Образовательная программа "Знатоки русского языка" 2 класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему

Грибкова Елена Григорьевна

Образовательная программа «Знатоки русского языка»  для 2 класса составлена на основе примерной  учебной программы начального общего образования по русскому языку и соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта начального общего образования 2011г.

  • Рабочая программа курса «Знатоки русского языка» составлена на основе нормативно-правовой базы:
  • Закон РФ «Об образовании»;
  • Устав школы;
  • Основная образовательная программа начального общего образования школы на 2016-2017 г.г.;
  • Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2012 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znatoki_russkogo_yazyka_2_klass.docx27.82 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           Образовательная программа «Знатоки русского языка»  для 2 класса составлена на основе примерной  учебной программы начального общего образования по русскому языку и соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта начального общего образования 2011г.

  • Рабочая программа курса «Знатоки русского языка» составлена на основе нормативно-правовой базы:
  • Закон РФ «Об образовании»;
  • Устав школы;
  • Основная образовательная программа начального общего образования школы на 2011-2014 г.г.;
  • Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.

          Образовательная программа имеет научно-техническую направленность и предназначена для дополнительного образования  учащихся 3 класса общеобразовательного учреждения и  учитывает специфику адресата и условия обучения.

Цели реализации основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОКШ №4» направлены на обеспечение возможностей младшим школьникам получения качественного образования (достижение личностных, метапредметных и предметных результатов), на формирование УУД, на развитие личности школьника, на духовно-нравственное и патриотическое воспитание  учащихся и на сохранение их здоровья.

Миссия МБОУ «СОКШ №4»: наряду с обеспечением реализации федерального государственного образовательного стандарта  с учетом региональных особенностей, обеспечить формирование духовно-нравственной личности, обладающей гражданской позицией, чувством патриотизма и ключевыми компетенциями, определяющими национальную элиту России.

Цель школы: обеспечить условия для освоения учащимися фундаментальных знаний наряду с формированием ключевых компетентностей и получением социального опыта.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В начальной школе формируются универсальные учебные действия, закладывается основа формирования учебной деятельности ребенка – система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Начальный уровень школьного обучения обеспечивает  познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Задачи духовно-нравственного развития учащихся, воспитания у них нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире, патриотизма и гражданских качеств в связи со спецификой кадетской школы в МБОУ «СОКШ «4» являются одними из основных.

Курс русского языка является одним из основных предметов в системе начального общего образования, закладывающим основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития, реализует основные положения концепции лингвистического образования младших школьников.  

Возрастная ориентация программы: программа дополнительного образования «Знатоки русского языка» ориентирована на возрастные особенности детей  10 лет, различные  подходы к содержанию программы обеспечивают усвоение материала на разных познавательных уровнях в соответствии с возрастом

     Общая характеристика учебного предмета. Данный курс  построен с учетом следующих концептуальных положений:

           • ознакомление учеников с основами лингвистических знаний;

           • формирование навыков грамотного, безошибочного письма;

          • формирование и совершенствование коммуникативных умений    учащихся;

           • развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.

     В рамках уроков одного блока реализуется только одна цель, так как смешение упражнений не позволяет ученику сосредоточиться на выполнении и отработке определенного учебного действия. Уроки каждого блока перемежают друг друга и объединяются изучаемой языковой единицей.  

      Специфические особенности курса «Знатоки русского языка» в 3 классе:

 • нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня (звук, часть слова, слово, предложение), а также их классификация и сравнение;

• анализ речевой ситуации;

• выбор языковых средств для адекватной передачи мысли;

• контроль за безошибочным письмом.

  Важной отличительной чертой данной программы является ориентация ученика не на заучивание определений и правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы.

          Целью учебного курса «Русский язык» является -  знакомство учащихся с основными положениями лингвистики. Это формирование у них научного представления о системе и структуре родного языка, развитие логического и абстрактного мышления, представление родного (русского) языка как части окружающего мира; формирование навыков безошибочного письма и развитие письменной и устной речи учащихся.

В программе курса «Знатоки русского языка» выделяют  три блока, каждый из которых  соответствует целям обучения русскому языку:

«Как устроен наш язык»

«Правописание»

«Развитие речи»

В учебниках реализуется блоковая подача материала. Под блоком понимается система уроков, реализующих общую цель обучения.  

Рабочая учебная программа  курса «Знатоки русского языка»  создана на основе концепции системы учебников «Начальная школа XXI века» и отражает содержание обучения в современной начальной школе.

Обучение строится поэтапно с учётом формирования деятельности: от отработки отдельных действий к их взаимосвязи и целостной деятельности.

           Организация учебно-воспитательного процесса основана на технологии личностно-ориентированного и деятельностного подходов, в соответствии с чем выбираются форма и структура учебных занятий

           Урок – игра

           Урок – контрольная работа

Урок – защита проекта (ЗП)

        Формы организации учебного процесса:

индивидуальные,

групповые,

фронтальные.

 В планировании предусмотрены разнообразные виды и формы                     контроля:

  1.  Диктант
  2. Словарный диктант
  3. Тестирование
  4. Контрольная работа

         

Ожидаемые образовательные результаты:

Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;умение задавать вопросы.

Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.

К концу обучения учащиеся должны:

Знать

  1. изученные части речи;
  2. значимые части слова;

Знать:

  1. буквы и звуки, гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, согласные звонкие и глухие, согласные парные и непарные;
  2. имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение; глагол;
  3. предлог и приставку;
  4. корень, приставку, суффикс, окончание;
  5. главные (подлежавшее и сказуемое) и второстепенные члены предложения; словосочетания (главное и зависимое слово); предложения с однородными членами;

Уметь приводить примеры:

  1. простого двусоставного предложения;

Уметь кратко характеризовать:

  1. виды предложений по цели высказывания и интонации;

Уметь:

  1. выделять подлежащее и сказуемое, словосочетания, однородные члены (в простом предложении)
  1. пользоваться словарями;
  2. использовать алфавит при работе со словарем.

Блок «Правописание»

Уметь:

решать практические и учебные задачи, применять правила правописания,

писать под диктовку разборчиво и аккуратно текст из 75 - 80 слов со следующими изученными правилами правописания:

прописная буква в начале предложения,  в именах собственных

звонкие и глухие согласные в корнях

непроизносимые согласные; сочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу, сочетания чк, чн;

удвоенные согласные;

безударные гласные, проверяемые ударением (в корне слова); безударные гласные, не проверяемые ударением;

разделительные мягкий и твердый знаки; мягкий знак после шипящих на конце имен существительных, мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа;

не с глаголами;

безударные падежные окончания имен существительных; безударные падежные окончания имен прилагательных;

правописание безударных личных окончаний глаголов;

словарные слова, определенные программой;

знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки); запятая между однородными членами предложения.

Блок «Развитие речи»

Уметь:

  1. отвечать на вопросы к тексту;
  2. делить текст на смысловые части и составлять простой план.

      Изучение русского языка направлено на достижение цели развития коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, учебно-познавательной:

      - речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в трех видах  деятельности (развитие речи, письме);

       - языковая компетенция – овладение языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами.

- социокультурная компетенция - приобщение учащихся к культуре, традициям русского языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся начальной школы;

-  учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и социальных учебных умений.

2 класс

№ п/п

Дата занятия

Название раздела

Тема занятия

По плану

Фактич ески

1

Из истории языка.

Старые и новые слова в языке.

2

Сокровищница бабушкиного сундука.

3

Загадки простого предложения.

«Велосипед разбил трамвай», или Непорядок в предложении.

4

Важные мелочи.

5

Требуется определение.

6

Важные обстоятельства.

7

Необходимо дополнить.

8

«Дама сдавала в багаж.»

9

Стройтесь в ряд!

10

Запятые, по местам!

11

Запятые, по местам!

12

Лабиринты грамматики.

Слово в грамматике.

13

Как «работают» слова, или для чего нужна грамматика.

14

О

существительных по существу.

«Лебедь белая плывёт».

15

Может ли род быть общим?

16

Как на уроках русского языка может пригодиться счёт?

17

Как быть, если нет окончания?

18

Один, два, много.

19

Почему именительный падеж назвали именительным?

20

Как работает «родительный» падеж?

21

«Щедрый» падеж.

22

Винительный падеж - великий маскировщик.

23

Падеж-работяга.

24

Любимая «работа» предложного падежа.

25

Кому принадлежат имена собственные?

26

Такие разные

признаки

предметов.

Поговорим о качествах, цветах, свойствах и характерах.

27

«Красны девицы» и «добры молодцы».

28

Всё познаётся в сравнении.

29

Всегда ли «умный - умнейший»: сравниваем и оцениваем.

30

Что из чего и для чего?

31

Что кому принадлежит?

32

Обязанность притяжательных прилагательных.

33

«Крокодиловы слёзы».

34

Любимые игры со словами.


Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

- выставки

-фестивали

 -соревнования

-учебно-исследовательские конференции.

Материально-техническое обеспечение (оснащение кабинета)

  1. Персональный компьютер
  2. Интерактивная доска
  3. Мультимедийный проектор
  4. Мобильный класс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тематическое планирование по русскому языку2 класс по учебнику Рамзаева

планирование содержит основные требования к уровню обученности учащихся...

Урок "За землю Русскую" 3 класс "Школа 2100"

Урок окружающего мира в 3 классе по учебнику Данилова "Моё Отечество" по программе "Школа 2100"...

Предмет: Русский язык. Класс: 2-й класс. Тип урока: урок развития умений и навыков.

Образовательные: формировать представления о лексическом значении слова как об обязательном значении любого слова в языке; о том, что слова могут сочетаться или не сочетаться друг с другом.Формировать...

Технологическая карта урока. Правописание слов разделительным мягким знаком.русский язык, учебник В.П. Канакина, В.Г.Горецкий "Русский.2 класс". 2 часть. 2 класс, УМК «Школа России»

Технологическая карта урока. Правописание слов разделительным мягким  знаком.русский язык, учебник В.П. Канакина, В.Г.Горецкий "Русский.2 класс". 2 часть. 2 класс, УМК «Школа Росс...

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Предмет: Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: Падежные окончания имён существительных 2-го склонения.

Цель урока:  отрабатывать умение распознавать имена существитель­ные 1 -го и 2-го склонения, познакомить с системой окончаний имён существительных 2-го склонения....