Понятие о корне, родственных (однокоренных) словах.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Девятых Любовь Сергеевна

Конспект и презентация урока "Понятие о корне, родственных (однокоренных) словах". УМК "Школа России" Л.М. Зеленина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ponytie_o_korne.rar2.72 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Селтинская начальная общеобразовательная школа»

  Урок  русского языка

2 класс (автор учебника Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова  УМК «Школа России»»)

                                                                                                        Составитель: Девятых Л.С., учитель                                                                

                                                                                                            первой квалификационной категории

2017 год

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

                

1.  

ФИО (полностью)

Девятых Любовь Сергеевна

2.  

Место работы

МКОУ «Селтинская начальная общеобразовательная школа»

3.  

Должность

Учитель начальных классов

4.  

Предмет  

Русский язык

5.  

Класс

2Б класс  

6.  

Тема  

Понятие о корне, родственных (однокоренных) словах.

7.  

Базовый учебник (УМК).

Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова  Русский язык; УМК «Школа России»

8.

Учебные цели и задачи

Цель:  формирование понятия корня слова, умения подбирать однокоренные слова, выделять в них корень;

Задачи:

1)    развивать умение распознавать и подбирать однокоренные слова;

2)    научить находить корень в однокоренных словах;

3)    развивать внимание, вырабатывать орфографическую зоркость, умение доказывать, рассуждать, делать выводы;

4)    воспитывать умение слышать и слушать, самостоятельность, умение осуществлять самоконтроль;

9.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся находить корень в словах, подбирать однокоренные слова;  

Метапредметные:

Познавательные: формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и тему урока; умение строить речевое высказывание в устной форме.

Регулятивные: оценивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с одноклассниками; договариваться о распределении работы между собой и соседом; уметь слушать и слышать друг друга; умение находить и исправлять ошибки в работе соседа. 

Личностные: формирование позитивной самооценки; развитие критического мышления.

10.

Тип урока

 Урок открытия новых знаний.

11.

Формы работы учащихся

Фронтальная работа, работа в парах, группах, индивидуальная  работа.

12.

Оборудование

Проектор, экран, учительский компьютер, презентация по ходу урока,  тесты для закрепления знаний.

 

 

Ход урока.

Организационный момент. 

 -Ребята, сегодня на уроке у нас много гостей, а гости - это всегда радость, это хорошее настроение, давайте их поприветствуем нашими улыбками, а теперь поприветствуем друг друга, пожелаем мысленно себе удачи. Я надеюсь, что наш урок будет интересным и познавательным.

-Догадайтесь, что у меня на ладони:

Эта звёздочка-пушинка называется ... (снежинка)

- Да, у меня в руке снежинка. Возможно, это последняя снежинка зимы. Она опустилась к нам, чтобы подарить радость общения и радость открытий, которые нам предстоит сделать на уроке. Чтобы увидеть и услышать много интересного, ничего не пропустить, нам понадобятся тишина и внимание.

 Запись даты в тетради  

Снежинка оставила в полёте удивительный узор. Выполните такой же узор до середины строки.

сз зс сз …  

Актуализация знаний   

Ум да разум надоумят сразу. СЛАЙД №2

- Прочитайте запись на доске.

-Как вы понимаете смысл этой пословицы? ( Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием.)

-Запишите эту пословицу в тетради, соблюдая правила каллиграфии.

 Работа в парах (взаимопроверка) оценить

- Пусть эта пословица сегодня будет девизом нашего урока.  

Создание проблемной ситуации. СЛАЙД №3

а)- Ребята, посмотрите внимательно на слова и прочитайте их.

Зима, зимушка, снег, мороз, зимовать, зимний, февраль.

- На какую тему все эти слова? (зима)

-найдите слова с безударной гласной в корне слова (зима, зимовать, мороз)

-найдите слова с парной согласной в корне слова (мороз, снег)

-найдите слова с мягким знаком на конце слова (февраль, зимовать)

-Как понимаете  значение слова родственные?

А теперь внимание, учебная задача - выписать из этой группы слов только те, которые являются родственными. СЛАЙД №4

- Прежде чем сделать запись, обсудите в группах, какие слова, по вашему мнению, будут родственными.       

 -Проверим, какие родственные слова вы выписали (один ученик  из группы читает слова).

- Тогда давайте разберемся и вернемся к заданию. Нам надо было выписать родственные слова.

 Беседа о родственниках.

- Как вы думаете, какие слова можно назвать родственными? (близкие по смыслу).

- Сейчас вернемся к нашему «зимнему» заданию.   Докажите, что те слова, которые вы выписали близки по смыслу. СЛАЙД №5

Зимушка – так ласково называют зиму.

Зимовать – значит проводить где-нибудь зиму, жить где-нибудь зимой

Зимний – тот, который бывает зимой (зимний день). 

- Но ведь снег и мороз тоже бывают зимой, а февраль– зимний месяц.

- Значит эти все слова родственные, ведь они связаны по смыслу ( да – нет).

-Тогда должно еще какое-то условие, при котором слова будут называться родственными.

- Давайте посмотрим еще раз на эти слова и обратим особое внимание на их написание.

- Что увидели? (в некоторых словах есть общая часть).

- Назовите эту общую часть. (-зим- ).

- Выделим эту общую часть дугой. (Я на доске - дети в тетрадях карандашом).

- А кто из вас знает, как называется  такая общая часть  у  слов? (корень)

Открытие нового знания. СЛАЙД №6

- Сформулируйте тему урока (Понятие о корне, родственных   (однокоренных) словах.)

- Какова цель нашего урока: будем учиться подбирать к слову родственные слова  

- Ребята, а где вы слышали такое слово «корень»

-Давайте узнаем подробнее лексическое значение этого слова? Где мы можем найти эту информацию? (в словаре)

Работа со  словарями  в группах. СЛАЙД №7

 Корень:

-подземная часть растения;

-часть волоса, зуба, ногтя;

-часть слова;

-квадратный корень.

- Наше слово  «корень» имеет несколько значений. А кто знает,  как называются такие слова, которые имеют много значений? (многозначные).

 - Какое же значение этого слова будет интересовать нас на уроках русского языка?  (часть слова). 

- Попробуйте, опираясь на схему, сформулировать правило, что же такое «корень слова». (

Работа в парах.  СЛАЙД №8

 -Заполните карточку.  

Корень слова - это_____________ часть ________________ слов.

Первичное закрепление.

- Давайте еще раз закрепим это понятие, так что же такое «корень слова»? ( Общая часть родственных слов)

Так же, как и у кустов,

Корень слова есть у слов.

Будь внимателен к словам,

Отыщи в них корень сам.

Работа в парах. СЛАЙД № 9.  

1. На доске записана рифмовка:

Лес, лесок, лесной, лесник,

Цвет, цветок, цветной, цветник.

Лётчик, самолёт, полёт,

Ледяной, ледовый, лёд.

Сад, посадка, посадил,

Род, родители, родил.

- Выделите корни у этих слов.  Проверка на слайде.

 

Понятие об однокоренных словах.

- Вернемся еще раз к нашим словам. Можно ли сказать, что наши родственные слова образованы от

одного и того же корня? Обсудите это в парах.

- Поделитесь своим мнением. Так как же можно назвать слова  с одним и тем же корнем?         (однокоренные слова)

- Давайте подведём итог. С  какими новыми понятиями мы с вами познакомились. СЛАЙД №10

-родственные слова,

-корень слова,

-однокоренные слова

Вывод   Слайд 11

Физминутка  

Закрепление полученных знаний 

 Самостоятельная работа по учебнику. Упр.4 стр. 58.  

 Упражнения в распознавании однокоренных слов.  Работа в группах. СЛАЙД № 12

 Сейчас я предлагаю вам немного поиграть.  Игра называется «Засели домики».

- Одновременно в 3 домика приехали «родственники»  (у нас - это родственные слова, как вы понимаете) Проверьте, правильно ли они заселились

Лиса, лист, лисонька, лисий.

Морской, моряк, море, мороз.

Вода, водичка, водный, водитель.

- Обсудите в парах это заселение, может кто-то из «родственников» перепутал домики, и вычеркните лишнее слово выделите в этих словах корень. (Работа учащихся)

- Проверяем, кто оказался лишним в вашем домике? Объясните, почему вы так считаете? Аргументируйте свой ответ.

-Ребята согласны? Назовите корень ваших родственных слов.

 -Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием.

Оцените работу групп.

 Проверочное   задание-тест.   СЛАЙД №13

- У вас на столах осталась еще одна карточка с цифрами. Интересно, правда? Ведь у нас не урок математики.

Послушайте внимательно задание .Сейчас мы проверим, как вы усвоили тему нашего урока.

Я буду читать вам группы родственных слов, а вы должны обвести в кружок номера однокоренных слов

 Белка, беленький, белить,

 Водяной, вода, водить,

Лист, лиса, лисенок,

Горный, горка, городок,

Пес, песочный, песок,

Моряки, морской, моржи,

 Корень, корневой, коржи.

 -Давайте проверим   СЛАЙД №14

1) 1,  2,  3.

2) 1,  2,  3.

3) 1,  2,  3.

4)  1,  2,  3.

5)  1,  2,  3.

6) 1,   2,  3.

7) 1,   2,  3 . 

  Итог урока. СЛАЙД №15

- Обратите внимание на пословицу, с которой начался наш урок. Можно ли сказать, что эти слова подходят к теме нашего урока?( Трудились, узнавали новые понятия, искали ответы на вопросы.)

А какую еще связь с нашим  уроком  вы заметили? ( в пословице есть родственные слова).

Назовите эти слова. Какой корень у этих слов?

 Домашнее задание. СЛАЙД № 16

 Дома вы должны «посадить корень» слова и подумать, какие слова от этого корня вырастут. Думаю, что завтра мы увидим целую аллею таких деревьев и определим чьё дерево разрослось лучше.

 Рефлексия.    СЛАЙД № 17

 -Теперь я могу…

 -Теперь я знаю…

Сегодня было приятно работать с вами. От вашей доброты и душевного тепла снежинка растаяла утекла в весеннем ручейке. На память о нашем уроке она оставила только капельку. А в ней те знания, которые вы получили на уроке.

ПРИЛОЖЕНИЕ

З…ма, зимушка, сне…, моро…, з…моват…, зимний, феврал...

З…ма, зимушка, сне…, моро…, з…моват…, зимний, феврал...

З…ма, зимушка, сне…, моро…, з…моват…, зимний, феврал...

З…ма, зимушка, сне…, моро…, з…моват…, зимний, феврал...

З…ма, зимушка, сне…, моро…, з…моват…, зимний, феврал...

Корень слова – это                   часть                         слов.

                                         

Корень слова – это                   часть                         слов.

                                       

Корень слова – это                   часть                         слов.

                                         

Корень слова – это                   часть                         слов.

                                         

Корень слова – это                   часть                         слов.

Корень слова – это                   часть                         слов.

                                         

Корень слова – это                   часть                         слов.

                                       

Корень слова – это                   часть                         слов.

                                         

Выделите корни у этих слов.

Лес, лесок, лесной, лесник,

Цвет, цветок, цветной, цветник.

Лётчик, самолёт, полёт,

Ледяной, ледовый, лёд.

Сад, посадка, посадил,

Род, родители, родил.

– Выделите корни у этих слов.

Лес, лесок, лесной, лесник,

Цвет, цветок, цветной, цветник.

Лётчик, самолёт, полёт,

Ледяной, ледовый, лёд.

Сад, посадка, посадил,

Род, родители, родил.

– Выделите корни у этих слов.

Лес, лесок, лесной, лесник,

Цвет, цветок, цветной, цветник.

Лётчик, самолёт, полёт,

Ледяной, ледовый, лёд.

Сад, посадка, посадил,

Род, родители, родил.

– Выделите корни у этих слов.

Лес, лесок, лесной, лесник,

Цвет, цветок, цветной, цветник.

Лётчик, самолёт, полёт,

Ледяной, ледовый, лёд.

Сад, посадка, посадил,

Род, родители, родил.

      лиса                                морской                 вода              

      лист                                моряк                     водичка

     лисонька                         море                       водитель

     лисий                               мороз                     водный

       лиса                             морской                  вода              

       лист                             моряк                      водичка

      лисонька                      море                        водитель

      лисий                           мороз                       водный

1) 1,     2,      3.

2) 1,     2,      3.

3) 1,     2,      3.

4) 1,     2,      3.

5) 1,     2,      3.

6) 1,     2,      3.

7) 1,     2,      3.

1) 1,     2,      3.

2) 1,     2,      3.

3) 1,     2,      3.

4) 1,     2,      3.

5) 1,     2,      3.

6) 1,     2,      3.

7) 1,     2,      3 . 

1) 1,     2,      3.

2) 1,     2,      3.

3) 1,     2,      3.

4) 1,     2,      3.

5) 1,     2,      3.

6) 1,     2,      3.

7) 1,     2,      3 . 

1) 1,     2,      3.

2) 1,     2,      3.

3) 1,     2,      3.

4) 1,     2,      3.

5) 1,     2,      3.

6) 1,     2,      3.

7) 1,     2,      3 . 

1) 1,     2,      3.

2) 1,     2,      3.

3) 1,     2,      3.

4) 1,     2,      3.

5) 1,     2,      3.

6) 1,     2,      3.

7) 1,     2,      3 . 

1) 1,     2,      3.

2) 1,     2,      3.

3) 1,     2,      3.

4) 1,     2,      3.

5) 1,     2,      3.

6) 1,     2,      3.

7) 1,     2,      3 . 

1) 1,     2,      3.

2) 1,     2,      3.

3) 1,     2,      3.

4) 1,     2,      3.

5) 1,     2,      3.

6) 1,     2,      3.

7) 1,     2,      3 . 

1) 1,     2,      3.

2) 1,     2,      3.

3) 1,     2,      3.

4) 1,     2,      3.

5) 1,     2,      3.

6) 1,     2,      3.

7) 1,     2,      3 . 

1) 1,     2,      3.

2) 1,     2,      3.

3) 1,     2,      3.

4) 1,     2,      3.

5) 1,     2,      3.

6) 1,     2,      3.

7) 1,     2,      3 . 

Белка, беленький, белить.

Водяной, вода, водить.

Лист, лиса, лисенок.

Горный, горка, городок.

Пес, песочный, песок.

Моряки, морской, моржи.

Корень, корневой, коржи.

Белка, беленький, белить.

Водяной, вода, водить.

Лист, лиса, лисенок.

Горный, горка, городок.

Пес, песочный, песок.

Моряки, морской, моржи.

Корень, корневой, коржи.

Белка, беленький, белить.

Водяной, вода, водить.

Лист, лиса, лисенок.

Горный, горка, городок.

Пес, песочный, песок.

Моряки, морской, моржи.

Корень, корневой, коржи.

Белка, беленький, белить.

Водяной, вода, водить.

Лист, лиса, лисенок.

Горный, горка, городок.

Пес, песочный, песок.

Моряки, морской, моржи.

Корень, корневой, коржи.

Белка, беленький, белить.

Водяной, вода, водить.

Лист, лиса, лисенок.

Горный, горка, городок.

Пес, песочный, песок.

Моряки, морской, моржи.

Корень, корневой, коржи.

Белка, беленький, белить.

Водяной, вода, водить.

Лист, лиса, лисенок.

Горный, горка, городок.

Пес, песочный, песок.

Моряки, морской, моржи.

Корень, корневой, коржи.

Белка, беленький, белить.

Водяной, вода, водить.

Лист, лиса, лисенок.

Горный, горка, городок.

Пес, песочный, песок.

Моряки, морской, моржи.

Корень, корневой, коржи.

Белка, беленький, белить.

Водяной, вода, водить.

Лист, лиса, лисенок.

Горный, горка, городок.

Пес, песочный, песок.

Моряки, морской, моржи.

Корень, корневой, коржи.

Белка, беленький, белить.

Водяной, вода, водить.

Лист, лиса, лисенок.

Горный, горка, городок.

Пес, песочный, песок.

Моряки, морской, моржи.

Корень, корневой, коржи.

Белка, беленький, белить.

Водяной, вода, водить.

Лист, лиса, лисенок.

Горный, горка, городок.

Пес, песочный, песок.

Моряки, морской, моржи.

Корень, корневой, коржи.

Белка, беленький, белить.

Водяной, вода, водить.

Лист, лиса, лисенок.

Горный, горка, городок.

Пес, песочный, песок.

Моряки, морской, моржи.

Корень, корневой, коржи.

Белка, беленький, белить.

Водяной, вода, водить.

Лист, лиса, лисенок.

Горный, горка, городок.

Пес, песочный, песок.

Моряки, морской, моржи.

Корень, корневой, коржи.

Белка, беленький, белить.

Водяной, вода, водить.

Лист, лиса, лисенок.

Горный, горка, городок.

Пес, песочный, песок.

Моряки, морской, моржи.

Корень, корневой, коржи.

Белка, беленький, белить.

Водяной, вода, водить.

Лист, лиса, лисенок.

Горный, горка, городок.

Пес, песочный, песок.

Моряки, морской, моржи.

Корень, корневой, коржи.

Белка, беленький, белить.

Водяной, вода, водить.

Лист, лиса, лисенок.

Горный, горка, городок.

Пес, песочный, песок.

Моряки, морской, моржи.

Корень, корневой, коржи.

Белка, беленький, белить.

Водяной, вода, водить.

Лист, лиса, лисенок.

Горный, горка, городок.

Пес, песочный, песок.

Моряки, морской, моржи.

Корень, корневой, коржи.

Белка, беленький, белить.

Водяной, вода, водить.

Лист, лиса, лисенок.

Горный, горка, городок.

Пес, песочный, песок.

Моряки, морской, моржи.

Корень, корневой, коржи.

Белка, беленький, белить.

Водяной, вода, водить.

Лист, лиса, лисенок.

Горный, горка, городок.

Пес, песочный, песок.

Моряки, морской, моржи.

Корень, корневой, коржи.

Белка, беленький, белить.

Водяной, вода, водить.

Лист, лиса, лисенок.

Горный, горка, городок.

Пес, песочный, песок.

Моряки, морской, моржи.

Корень, корневой, коржи.

Белка, беленький, белить.

Водяной, вода, водить.

Лист, лиса, лисенок.

Горный, горка, городок.

Пес, песочный, песок.

Моряки, морской, моржи.

Корень, корневой, коржи.

Белка, беленький, белить.

Водяной, вода, водить.

Лист, лиса, лисенок.

Горный, горка, городок.

Пес, песочный, песок.

Моряки, морской, моржи.

Корень, корневой, коржи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе по теме "Закрепление знаний об однокоренных словах и единообразном написании корня в однокоренных словах»

Данный урок представлен в игровой технологии в форме игры "Счастливый случай" по учебнику А. В. Поляковой....

Разработка урока русского языка «Корень слова как общая часть родственных (однокоренных) слов».

Тема: «Корень слова как общая часть родственных (однокоренных) слов»Основные цели: воспитывать умения оценивать себя и свою деятельностьразвивать умение высказывать свою точку зрения; совершенст...

Однокоренные слова. Корень слова. Единообразное написание корня в однокоренных словах

Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе. УМК "Школа России"...

Конспек урока по русскому языку. Тема: "Родственные (однокоренные) слова. Корень слов (первое представление)."

Данная разработанная  технологическая карта позволяет учителю легко провести урок, а его учащимся получить первое представление о таких понятиях в русском языке, как "корень слова" , "родственные...

Урок русского языка. 2 класс. Тема: Родственные (однокоренные) слова. Выделение корня в однокоренных словах.

Родственные (однокоренные) слова. Выделение корня в однокоренных словах....

урок русского языка "Общее понятие родственных (однокоренных) слов"

Урок открытия нового знания проведен в соответствии с ФГОС НОО 3 класс "Школа России"...

Корень слова. Однокоренные слова. Написание корня в однокоренных словах. Толковый словарь О.Н. Трубачева.

На этом уроке ребята научатся находить корень в словах и пользоваться словарем О.Н. Трубачева....