Урок русского языка в 4 классе «Части речи. Обобщение и закрепление»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Соколова Ольга Владимировна

Урок русского языка в 4 классе

«Части речи. Обобщение и закрепление»
с использованием игровых технологий и ИКТ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_3._chasti_rechi._zakreplenie.docx60.78 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка.

Тема: Части речи. Закрепление.

Цели: Закрепить и  систематизировать знания учащихся о частях речи , дать общее представление о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи, формировать умение осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи; составлять план и последовательность действий;

Задачи: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; слушать собеседника; развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма.

Планируемые результаты:

Предметные:

• закрепление знаний обучающихся с ролью разных частей , их особенностями;

• овладение нормами русского литературного языка, развитие умения распознавать части речи в тексте, правильно употреблять их.

Метапредметные (УУД)

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; уметь сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать и выделять существенные признаки частей речи

Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать свои действия, адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников в роли контролёров.

Коммуникативные: учитывать разные мнения, умение сотрудничать, уметь формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Личностные:

  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, при проверке, в роли консультантов и организаторов;
  • развитие самостоятельности;
  • развитие интереса к изучению русского языка.
  • актуализировать мыслительную деятельность;
  • работать над созданием положительной мотивации к учению;
  • Содействовать воспитанию культуры речи.

Орг.  момент

 Друзья мои! Я очень рада,

Войти в приветливый наш класс.

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Самоопределение к деятельности.

Как вы думаете, что мы должны с вами  сделать на уроке?

 Выберите нужные правила.

1.Мы будем собирать информацию.

2.Делать выводы.

3. Бить баклуши.

4.Принимать решения.

5.Искать пути решения проблемы

6. Считать ворон.

Вы любите путешествовать? Пусть у нас будет урок –путешесвие. Какой вы бы выбрали эпиграф( цитата, помещаемая с целью указать дух, смысл, отношение и тому подобное.) для нашего урока.

(на доске разные высказывания известных людей)

C:\Users\22DF70~1\AppData\Local\Temp\ksohtml\wps21C9.tmp.png

Итак, поиграем в путешествие

Словарь

На доске кроссворд заполняется вместе.

C:\Users\22DF70~1\AppData\Local\Temp\ksohtml\wps21B8.tmp.png

1 Тот,кто совершает  поездку на поезде, пароходе или каком-либо ином виде транспорта.

2.Отечество, отчизна, страна, в которой человек родился и ,гражданином которой является.

3.А) концертный зал в Павловске , центр муз. Жизни Петербурга в летние  месяцы в 19-нач. 20 вв. Построен по проекту арх. Штакеншнейдера….

Б) Загородный зал для танцев и концертов, с  рестораном.

В) Главное здание железнодорожной, автобусной,водной станции (бывает железнодорожный, морской, речной…)(ваксал,  воксал,  воксгал)

Это слово даёт нам ещё один пример того, как фамилия людей переходит на вещи. В XVII в.-некая англичанка Джейн Вокс(Vaux) владела под  Лондоном парком и помещением…

4. А (Из известной кнги) …-обрадовался Волька.- Это ,Сергей Семёнович, очень просто:…называется воображаемая линия.

Но снова за стеной закопошился Хоттабыч, и Волька снова пал жертвой подсказки.

-…о высокочтимый учитель,- поправился он,…я назову ту грань, где хрустальный купол небес  соприкасается с краем Земли

-Час от часу не легче! Как прикажешь понимать твои слова насчёт хрустального купола небес: в буквальном или переносном смысле слова?

- В буквальном о учитель, -подсказал из соседнего класса Хоттабыч.

Б  Линия кажущегося соединения неба с замлёй или водной поверхностью.(видимая даль, алый,багровый,безоблачный,бесконечный,высокий,грозовой…)

5. Государство,расположенное в Европе и Азии.

6. коллективное посещение достопримечательных мест, музеев и прочих мест с учебными или культурно-просветительскими целями; часто сочетается с туризмом.

7.Документ,удостоверяющий право на проезд,посещение мероприятий или получение услуги(Авиа,железнодорожный…)

8. Главный город государства, чаще всего место пребывания правительства…происходит от древнерусского стол-«престол,трон, место правления князя.»

9.совокупность значений температуы воздуха, облачности, осадков, ветра
( атмосферных явлений),наблюдаемых в определённый момент времени в той или иной точка пространства .

10. Автомобильная дорога с твёрдым покрытием (например, асфальтированная)

11.Транспортное средство, движущееся по рельсам, но не само.(товарный , пассажирский)

12. Кто догадался, что за слово скрывается … человек ,совершающий путешествие.

И так, мы с вами путешественники.

Работа в тетради.

К какой части речи относятся слова по -  горизонтали? ( сущ.) Выписать только слова …по горизонтали, с однокоренными словами, другой части речи.

Пассажир- пассажирский-,вокзал-вокзальный,горизонт-горизонтальный,Родина-роднить,родной

Путешественник - путешествовать. (обозначить ч.р.)

Тема нашего урока:  Части речи.

Все путешествия связаны дорогой, расставанием ,грустью , письмами.

Орфографическая минутка.

А Столица нашей Родины .Пришли письма из столиц (ещё одно слово из нашего кроссворда),но на конвертах перепутаны надписи.

На доске конверты:  ОСВМАК, ИПАЖР,АГПАР,ИНБРЕЛ,ОИКОТ,ДОНОНЛ,ШАВАРАВ.

Презентация. С помощью презентации проверим ответы. Москва, Париж, Прага, Берлин, Токио,Лондон, Варшава

Перечислите страны, столицы которых мы угадали. /Россия, Франция, Чехия, Германия, Япония Великобритания, Польша./

Выписать только  названия Ж.р.

С какой  буквы мы запишем все эти слова. / С заглавной./ почему?--------------

/Москва, Прага, Варшава./

Б  На дом были задано приготовить ребусы, в  отгадках которых есть знакомые орфограммы. Я выбрала к уроку несколько из них./в одном из конвертов - ребусы/

---Запиши в тетрадь, графически обозначь орфограммы, определи часть речи и склонение.

ФИЗМИНУТКА

Работа с текстом.

В одном из конвертов текст .Читает учитель, затем учащиеся.

Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. И увазила Бутявку, и волит:
- Калушата! Калушаточки! Бутявка!
Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились.
А Калуша волит:
- Оее! Оее! Бутявка-то некузявая!
Калушата Бутявку вычучили.
Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.
А Калуша волит калушатам:
- Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.
А Бутявка волит за напушкой:
- Калушата подудонились! Зюмо-зюмо некузявые! Пуськи бятые!

На каком языке? Мы понимаем о чём речь? А как?

Построение проекта выхода из затруднения.

Можем мы определить часть речи, если не знаем этих слов-/можем не по смыслу, а по форме слов./

 Самостоятельная работа с самопроверкой .

/на доске задание./

  1. Подбери название к тексту.
  2. Обозначь части речи.
  3. Составь своё распространённое предложение , используя слова из текста.
  4. Сделай синтаксический разбор.

Разбери слова( по напушке и увазила) как часть речи./ можно по вариантам/

Работа с учебником.

Итог урока: На основе каких признаков слова объединяются в части речи

Рефлексия. В конверте лежит табличка: «Что понравилось на уроке?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русский язык 3 класс "Части речи"

Урок построен в стиле проблемного обучения, обобщение знаний по изученной теме...

Урок русского языка 2 класс "Части речи" (УМК "Перспектива")

Урок русского языка с разными видами работ...

Конспект урока русского языка по теме "Части речи" (Обобщение)

Урок русского языка разработан на основе тьюторских компетенций в соответствии новым стандартам ФГОС НОО. Детям предлагается выбор по обобщению своих знаний определённой части речи. Ребята работают в ...

Урок русского языка по теме "Части речи". Обобщение.

Конспект урока русского языка 4 класс....

Русский язык. 2 класс. Части речи. Обобщение знаний.

Разработана технологическая карта, презентация, приложение для работы по теме"Части речи. Обобщение знаний"....

Русский язык. 2 класс Части речи. Обобщение.

УМК "перспектива" 2 класс Русский язык Части речи. Обобщение....