"Нахождение слов, которые выражают различные чувства, и их роль в речи.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Быстрова Наталья Георгиевна

Урок русского языка во 2 классе. ОС "Школа 2100". Технологическая карта урока с презентацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка во 2  классе.

Тема урока:  Нахождение слов, которые выражают различные  чувства, и их роль в речи.

Цель: Создать условия для применения имеющихся знаний при знакомстве  со словами, выражающими чувства,

способствовать развитию внимания к слову.

Задачи:

Тип урока: изучение нового материала

Используемые пособия: учебник « Русский язык» 2 класс Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, методические рекомендации  для учителя Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева

Оборудование: мобильный класс, компьютер с  мультимедийным проектором для показа слайдов, аудиозапись для физминутки.

Планируемые результаты образования.

Предметные:

  1. Развитие умений находить слова, которые выражают чувства, и определять характер чувства.
  2. Формировать умение правильно оформлять предложения с такими словами на письме.

Личностные: 

  1.  Развиваем умения выказывать своё отношение к разным  ситуациям , выражать свои эмоции.
  2. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные: (УУД)

Регулятивные:

  1. Уметь самостоятельно организовать своё рабочее место, работу на компьютере.
  2. Уметь   формулировать учебную проблему.
  3. Формировать умение планировать свою деятельность.
  4. Осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль.

Познавательные:

  1. Уметь  ориентироваться в компьютере, в программе  Power Point.
  2. На основе анализа объектов делать выводы.
  3. Обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные:

  1. Сотрудничать в совместном решении проблемы, работать  в паре, группе.
  2.  Развивать умение слушать и понимать других.
  3. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность  обучающихся

Формирование УУД

1 Организационный

Откройте тетрадь.

– Что надо записать?

Самостоятельно записывают

2  Актуализация  знаний.

1. Словарная работа  с использованием ИКТ «Мобильный класс»

-Откройте  документ словарные слова,  начинаем работать  показ слайда с начала . Работаем  с одним слайдом 3 мин.

Слова: соловей, месяц, собака, сорока, воробей, платок, мечта,  пальто, народ,   рисунок, ребята, ворона.

 Проверка осознанности выполнения задания

Грамматическая задача :

Среди словарных слов встретилось слово в котором звуков меньше, чем букв.  Кто помнит это слово? (пальто)

У каждого на парте компьютер, работают в паре с тренажёром  « Словарные слова».

 По сигналу учителя  работа прекращается

Отвечают на поставленный вопрос.

(пальто).

Дают объяснение,  почему звуков меньше, чем букв.

Познавательные     УУД

-Уметь  ориентироваться в компьютере, в программе Power Point

-Знать написание  слов  с орфограммами.

Регулятивные         УУД

-Уметь самостоятельно организовать своё рабочее место, работу на компьютере.

- Формулировать учебную проблему.

Коммуникативные   УУД

-Сотрудничать в совместном решении проблемы, работать  в паре.

3. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения).

1. Постановка проблемы

Для того чтобы сформулировать тему урока я прошу поработать в группе с заданием.

(В классе 5  групп, 5 карточек со словами).

 

Задание

 -Что объединяет слова в группе, какое слово лишнее . почему.

1 группа

Кружилась,  дружили, играют, ах, поют, рисовать.

2 группа

 Пушистый , частый, веселый, ой, красивый, интересный.

3 группа

Кувшин, ух, посуда, рисунок, девочка, сорока.

4 группа

Ай, ученица, тетрадь, работа, фильм,  снег.

5 группа

Голубой, тихий,  эх, добрый,   хитрая, ранняя.

  В конце выступления групп на доске появляются слова : ах, ой, ух, ай, эх.

2. Формулировка основного вопроса урока:

–– Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

-Где мы можем встретить такие слова? ( в речи)

– Послушайте стихотворение А. Тетивкина.

Сердце так и гложет страх.

Ах!

Эх, ведь как назло!

Вот бы нынче повезло!

Я по списку дальше всех!

Эх!

Ох, беда уже близка!

Так и ждёт меня доска.

– Какие слова помогают почувствовать переживания ученика?

  1. Составим план,

 по которому будем составлять рассказ о таких словах.

План (примерный).

1.        Какие слова выражают чувства?

2.        Что обозначают эти  слова?

3.  На какие вопросы  отвечают?

4. Как называются такие слова?

– Что мы сейчас делали?

(Планировали свою деятельность.)

_ Что бы вы сказали о том  времени , когда у нас на уроке начинается  физминутка, используя слова, выражающие чувства.

Выполняют работу в группах по  карточкам.

 В ходе классификации выделяются группы: слова, обозначающие предметы, действия предметов, признаки предметов.

Лишние слова : ах, ой, ух, ай, эх.

Дети обосновывают свой выбор.

Дети высказывают свои предположения, формулируют тему урока.

( Слова , которые выражают чувства)

В речи

Составляют коллективно план урока

 Познавательные УУД

Познавательные УУД

- Развивать умение извлекать информацию из текстов.

 -Представлять информацию в виде схемы.

-На основе анализа объектов делать выводы.

-Обобщать и классифицировать по признакам.

 -Ориентироваться на развороте учебника.

  Регулятивные УУД:

-Развивать умение высказывать своё предположение на основе имеющихся знаний , сравнения , классификации.

-Прогнозировать предстоящую работу

 ( определять тему урока, составлять план).

Коммуникативные   УУД

Сотрудничать в совместном решении проблемы, работать  в группе.

физминутка

Физминутка  «Дирижер»  с использованием музыкального произведения  проводится гимнастика для глаз.

 

Гимнастика для глаз

 4. Развитие умений – применение знания.

1.Составление предложений

-Какое  чувство у вас вызвало музыкальное произведение.

- Передайте свои  чувства предложением с использованием  слов, выражающих чувства.

2. Соотнесение слов с чувствами. (Работа по карточкам)

Задание

 Работайте  в парах

Определите   чувства, которое выражают  слова,  соединив слова с  нужными предложениями

Самостоятельно

Запиши предложение,  из предложенных,  по своему заданию.

Карточка

Ах, какая красота вокруг!

Ох, я едва стою на ногах…

Фу, какая горькая таблетка.

Эх, я совсем забыл о встрече!

Ой! Как я боюсь темноты.

Соотносят с чувствами: восхищение, страх, печаль, усталость, сожаление, недовольство.

Дополнительное задание:  (для сильных учеников)

Составьте схему своего  предложения. Обратите внимание на запятую после этих слов, а также знаки в конце предложений

3. Организация самопроверки.

 -Проверьте правильность выполнения вами задания  сравните со слайдом.

4.Работа по составленному плану в начале урока

Вернемся к плану, составленному в начале урока, составим по нему рассказ о новых словах.

5.Введение понятия междометие

Такие слова  называют междометия

6.Наблюдение  над записью предложений  со словами , выражающими чувства.

-Обратите внимание на запятую после этих слов, а также знаки в конце предложений. (| Ах, ________ ________!)

– Из скольких слов состоит предложение?

– Какие знаки стоят в конце предложения? (Обычно восклицательный знак.)

– Что это значит? (Предложения произносят с особым чувством.)

– Какое чувство передают слова, которые стоят на первом месте в предложениях?

Вопросы к ученику, выполнявшему работу 

(начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось составить схему предложения?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

7. Работа с учебником.

Упр. 104  с. 78– развивается умение составлять предложения по схемам со словами, выражающими чувства. Работе  предшествует беседа по схемам.

– Из скольких слов состоит предложение?

– Какие знаки стоят в конце предложения? (Обычно восклицательный знак.)

– Что это значит? (Предложения произносят с особым чувством.)

– Какое чувство передают слова, которые стоят на первом месте в предложениях? (Ой – страх, ах – восторг, ха-ха – насмешка, злорадство, ох – усталость, недовольство, эх – радость,  ух – восхищение, удивление.)

Одно-два предложения можно разобрать коллективно, дальше работают самостоятельно.

Взаимопроверка в парах

Фронтальная работа

Дети устно составляют  предложения  , используя  новые слова, чтобы передать свои чувства,  класс определяет чувства.

Работа в паре и индивидуальная

В парах совещаются , соотносят чувства с записанными предложениями, самостоятельно записывают  свое предложение по предложенному заданию.  (6 вариантов предложений)

Рефлексия

 -сверяют  выполнение задания со слайдом.

Составляют рассказ о междометиях ( ах, ох, фу, эх, ой) по плану, составленному в начале урока

 

Дети, получившие дополнительное задание,  у доски чертят схемы предложений.

Наблюдение над схемами предложений.

Фронтальная беседа, в ходе которой  формулируются правила записи предложений с таким словами.

Ученик учится  делать самооценку по предложенным вопросам.

 -Ответы на поставленные вопросы

-При выполнении упр. 104. Дети составляют предложения по схемам и записывают их в тетрадь по выбору.

Проверка выполнения упр .

Взаимопроверка в парах

Познавательные УУД

 -Развивать умение извлекать информацию из схем , текстов.

- Знакомство с новым словом  междометие

Регулятивные УУД

-Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

- Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

- Развивать умение слушать и понимать других.

-Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

- Оформлять свои мысли в устной, письменной  форме.

-Умение работать в паре.

.

5.Итог урока

Сделайте вывод:

– Для чего нужны в речи особые слова ай, ой, ах, ох, ух и др.? (Чтобы выразить чувства.)

– Произнесите молодцы с разной интонацией, используя эти особые слова.  

- Выразите понимание вами новой темы одним междометием и запишите его в тетрадь, оформите свое высказывание предл0жением.

Формулируют выводы   по новой теме.

Произносят предложения с нужной интонацией, используя междометия.

Регулятивные УУД

-Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

- Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Какие слова выражают чувства? Что обозначают эти слова? На какие вопросы отвечают? Как называются такие слова?

Слайд 2

Какое чувство выражено в каждом предложении? При помощи каких чувств? Соедини слова с предложениями. Ах, какая красота вокруг! Ох, я едва стою на ногах… Фу, какая горькая таблетка. Эх, я совсем забыл о встрече. Ой! Как я боюсь темноты! восхищение страх печаль усталость сожаление недовольство

Слайд 3

Какие слова выражают чувства? Слова: ах, ох, ух, эх, ой, ай … Выражают чувства : радости , жалости, боли… Что обозначают эти слова? На какие вопросы отвечают ? К ним нельзя поставить вопрос . Как называются такие слова? междометия ах ух эх х е-хе ой ох Ха-ха


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

е е е е е а и и и а о а а а а о о о о о о о я с о лове ́ й п а льто ́ с о ро ́ ка в о робе ́й ме ́с я ц с о ба ́ ка р е бя ́та в о ро ́н а р и су ́нок н а ро ́д пл а то ́к м е чта ́ я я а

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык.Слова,которые выражают различные чувства,их роль в речи.

Урок формирует ответственность к учению, воспитывает уважение к школе, учителю. На уроке используется технология проблемно- диалогического обучения....

План-конспект урока по русскому языку "Слова, которые выражают различные чувства и их роль в речи" (2 класс)

План-конспект по системе "Школа-2100". К нему прилагется презентация и раздаточный материал....

Проект урока русского языка Тема урока: «Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи»

Данный урок – вводный. Основные задачи этого урока – формирование умения узнавать междометия в тексте, построение предложений с использованием междометий, понимани...

Урок русского языка во 2 классе по теме «Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи »

ОС «Школа 2100» Учебник Р.Н. Бунев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык».2 классРабочая тетрадь Яковлева М.А.Тетрадь по чистописанию. 2-й класс. (К учебнику  «Русский язык», 2-й кл...

« Междометия. Слова, которые выражают различные чувства, их роль в речи».

Хотела бы поделиться  своим опытом работы по теме «Обучение младших школьников на основе технологии проблемного диалога». По образовательной цели – это урок изучения нового материала, по ти...

Презентация к уроку Тема урока: Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи.

План - конспект урока по русскому языку  во 2-ом классе («Школа 2100»)Составитель: Максимова Елена Владимировна.Тема раздела: Слова, к которым нельзя задать вопросы.Тема урока: Слова, котор...