Техника чтения 4 класс
материал по русскому языку (4 класс) на тему

Мамаева Раиса Ахмедпашаевна

 

Учитель Мамаева Р. А. 

 

Скорость чтения – это количество слов, прочитанных за 1 минуту. Ученик должен читать выразительно, не меняя темп чтения, соблюдая знаки препинания, чётко проговаривая слова. После каждого текста даны контрольные вопросы, которые позволяют проверить, насколько осознанно школьник воспринимает прочитанное, а также нормативы, которые учитель использует для объективной оценки навыков чтения учащихся.

Нормативы скорости чтения по классам:

класс

В конце 1 полугодия

В конце 2 полугодия

1

15 – 20  слов в минуту

25 - 30     слов в минуту

2

35 - 40 слов в минуту

45 - 50     слов в минуту

3

60 – 65  слов в минуту

75 - 80     слов в минуту

4

95 - 100  слов в минуту

110 - 120  слов в минуту

 

Чтобы отработать навык чтения, необходимо каждую неделю проводить проверку скорости чтения. При методически правильно поставленном процессе обучения ученик способен достичь этих результатов и даже превзойти их.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первое полугодие                                                   1-я неделя (сентябрь)

 

Собака.

        Собака – верный друг человека. Собака – самое разумное, самое понятливое животное.Она помогает человеку в работе. В глухом непроходимом лесу собака лучше всякого опытного проводника чутьём отыскивает дорогу и выводит своего хозяина на верный путь. И сколько ещё разных услуг оказываетона человеку! Есть собаки водолазы, которые вытаскивают людей из воды. Есть пожарные собаки, которые приучены спасать на пожарах детей и животных. На севере в некоторых местах даже ездят на собаках. Запрягут в одни сани собак двадцать, и везут они своегохозяина по снежному полю. Есть ещё большие собаки – сенбернары. Собаки эти очень умные. Их научили разыскивать в горах под снегом замерзающих людей. Много людей спасли и спасают они от смерти в снежные метели. Собака крепко привязывается к своему хозяину, дорожит каждой его лаской и прощает его обиды.

(128 слов)

Отлично  (5)                        Хорошо   (4)                      Плохо  (3)

Больше 75 слов                     65 – 75                             меньше 65

 

     ВОПРОСЫ:

 

1. Как собака в глухом лесу отыскивает дорогу?
2. Какие услуги оказывают собаки человеку?
3. Сколько собак запрягают в сани на севере?
4. Как сенбернары помогают человеку?

 

Первое полугодие                                                   2-я неделя (сентябрь)

 

Индеец и англичанин.

      Индейцы взяли в плен молодого англичанина, привязали его к дереву и хотели убить. Старый индеец подошёл и сказал:

- Не убивайте его, а отдайте мне.

     Ему отдали пленного. Старый индеец отвязал англичанина, свёл в свой шалаш, накормил и положил ночевать. На другое утро индеец велел англичанину идти за собой. Они шли долго, и когда подошли близко к английскому лагерю, индеец сказал:

Ваши убили моего сына, я спас тебе жизнь, иди к своим и убивай нас.

Англичанин удивился:

Зачем ты смеёшься надо мной? Я знаю, что наши убили твоего сына, убивай же меня скорее.

Тогда индеец сказал:

- Когда тебя стали убивать, я вспомнил о своём сыне, и мне стало жаль тебя. Я не смеюсь: иди к своим и убивай нас, если хочешь.

И индеец отпустил англичанина.

(127 слов)

По Л. Толстому

 

Отлично  (5)                        Хорошо   (4)                      Плохо  (3)

Больше 75 слов                     65 – 75                              меньше 65 

  

     ВОПРОСЫ:

1. Кого индейцы взяли в плен и что с ним хотели сделать?
2. Кто просил за молодого англичанина?
3. Что сделал старый индеец с ним?
4. Почему он отпустил англичанина?

Первое полугодие                                       3-я неделя (сентябрь)

 

 

Соловей.

       Самая лучшая песня у царя всех певцов – соловья! Соловей прилетает к нам тогда, когда по  лесу уже давно распевают на все лады зяблики, дрозды и другие певчие птички. Выберут себе соловушка и его подружка тихое, укромное, тенистое местечко где-нибудьпоближе к воде. Совьют себе гнёздышко под развесистым кустом, под которым скопилось много прошлогодней листвы. Они вьют его очень низко над землёй, а иногда и прямо на земле. Густая чаща кустов защищает его так хорошо, что редко-редко когда и удастся увидать соловьиное гнёздышко. В опавшей листве соловьи будут копаться, разыскивая себе корм – разных червей и личинок. В эту пору, по вечерам, когда смолкнут голоса других птиц, соловей взлетает на дерево, неподалёку от гнезда, на котором сидит его подружка, иначинает петь. И долго далеко-далеко несётся по лесу и над рекой его сильная, звонкая песня.

(137 слов)

 

Отлично  (5)                        Хорошо   (4)                      Плохо  (3)

   Больше 75 слов                     65 – 75                              меньше 65

 

   ВОПРОСЫ:

1. Когда прилетает к нам соловей?
2. Какое место выбирает он для гнезда?
3. Высоко ли вьёт соловушка гнездо?
4. Что защищает соловьиное гнёздышко?
5. Что ищут соловьи в опавшей листве?

 

 

Первое полугодие                                 4-я неделя (сентябрь)

 

Мельница.

   Мама пошла с Мишей гулять. Был сильный ветер, и крылья ветряной мельницы быстро вертелись. Миша стал просить:

- Мамочка, пойдём, пожалуйста, на мельницу.

   Мама согласилась, и они пошли на мельницу. Внутри мельницы вертелся один камень на другом. Сверху камня был сделан деревянный большой ковш. Мельник насыпал пшеницу в ковш. Из ковша пшеница потихоньку сыпалась в дыру в середине верхнего камня и падала на нижний камень. Верхний камень ходил по нижнему и перетирал пшеницу в белую мелкую муку. Миша долго смотрел, как вертелся мельничный камень, или жернов.

- А кто вертит этот камень? – спросил он.

- Его вертит ветер. Видишь, в середине мельницы вертится огромное, толстое бревно, а наверху лежит другое толстое бревно и тоже вертится. К этому бревну приделаны крылья мельницы. Ветер вертит крылья, крылья вертят бревно, от бревна вертится жернов и перетирает зерно в муку.

(134 слова)

 

Отлично  (5)                        Хорошо   (4)                      Плохо  (3) Больше 75 слов                     65 – 75                              меньше 65

ВОПРОСЫ:

1. Что увидели Миша и мама на прогулке?
2. Что вертелось внутри мельницы?
3. Куда мельник насыпал зерно?
4. Как называется мельничный камень?
5. Кто вертит его?

 

 

Первое полугодие                            5-я неделя (октябрь)

 

Утренние лучи.

       Выплыло на небо красное солнышко и разослало повсюду свои золотые лучи – будить землю. Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнёздышка, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как хорошо! Как привольно!». Второй луч попал на зайчика. Передёрнул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу. Побежал он добывать себе сочной травки на завтрак. Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел: «Ку-ка-ре-ку!» Куры слетели с нашестей, закудахтали, стали разгребать сор и червяков искать. Четвёртый луч попал в улей. Выползла пчёлка из восковой кельи, расправила крылья и «зум-зум-зум!» - полетела собирать медок с душистых цветов. Пятый луч попал в детскуюна постельку к маленькому лентяю. Режет ему прямо в глаза, а он повернулся на другой бок и опять заснул. 

(139 слов) По К.Ушинскому

 

Отлично  (5)                        Хорошо   (4)                      Плохо  (3)

Больше 80 слов                     70 – 80                              меньше 70

    

ВОПРОСЫ:

1. Куда попал первый солнечный луч?
2. Куда попал второй солнечный луч?
3. Куда попал третий солнечный луч?
4. Куда попал четвёртый солнечный луч?
5. Куда попал пятый солнечный луч?

 

Первое полугодие                             6-я неделя(октябрь)

 

 

***

       В жарких странах много тепла и много влаги, то есть как раз того, что требуется для растений. Поэтому растения в жарких странах растут гораздо быстрее, вырастают гораздо больше и красивее, чем у нас. Да и породы растений там другие, не наши. Растут там чудные пальмы. Это прямые деревья с тонкимпрямым стволом, без веток. Только на вершине дерева огромные листья раскинулись во все стороны. Этими листьями местные жители кроют свои хижины. На одних пальмах растут огромные, величиной с голову, орехи, на других – целые кисти сладких крупных фиников. Растут там огромныедеревья, похожие на наши лиственные или хвойные деревья, но они так толстычто несколько человек их не обхватят. Под теньютакого дерева может расположиться до ста человек. В лесах жарких стран деревья переплетены вьющимися, как наш хмель, растениями с красивыми, часто громадными, яркими цветами.                   (134 слова)

 

Отлично  (5)                        Хорошо   (4)                      Плохо  (3)

  Больше 80 слов                     70 – 80                              меньше 70

 

ВОПРОСЫ:

1. Что  требуется для роста растений?
2. В каких странах лучше всего растут растения?
3. Что делают местные жители с листьями пальмы?
4. Какие плоды могут созревать на пальмах?
5. Сколько человек могут расположиться под тенью огромного дерева?

Первое полугодие                        7-я неделя   (октябрь)

 

 

Волк и собака.

Худой волк ходил возле деревни и встретил жирную собаку.

- Скажи, собака, откуда вы корм берёте?

- Люди нам дают.

- Верно, вы людям трудную службу служите?

- Нет, наша служба не трудная. Дело наше – по ночам двор стеречь.

- Так только за это вас кормят? – удивился волк. – Это и я бы на вашу службу пошёл, а то волкам трудно корма достать.

- Что ж, иди, - сказала собака. – Хозяин и тебя также кормить станет.

Волк был рад и пошёл  с собакой к людямслужить. Стал уж волк в ворота входить. Видит он, что у собаки на шее шерсть стёрта. Он спросил:

- А это у тебя, собака, от чего?

- Да так, от цепи. Днём на цепи сижу, так вот цепью и стёрла немного шерсть на шее.

-Ну, так прощай, собака! – сказал  волк. – Не пойду к людям жить. Пускай не так жирен буду я, да на воле.       (142 слова)

 

 

Отлично  (5)                        Хорошо   (4)                      Плохо  (3)

Больше 80 слов                     70 – 80                              меньше 70

ВОПРОСЫ:

1. Кого встретил волк возле деревни?
2. Чем интересовался волк у собаки?
3. Какое решение принял волк?
4. Что увидел волк на шее у собаки?
5. Почему волк не пошёл служить человеку?

Первое полугодие                               8-я неделя (октябрь)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг техники чтения класса

Эту таблицу использую для оформления результатов мониторинга техники чтения....

Требования к технике чтения в начальных классах. Нормы чтения.

Справочный материал по  оцениванию качества чтения учащихся начальных классов....

Тексты для проверки техники чтения 1-4 класс. Нормы техники чтения 1-4 класс

Даны хорошие текстыдля чтения  с вопросами и колличеством слов, а также нормы техники чтения 1-4 класс....

Техника чтения в 1 классе. Тексты для проверки техники чтения в первом классе

Умение читать — один из самых важных навыков, способствующих успешному усвоению знаний. На первой ступени обучения технике чтения уделяется довольно много внимания. Это не удивительно, ведь именно в э...

Техника чтения, тексты для проверки техники чтения в 1 классе, во втором полугодии

Умение читать один из самых важных навыков, способствующий успешному усвоению знаний...

Развитие техники чтения. Контроль динамики техники чтения

Как совершенствовать навыки чтения в младшем школьном возрасте? Работа описывает педагогический опыт  по работе над динамикой техники чтения и повышения мотивации учащихся....