Урок-сказка русского языка «Изменение глаголов по числам» 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Бакланова Татьяна Владимировна

Разработка урока русского языка во 2 классе УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_no2_izm._gl._po_chislam2_kl.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Бакланова Татьяна Владимировна                        Приложение №2

             

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 15»

города Губкина Белгородской области

Урок-сказка русского языка

«Изменение глаголов по числам»

2 класс

Подготовил: Бакланова Т. В.

учитель начальных классов МБОУ «СОШ №15»

                                                             

Губкин,2018

Урок русского языка во 2 классе

Тема: «Изменение глаголов по числам»

Цели:

закрепить знания учащихся изменении глаголов по числам, совершенствовать умение находить глаголы в устной и письменной речи;

развивать речь, сосредоточенность внимания, память, мышление;

воспитывать чувство дружбы и товарищества.

Оборудование: таблицы «Тема урока», «Ключевые слова целей урока», «Парные согласные»; карта маршрута; этикетки названий этапов урока «Словарная работа», «Светофор», «Работа по шифрограмме», вопросы блока опроса; яблоня, яблочки, листики, цветочки.

 

Индивидуальные наборы детей: сигнальные карточки, шифрограммы.

Ход урока

1.  Организационный момент. Звучит мелодия «Улыбка».

Добрым утром начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и писать.

- Давайте повернёмся к нашим гостям и поприветствуем их своими улыбками.

2. Мобилизующий этап.

        1. Актуализация знаний.

- - В некотором царстве Русского языка, в некотором государстве Грамматике есть город Морфология. В этом городе в большом районе Самостоятельных Частей Речи живут 6 очень важных жителей. Кто они? Вы узнаете, прочитав слова.

Это ключевые слова нашего урока, которые помогут вам любых сложных ситуациях. Назовите  жителей района Самостоятельных частей речи. Мне нужен помощник – лучший сыщик, который отыщет их  следы.

        Ученику даётся задание определить части речи и число.

 Улыбка - улыбки

сказка – сказки

дружит - дружат

Дети. Мы изучаем большой раздел «Части речи». Познакомились с двумя самостоятельными частями речи: именем существительным и глаголом.  

- С первым жителем района Самостоятельных частей речи Именем Существительным мы с вами познакомились. И даже написали письмо – диктант по этой теме. А вот со вторым жителем надо познакомиться поближе. Отправляемся к нему в гости. Вы любите ходить в гости?

- По какому адресу мы направимся? Чтобы узнать адрес, назовите тему и цели нашего урока. Вот подсказки.

- Прочитайте написанные пары слов. Найдите в них общее.

(В каждой паре - слова отвечают на один и тот же вопрос и  являются одной частью речи.)

- Чем отличаются эти слова?

       сущ. ед.ч.    сущ. ед.ч

Улыбка - улыбки

        сущ. ед.ч.   сущ. ед.ч.

сказка – сказки

          гл. ед.ч.          гл. ед.ч.

дружит - дружат

(Справа слова в единственном числе, а слева во множественном числе.)

2. Формулирование учащимися темы и цели урока.

- Выделите одну из пар и сформулируйте тему урока.

( Из данных пар слов можно выделить глаголы. Они отличаются числом.  Значит, тема урока: «Изменение глаголов по числам».)

Тема урока: «Изменение глаголов по числам»

 

- Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цели.

           Используйте ключевые слова.

                 Цели:

  1. Учиться изменять … по …. .
  1. Повторить всё, … …  о  … .
  1.  Развивать … и … речь.

Цели нашего урока:

1.Учиться изменять глаголы по числам.

        2. Повторить всё, что мы знаем о глаголе.

        3. Развивать устную и письменную речь.

3. Индивидуальные задания. Проверка индивидуальных карточек.

 Объяснить орфограммы, определить части речи и число.

Друг – друга, сказка, сказки – сказочка.                

Дружит                                  

Друзья                                                                      

                              3. Минутка чистописания

- Запишите в тетрадях число, классная работа. Соблюдайте правила посадки во время письма. На минутке чистописания вы будете писать буквы, которые спрятала Злючка-колючка.

                                                                                                                   

б      в    г    д     ?      з                                                г – к

п     ф    к    т    ш     ?

                                                                                             

                            г – к

                                           д – т,

                                                                       

                                                                                       

Дети. Это буква в слове дружит или дружат

                  ж [ж ]– согл., пар. звон., непар. тв.

Вторая буква в слове сказка или сказки              

                   c [с ] – согл., пар. глух., пар. тв.

Дети. Это  строчные буквы ж и с. Общий элемент – полуовал с.

- Напишите эти буквы 5 раз так, чтобы они чередовались местами.

- Теперь запишите слова, в которых есть шипящий звук.

жс сж жс сж жс  дружит дружат

Дети. Это глаголы в единственном и множественном числе.

4.Работа по индивидуальным карточкам.

- Вы, ребята смелые, умные, умелые, опишите жителей города Морфологии. Два человека выполнят индивидуальные задания на доске.

5. Блок-опрос  по теме «Глагол» 2 класс .

Портрет Глагола испортила Злючка - колючка. А вы восстановите портрет. Найдите ложные высказывания в описании глагола.

- Теоретики читают высказывания, а в шифрограмме отмечаете истинное  оно или ложное.

 Глагол

  1. - Глагол – это часть речи
  2. - отвечает на вопросы кто? что?
  3. - обозначает предмет.
  4. Неопределённая форма глагола  – это начальная форма глагола.
  5. Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы что делать? что сделать? - например: что делать? бежать, что сделать? прибежать?
  6. - глаголы в неопределённой форме имеют на конце –ть, -ти, -чь.
  7. могут оканчиваться на –сь или –ся.
  8. Глаголы изменяются по числам
  9. Летит - слово-название действия одного предмета – это глагол единственного числа.
  10.  Летят слово-название действия многих предметов – это глагол множественного числа.
  11.  В предложении глагол бывает главным членом предложения – сказуемым.
  12.  – подчёркивается одной чертой.

Поверка блока опроса.

Номера ложных высказываний: №2, №3, №12.

 Варианты правильных ответов

№2 Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать?

№3 Глаголы обозначают действие предметов.

№12 В предложении глаголы являются главным членом предложения – сказуемым и подчёркиваются двумя чертами.

6.Словарно-орфографическая работа.

- Мы пришли по нужному адресу, а здесь все слова рассыпались и перемешались.

Игра «Расставим всё по полочкам»

Есть много интересных слов,

Их знаете давно.

Вот, например: собака, стол,

Часы, жираф, кино.

И долго можно говорить

Про разные предметы.

Возьмём слова: утюг, пенал,

Котёнок и конфеты.

И будем с ними мы дружить,

Писать, читать, произносить.

- А сейчас внимание! Сложное задание!

- Прочитайте текст и сформулируйте задание к нему, опираясь на тему урока.

Дети называют свои варианты заданий.

Задание №1 Работаем с именами существительными. Выпишите  словарные слова. Прокомментируйте написание.

- Что вы знаете о словарных словах?

Дети. Это слова с безударной гласной, которую нельзя проверить, её нужно запомнить.

Словарные слова.

Собака, жираф, кино, пенал, конфеты

.

Слова с безударной гласной, которую можно проверить. 

Часы – час, котёнок – кот. 

Слово стол является проверочным к слову столы.

Столы – стол.

Если буква гласная

Вызвала сомнение,

Ты её немедленно

Ставь под ударение!

Слова с парной согласной в конце слова.

Утюг – утюги, жираф – жирафы.

7. Физкультминутка.

Чтоб глаза ваши зорче были,

Чтоб в очках вам не ходить,

Эти лёгкие движенья

Предлагаю вам повторить

        Вдаль посмотрим и под ноги,

        Вправо, влево побыстрей,

        Удивимся – что такое?

        И закроем их скорей.

А теперь по кругу быстро,

Словно стрелочка часов,

Проведём глазами дружно

Ну, а дальше – БУДЬ ЗДОРОВ!

        Теперь и вы все отдохнули,

        Новая забота:

        Нужно сделать на «отлично»

        Классную работу.

 

8. Упражнение в определении неопределенной формы глаголов и числа глаголов.

Задание №2 Найдите глаголы в неопределённой форме.

Что делать? - есть (в значении быть), говорить, дружить, писать, читать, произносить.

Что делаете? – знаете – гл., мн. ч.

Что сделаем? – возьмём – гл., мн. ч.

- Определите число глаголов.Что нужно сказать о глаголах в неопределённой форме?

         Вывод.

Дети. Неопределённая форма глагола – это начальная форма глагола. Нельзя определить число.

Глагол знаете обозначает действие нескольких предметов, глагол сделаем – это слово-название действия нескольких предметов.

9. Дифференцированная самостоятельная работа по учебнику.

- Ребята, в нашем чудесном городе что-то произошло. Разделимся на группы, поможем крокодилу.

1 группа «Рыбаки» - это те ребята, кто взял с собой удочки. Выполняют первое предложение. Спасают рыб и земноводных.

2 группа «Кинологи» - те ребята, которые смогут с поисковыми собаками освободить мышек. Выполнить 1 и 2 предложения.

3 группа «Пожарные» - помогут крокодилу справиться с огнём, только не пирогами, и блинами, и сушёными грибами.  Выполнить всё упражнение по заданию. Упражнение 59 страница 38

Путаница.

Рыбы по морю гуляют,

Жабы по небу летают.

Мышки кошку изловили,

В мышеловку посадили.

Долго, долго крокодил

Море синее тушил.

Проверка заданий.

10. Итог урока.

- Наша экскурсия подошла к концу. Скажем «До свидания» частям речи. Что запомнили о глаголе?

        Сведения о глаголе.

  1. - Глагол – это часть речи
  2. - отвечает на вопросы что делать? что сделать?
  3. – обозначает действие предмета.
  4. Неопределённая форма глагола  – это начальная форма глагола.
  5. В неопределённой форме нельзя определить число.
  6. Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы что делать? что сделать? - например: что делать? бежать, что сделать? прибежать?
  7. - глаголы в неопределённой форме имеют на конце –ть, -ти, -чь.
  8. могут оканчиваться на –сь или –ся.
  9. Глаголы изменяются по числам
  10. Летит - слово-название действия одного предмета – это глагол единственного числа.
  11.  Летят слово-название действия многих предметов – это глагол множественного числа.
  12.  В предложении глагол бывает главным членом предложения – сказуемым.
  13.  – подчёркивается двумя чертами.

Рефлексия.

- Мы покинули город Морфологию, оказались в сказочном саду.

  • Если урок для вас прошёл плодотворно, вы остались довольны, то прикрепите к дереву плоды – яблоки.
  • Если урок прошёл хорошо, но мог быть лучше – то вы прикрепляете цветы.
  • Если  урок не отличается от прежнего и ничего нового вам не принёс, вы что-то не поняли или не успели – зелёные листочки.
  • А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то – коричневый, сухой лист.

- Сегодня мы говорили о словах, частях речи. Хочется пожелать всем присутствующим только добрых слов и закончить наш урок слова поэта Сергея Острового:

Вслушайся! Вникни! Не позабудь!

У слова есть норов. Своё нутро.

И если ты в эту проникнешь суть –

Слово тебе сотворит добро.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку "Изменение глагола по числам" 3 класс с презентацией

Урок русского языка. 3 класс Программа "Школа России" ФГОС,...

Технологическая карта урока русского языка «Изменение глаголов по числам» 3 класс

Предмет: русский языкКласс: 3-аТема урока: «Изменение глаголов по числам»Цель урока: осознать особенности изменения числа глагола в сочетании с существительным. Планируемые результаты:·...

Конспект по русскому языку "Изменение глаголов по числам. Роль окончаний при изменении глаголов по числам"

Конспект по русскому языку "Изменение глаголов по числам. Роль окончаний при изменении глаголов по числам" для 3 класса по УМК "Перспектива"....

Конспект урока русского языка «Изменение глаголов по числам» (УМК «Перспектива», 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умений изменять глаголы по числам.Планируемые результаты:         Предметные:знать алгоритм определения числа глаголов; ...

Конспект урока по русскому языку "Изменение глаголов по числам" (УМК Школа России, 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока: «Изменение глаголов по числам»Цели деятельности учителя: формирование умения определять число глаголов;  умения изменять глаголы по числам.Пла...

конспект урока по русскому языку «Изменение глаголов по числам» (2 класс)

Конспект урока по русскому языкуТема: «Изменение глаголов по числам»Цели деятельности учителя: формирование представления об изменении глаголов по числам.Планируемые результатыПредметные:-...