Открытый урок по русскому языку в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Репичева Ольга Алексеевна

Урок  русского языка по теме "Наречие" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx28.22 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка  в  4 классе

по теме «Наречие»

Учитель начальных классов МБОУ

«Старокрымский УВК №1

 «Школа-гимназия»

 Репичева Ольга Алексеевна

                                                               

    Тема урока: Наречие как часть речи.

    Тип урока: урок открытия новых знаний.

    Цель: дать общую характеристику о наречии как части речи, показать отличие наречия от других частей речи.

Задачи: 1. Предметные: организовать деятельность учащихся по выявлению и усвоению способа определения наречия как части речи.

               2. Метапредметные:

Познавательные: создать содержательные и организационные условия для развития умения анализа, сравнения, классификации морфологических и грамматических признаков наречия, выделения главного;

содействовать развитию умения наблюдать, исследовать наречия как часть речи;

формировать умения структурировать информацию.

Регулятивные: обеспечить формирование умения ставить цели, планировать свою учебную деятельность; содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию.

Коммуникативные: содействовать  развитию умения общаться, создать условия для реализации диалогической и монологической речи.

Личностные:  помочь осознать социальную практическую и личностную значимость учебного материала, помочь осознать ценность совместной деятельности.

Предполагаемый результат: овладение способом определения наречий среди других частей речи на основе их морфологических и грамматических признаков; сформировать предпосылки к овладению учебной деятельностью, навыками  сотрудничества.

Оборудование, наглядность: мультимедийное оборудование,  учебник, раздаточный материал, презентация к уроку.

Формы работы:

  • фронтальная
  • самостоятельная
  • групповая

Методы работы:

  • наглядный
  • диалог

Ход урока.

I. Самоопределение к деятельности. (Организационный момент)

- Здравствуйте. Садитесь.

Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке.

 Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам  работать дружно, открыть что-то новое.

- Сегодня у нас необычный урок – урок исследование.  

- Кто помнит, что такое исследование?  (Поиск новых знаний, установление каких-то фактов, поиск информации по какой-либо проблеме.)

- Вот этим мы сегодня и займемся.

-На протяжении всего урока вы будете оценивать свою работу в таблице самооценки, а в конце урока посмотрим на результат.Таблицы лежат перед вами.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в действии.

- Сели правильно. Открыли тетради. Записали число и классная работа.

- Прочитайте слова на экране.

СЛАЙД 1

Писать, лиса,  весёлый, медленно, смешное,вчера, плащ, котёнок,объехать, лепить, впереди, голубая.

- Распределите данные слова на группы по изученным частям речи и запишите их в столбики в тетрадь. Каждую группу подпишите.

СЛАЙД 2.       Самопроверка.

-  Прочитаете только существительные. Докажите.

- Прочитайте прилагательные. Докажите.

- Прочитайте глаголы. Докажите.

Самооценка в таблицу

- Какие слова остались лишними? (медленно,вчера,впереди) 

СЛАЙД 3.

- Может кто-то знает какая это часть речи?

- Можете  доказать

III.Определение темы урока. Постановка учебной задачи.

          - Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Наречие).  

- Вы что-либо знаете про эту часть речи?

-Определим цель урока.

СЛАЙД 4.

  1.Узнать….что такое наречие.

  2. Найти отличие…. наречия от других частей речи.

  3. Определить … признаки наречия.

  4. Учиться находить …наречия в предложении.

  5.Использовать ….наречие в речи.

Наш урок- урок–исследование. Чтобы исследование прошло результативно, вам , понадобится умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. К тому же вы должны быть очень внимательными, ведь на уроке мы с вами должны добыть новые знания.

-Давайте составим план. На какие вопросы мы должны найти ответы в процессе исследования?

СЛАЙД 5.

План на доске.

1.На какие вопросы отвечает наречие.

2. Каким членом предложения является.

3.Что обозначает наречие.

4.Как изменяется наречие.

IV. Открытие новых знаний. Работа над решение поставленных проблем.

Вернемся к нашим словам.

СЛАЙД 6.

               медленно   (как?)

               вчера         (когда?)

               впереди      (где?)

-Какой вопрос мы можем поставить к каждому из этих слов?

Слова , которые отвечают на вопросы  Где?  Как? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? – это наречия.

Запомнить эти вопросы легко используя стихотворение.

Семь вопросов – просто чудо.

                                     Их запомнить можно так:

                                     Где? Когда? Куда? Откуда?

                                     Почему? Зачем? и Как?

-Это стихотворение написано у вас на листочках на парте. Прочитайте его друг другу. Повторите.

ВЫВОД: Наречие отвечает на вопросы: Где?  Как? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем?

-Продолжаем наше исследование.

-Спишите предложения записанные на доске.

Впереди виднелся темный лес.

В осеннем лесу тихо падали листья.

Вчера мы весело провели время.

_ Какие это предложения?

_Подчеркните грамматическую основу?

_Найдите в предложениях наречия. Поставте к ним вопрос?

_ От какого слова вы поставили вопрос?

_Каким членом предложения является наречие?

ВЫВОД: В предложении наречие является  второстепенным членом (обстоятельством).  

Самооценка в таблицу. 

 

__ От какого слова вы поставили вопрос?

СЛАЙД 7.

         Из энциклопедии «Русской морфологии».

Наречие появилось в русском языке позже других частей речи. Слово наречие очень старое, оно встречается в древнерусском языке. Корень речь как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи  «приглаголием»

_Как вы думаете почему? (Слово стоит приглаголе и поясняет его.)

ВЫВОД: Наречие тесно связано с глаголом и обозначает признак действия.

_Продолжаем наше исследование и теперь поработаем в группах.

Каждая группа получает 4 задания. Вам надо распределить выполнение заданий, исследовать их, сделать вывод ,а результаты исследования занести в таблицу по алгоритму.

Задание 1.

Вопрос:  Изменяется ли наречие рано по числам?

Подставить подходящие по смыслу наречия.

Ед.число                                                        мн.число

Прилетел (когда?)__________                 прилетели (когда?)__________

Пела (как?)_______________                  пели (как?) ________________

ВЫВОД: ________________________________________________

(Наречие по числам не изменяется)

Задание 2.

Вопрос: Изменяется ли наречие громко по родам?

Ж.р. девочка читала (как?) ____________________

М.р. мальчик читал (как?) _____________________

Ср.р. радио играло (как?) _____________________

ВЫВОД: ________________________________________________

(Наречие по родам не изменяется)

Задание 3.

         Вопрос: Изменяется ли наречие медленно по временам?

Н.вр. Цветут (когда?) ______________  летят (как?) ____________

Пр.вр. цвели (когда?) ______________   летели (как?) ___________

Б.вр. зацветут (когда?) _____________  полетят (как?) ____________

ВЫВОД: _____________________________________________________

(Наречие по временам не изменяется.)

Задание 4.

       Вопрос: Изменяется ли наречие вдруг по падежам?

        Что? ______________________

        Чего? ______________________

       Чему? ______________________

        Чем?_______________________

        О чем? ____________________

        ВЫВОД: _____________________________________________________

   

Таблица результатов исследования.

НАРЕЧИЕ.

Изменяется по числам

Изменяется по падежам

Изменяется по родам

Изменяется по временам

да

нет

да

нет

да

нет

да

нет

ВЫВОД: Наречие – неизменяемая часть речи

Самооценка в таблицу. 

 

Давайте подведем итоги нашего исследования:

Наречие

1.  Отвечает на вопросы: Где?  Как? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем?

2. В предложении  является  второстепенным членом (обстоятельством).  

3.  Обозначает признак действия.

4.  Неизменяемая часть речи

Работа с учебником.

_Давайте посмотрим что нам говорит учебник. (стр.74 правило)

Упр.124 _Какое из выделенных слов является наречием? Докажите.

V. Включение в систему знаний. Учимся использовать наречия в речи.

Дефферинцированная работа.

СЛАЙД 8.

    …светило осеннее солнце. Мы …прилетели в Москву. Извилистая  тропинка вела … к озеру.  ….  к нам в гости приехала бабушка.

Слова для справок: прямо, ярко, утром, сегодня

   

   (Где?) синей лентой извивалась река. Ребята (как?) шли по тропинке.

Шофёр повернул (куда?). Звук топора слышался (откуда?)... .

Фронтальная проверка.

Самооценка в таблицу. 

VI. Итог урока.    

- Выполнили ли мы поставленные задачи ?

-Ответьте на три ключевых вопроса:

ЧТО ДЕЛАЛИ? ( Знакомились с новой частью речи.)

КАК ДЕЛАЛИ? ( Выполняли исследование.)

ЗАЧЕМ?  (Чтобы обогатить нашу речь, сделать её более яркой.)

- Какие же открытия вы сегодня сделали? (Узнали на какие вопросы отвечает наречие, что обозначает, неизменяемая часть речи, в предложении является второстепенным членом.

VI. Рефлексия.    

         Проведем небольшой тест. (да, нет)

1.  Наречие-это самостоятельная часть речи.
2. Наречие отвечает  на вопросы – Кто? Что?
3. Наречия делают нашу речь точной, образной, выразительной.
4. Наречие обозначает предмет.
5. Наречие –это неизменяемая часть речи.
6. В предложении является – подлежащим.

Самооценка в таблицу. 

-Оцените свою работу на уроке. (итоги таблицы)

_А я оценю вашу работу. (оценки)

Домашнее задание. Стр.74 упр.126

- Как вам сегодня было на уроке скажите наречиями.

-А мне с вами было?

(- хорошо - тепло - уютно- интересно - весело – приятно)

Спасибо за урок!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Влево наклонись, вправо наклонись,

Вниз опустись, вверх поднимись,

А теперь чуть-чуть попрыгай.

Влево, вправо повернись

И тихонечко садись!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТкрытый урок по русскому языку 1 класс с элементами ТРИЗ

Открытый урок по русскому языку 1 класс с элементами ТРИЗ...

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 3 КЛАСС

Конспект урока по программе "Школа России" по теме: "Обобщение знаний о прилагательном как части речи". На уроке используется дифферинцированное обучение....

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Тема урока. Имя прилагательное как часть.

Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Учебник:Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Тема урока. Имя прилагательное как часть речи. Цель урока. Предметные. Дат...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку.2 класс. Программа "Школа России"(Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова). Тема урока: "Перенос слов".

Технологическая карта открытого урока.Тема урока "Перенос слов". Русский язык. 2 класс.  Программа"Школа России". Авторы-Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова.Урок разработан учителем начальных классов -Федор...

4.Открытый урок по русскому языку 2 класс. Тема урока: Разграничение приставок и предлогов.

Открытый урок по русскому языку 2 класс. Тема урока: Разграничение приставок и предлогов.Конспект урока и технологическая карта....