Написание О и Ё (Е) после шипящих (в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных, в корнях существительных)
план-конспект урока по русскому языку на тему

Лысенко Ольга Анатольевна

План - конспект урока по теме "Написание О и Ё (Е) после шипящих (в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных, в корнях существительных)"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_r._yaz.docx14.76 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Написание О и Ё (Е) после шипящих (в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных, в корнях существительных)

Задачи урока:

Повторить и расширить знания учащихся о правописании о и Ё (е) после шипящих;

Продолжить работу по формированию навыка грамотного письма, вспомнить изученные орфограммы;

 Развивать устную и письменную речь учащихся, фонематический слух, орфографическую зоркость;

Совершенствовать культуру речи учащихся;  

Способствовать формированию самооценки учебной  деятельности.

Пособия для урока: Учебник «Русский язык» , ч. 1 (с.135-137); рабочая тетрадь 1.

Ход урока

1. Определение задач урока.  

2. Упражнение 102.

Цель упражнения: записать текст, вставить нужные буквы и объяснить орфограммы, выделенные в тексте. Особое внимание обратить на слово мужичок. В этом слове три орфограммы:

1. Безударный гласный в корне (мужичок – мужик).

2. Правописание сочетаний ЖИ-ШИ (мужичок).

3. о/е после шипящих в суффиксе существительных.

-В какой части слова находится третья орфограмма?

Для этого необходимо узнать, от основы какого слова образовано данное слово. После того как ребята выяснят, что слово мужичок образовано от основы слова мужик при помощи суффикса, возникает проблема: какую букву писать в этом суффиксе – о или Ё, – так как при образовании нового слова в корне произошло чередование звуков [к]/[ч’].

С правописанием суффиксов существительных, корни которых оканчиваются на шипящий и Ц, ребята познакомились еще в третьем классе, и возможно, что они сами вспомнят правило. После этого школьники еще раз прочитают его на плакате летучей Мыши на с.135.

3. Упражнения 103 и 104.

Цель упражнений: закрепление  правила о правописании о и Ё (е) после шипящих.

4. Упражнение 105.

 Цель упражнения:  вспомнить правописание суффиксов прилагательных, корень которых оканчивается на шипящий и Ц. Выполнить данное упражнение поможет правило на плакате летучей Мыши (с. 136).

Правило написания окончаний существительных и прилагательных после шипящих и Ц ребятам также известно. С опорой на это правило (плакат летучей Мыши на с. 137) ученики выполняют упражнения 106 и 107.

5. Вывод.

После того как ребята вспомнили правила и выполнили упражнения, учитель вновь обращает их внимание на эти правила с целью найти в них то, что их объединяет. Результат данной работы может выглядеть в форме таблицы.

ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ

Части речи

Прилагательные и существительные

Части слова

Суффикс и окончание

Буквы

Под ударением                    Без ударения

о                                              е

Примеры

холщовый                     плюшевый

большой                        могучей

старичок                       овражек

ковшом                         рощей

4. Итог урока

5. Домашнее задание:  Т. Стр.64 упражнение 65.

Дополнительное задание.  Т. Стр. 66-68 упр. 67


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме «Написание букв О и Е после шипящих и ц в окончаниях существительных»

урок русского языка в 3 классе  в системно-деятельностном подходе УМК ПНШ...

Написание О и Ё (Е) после шипящих ( в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных)

Русский язык тема урока:"Написание О и Ё (Е) после шипящих ( в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных)"...

«Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных»

Конспект урока по русскому языку по ПНШ 3класс....

Конспект урока русского языка Закрепление. Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

Предмет: русский языкКласс: 3-7Тема урока: Закрепление. Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.Цель урока: познакомить детей с указанной орфограммой и научить их применять...

Конспект урока по русскому языку Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных

Предмет: русский языкКласс: 3-7Тема урока: Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.Цель урока: познакомить детей с указанной орфограммой и научить их применять её на письме...

Конспект урока по русскому языку Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных

Предмет: русский языкКласс: 3-7Тема урока: Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.Цель урока: познакомить детей с указанной орфограммой и научить их применять её на письме...

« Написание букв О и Е после шипящих в окончаниях существительных и прилагательных»

Конспект  к уроку русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" в соответствии с требованиями ФГОС....