Карточки по русскому языку
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) на тему

Гласные и согласные в приставках

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glasnye_i_soglasnye_v_pristavkah.docx17.86 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнение №181

Выпишите приставки в группы, которые оканчиваются: 1) гласной “о”; 2) гласной “а”; 3) на парный согласный; 4) которые состоят только из гласной; 5) которые состоят только из согласной; 6) все остальные.

По-, под-, до-, об-, от-, за-, над-, в-, вы-, вс-, о-, во-, при-, про-, пере-, у-.

                                                                                                                        

Упражнение №182

Спишите слова. Выделите приставки. Объясните разницу в значении. Подчеркните гласные и согласные в приставках.

Подбежал — побежал, пошёл — подошёл, подвёл — повёл, подстроил — построил, поддержал — подержал, подкрутил — покрутил.

Написал — надписал, настроил — подстроил, наставил — надставил, нарвал — надорвал, нарезал — надрезал.

                                                                                                                        

Упражнение №183

Спишите. Выделите приставки. Подчеркните гласные и согласные в приставках. Подчеркните безударные гласные в корне.

Вытащил, наварил, осветил, зашил, вылепил, прокричал, покачал, напилил, допустил, заплясал, посмотрел, покраснел.

Облетел, слетел, подпрыгнул, надписал, отводил, открыл, сделал, обвязал, вписал, сбил, сдал, сшил.

                                                                                                                        

Упражнение №184

Образуйте от данных слов с помощью приставок однокоренные слова с противоположным значением.

Образец: входить — выходить.

Открыть, зацвести, прибежать, вышел, налил, внести, уехать, прицепить.

                                                                                                                        

Упражнение №185

Образуйте от данных слов однокоренные с приставками под-, от-, над-, с-. Подчеркните согласные в приставках. Выделите приставки и корни.

Рубить — отрубить, срубить; бежать, смотреть, крутить, прыгнуть, светить, копать, чистить, лететь, толкнуть.

Упражнение №186

Образуйте от данных слов однокоренные с приставками о-, за-, по-, до-, вы-, у-. Подчеркните гласные в приставках. Выделите приставки и корни.

Бегать — забегать, выбегать, убегать, побегать, чистить, катить, зеленеть, желтеть, сажать, краснеть, дарить.

                                                                                                                        

Упражнение №187

Образуйте от данных слов слова с приставками за-, на-, над-. Подчеркните букву “а” в приставках.

Бросил, чертил, рисовал, шил, вязал, стучал, нёс, болел, вертел, думал, крыл, тянул, пил, пустил.

                                                                                                                        

Упражнение №188

Образуйте от данных слов слова с приставками о-, от- (ото-), по-, про-, под-, (подо-), до-, со-. Подчеркните букву “о” в приставках.

Рвал, резал, брал, писал, ездил, возил, шёл, вёл, нёс, летел, скакал, жалел, гулял, лепил, качал, сидел, вопил, гремел, клеил.

                                                                                                                        

Упражнение №189

Запишите данные слова с приставкой пере-. Подчеркните букву “е” в приставках.

Образец: ехал — переехала.

Ехал, думал, спорил, ел, шёл, сел, лёг, смотрел, видал, спал, строил, летел, писал, тащил, прыгнул, лез.

                                                                                                                        

Упражнение №190

Подберите к данным словам проверочные, отвечающие на вопрос что? Выделите корень и приставку.

Затопил — топка, прокричал — ..., осв...тил — ..., выч...стил — ..., запл...сал — ..., затр...щал — ..., зап...щал — ..., отп...лил — ..., зав...зал — ..., переб...лел — ..., пож...лел — ..., обл...скал — ..., подск...зал — ..., выкр...сил — ... .

                                                                                                                        

Упражнение №191

Образуйте от данных слов однокоренные с приставкой с-. Приставку выделите.

Образец: делал — сделал.

Писал, давал, горел, двинул, дёрнул, пустил, сыпал, грёб, лез, дул.

Упражнение №192

Спишите, вставляя подходящие по смыслу приставки. Выделите их.

1. Лодка ...плыла от берега. 2. Ко мне ...шёл маленький мальчик. 3. Вдруг ...дул сильный ветер и ...сверкали молнии. 4. Автомобиль ...ехал из гаража. 5. Пассажиры ...шли с поезда. 6. Карета ...катилась по улице. 7. К вечеру путешественники ...брались до дома.

                                                                                                                        

Упражнение №193

Спишите предложения, выбрав из скобок подходящее слово. Выделите в нем приставку.

1. Солдат совершил героический ... . Отец наказал сына за ... (поступок, проступок). 2. По дороге в школу я ... за приятелем. Посеянный укроп уже ... (взошёл, зашёл). 3. Лучший друг ... меня в трудную минуту. Костя ... книгу в руки и убрал на полку (подержал, поддержал). 4. Брат ... на дерево. Козлёнок ... в огород (забрался, взобрался).

                                                                                                                        

Упражнение №194

Замените каждую пару слов одним. Запишите. Выделите приставки. Подчеркните гласные в приставках.

Образец: остановил разговор — замолчал.

Стал старым. Сделался умным. Стал седым. Начал кричать. Начал говорить. Начал прыгать. Одержал победу. Вызвал радость. Вызвал печаль. Находящийся под водой. Находящийся на земле.

                                                                                                                        

Упражнение №195

Прочитайте. Спишите. Выделите приставки. Подчеркните в них гласные.

У Иванова двора

Загорелася вода

Всем селом пожар тушили

А огонь не загасили.

Пришёл дедушка Фома,

Расседая борода

Он народ прогнал в овин

Затушил пожар один.

(Небылица)

                                                                                                                        

Упражнение №196

Прочитайте. Выпишите слова с приставками. Приставки выделите. Подчеркните гласные и согласные в приставках.

Девочка его кликала, слезами заливалась — братец не откликнулся.

Выбежала она в чистое поле и увидела: метнулись вдали гуси-лебеди и пропали за тёмным лесом. Тут она догадалась, что они унесли её братца: про гусей-лебедей давно шла дурная слава, что они пошаливали, маленьких детей уносили.

Упражнение №197

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите приставки. Подчеркните гласные и согласные в них.

Вот п...тянулась

Л...ниво улитка,

Вот з...творила

Улитка калитку,

Спрятала ключ

И о...правилась спать

В самую круглую в мире

Кровать.

(И. Пивоварова)

                                                                                                                        

Упражнение №198

Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Выделите приставки. Подчеркните гласные и согласные в них.

Воздух з...стыл (от) тишины. Со...нце стало ...пускаться. (За) х...лмом п..к...залос... с...дое ...блако. Вет...р з...крутил (по) ст...пи. (По) д...роге п...б...жала пыл... . Она ч...рным ст...лбом п...днялас... (к) небу. Пр...гр...мел гром и п...дуло свежест...ю. Но невид...мая сила ск...вала вет...р и уложила пыль. Н...ступила т..ш...на. Тучи р...стаяли. Выгл...нуло со...нце и ...св...тило всю ...крес...ность... . Всё з...сверкало и з...сияло. (По А. Коптяевой)

                                                                                                                        

Упражнение №199

Выпишите слова с приставками. Выделите в них приставки и корни. Подчеркните гласные в приставках и безударные гласные в корнях.

Но, как, чёрная железная нога,

Побежала, поскакала кочерга.

И помчалися по улице ножи:

“Эй, держи, держи, держи, держи, держи!”

И кастрюля на бегу

Закричала утюгу:

“Я бегу, бегу, бегу,

Удержаться не могу!”

Утюги бегут, покрякивают,

Через лужи, через лужи перескакивают.

А за ними блюдца, блюдца —

На стаканы — натыкаются

И стаканы — разбиваются.

Из окошка вывалился стол

И пошёл, пошёл, пошёл, пошёл, пошёл…

(К. Чуковский)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карточки по русскому языку

Эти карточки помогут организовать самостоятельную работу учащихся...

Карточка по русскому языку

Карточка предназначена для работы НЕСПИРТОВЫМ маркером по кармашку-файлу.Таким образом,может использоваться многократно....

Карточки по русскому языку 4 класс.

Карточки по русскому языку 4 класс. Собраны упражнения для отработки многих видов орфограмм. Карточки можно использовать для коллективной работы в классе или дома....

Карточки по русскому языку 2 класс

На уроках русского языка большое внимание уделяется индивидуальной работе с учащимися. Для этого используются дидактические материалы, которые разрабатываются с учетом требований программы и индивиду...

Карточки по русскому языку

Карточки можно использовать на уроках русского языка в 3 и 4 классах  для самостоятельной работы...

Карточки по русскому языку

Карточки по теме "Однородные члены предложения"...

Карточки по русскому языку

При разборе предложений по членам предложения  на начальном этапе помогут карточки - помощницы. Таких карточек надо приготовить по 2-3....