Склонение имен существительных
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Урок русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                             Урок русского языка. 4 класс.

Тема: «Склонение имен существительных»

Цели:1.формировать умения детей  определять падеж , склонение имён у существительных единственного и множественного числа.

          2.развивать монологическую речь учащихся, коммуникативные навыки, наблюдательность , навыки сотрудничества.

          3. воспитывать  эмоционально- ценностное отношение к красоте родного края.

I. Орг. момент

- У нас урок русского  языка.

- Что вы хотите пожелать друг другу?

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Минутка чистописания.

Февраль – месяц лютый, спрашивает, как обутый.

Рисунок снежинки, нахождение элементов буквы «Ф»

- Элементы какой буквы вы видите?

II. Работа над новым материалом.

На доске слова:

Морс, мак, солнце, вода, ранний, лесок, тонна, лиса, река.

- Прочитайте данные слова, в которых зашифровано слово из 9 букв. Расшифруйте его , определяя орфограммы в словах.        СКЛОНЕНИЕ

- Какое слово лишнее? Почему?  ( ранний – прилагательное, остальные существительные)

- Сегодня мы продолжаем изучать склонение имен существительных.  

 - Какие из данных имён существительных относятся к первому склонению?

( вода, лиса, река, тонна.) Почему? (Ж. Р. –а)

-Какие ещё  имена существительные относятся к первому склонению? ( М. Р.- а, я)

Проверим:                 1. склонение              

                                         Ж. Р.,    М. Р.- а, я

                                               вода

                                               лиса

                                               река

                                               тонна

- Записать слова  в тетради  в 1столбик.

- Какие из данных имён  существительных относятся ко второму склонению?

( морс, мак, солнце, лесок) Почему? ( М. Р.    , СР. Р.- о, е)

Проверим:                  2. склонение          

                                   М. Р.    , СР. Р.- о, е

                                   морс

                                   мак

                                   солнце

                                   лесок

- Записать слова  в тетради  во 2 столбик.

- Существительных какого склонения здесь нет? ( третьего склонения)

- Назовите, какие имена существительные относятся к третьему  склонению?  (Ж. Р. –ь)

- Приведите примеры  и запишите в  тетрадь.

                               3 склонение    

                                Ж. Р. –ь

                                Лошадь

                                метель

                                       скатерть

 

II. Работа в парах (на парте по 1 карточке со стихотворением)

Зимняя бахрома.          

На сосне и на берёзе –

Бахрома:

Белой пряжей

Их запутала зима

И оставила

Распутывать весне

 Эту пряжу на берёзе

И окне.

- Какие имена существительные  использовал поэт, создавая свой пейзаж? Найдите их и подчеркните, работа в парах. Проверим: ( на сосне, на берёзе, бахрома, пряжи, зима, весне, пряжу, на березё, окне)

- Определите  падеж имён существительных. ( коллективная работа)

На сосне ( П. п.) на берёзе ( П. п. ), бахрома( И. п. ),пряжей (Т.п.),весне (Д. п.), пряжу(В.п.),на берёзе ( П. п. ), окне( П. п. ).

- Определите  склонение имён существительных. (коллективная работа)

(Должна возникнуть проблема!)  

- Прочитаем правило в учебнике и проверим себя. Откройте учебник.

Правило: Чтобы определить склонение имени существительного в косвенном падеже. Надо его поставить в начальную форму - в именительный падеж  единственного числа

На сосне ( 1. скл.), на берёзе( 1. скл.),  бахрома( 1. скл.),  пряжей( 1. скл.),  весне ( 1. скл.), пряжу( 1. скл.), на берёзе( 1. скл.),  окне( 2. скл.),

Словарная работа

- в стихотворении есть  очень слово бахрома, что оно означает?

Бахрома- ряд свободно свисающих нитей, кистей.

- Скажите, похожи ли эти пейзажи на природу нашего края? Чем? ( фото края)  

IV. Физминутка (музыка)

V.Работа в группах ( приготовить 3 листа с заданиями, у каждого ученика № 1,2,3)

Распределить на группы по номерам 1 группа

Определить склонение  выделенных имён существительных. Смотри на слова помощники

Угостил конфетой ( конфета), иду с другом (друг), стакан молока ( молоко), сюрприз для мамы ( мама), встречались у площади (площадь). Растёт около реки (река), выполнить  без помощи ( помощь ) взрослых.

2 группа

Определить склонение  выделенных имён существительных.

Угостил конфетой, иду с другом ,стакан молока, сюрприз для мамы, встречались у площади, растёт около реки, выполнить  без помощи взрослых.

3 группа

Определить склонение и падеж  выделенных имён существительных. Составить предложение о природе, используя одно из словосочетаний

Угостил конфетой, иду с другом ,стакан молока, сюрприз для мамы, встречались у площади, растёт около реки, выполнить  без помощи взрослых.

-Проверка ( выходят по одному ученику от группы с карточками заданиями

- Начинаем с третьей группы ( называем только падежи имён существительных: конфетой Т.п.,с другом Т.п., молока Р.п.,для мамы Р.п., у площади Р.п., около реки Р.п., без помощи Р.п.. и читают составленное предложение)

- Из второй группы ученик называет склонение существительных.( конфетой 1. скл., с другом 2. скл., молока 2. скл., для мамы 1. скл.,у площади 3. скл., около реки 1. скл., без помощи  3. скл..)

Правило:

 Чтобы определить склонение имени существительного в косвенном падеже. Надо его поставить в начальную форму - в именительный падеж  единственного числа

VI. Работа над новым материалом

а)    работа по учебнику.

Страница 31, значок « Давай подумаем!»

 Чтение и обсуждение правила. Вывод.

б)      работа в тетради.

 На доске: в снегах, на столах, о мышах, в городах, в сёлах, в облаках, о выставках.

Задание: Определите склонение имен существительных

( ученик работает у доски остальные самостоятельно в тетрадях.)

- Поставьте отметку на полях за работу.

 ( дополнительно для сильных учеников тетрадь  «Учусь писать без ошибок» - страница 48. №113 запись на доске)

- Проверка ( отметка ученику)

- Согласны ли вы со своей отметкой?

VII.Домашнее задание

страница 49,  тетрадь «Учусь писать без ошибок».

VIII. Итог урока  

- Проанализируйте свою работу на уроке, закончив фразу.

« Сегодня на уроке я узнал…» 

Спасибо за активную творческую работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Три склонения имени существительного. Первое склонение имени существительного».

Закрепление знаний учащихся о правописании и изменении по падежам существительных первого склонения....

Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных»

Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных» для 4 класса УМК "Школа России"Цель: дать общее пред...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме «Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных»

Цели: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с признаками имен существительных 1-го склонения; учить распознавать имена существительные ...

Урок русского языка. 4-й класс.Три склонения имен существительных. Первое склонение имен существительных.

Цель:ознакомление учащихся с тремя типами склонений имен существительных в единственном числе, грамматической категорией имени существительного – 1 склонение.Задачи:Создать условия для «от...

Технологическая карта урока русского языка «Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен существительных»

Данная разработка технологической карты предназначена для проведения урока русского языка в 4 классе на тему: "Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен с...