмотр:

    «РАЗВИТИЕ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ С ОВЗ»

    В нашей школе с 1990 года работает отделение надомного обучения. Здесь обучаются индивидуально на дому дети с ОВЗ. Дети приходят по медицинским показаниям, с различными диагнозами. Возможности у всех разные, но практически все испытывают трудности в обучении.

    Сегодня хочется уделить особое внимание обучению грамоте и письму, каллиграфии.

    Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

    Даже для детей массовых школ формирование навыка письма  - достаточно долгий и трудный процесс. У многих учащихся он вызывает трудности и приводит к каллиграфическим ошибкам. Вот часто встречающиеся каллиграфические ошибки у младших школьников:

           1.Неумение придерживаться строки

           2.Несоблюдение наклона и размера букв

           3.Устойчиво неправильное соединение букв (вопреки образцам)

           4.Дрожащее письмо.

           5.Крупное или мелкое письмо, неравномерное расстояние между буквами, угловатое, размашистое, вычурное, тесное, неряшливое письмо.    

    Причин типичных ошибок письма у младших школьников много. Выделим основные :

    1. Малый опыт чтения и письма.
    2. Недостаточный навык звукобуквенного анализа слов.
    3. Неумение сосредоточиться, неустойчивое внимание, плохая память.
    4. Психофизиологические особенности: нечеткость слуховых, речедвигательных и моторных образов слов в речевой памяти.
    5. Влияние просторечия и диалектного произношения

    Дети с ограниченными возможностями в обучении резко отстают от своих сверстников с нормальным интеллектом в подготовленности и усвоении школьного материала.

    Очень сложно научить писать чисто, аккуратно, каллиграфически правильно детей с ограниченными возможностями в здоровье.

    Наши дети часто приходят в школу неподготовленными, не умеют ориентироваться в пространстве, не видят рабочей строки, не знают таких терминов как «влево», «вправо», «вниз», «середина» и т. д.

    1.Помимо основного диагноза у детей существуют ряд сопутствующих заболеваний, которые резко тормозят их общее развитие.

    2.Многие дети с ОВЗ, до поступления в школу не посещали детский сад. А в детских садах ведется большая работа по общему развитию и моторики кистей рук.

    3.Большинство детей из неблагополучных семей, поэтому они социально- педагогически запущены и имеют низкий кругозор.

    4. При поступлении в школу в первый класс, имеют низкий уровень общего развития, мелкой моторики.

    Как же помочь таким ребятам ?  Какие технологии уместно использовать как на уроках , так и во внеурочной деятельности?  Акцент необходимо делать на развитие  разного вида  памяти, а также закрепление полученных знаний, путем частого повторения.

    1.        Развитие мускульной памяти (система упражнений для  укрепления моторики пальцев, штриховка, работа с трафаретами)

    2.        Развитие тактильной памяти (работа с карточками-образцами для обвода)

    3.        Закрепление знаний умений и навыков с помощью вкладыша букв и карточками – кальками.

    Для создания двигательного образа буквы использую такие классические методики, как:

    1. Непосредственная помощь ученику;
    2. Обведение букв, написанных на доске; в тетрадях; карандашом; пунктирными линиями или точками;
    3.  Письмо в «воздухе»;
    4.  Использование кальки;
    5.  Письмо мокрой тряпкой;
    6. Письмо мокрыми пальцами на доске;
    7. Письмо под счет в определённом ритме.

    Все эти методики достаточно результативны и возможны для использования  в индивидуальной работе с ребенком с ОВЗ.

    Необходима постоянная коррекционная работа и  по исправлению почерка. У наших детей почерк может меняться и  при обострении заболевания. Здесь можно определить следующие правила для учителя. Их можно даже назвать «ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА УЧИТЕЛЯ»

    1.Работать спокойно, без упрёков, нареканий;

    2.Не торопить ребёнка - пусть работает медленно;

    3.Постарайся каждый раз найти, за что похвалить ребёнка;

    4.При неудаче повторять задание, давая аналогичное, усложнять задание только тогда, когда успешно выполнены предыдущие;

     5.Чтобы, работа была более эффективной она должна быть систематической, не более 15 мин;

    6.Никогда не начинать занятия с трудных заданий, усложнять их постепенно.

    Дети очень чувствуют доброе отношение к ним, откликаются на похвалу, стараются.

    Во втором классе требуется особенно тщательная работа по закреплению и коррекции приобретаемых каллиграфических навыков с учётом индивидуальных особенностей письма каждого ребёнка с ОВЗ.

    К 3 классу каллиграфия учащихся становится более устойчивой, хотя их почерк ещё далеко не сформировался: не установилась определённая высота букв в письме, наблюдаются колебания в наклоне, недостаточная плавность письма.

    В 4 классе по-прежнему, важны специальные занятия по чистописанию. Необходимость продолжения специальной работы по чистописанию вызвана тем, что в этом возрасте почерк детей ещё неустойчив, хотя индивидуальная манера письма уже проявляется.

    За основу взята статья учителя начальных классов Шишковой О.П.

    «РАЗВИТИЕ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ С ОВЗ»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОВЗ.

    В этой статье я делюсь опытом своей работы по совершенствованию каллиграфических навыков у детей с ОВЗ....

    Формирование коммуникативных навыков у учащихся с ОВЗ.

     Счастье - это когда тебя понимают!Можно переформулировать фразу:    Счастье – когда ты умеешь быть понятным – и себе, и людям, что   называется.Какие же навы...

    «ФОРМИРОВАНИЕ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ С ОВЗ»

    Система работы по формированию каллиграфических навыков   1-4 классы коррекционной школы VIII вида....

    Самоанализ по русскому языку по теме: "Формирование каллиграфических навыков у обучающихся с ОВЗ"

    В этой работе описаны основные методы и приемы по формированию каллеграфических навыков....

    Конспект развивающего занятия, направленного на развитие коммуникативных навыков у обучающихся с ОВЗ младшего школьного возраста.

    Цель: содействие социализации детей с ОВЗ в условиях образовательной школы  через создание ситуации успеха и благоприятного психологического климата.Задачи:развивать коммуникативные навыки у обуч...

    Лекция для родителей: «Развитие каллиграфических навыков у учащихся 1-х и 2-х классов с проблемным почерком. Советы родителям».

    Навыки письма приобретаются детьми с большим усилием. В самом начале этот процесс кажется сложным, кропотливым. Руки устают, а буквы и слова получаются совсем не как у взрослых: коряво, некрасиво, нес...

    Развитие словообразовательных навыков у школьников с ОВЗ

    В статье представлен опыт работы по использованию приемов моделирования в формировании навыков словообразования у младших школьников с нарушением интеллекта....