«Строчная и заглавная буквы Т, т.»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Ковалёва Татьяна Анатольевна

Тема урока   «Строчная и заглавная буквы Т, т.»

 

Тип урока: Открытие знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_pismu.docx32.1 КБ
Файл prezentatsiya11.pptx1.29 МБ

Предварительный просмотр:

Этапы

Содержание

Примечание

Орг.момент

У: Прозвенел звонок.

Начался урок.

Стали ровно, тихо сели.

На меня все посмотрели.

Давайте с вами проверим готовность к уроку! На партах у вас должны лежать: пропись, подставка, черная ручка, простой карандаш и цветные карандаши.

Для того чтобы начать писать мы должны с вами вспомнить правила посадки.

Расскажите мне, ребята, как нужно правильно сидеть?

Д: Спина прямая, ноги на полу, расстояние между животом и партой с кулачок

Слайд с правилами правильной посадки.

Сообщение темы и целеполагание

Работа с прописью

Сравнение строчной буквы с заглавной; с печатной

Сравнение с предыдущими буквами.

Показ элементов строчной буквы.

Показ строчной буквы.

Показ соединений букв.

Слого -звуковой анализ слов «канат», «кит»

Физминутка

Работа с прописью

Показ элементов заглавной буквы.

Показ заглавной  буквы.

Итог урока

У: Молодцы. А какую букву мы сегодня научимся писать, вы догадайтесь сами, дополнив стихотворение словом-отгадкой.

Быть должны у нас в порядке

Твои школьные… 

Д: Тетрадки

У: Чтобы было где писать – 

В школе нам нужна … 

Д: Тетрадь.

У: Какой звук мы слышим в начале слова тетрадь и тетрадка? 

Д: Звук [т’]

У: Дайте характеристику этого звука.

Д: Согласный, мягкий. 

У: Произнесите твердый согласный звук [т]

Ученики произносят.

У: Какой буквой он обозначается? 

Д: Буквой «Тэ»

У: Мальчики, назовите слова с твёрдым согласным звуком [т], а девочки с мягким согласным звуком [т’].

Ученики называют слова.

У: Вот видите, ребята, сколько много в русском языке слов с буквой Т. Как вы считаете, есть необходимость научиться писать эту букву?

Д: Есть.

У: Сегодня на уроке мы научимся писать строчную и заглавную букву т. Откройте пропись на странице 20 и 21. Рассмотрите внимательно строчную и заглавную буквы т. В какой букве элементов меньше? В строчной или заглавной?

Д: В строчной. В ней три элемента. А в заглавной четыре.

У: Теперь сравним строчную букву т с печатной. Посмотрите на слайд. Сколько элементов у печатной буквы т?

Д: Два элемента

У: А у строчной буквы т? Давайте посчитаем. Короткая наклонная,

Д: Три элемента.

У: Давайте посмотрим, в каких буквах, которые мы уже знаем, есть такие же и похожие элементы как в строчной букве т.

Д: В буквах н, к есть короткая наклонная. В буквах а, у, и, ы есть короткая наклонная с закруглением.

У: Я показываю как писать элементы, а потом вы повторяете в прописи в правом верхнем углу.

У: Чтобы нам написать строчную букву т, проводим короткую наклонную сверху вниз, смотрим на стрелочку. Следующий элемент наклоняем сильно в право, закругляем плавно вверх и опускаем вниз, снизу вверх, смотрим на стрелочку. Следующий элемент пишем так же снизу вверх и вторую наклонную закругляем вправо.

У: Что нарисовано под элементами строчной буквы т?

Д: Узор, змейка. На элементы буквы т.

У: Обводим этот узор, аккуратно, точно по линии.

У: Ниже, на поле в клеточку, на первой строке пропишем элементы. Обводим короткую наклонную. Отступаем две клеточки, пишем короткую наклонную.

Затем обводим следующий элемент. Введем снизу вверх, закругляем наверху и ведем наклонную вниз. Отступаем две клеточки.

Дальше прописываем так же до конца строки самостоятельно.

У: Начинаем писать от верхней линии рабочей строки короткую наклонную. Чуть поднимаюсь и пишу в сторону плавно, закругляя вниз пишу короткую наклонную. Поднимаюсь чуть вверх, плавно в сторону закругляя пишу короткую наклонную и недоходя до нижней линии плавно закругляю в право.

У: Возьмите в руки ручки. Ставим руку на локоток. Кладем ручку на средний пальчик и зажимаем указательным и большим пальчиками. Прописываем в воздухе строчную букву т. Короткая наклонная. Чуть поднимаюсь и пишу закругляю вниз, пишу короткую наклонную. Поднимаюсь чуть вверх, плавно закругляю вниз, пишу короткую наклонную и плавно закругляю в право.

У: Обводим строчную букву т в клеточках. После этого отступаем две клеточки и прописываем самостоятельно строчную букву т до конца строки.

Учитель проходит по рядам и следит за выполнением работы.

У: Сейчас мы пропишем строчную букву т в строчке, которая находится под клеточками. Будьте внимательными, расстояние между буквами должно быть одинаковым, примерно в две клеточки. Прописываем букву до конца строки.

У: Что мы видим на следующей строчке?

Д: Слог слияние.

У: Буква а на что указывает?

Д: Читаем твёрдо, перед ним твёрдый звук.

У: Читаем и тянем гласную.

Д: тааа

У: Пишу строчную букву т. Нижнее соединение. Гласная а – закругляю, отрываю руку и пишу короткую наклонную с закруглением. Отступаем одинаковое расстояние и один раз прописываем слог слияние та.

У: Прочитали то, что написали.

Д: тааа

У: Читаем следующий слог слияние. Тянем гласную.

Д: тууу

У: Пишу строчную т, поднимаю до верхней линии и через верхнее соединение пишу гласную у.

У: Прочитали то, что написали.

Д: тууу

У: Читаем следующий слог слияние.

Д: тиии

У: Пишу строчную т, поднимаю до верхней линии и через верхнее соединение пишу гласную и.

У: Прочитали то, что написали.

Д: тиии

У: Читаем следующий слог слияние.

Д: тыыы

У: Пишу строчную т, поднимаю до верхней линии и через верхнее соединение пишу гласную ы.

У: Прочитали то, что написали.

Д: тыыы

У: Читаем следующее слово.

Д: тоок

У: Ребята, а что такое ток?

Д: Электричество, которое идет по проводам.

У: Пишу строчную букву т. Верхнее соединение, закругляю наверху, возвращаюсь обратно и закругляю снизу. Повесила веревочку до верхней строчки и пишу букву к.

У: Читаем то, что написали.

Д: ток

У: Читаем следующее слово.

Д: кооот

У: Пишу букву к через верхнее соединение букву о. Повесила веревочку до верхней строчки и пишу букву т.

У: Прочитали то, что написали.

Д: кот.

У: Читаем предложение.

Д: А кот тут как тут!

У: Что значит тут как тут?

Д: Быстро, в одну секунду.

У: Какое первое слово?

Д: А

У: Короткое слово. После него отступили. Какое второе слово?

Д: кот

У: Какой последний звук?

Д: [т]

У: Какой буквой обозначим?

Д: Буквой т

У: Обводим строчную букву т.

Ученики обводят.

У: Следующее слово какое?

Д: тут

У: Сколько здесь букв т?

Д: две

У: Обводим буквы т в двух словах.

У: Посмотрели внизу странички на первую картинку. Что это?

Д: Канат

У: Сколько в слове слогов?

Д: Два слога.

У: Как определили?

Д: Сколько в слове гласных, столько и слогов.

У: Произносим первый слог слияние.

Д: каа

У: Какие буквы слились?

Д: [к], [а]

У: Какой согласный? Твердый или мягкий?

Д: Твердый

У: Каким цветом обозначим?

Д: Синим

У: Закрасим треугольничек синим цветом.

У: Читаем второй слог.

Д: нааат

У: Читаем слог слияние

Д: наа

У: Какие звуки слились?

Д: [н], [а]

У: Какой согласный? Твердый или мягкий?

Д: Твердый

У: Каким цветом обозначим?

Д: Синим

У: Закрасим треугольничек синим цветом.

У: Последний звук произносим.

Д:[т]

У: Какой звук?

Д: Твердый

У: Каким цветом обозначим?

Д: Синим

У: Закрасим квадратик синим цветом.

У: Какой буквой обозначим последний звук?

Д: Буквой т.

У: Читаем полностью слово.

Д: Канат

У: Обводим букву т.

Аналогичная работа со словом кит.

Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)

На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком)                        

- Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)

Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.)

За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте.)

Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)

Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)

Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)

У: Посмотрите на следующую страничку. Это заглавная буква Т. Сколько у нее элементов?

Д: Четыре элемента.

У: Я показываю как писать элементы, а потом вы повторяете в прописи в правом верхнем углу.

Чтобы нам написать заглавную букву Т, пишу сверху вниз длинную наклонную с плавным закруглением влево в сторону, на небольшом расстоянии длинную наклонную. На таком же расстоянии длинную наклонную с закругление вправо и шапочку. Она не должна касаться других элементов.

Прописываем элементы в правом верхнем углу страницы.

У: Что нарисовано под элементами заглавной буквы т?

Д: Узор, полумесяцы.

У: Обводим этот узор, аккуратно, точно по линии.

У: Ниже, на поле в клеточку, на первой строке пропишем элементы. Обводим длинную наклонную с закруглением влево. Отступаем две клеточки и еще одну, чтобы было место для закругления и сами пишем длинную наклонную с закруглением влево.

Затем обводим следующий элемент. Введем сверху вниз. Отступаем две клеточки.

Дальше прописываем так же до конца строки самостоятельно.

У: В заглавной букве Т элементы не соединяются. На строчке ниже обводим заглавную букву Т. Пропускаем две клеточки и еще одну, чтобы было место для закругления. Пишем длинную наклонную с закруглением влево. Отступаем одну клетку, пишем длинную наклонную. Отступаем одну клетку и пишем длинную наклонную с закруглением вправо. Сверху не касаясь элементов, пишем шапочку. Прописываем букву до конца строки.

Сейчас мы пропишем заглавную букву Т в строчке, которая находится под клеточками. Будьте внимательными, расстояние между элементами букв и буквами должно быть одинаковым, примерно такое же, какое вы делали в поле в клеточку. Прописываем букву до конца строки.

У: Читаем слово на следующей строчке.

Д: Тит

У: Ребята, это имя. Поэтому она пишется с большой буквы. Давайте пропишем его. Начинаем писать элементы чуть ниже середины широкой  строки, а шапочку посередине широкой строки, тоесть по дополнительной пунктирной линии.

Ученики прописывают слово.

У: Прочитаем то, что написали.

Д: Тит.

У: Читаем следующий слог слияние.

Д: тооо

У: Пишем заглавную букву Т и через нижнее соединение пишем букву о и закругляем снизу вверх.

У: Какие буквы мы сегодня научились писать?

Д: Строчную и заглавную буквы т.

У: Какие звуки она обозначает?

Д: Звуки [т] и [т’]

У: А еще чему учились?

Д: Учились писать слоги. Предложения. Имена.

У: Какие слоги, имена писали? Д: та, то, ты, ти, ту; Тит.

 

Слайд

Слайд со строчными буквами а,о,у, ы, и, н, к, с, т

Показ учителем на расчерченной доске.

Ученики прописывают элементы следом за учителем.

Показ учителем на расчерченной доске.

Ученики прописывают элементы следом за учителем.

Показ учителем на доске.

Ученики повторяют за учителем.

Ученики самостоятельно прописывают букву.

Показ учителем на доске.

Затем учениками в прописи.

Показ учителем на расчерченной доске.

Ученики прописывают элементы следом за учителем

Показ учителем на расчерченной доске.

Ученики прописывают элементы следом за учителем.

Показ учителем на доске.

Ученики самостоятельно прописывают букву.

Показ учителем на доске.

Затем учениками в прописи.

Тема урока   «Строчная и заглавная буквы Т, т.»

Тип урока: Открытие знаний

Предметные умения

УУД

Цель урока: Научить писать строчную и заглавную буквы Т,т.

Задачи урока:

Образовательная:: учить написанию букв по образцу; закреплять умения проводить звуковой анализ слова

Развивающая:развивать фонематический слух

Воспитательная:  воспитывать трудолюбие, старание аккуратно выполнять работу

Познавательные:   принимать и сохранять учебную задачу; осваивать способы ориентировки в пространстве тетради;
осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в

Регулятивные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности

Коммуникативные: строить понятные высказывания

Личностные:  принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Опорные понятия, термины

Новые слова и выражения

Звук, слог, буква заглавная и строчная, гласный, согласный, твёрдый, мягкий

Буква Т, звуки [т], [т’]

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

-Окружающий мир

-Математика

Фронтальная

Индивидуальная

-ИКТ-презентация

- наглядный материал

- Прописи, В.Г.Горецкий


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 1 класс. Тема: Строчная и заглавная буквы Б, б. Сравнение строчной и заглавной букв.

Урок русского языка в 1 классеТема: Строчная и заглавная буквы Б, б. Сравнение строчной и заглавной букв....

Урок русского языка 1 класс. Тема: Строчная и заглавная буквы Б, б. Сравнение строчной и заглавной букв.

Урок русского языка в 1 классеТема: Строчная и заглавная буквы Б, б. Сравнение строчной и заглавной букв....

«Москва-столица России. Звуки[ м ’ ] и [м ]. Буквы М и м. Письмо строчной и заглавной букв М и м.

Конспект урока (тех.-карта) с использованием ЭОР.Обучение грамоте."Школа России"...

Урок русского языка 1 класс. Тема: Письмо строчной и заглавной букв «Чч», слов с буквой «ч» и сочетаниями «ча-чу».

УМК  «Школа  России»           Предмет:  «Русский язык»Класс:  первыйТема: Письмо строчной и заглавной букв «Чч», слов с буквой «ч...

Урок русского языка 1 класс. Тема: Письмо строчной и заглавной букв «Чч», слов с буквой «ч» и сочетаниями «ча-чу». Презентация

УМК  «Школа  России»   Предмет:  «Русский язык»Класс:  первыйТема: Письмо строчной и заглавной букв «Чч», слов с буквой «ч» и сочетаниями «ча-чу».Цели: повторить с учащим...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а. Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письмо строчной и заглавной букв О, о.

Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а.Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письм...