Разработка урока по русскому языку по теме:"Упражнения в написании буквы и после ж и ш. Обозначение орфограммы"
презентация к уроку по русскому языку (2 класс) на тему

Аубакирова Лилия Фагимовна

Урок построен в форме игры- путешествия, с целью выработки  навыка  правописания сочетаний «жи», «ши»  в словах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский язык

Тема: Упражнения в написании буквы и после ж и ш. Обозначение орфограммы.

Цель:  уточнение представлений учащихся о звуках [ж], [ш] как твёрдых шипящих и развитие умения правильно писать сочетания «жи», «ши».

Задачи:

1) повторить знания о гласных и согласных звуках, об обозначениях их на письме;

2) выработать навык правописания сочетаний «жи», «ши»  в словах.

3) развивать орфографическую зоркость учащихся, их память, внимание, устную и письменную речь;

 4)развивать умение писать слова с орфограммой-буквой и после ж и ш, объяснять написание, находить слова, в которых написание надо сначала проверить ударением, и графически обозначать орфограмму.

5) воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности.  

  1. Организационный этап.  Рефлексия настроения.

Вот звонок нам дал сигнал.

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

Если вы хотите, ребята, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свою улыбку, своё хорошее настроение. Надеюсь, вы пришли на урок с хорошим настроением. Пусть оно останется у вас надолго! Давайте поработаем так, чтобы в конце урока у всех ребят было прекрасное настроение.

Повернитесь лицом к соседу, улыбнитесь и скажите ему: желаю тебе добра; если тебе будет трудно, я помогу.

Ребята! Сегодня мы отправляемся в путешествие на веселом поезде

слайд 1

Вот мы на вокзале, нам нужны билеты.

Получат билеты все, кто справится с заданием.

Прочитайте скороговорку.  Слайд 2

Ужа ужалила ужиха,
Ужу с ужихой не ужиться.
 

-Какой звук чаще всего встречается  в скороговорке?

Расскажите, что вы знаете об этом звуке?

1)согласный

2)звонкий

3)всегда твёрдый

4)парный, пара звук ш.

II.  Минутка чистописания. Начнем работу с минутки чистописания.

Но сначала разомнем и помассируем пальчики.

а) Пальчиковая гимнастика.

- Погрейте ладони!

- Помассируйте каждый пальчик.

- “Замок”

 На двери висит замок

 Кто открыть бы его смог?

 Потянули,

 Покрутили,

 Постучали,

 И…открыли!

 слайд 2

- Запишите число, Классная работа.



.

Используя ж и ш, напишите слоги с гласными а, у, и, о, ы      слайд 3.

Жа ша жу шу жи ши жо шо

- Что заметили? - Какая гласная оказалась лишней? Почему?

-Почему нельзя составить слоги с буквой  ы?
-Кто догадался, с какой орфограммой мы будем работать на уроке?
Правописание жи-ши.
Тема урока сегодня- «
 Упражнения в написании буквы и после ж и шслайд4
-Новая для вас эта тема?

Почему? ( изучали в 1 классе)
-Зачем же сегодня мы снова обращаемся к этой теме?
-Какую цель мы ставим перед собой сегодня на уроке?
(Повторить правило, совершенствовать свои умения в написании слов с этой орфограммой).

-Давайте вспомним правило (с.112 учебника)
В буквосочетаниях жи – ши после ж и ш пишется буква и: жизнь, шили.

( орфограмма подчеркивается одной чертой, а те буквы , которые объясняют написание, - двумя чертами.)

Так, с заданием мы справились, можно ехать.

Молодцы! Все получают билеты. Я сохраню их до конца поездки. А сейчас к поезду.


Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифици-ровать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

ΙΙI. Развитие умений – применение знания.

IV. Физкультминутка 

Самостоятельная работа.

Работа в парах по карточкам

 

1.- Посмотрите, сколько пассажиров у поезда!      Слайд 5

Давайте назовем всех, кто едет с нами.

Ж. раф,  морж . , уж . ,

мыш . , ёж . к, стриж . , чиж . .

- Спишите слова,  вставив пропущенные буквы.

(Ученики проговаривают слова. Подчеркивают орфограммы.)

-Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа. Слайд 6

Слайд 7

Нас приглашает проводник.

Все в вагоны! В каждом вагоне маленькие удобные для поездки комнаты - "купе". Поехали. Посмотрите в окно: кругом лес.

2. – Запишите предложение  (1 ученик работает у доски.)

В лесу цветёт душистый шиповник.

шиповник,  душистый.

– Сравните их между собой.

– Какое отличие вы заметили? Подсказка: поставьте ударение в этих словах. В чём отличие?

– Сколько же орфограмм в слове шиповник? ( совмещаются две орфограммы – буквы безударного гласного в корне и буква и после ш.

)

– Произнесите слово шиповник.

– Какие буквы можно выбрать на месте безударного гласного для обозначения звука [ы]? (ы, и, а также е.)

– Как быть в этом случае? (Нужно подобрать проверочное слово – шип, тогда будет выбор только между буквами ы и и, и можно применить второе правило – о правописании жи-ши.)

– Запишите рядом со словом шиповник проверочное слово шип. Как вы его напишете?

– Подчеркните орфограммы в этих словах.

3.За окном станция Зарядкино      слайд 7

Учитель: Если вы услышите слова с сочетанием  жи – приседаем , с сочетанием – ши – хлопаем, если не услышите сочетаний жи-ши – топаем.

Широкий, жить, шить, животное, цирк, живот, шишка., пассажир, цифры, вершина, пружина, кувшин
Тихо садимся на места...

4.Следующая станция «Самостоятельная»   слайд 9

Работа по учебнику.

Упр. 167 на с. 113 

Прочитайте текст и выпишите слова, с буквосочетанием жи-ши самостоятельно

Дети выписывают слова с буквосочетаниями жи-ши самостоятельно, а затем подчёркивают слова, в которых написание буквы и сначала надо проверить ударением. 

(ландыши, шиповника, шипы ,ежи, ужи, камыши)

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

5.Психологический настрой для работы в парах.        Слайд 10

Одному трудиться сложно

Парой будет веселей!

Нам работать нужно дружно

Ну, ребята, посмелей!

- Вот мы сейчас посмотрим, какие вы дружные и как умеете работать в паре.

В данных словах подчёркнутые буквы замените буквами, указанными в скобках.

   Напишите полученные слова, но будьте внимательны: среди этих слов есть

 слова, в которых замена букв невозможна!

 малина(ш),

 сыр(ж),

ели (ж)

липы(ш),

мышки (ш)

- Какое правило  мы применили для грамотного написания слов?

VI

Итог урока.

Рефлексия. Самооценка деятельности.

Подведение итогов

- На какое правило нам встретились в пути слова?

- Какая гласная буква пишется в сочетании  жи-ши?

Вот и заканчивается наше веселое путешествие, мы с вами повторили правописание гласных после шипящих, на память о поездке у вас останутся билеты на веселый поезд.
Рассмотрите их и запомните правило:

Билет на память сохранив,
Запомни навсегда:
Жи, ши пишите с буквой И!

Если на уроке у Вас все получалось и вы не испытывали трудностей, то возьмите билет розовый, а если у вас были затруднения, то жёлтый

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

V. Домашнее задание.

Оценивание  работы  учащихся  с  комментированием.

- Спасибо за работу. Урок окончен.

Упр. 154 («Дидактический материал»).

Дополнительное задание

6. Упражнение, с использованием элементов разноуровневой дифференциации.  

-Предлагаю вам выполнить задания по выбору, но для этого надо вспомнить правило.

1 – й уровень. Спишите, вставьте пропущенные буквы, подчеркните орфограммы. Ш…шка, ж…раф, ж…знь, малыш…, морж…, уж…н.

2 – й уровень.

Спишите, раскрывая скобки, подчеркните орфограмму.

Душистые (ландыш), колючие (ёж), весёлые (чиж), цветные (карандаш), высокие (камыш). Оцените свою работу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Ужа ужалила ужиха, Ужу с ужихой не ужиться.

Слайд 5

а, у, и, о, ы

Слайд 6

Упражнения в написании буквы И после Ж и Ш

Слайд 8

Жишино Ж. раф, морж . , уж . , мыш . , ёж . к, стриж . , чиж . . и и и и и и и

Слайд 10

Физминутка Зарядкино За окном станция Зарядкино.

Слайд 11

Самостоятельная

Слайд 15

Проверьте: 1 уровень : Вставьте пропущенные буквы и слоги. Ё жи к , ж и р, ши шка, кув ши н, пи ши , ши ть. 2 уровень : Вставьте пропущенные буквы и слоги, подчеркните орфограммы. У Ната ши жи вут чи жи и стри жи . 3 уровень : Исправьте ошибки У М аш и и М иш и в чулане ж и ли мыш и .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Упражнения в написании букв у, и, а после шипящих" Кокина Н.В.

Данный урок разработан в технологии деятельностного метода. На уроке присутствуют работа в парах, группах. В урок включены активные методы обучения. Урок формирует основные УУД....

Разработка урока по русскому языку по теме: "Перенос слов с буквой й в середине слова"

Урок закрепления знаний, на котором дети отрабатывают умение переносить слова с буквой й в середине слова....

Семинар 12.02.2015. Конспект урока по русскому языку . Тема: Упражнения в написании буквы "и" после ж и ш. Обозначение орфограммы.

Урок русского языка во 2 классе на тему «Упражнения в написании буквы "и"  после ж и ш. Обозначение орфограммы.» построен в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода, является ...

Конспект урока по русскому языку на тему "Упражнения в написании предлогов со словами". (4 класс. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В.) Автор: Пономаренко Л.Н.

Конспект урока предназначен в помощь учителям, работающим по Программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII  под редакцией Воронковой В.В....

Конспект урока по русскому языку на тему "Упражнение в написании глаголов по временам" (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: закрепление умения: изменять глаголы по временам, навыков: находить глаголы 2-го лица единственного числа, глаголы в неопределенной форме, глаголы прошедшего времени среди д...