Конспект урока по русскому языку «В царстве смыслов много дорог»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Камалова Илузя Сагитовна

Тема  урока «В царстве смыслов много дорог»

Задачи урока:1) познакомить с понятием омонимов, научить различать омонимы и многозначные слова, определять вид омонимов;2) развивать умения пользоваться толковым словарём, устную речь учащихся, развивать творческие способности учащихся, навыки самостоятельной работы; 3) воспитывать ценностное отношение к слову, уважение к изучаемому языку, интерес к урокам русского языка посредством изучения лексического богатства русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_tsarstve_slov_mnogo_dorog.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема  урока «В царстве смыслов много дорог»

Задачи урока:1) познакомить с понятием омонимов, научить различать омонимы и многозначные слова, определять вид омонимов;2) развивать умения пользоваться толковым словарём, устную речь учащихся, развивать творческие способности учащихся, навыки самостоятельной работы; 3) воспитывать ценностное отношение к слову, уважение к изучаемому языку, интерес к урокам русского языка посредством изучения лексического богатства русского языка.

Оборудование: рисунки, таблички с названием видов омонимов, раздаточный материал, словарь учебника.

Ход урока

I. Мобилизующее начало(приветствие, проверка подготовки к уроку, оформление классной работы в тетради, тема урока не записывается)

В стране русского языка

Не всё известно нам пока,

Но путешествовать начнём

И сами до всего дойдём.

II. Актуализация знаний учащихся

- Много секретов русского языка мы с вами  уже раскрыли в этом году и сегодня узнаем ещё один. Но мы не можем путешествовать, не проверив наши знания, а поможет нам лексический диктант.

Лексический диктант «Одним словом»(тетрадях)

1) Раздел лингвистики, изучающий словарный состав языка, - это ….  (лексика)

2) Слова, имеющие одно лексическое значение, называются  ….(однозначными)

3)4) Слова, имеющие несколько лексических значений, называются  …. (многозначными)

5) В словосочетании золотые часы прилагательное употреблено в …….  (прямом) значении, а в словосочетании золотой характер – в …….. (переносном) значении.

Взаимопроверка, оценивание  диктанта.

А). Найдите слова, употребленные в переносном значении. (Устно)

жар солнца – жар чувства, (жар чувства),

тяжесть багажа – тяжесть утраты, (тяжесть утраты),

гибкость ума - гибкость ветки, (гибкость ума),

строить планы – строить мост, (строить планы),

зрелый возраст – зрелый плод, (зрелый возраст).

В) Как вы понимаете термин “переносное значение”?(Мы переносим названия с одного предмета на другой, а новые значения называем переносными.)

III. Изучение новой темы Кластер (Стадия вызова имеющих информации)

1. Чтобы пользоваться языком, говорить и писать, нужно не только знать слова, но и уметь их связывать, изменять.

Ребята, вот вам слова это строительный материал, кирпичи, из которых можно построить красивый, величественный замок, а можно - безобразный, шаткий сарай.

1 группа лист, 2 группа коса, 3 группа- лук написать ассоциации

Лист-бумажный, что мы наем о бумаге? Мы на нём рисуем ,пишем, печатаем.

Лист дерева-растёт, опадает , вянет. Это совершенно разные слова. А что их связывает? (произношение и написание)

2 группа коса-орудие труда, и девичья коса

, 3 группа- лук- растение, лук орудие

Составьте с данными словами по одному предложению.

(Я не умею стрелять из лука. Я не люблю жареный лук.

. В народе говорят: “Коса – девичья краса”. Папа мне велел поточить косу.  На альбомном листе был нарисован его дом. Листья падали дни и ночи. 2. Кто составил предложение с этим словом? (Учитель показывает рисунок, где изображен репчатый лук. Так проделывается с остальными словами).

3. Когда ты читаешь слово лук, то представляешь себе лук репчатый. Однако есть еще предмет, который обозначается словом лук – ручное оружие для метания стрел. Ясно, что это два совершенно разных, не связанных между собой предмета. И называются они двумя разными словами, хотя и похожими друг на друга, как близнецы. Такие слова в русском языке называются омонимами.

Такие слова, которые пишутся или произносятся одинаково, но совершенно различные по лексическому значению, называются омонимами.

С ними мы сегодня и познакомимся. Запишите тему урока. Игра «Вопросики!»

Подумай и ответь!Какую косу не заплетешь? Какую марку не приклешь на конверт? Какой месяц не увидишь на небе? Какую молнию не застегнешь? Каким ключом дверь не откроешь? Ответы: сельскохозяйственную косу, марку машины, месяц года, молния при грозе. Ключом из которого бьет вода.

Закрепление. Распределите по группам.

Скосить траву - скосить глаза, стирать рубашку - стирать информацию в компьютере, грубый тон - тон красного цвета, ствол дерева - ствол ружья, мир на земле - окружающий мир.

ФИЗПАУЗА

IV. Определение понятия «омонимы»

- Может быть, вы уже сами попробуете дать определение омонимам?

Омонимы- слова, одинаковые по звучанию и написанию, но не связанные по значению.

- А сейчас я расскажу вам о том, как вы должны находить омонимы в текстах и предложениях. Найти человека или животное можно по приметам, и у омонимов есть приметы, по которым их можно определить.

5 примет омонимов:

1) омонимы – это слова обычно одной и той же части речи;

2) омонимы одинаково звучат;

3) омонимы одинаково пишутся;

4) омонимы имеют разные лексические значения;

5) омонимы не имеют в значении никакого сходства.

V- А теперь скажите, на какие слова похожи омонимы? (На многозначные слова). Правильно. Но разница между омонимами и многозначными словами всё-таки есть. Как вы думаете, в чём эта разница?

- Угадайте, какое слово скрыто в рисунках? (вывешиваются рисунки). Правильно, слово «кисть». Есть какое-то сходство между кистью малярной, кистью винограда и кистью руки? (Есть, эти кисти похожи по форме). Значит, это слово многозначное.

5) В словосочетании золотые часы прилагательное употреблено в …….  (прямом) значении, а в словосочетании золотой характер – в …….. (переносном) значении.

Взаимопроверка, оценивание  диктанта.

А). Найдите слова, употребленные в переносном значении. (Устно)

жар солнца – жар чувства, (жар чувства),

тяжесть багажа – тяжесть утраты, (тяжесть утраты),

гибкость ума - гибкость ветки, (гибкость ума),

строить планы – строить мост, (строить планы),

зрелый возраст – зрелый плод, (зрелый возраст).

В) Как вы понимаете термин “переносное значение”?

(Мы переносим названия с одного предмета на другой, а новые значения называем переносными.)

III. Изучение новой темы Кластер (Стадия вызова имеющих информации)

1. Чтобы пользоваться языком, говорить и писать, нужно не только знать слова, но и уметь их связывать, изменять.

Ребята, вот вам слова это строительный материал, кирпичи, из которых можно построить красивый, величественный замок, а можно - безобразный, шаткий сарай.

1 группа лист, 2 группа коса, 3 группа- лук написать ассоциации

Лист-бумажный, что мы наем о бумаге? Мы на нём рисуем ,пишем, печатаем.

Лист дерева-растёт, опадает ,вянет. Это совершенно разные слова. А что их связывает? (произношение и написание)

2 группа коса-орудие труда, и девичья коса

, 3 группа- лук- растение, лук орудие

Составьте с данными словами по одному предложению.

(Я не умею стрелять из лука. Я не люблю жареный лук.)

Рефлексия.

*Так что же такое ОМОНИМЫ? *Как мы можем использовать омонимы?

*С ними интересно?* Кто из вас может похвалить себя за работу на уроке?

* А кто не очень доволен?