Виды работ по орфографии на уроках русского языка в 4 классе.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Уколова Анна Николаевна

Представлен урок по русскому языку, в котором собраны задания для выявления орфографической зоркости.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку «Виды работ по орфографии на уроках русского языка» Уколова А.Н.

1. Организационный момент

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

3 . Актуализация знаний

4. применение знаний и умений

 

5. Контроль усвоения

6. Рефлексия.

Цели: систематизировать знания учащихся о разных орфограммах и способов проверки;

Формировать умения находить орфограммы, определять их место в слове;

Развивать орфографическую зоркость, языковую интуицию.

Посмотрите, какой сегодня прекрасный день, давайте подарим друг другу хорошее настроение. Улыбнитесь партнеру по лицу и пожелайте удачи партнеру по плечу.

«Мозговой штурм». Веселые рифмовки.

« Разве можно без улыбки видеть Васины ошибки? Он в тетрадке написал : «КОРОНДАШ, ПОРТФЕЛ, ПИНАЛ, РУЧЬКА И ТИТРАТКА У МИНЯ В ПОРЯТКЕ».

- Быстро Васе помогайте, все ошибки исправляйте.

У вас на столах лежат листочки, необходимо исправить ошибки в тексте. Работаем на листочках.

- Как вы думаете над, чем мы с вами будем сегодня работать?

- Своё предположение выскажет участник желтого стола под номером 2.

Сегодня мы будем работать над видами орфограмм и способами проверки.

Внимание на доску. Перед вами написан текст. Прочитайте его про себя.

Ёлка в блестках ледяных (ЛЁД)

В теплых слезках (СЛЕЗА) смоляных (СМОЛЫ)

Свежая, зеленая (ЗЕЛЕНЬ)

Солнцем (СОЛНЫШКО) озаренная. (Непроверяемая ударная гласная, приставка О)

У вас есть этот текст в конверте под номером 1

Определите на какие группы можно разложить все орфограммы из этого текста.

Посчитайте, сколько групп получилось. Назовите эти группы. Отвечает участник голубого стола под номером 4.

У кого есть дополнение?

Для выполнения следующего задания найдите нового партнера по геометрической фигуре. У вас на входных билетах с обратной стороны есть геометрические фигуры и на столах они обозначены.

Продолжаем работу с текстом.

«Деформированные предложения».

Открываем конверт № 2

Необходимо изменить слова так, чтобы предложение было правильным, а после составить текст.

задания даны на каждого участника.

1. С приходом зимы в лесу всё изменилось. Заснул в глубокой норе барсук. Белую шубку надел горностай. Куропатка сменила пеструю летнюю одежду на зимнюю.

2. Зимой нашу местность трудно узнать. Всё покрыто снежным ковром. Стоит ненастная погода. Грустно смотреть на окрестности нашей деревни.

3. Зимой идёт мягкий снег. Снежные хлопья легли на землю и крыши домов.  Снег одел в пушистые рукавицы кусты и деревья.  В воздухе долго дрожит снежная пыль.

4. На улице лютый мороз. Метель заметает следы. Синичка ходит по земле в поисках еды. Сложно зимой животным добывать пищу.

5. Апрельское солнце светит ярко. Тает последний снег. Первые стрелочки зелёной травки прорезают весеннюю землю. На гибких ветвях берез появилась нежная листва.

6. Как красив лес весенним днем. Смотришь в небо и видишь как с далекого юга летят птицы. Птицы держат путь в родные места . Скоро мы услышим песни прилетевших птиц.

7. Весной дни становятся длиннее. Постепенно леса и поля пробуждаются, наполняются птичьими голосами. В ясный мартовский день начнет подтаивать снег и зазвучит первая капель. И хотя кругом еще снег, можно уверенно сказать, что уже пришла весна.

8. Весной погода стоит чудесная. На деревьях набухают почки. Появляются первые цветы подснежники. Начались весенние работы на полях и огородах.

Какие основные темы прослеживаются в текстах?

Про ВЕСНУ и ЗИМУ.

К какой орфограмме можно отнести эти слова?

Безударная гласная в корне слова.

«Четвертый лишний»

Откройте конверт под номером №3

Нужно выбрать одно лишнее слово.

1) ДУБ, ДОРОЖКА, ЛОВКИЙ, ЧАЙНИК

2) СКОЛЬЗКИЙ, ГРИБ, ГОЛУБКА, ЧАЙНИК

3)ЛЕВ, ЗУБ,ТРАВКА, ЧАЙНИК

4)СТОЛБ, КОД, ОБЕД, ЧАЙНИК

5)РОССИЯ, МОСКВА, ТЮМЕНЬ, ХЛЕБ

6)ТАНЯ, САША, КСЮША, ХЛЕБ

7) ИТАЛИЯ, ИСПАНИЯ, ФРАНЦИЯ, ХЛЕБ

8) МИША, ИРИНА, АЛЁША, ХЛЕБ

9)ВОДА, ЗЕМЛЯ, БОЛНОЙ, МОСКВА

10) СОЛЕНЫЙ РЕЧНОЙ МОРСКОЙ МОСКВА

11)КОВЕР, ВОЛНА, ПЛОЩАДКА, МОСКВА

12)ЗАРЯДИТЬ, РОСКОШНЫЙ, ПАРУСА МОСКВА

13)СОЛНЦЕ, ЛЕСТНИЦА, СЕРДЦЕ, МОРЕ

14)МОРЕ, ГРУСТНЫЙ, МЕСТНЫЙ, РАДОСТНЫЙ

15)ЧЕСТНЫЙ, СОЛНЦЕ, ДОБЛЕСТНЫЙ, МОРЕ

16)МОРЕ, ПОЗДНО, ВЕСТНИК, ИЗВЕСТНЫЙ.

Найдите слово которое у вас оказалось лишним, подойдите к этому слову. Обсудите в группах, почему данное слово на ваш взгляд стало лишним?

Первая группа, у которой получилось лишним слово ХЛЕБ, почему оно оказалось лишним?

Следующая группа со словом МОРЕ,

Со словом МОСКВА

Со словом ЧАЙНИК

Присаживаемся обратно в свои группы по фигурам.

На доске записаны слова, вам необходимо подумать на какие группы можно их разделить. Эти слова продублированы в листочках у вас на парте.  Работать будем по часовой стрелке, запишите группу, на которые вы думаете можно распределить эти слова. На выполнение задания на человека отводится 20 секунд.

Прочитайте слова.

ДОМА,  СЫР, СЛОН, МАК, ВОДА, ЗВЕЗДА, ГРИБ, СТОЛ, ЛЕВ, ЗЕМЛЯ, ЛЕСА, СТУЛ, ПТЕНЕЦ, ОКНО, ДУБ, ЗУБ, СОЛНЦЕ.

Одушевленные – неодушевленные;

Начинается на гласную/согласную;

Имеет 1 – 2 слога;

Есть орфограммы – нет орфограмм;

Множественное – единственное число и т.д.

Начинаем с участника под номером 1.

Сейчас посмотрим, что у нас получилось, отвечать будет тот, с кого начали.

 Называйте группы и слова, относящиеся к этой группе.

- Назовите, какие слова не имеют орфограммы и почему.  Ответ даст участник розового стола под номером 2

- Какой вывод можно сделать?

В русском языке есть слова,  которые как слышаться, так и пишутся и их проверять не нужно, а есть слова, в которых мы сомневаемся и для этого используем различные правила.

Последнее задание. Необходимо каждой группе составить 1 предложение, так  чтобы в нем было не менее 3 орфограмм.

Для выполнения задания возьмите конверт под номером 4. Каждый из группы по одному пишет слово или два, если это союз или предлог. И передает листок своему партнеру по часовой стрелки.  Начинают участники под номером 4.

На каждого члена группы дается 15 секунд.  

 - Прочитайте свое предложение и назовите орфограммы. Зачитывает предложение тот, у кого самые светлые волосы.

 

На этом урок подошел к концу. На уроке использовались такие виды работ как:

1.  Комментирование. Объяснение орфограмм в словах. Это 1 задание.

2. Какографические упражнения. Исправление умышленно допущенных ошибок в тексте, на примере словарных слов  для определения темы.  

3. орфографические минутки использовались в задание «Четвертый лишний». Когда вы определяли слова с определенными орфограммами.

Существует множество разных приемов для развития орфографической зоркости. Которые, можно использовать на разных видах уроков, на разных этапах.

Орфографическое проговаривание,

устное, письменное проговаривание правил,

 письмо с комментированием,

 письмо по памяти,

словарные диктанты и множество других.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Виды работ по орфографии на уроках русского языка »

Слайд 2

КОРОНДАШ, ПОРТФЕЛ, ПИНАЛ, РУЧЬКА И ТИТРАТКА У МИНЯ В ПОРЯТКЕ

Слайд 3

Ёлка в блестках ледяных В теплых слезках смоляных Свежая, зеленая Солнцем озаренная.

Слайд 4

Ёлка в блестках л е дяных (ЛЁД) В теплых сле з ках (СЛЕЗА) см о ляных (СМОЛЫ) Свежая, з е леная (ЗЕЛЕНЬ) Сол н цем (СОЛНЫШКО) о з а ренная. (Непроверяемая ударная гласная, приставка О)

Слайд 5

ДОМА, СЫР, СЛОН, МАКИ, ВОДА, ЗВЕЗДА, ГРИБ, СТОЛ, ЛЕВ, ЗЕМЛЯ, ЛЕСА, СТУЛ, ПТЕНЕЦ, ОКНО, ДУБ,

Слайд 6

Спасибо за работу на уроке!



Предварительный просмотр:

Мозговой штурм

 

КОРОНДАШ, ПОРТФЕЛ,   ПИНАЛ, РУЧЬКА  И ТИТРАТКА  У МИНЯ В ПОРЯТКЕ

КОРОНДАШ, ПОРТФЕЛ,   ПИНАЛ, РУЧЬКА  И ТИТРАТКА  У МИНЯ В ПОРЯТКЕ

КОРОНДАШ, ПОРТФЕЛ,   ПИНАЛ, РУЧЬКА  И ТИТРАТКА  У МИНЯ В ПОРЯТКЕ

КОРОНДАШ, ПОРТФЕЛ,   ПИНАЛ, РУЧЬКА  И ТИТРАТКА  У МИНЯ В ПОРЯТКЕ

КОРОНДАШ, ПОРТФЕЛ,   ПИНАЛ, РУЧЬКА  И ТИТРАТКА  У МИНЯ В ПОРЯТКЕ

КОРОНДАШ, ПОРТФЕЛ,   ПИНАЛ, РУЧЬКА  И ТИТРАТКА  У МИНЯ В ПОРЯТКЕ

КОРОНДАШ, ПОРТФЕЛ,   ПИНАЛ, РУЧЬКА  И ТИТРАТКА  У МИНЯ В ПОРЯТКЕ

КОРОНДАШ, ПОРТФЕЛ,   ПИНАЛ, РУЧЬКА  И ТИТРАТКА  У МИНЯ В ПОРЯТКЕ

Задание 1

Ёлка в блестках ледяных

В теплых слезках смоляных

Свежая, зеленая

Солнцем озаренная.

Ёлка в блестках ледяных

В теплых слезках смоляных

Свежая, зеленая

Солнцем озаренная.

Ёлка в блестках ледяных

В теплых слезках смоляных

Свежая, зеленая

Солнцем озаренная.

Задание 2

с приходом изменилось в (леса) всё (зима)

_____________________________________________________________

 (нора) заснул в барсук глубокой

______________________________________________________________

шубку (белая) горностай надел

______________________________________________________________

куропатка (сменил) на ( зимняя) (пестрая) одежду летнюю

______________________________________________________________

 узнать (зима) трудно нашу местность

______________________________________________________________

всё ковром покрыто (снежная)

___________________________________________________________

стоит погода (ненастный)

_____________________________________________________

смотреть на грустно (окрестность) (деревня) нашей

_______________________________________________________

 (зима) идёт (мягкая) снег.

________________________________________________

 (снежная) землю и крыши хлопья легли на домов.

________________________________________________________

 снег рукавицы одел в (пушистая) (куст) и деревья.

_________________________________________________________

 в (воздух) дрожит долго (снежный) пыль.

______________________________________________________________

 на мороз улице (лютая)

______________________________________________________________

заметает метель (след)

______________________________________________________________

синичка поисках ходит по (земля) в еды

______________________________________________________________

сложно добывать (зима) животным (пища)

______________________________________________________________

 (апрельская) светит солнце ярко.

______________________________________________________________

снег тает (последняя)

______________________________________________________

 

первые травки стрелочки (зелёная) прорезают землю (весенняя).

____________________________________________________

на берез (гибкая)  ветвях (нежный) появилась листва.

___________________________________________________________

 как днем красив (весенняя) лес

____________________________________________________________

смотришь небо как и видишь в далекого (юг) с летят (птиц)

______________________________________________________________

птицы в (родное) держат путь места

_____________________________________________________________

скоро песни мы услышим птиц (прилетевшая)

___________________________________________________________

(весна) становятся дни (длинная)

______________________________________________________________

Постепенно поля пробуждаются (птичьи) леса и, (голос) наполняются.

____________________________________________________________

 в (ясная) день начнет снег подтаивать (мартовская) и зазвучит (первый) капель

______________________________________________________________

И хотя снег, можно (уверенный) кругом еще сказать, что весна уже (пришел).

______________________________________________________________

 погода (чудесный) стоит (весна)

____________________________________________________

на (почка) набухают (деревья)

___________________________________________________

подснежники (цвет) появляются (первый)

___________________________________________________

 полях начались (весенняя) работы на и огородах.

____________________________________________________

Четвертый лишний

 

 дуб, дорожка, ловкий, чайник

 

дуб, дорожка, ловкий, чайник

 чайник, гриб, голубка, скользкий

чайник, гриб, голубка, скользкий

 лев, зуб, чайник, травка

лев, зуб, чайник, травка

 обед, чайник, столб, код

обед, чайник, столб, код

 Тюмень, Россия, Москва, хлеб

Тюмень, Россия, Москва, хлеб

 Таня, хлеб, Ксюша, Саша

Таня, хлеб, Ксюша, Саша

 хлеб, Италия, Испания, Франция

хлеб, Италия, Испания, Франция

 Миша, хлеб, Ирина, Алёша

Миша, хлеб, Ирина, Алёша

 Москва, вода, земля, больной

Москва, вода, земля, больной

 солёный,  речной, морской, Москва

солёный,  речной, морской, Москва

ковёр, площадка, Москва, волна

ковёр, площадка, Москва, волна

 зарядить, Москва, роскошный, паруса

 зарядить, Москва, роскошный, паруса

 солнце, лестница, море, сердце

 солнце, лестница, море, сердце

 море, грустный, местный,       радостный

 море, грустный, местный, радостный

 честный, доблестный, море, солнце

 честный, доблестный, море, солнце

 поздно, море, вестник, известный

 поздно, море, вестник, известный

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Билет на выход

                     

                      Что было интересно : ________________________

_______________________________________________

                     

                      Что можете предложить учителю: ___________________              __    ____       _______________________________________________

                     

                      Что было интересно : ________________________

_______________________________________________

                     

                      Что можете предложить учителю: ___________________              __    ____       _______________________________________________

                     

                      Что было интересно : ________________________

_______________________________________________

                     

                      Что можете предложить учителю: ___________________              __    ____       _______________________________________________

                     

                      Что было интересно : ________________________

_______________________________________________

                     

                      Что можете предложить учителю: ___________________              __    ____       _______________________________________________

                     

                      Что было интересно : ________________________

_______________________________________________

                     

                      Что можете предложить учителю: ___________________              __    ____       _______________________________________________

                     

                      Что было интересно : ________________________

_______________________________________________

                     

                      Что можете предложить учителю: ___________________              __    ____       _______________________________________________

Конверт № 3

2

2

2

2

2

2

2

2

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ЭОР в процессе обучения орфографии на уроках русского языка

Урочное применение ЭОР при обучении грамоте,на уроках чтения и других предметов не только способствует развитию информационной компетентности учеников начальной школы, но и позволяет решить целый ряд ...

Работа с алгоритмами на уроках русского языка (мастер-класс)

В статье раскрываются основные приемы работы с алгоритмами на уроках русского языка в начальной школе....

Задания для индивидуальной работы по карточкам на уроках русского языка 4 класс УМК "Школа России" .

Задания для индивидуальной работы  по карточкам на уроках русского языка 4 класс  УМК "Школа России"...

Выступление на ШМО учителей начальных классов по теме: “Создание ситуации совместной, продуктивной и творческой деятельности на уроке. Виды работ над ошибками на уроке русского языка”.

Одним из возможных способов формирования ситуации успеха в учебной деятельности младшего школьника является такая организация работы учителя, в которой создаются благоприятные условия для вк...

Создание ситуации совместной, продуктивной и творческой деятельности на уроке. Виды работ над ошибками на уроке русского языка.

Каждый современный учитель   мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали   творчески и  успешно .Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами:...

Виды словарной работы и письменных работ творческого характера на уроках русского языка

В русском языке немало слов, написание которых не подчиняется правилам проверки. Актуальной остаётся задача сделать интересным, познавательным процесс изучения словарных слов, а также снизить тревожно...

Методическая разработка: " Методика формирования умений работать с литературой на уроках "Русского языка" 2 класс (составлен в соответствии с требованиями ФГОС).

Особенность урока: наличие проблемных вопросов, способствующих созданию поисковых  ситуаций, заданий, требующих сопоставления, сравнения, обобщения. А так же рациональная организация работы ...