Конспект урока по русскому языку Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Комсолева Валерия Дмитриевна

Предмет: русский язык

Класс: 3-7

Тема урока: Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

Цель урока: познакомить детей с указанной орфограммой и научить их применять её на письме.

Планируемые результаты:

ü  Предметные

ü  Личностные

Тип урока: получение новых знаний

Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс, 2 и 3 части, автор М.Л. Каленчук и др.; презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

Русский язык

Челябинск, 2016

Предмет: русский язык

Класс: 3-7

Тема урока: Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

Цель урока: познакомить детей с указанной орфограммой и научить их применять её на письме.

Планируемые результаты:

  • Предметные
  • Личностные

Тип урока: получение новых знаний

Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс, 2 и 3 части, автор М.Л. Каленчук и др.; презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I

Организационный этап

1-2

мин

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.

Проверьте, всё ли у вас готово к уроку.

Начинаем урок русского языка.

Приветствовать учителя.

Л: положительное отношение к школе и учебной деятельности.

II

Мотивационный этап

 

5мин

Откройте  тетради и запишите число, классная работа.

Минутка чистописания. Чч Кк

Словарная работа:

Откройте П. т. на стр. 33 Работа со словарным словом горячий. Какое новое словарное слово вы видите? (горячий). Сейчас прочитаем слово, выделяя ударный слог. (горЯчий) Достаньте свои словарики и запишите это слово. Подчеркни в нем орфограммы. В какую группу вы запишите это слово? Что обозначает это слово?( Имеющий высокую температуру). П.т. с. 34 упр 34. Что нужно сделать? Проверяем!

Записываю число, классная работа

Работают со словарными словами

Отвечать на вопросы

Л: положительное отношение к школе и учебной деятельности.

К: выслушивать разные точки зрения

III

Постановка учебной задачи

2мин

Отгадайте загадки

Если ты его отточишь,

Нарисуешь всё, что хочешь. (Карандаш)

Как по-другому назвать приятеля, друга. (Товарищ)

Что объединяет эти слова? (В этих словах встретились шипящие звуки)

- Теперь поставьте слова карандаш и товарищ в форму Т.п. ед.ч.

-Что получилось?

-В слове карандаш, какую букву поставим в окончании? А в слове товарищ?

-Попробуем сформулировать тему нашего урока.

Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

Сформулируйте цели урока.

Цели  урока:
1)познакомить с правилом написания О и Е в окончаниях имен существительных после шипящих и буквы Ц
2)выделять орфограмму на письме

3)закрепить свои знания по теме. Молодцы!

Отгадывают загадки

Отвечают на вопросы

Формулируют тему урока

Определять цели и пути их достижения

Самоопределение;

целеполагание;

планирование учебного

сотрудничества с учителем и сверстниками

П: Строят рассуждения.

IV

Решение учебной задачи

20 м

Откройте учебник. 57. Прочитайте задание к упр59.

- обратный словарь на –Е (с.167) Посмотрите, какое окончание у всех слов с основой на –Ц.

-Окончание стоит под ударением? Или оно безударное?

-Ребята, а какое окончание у слов с основой на –Щ? В этих словах оно также безударное?

-Молодцы, верно!

Теперь откройте словарь на букву –О (с.173). Обратите внимание на слова в конце списка с основой на –Ц и –Ч.

(лицо, яйцо, кольцо, плечо).

-Какое окончание у этих слов? (ударное)

На основании наших с вами наблюдений, дополните формулировку правила ниже.(с. 57)

Молодцы! Переходим к следующему упражнению.

Прочитайте задание к Упр. 60. Что будем использовать при работе с этим упражнением? (обратный словарь с.175).

-Сейчас устно, по цепочке, давайте с вами образуем форму ед.ч. Т.п. указанных слов.

-Обязательно проговаривайте, является ли окончание ударным. (хлЕбцем, гребцОм).

-Теперь, ребята, запишите в форме Т.п. ед.ч. пять слов, в которых буква Е не выделена цветом:

гребцом

продавцом

певцом

ловцом

пловцом

Выделите в словах ударение и окончания.

-Окончания этих слов под ударением, и в них пишется буква О.

-Затем выпишите в форме Т.п. ед.ч. 10 любых слов, в которых буква Е выделена.

Выделите в словах ударение и окончания.

-Обратите внимание, если окончание безударное, значит пишется буква Е.

Сформулируейте вывод.

-Молодцы!

-С опорой на правило, выполните самостоятельно упр.61.

-Проверяем.

Упр.62. Откройте словарь на –Ч.(с.175).

-Итак, работаем по цепочке. Изменяем падеж слов на Т.п.

-Окончания каких трёх слов из списка отличаются от остальных? (плачем, царевичем, обручем). Чем это можно объяснить?

-Молодцы, вы хорошо запомнили правило!

-Запишите у себя в тетради в первый столбик эти три слова в форме Т.п. ед.ч., а во второй любые пять слов из списка с другим окончанием. Выделите во всех словах ударение и окончания.

-Проверяем.

Выполняют упр.59

Работают по обратному словарю

Отвечают на вопросы

Работают по обратному словарю

Выполняют упр.60.

Работают устно, по цепочке

Записывают слова

Выделяют в словах ударение и окончания

Формулируют  вывод

Выполнять самостоятельноупр.61

Проверяют с учителем

Работают по обратному словарю

Выделяют ударения и окончания

Р: принимают и сохраняют уч. Задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;
принимают освоенные способы действия.

Л: ориентируются в текущей учебной книге; умение находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях;

К: находить в учебнике подтверждение своей позиции или высказанным сквозными героями точкам зрения используя для этой цели в качестве аргументов правила.

IV

Физкультминутка

Решение учебной задачи

1-2

Мин

15мин

Видеоролик

с. 59 Упр.63Что нужно сделать? (объяснить, как вы понимаете данные устойчивые выражения и их значение).

Кривить душой – говорить неправду;

Показать товар лицом – показать лучшие качества товара;

Бить ключом - проявлять большую активность;

Сидеть сычом – сидеть обидевшись, надувшись, в одиночестве.

Не заманишь калачом – ничем не заманить, не заставить что-либо сделать.

-В какой форме стоят существительные во всех этих словосочетаниях?

-Молодцы, вы верно заметили!

Упр.64 Прочитайте. Выполните самостоятельно в тетради.

-Правильно запишите окончания и подчеркните их.

-Проверяем. Какие безударные падежные окончания сущ-х вам встретились?

Следующее упр.65

-Откройте словарь на –Ж (стр.167).

-Работаем по цепочке. Ставим слова в форму Т.п. ед.ч. В зависимости от ударения определяете орфограмму в окончании и записываем у себя в тетради в два столбика: слова с окон. –ом и слова с окон. –ем.

-Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием!

Следующее упр.68.

Спишите текст.

-Ребята, давайте с вами вспомним падежи.

Над словами, выделенными жирным шрифтом, напишите падеж.

-Давайте проверим. Какие слова Р. п. (дощечек, ёжика). В.п.? (скрипку, пенёк), Д.п. (муравьям, кузнечикам, комару).

Предложения, выделенные цветом, разберите по членам предложения.

-Проверяем

Объяснять значение устойчивых выражений

Отвечать на вопросы

Выполнять самостоятельно упр.64.

Работать с обратным словарем

Определять орфограмму в окончании

Выполняют упр.

Отвечают на вопросы

Доказывают свою точку зрения

выполнение действия по образцу;

Р: принимают и сохраняют уч. Задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;
принимают освоенные способы действия.

Л: ориентируются в текущей учебной книге; умение находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях;

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

Л: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Р: выполнять учебный действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. сличение способа действия при орфографической работе

V

Рефлексия

2-3

мин

Ребята, какие цели у нас с вами были? Кто считает что достиг, подними руку. Всем спасибо за урок. Выставление оценок за работу на уроке.

Дз  С. 63 упр 70  П.т. с.34 упр. 35

На уроке было все понятно и все получилось, нарисуйте зеленый кружок на полях. Нужна помощь желтый кружок.

Анализируют свою деятельность

Отвечать на вопросы

Р: осуществлять самоконтроль и контроль полученного материала.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме «Написание букв О и Е после шипящих и ц в окончаниях существительных»

урок русского языка в 3 классе  в системно-деятельностном подходе УМК ПНШ...

«Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных»

Конспект урока по русскому языку по ПНШ 3класс....

Конспект урока русского языка Закрепление. Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

Предмет: русский языкКласс: 3-7Тема урока: Закрепление. Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.Цель урока: познакомить детей с указанной орфограммой и научить их применять...

Конспект урока по русскому языку Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных

Предмет: русский языкКласс: 3-7Тема урока: Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.Цель урока: познакомить детей с указанной орфограммой и научить их применять её на письме...

1. Урок русского языка УМК «Перспективная начальная школа»,3 класс. Тема: «Написание букв «о» и «е» после шипящих и ц в окончаниях существительных».

Урок русского языка  УМК «Перспективная начальная школа»,3 класс. Тема: «Написание букв «о» и «е» после шипящих и ц в окончаниях существительных&ra...

Конспект урока русский язык «Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных»(УМК Школа России 3 класс)

Цели деятельности учителя: Закрепить и обобщить знания учащихся о правописании «О» и «Е» в окончаниях имён существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук [ц]. По...

Технологическая карта урока по русскому языку «Правописание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных» УМК «Перспективная начальная школа» 3 класс

Цели деятельности учителя: обобщение знаний о правописании букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных, формирование навыка правописания букв О и Е в окончаниях существительныхТип ...