Урок по русскому языку УМК "Перспектива". 4 класс. Тема урока "Имя числительное".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Субботина Марина Валентиновна

Урок русского языка по теме "Имя числительное". УМК "Перспектива". 4 класс. Урок получения новых знаний. В конспекте есть много занимательного материала: карточки для детей, ребусы, частушки, физминутка,которые направлены на изучение новой темы урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon imya_chislitelnoe_4_klass.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка 4 класс по теме «Имя числительное».

Учитель: Субботина М.В.

Урок русского языка 4 класс по теме «Имя числительное».

Цель: познакомить с именем числительным как частью речи.

Задачи:

- познакомить с новой частью речи — именем числительным;

- формировать умение находить имена числительные в тексте, задавать вопросы к числительным;

- наблюдать различие вопросов к количественным и порядковым числительным, анализировать использование количественных и порядковых числительных в речи;

- развивать речь учащихся;

- способствовать воспитанию культуры общения на уроке, коллективизма, товарищества.

Тип урока: изучение нового учебного материала.

Оборудование урока: учебник, карточки, ребусы.

                       

                                                      Ход урока:

I. Орг. момент.

  • Раз, два, три, четыре, пять!
  •  Хорошо уметь считать!
  •  Коль захочешь, сможешь ты
  •  Сосчитать свои мечты,
  •  Сто друзей себе прибавить,
  •  От злодеев мир избавить,
  •  Все науки изучить,
  •  Все пятерки получить!

-Как вы думаете почему в начале урока я взяла эти слова? Не догадались, значит ответите на это позже.

II. Основная часть.

-Откройте тетради, запишите число, «классная работа».

1.  Группам дается задание: распределить слова на группы, дать им название и обосновать свой ответ. Выдается карточка № 1.

Карточка 1

считать, ты, девять, карандаш, на, деревянный, он, быстрый, второй, пенал,  из, умножить, шесть, умный, парта, вычитать,  вы, по, пятый

На работу отводится 3-4 минуты. После чего группы зачитывают свои варианты ответов и сравнивают их. Выясняется, как можно назвать шестую группу, почему.

Выдается карточка № 2 для проверки своих работ.

Карточка 2

   Сущ.                  Прил.             Глагол       Мест.      Предлог        

карандаш           деревянный      считать          ты         на

пенал                 быстрый           умножить       он         из

парта                  умный              вычитать         вы        по

-Какие слова вы отнесёте в отдельную  группу? Зачитайте их.

-Как бы сами вы их назвали? (Имя числительное)

  • На какие вопросы отвечают эти слова?
  • Что обозначают?

-Определите тему сегодняшнего урока.  (Имя числительное)

-Запишите её в тетрадь.

-Исходя из темы поставьте цель урока. (Познакомиться  с именем числительным как частью речи).

-Какие задачи вы перед собой поставите?

(- Познакомиться с новой частью речи — именем числительным.

  • Уметь находить имена числительные в тексте, задавать вопросы к числительным.)

- Почему я начала урок именно с этих слов?

  1. Каждая группа получает задание:

  1. Карточка 3

-Найти и обсудить в группе, какие предметы в нашем классе находятся в одном экземпляре, в двух экземплярах, в трех экземплярах.

- О вашем исследовании нашего класса вы будете рассказывать в математических терминах. Рассказывая, следите за речью, и если неправильно помогите исправить.

- Назовите числительные, которые использовали.

  1. Каждая группа получает задание:

-Посчитать, сколько человек у них в группе и записать предложение.

  • Назовите числительные, которые использовали.

 Физминутка.

 Раз – прогнуться, потянуться,

 Два – согнуться, разогнуться,

 Три – в ладоши три хлопка,

 Головою три кивка.

 На четыре – руки шире,

 Пять – руками помахать,

 Шесть – на стульчик тихо сесть.

 – Какая новая часть речи встретилась в физкультминутке?

- Имена числительные.

 

  1. Работа в группе.

- Группам выдается карточка и дается задание:

- Напротив каждого числительного записать такое, как если бы вас попросили рассчитать по-порядку.

Карточка 4.

восемь   -                                

одиннадцать   -                      

один     -  

тридцать два -

два-    

       

  • Определите и обсудите в группе, чем отличаются числительные каждого столбика и дайте определение имени числительному.

(Правило  с. 110, с. 111.)

Карточка 5.

  • Распределите  числительные в два столбика.

Семь, третий, пятнадцатый, двадцать второй, семьдесят, сорок шестой, шестнадцать, сотый, два, двадцать восемь

- Какие названия дали каждой группе? (количественные, порядковые)

- Когда в жизни встречаются имена числительные?

-  Ответьте на вопросы, используя числительные.

1) Сколько лет жили старик со старухой в сказке “Сказка о рыбаке и рыбке” А.С. Пушкина?

2) Сколько пятниц на неделе у человека, легко и часто меняющего свои решения?

3) Сколько богатырей было в “Сказке о мертвой царевне”?

4) Сколько должно быть зайцев, чтобы погнаться за ними и ни одного не догнать?

5) О скольких каплях воды говорится во фразеологизме со значением “ очень похожи, одинаковые”?

Ответы: тридцать лет и три года, семь пятниц, семь богатырей, два зайца, две капли.

Пушкин           

17 30 48

 140 10 01

 126 138

 140 3 501.

Считалка

2 12 46,

 48 3 06.

 33 1 102,

 8 30 32.

Частушки

117 117

 19 9 5!

 117 117

 48 35!

Законченность на 20.

2 15 42

 42 15

 37 08 5

 20 20 20

 38 46

 0 4 20

 7 08 33

 20 20 20

 45 108 2

 47 16

 3 4 502

 20 20 20

 7 14 100 0

 0 0 0 13

 37 08 5

 20 20 20

Разгадайте ребусы.

По2л, элек3к, 100л, ви3на, о5, 100янка, 40а, 7я, 100п.

Самостоятельная работа.

с. 111, упр.186.

- Возьмите из карточек те понятия и слова, которые относятся к имени числительному.  

Набор карточек

Обозначает признак предмета

Обозначает порядок предметов при счете

Бывают количественные и порядковые

Это часть речи

Обозначает количество предметов

Отвечает на вопрос сколько?

Отвечает на вопрос какой? какая? какое? какие?

Отвечает на вопрос что делают? что сделают?

 Бывают одушевленные и неодушевленные

- Прочитайте эти карточки так, чтобы получилось определение числительного.

   

  -Итог урока. Рефлексия.

 - Какие тайны языка мы раскрыли? (познакомились с числительным)

 - Чему учились на уроке ? (находить количественные и порядковые числительные)

 - Кому на уроке было всё понятно и интересно, поставьте на полях !

 - Если были затруднения - ?

 Оценки

 Как обойтись бы без числа

 Наука точная могла?

 Расчёт во всяком деле нужен.

 Ты и с числительным будь дружен.

Карточка 1

считать, ты, девять, карандаш, на, деревянный, он, быстрый, второй, пенал,  из, умножить, шесть, умный, парта, вычитать,  вы, по, пятый

Карточка 1

считать, ты, девять, карандаш, на, деревянный, он, быстрый, второй, пенал,  из, умножить, шесть, умный, парта, вычитать,  вы, по, пятый

Карточка 1

считать, ты, девять, карандаш, на, деревянный, он, быстрый, второй, пенал,  из, умножить, шесть, умный, парта, вычитать,  вы, по, пятый

Карточка 1

считать, ты, девять, карандаш, на, деревянный, он, быстрый, второй, пенал,  из, умножить, шесть, умный, парта, вычитать,  вы, по, пятый

Карточка 2

   Сущ.                  Прил.             Глагол       Мест.      Предлог        

карандаш           деревянный      считать          ты         на

пенал                 быстрый           умножить       он         из

парта                  умный              вычитать         вы        по

Карточка 2

   Сущ.                  Прил.             Глагол       Мест.      Предлог        

карандаш           деревянный      считать          ты         на

пенал                 быстрый           умножить       он         из

парта                  умный              вычитать         вы        по

Карточка 2

   Сущ.                  Прил.             Глагол       Мест.      Предлог        

карандаш           деревянный      считать          ты         на

пенал                 быстрый           умножить       он         из

парта                  умный              вычитать         вы        по

Карточка 2

   Сущ.                  Прил.             Глагол       Мест.      Предлог        

карандаш           деревянный      считать          ты         на

пенал                 быстрый           умножить       он         из

парта                  умный              вычитать         вы        по

Карточка 3

-Найти и обсудить в группе, какие предметы в нашем классе находятся в одном экземпляре, в двух экземплярах, в трех экземплярах.

Карточка 3

-Найти и обсудить в группе, какие предметы в нашем классе находятся в одном экземпляре, в двух экземплярах, в трех экземплярах.

Карточка 3

-Найти и обсудить в группе, какие предметы в нашем классе находятся в одном экземпляре, в двух экземплярах, в трех экземплярах.

Карточка 3

-Найти и обсудить в группе, какие предметы в нашем классе находятся в одном экземпляре, в двух экземплярах, в трех экземплярах.

Карточка 4.

восемь   -                                

одиннадцать   -                      

один     -  

тридцать два -

два-    

Карточка 4.

восемь   -                                

одиннадцать   -                      

один     -  

тридцать два -

два-    

Карточка 4.

восемь   -                                

одиннадцать   -                      

один     -  

тридцать два -

два-    

Карточка 4.

восемь   -                                

одиннадцать   -                      

один     -  

тридцать два -

два-    

Карточка 5.

-Распределите  числительные в два столбика.

Семь, третий, пятнадцатый, двадцать второй, семьдесят, сорок шестой, шестнадцать, сотый, два, двадцать восемь

Карточка 5.

-Распределите  числительные в два столбика.

Семь, третий, пятнадцатый, двадцать второй, семьдесят, сорок шестой, шестнадцать, сотый, два, двадцать восемь

Карточка 5.

-Распределите  числительные в два столбика.

Семь, третий, пятнадцатый, двадцать второй, семьдесят, сорок шестой, шестнадцать, сотый, два, двадцать восемь

Карточка 5.

-Распределите  числительные в два столбика.

Семь, третий, пятнадцатый, двадцать второй, семьдесят, сорок шестой, шестнадцать, сотый, два, двадцать восемь

По2л

 

элек3к

100л

 ви3на

 

о5

 

100янка

40а

 

 

100п


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по русскому языку 1 класса Тема урока: Буквосочетания ЖИ-ШИ

Цели урока: Создание условий для запоминания правила написания буквосочетаний ЖИ-ШИ    Задачи: - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: развивать орфографические навыки.- РАЗВИВАЮЩИЕ: 1. развивать внимание;2...

Урок по русскому языку 2 класс Тема урока: Систематизация и обобщение знаний по теме «Имена существительные»

Урок по русскому языку    2 классТема урока:  Систематизация и обобщение знаний по теме «Имена существительные»Цель: 1. Повторить постоянные и непостоянные мор...

4.Открытый урок по русскому языку 2 класс. Тема урока: Разграничение приставок и предлогов.

Открытый урок по русскому языку 2 класс. Тема урока: Разграничение приставок и предлогов.Конспект урока и технологическая карта....

Конспект урока по русскому языку, 4 класс Тема урока: « Имя прилагательное»

Урок направлен на усовершенствование знаний об имени прилагательном, развитии умения точно употреблять в речи.При помощи алгоритма....

Конспект урока по русскому языку 4 класс.Тема "Сложные слова.Обобщение по теме"

Конспект урока по русскому языку 4 класс. Тема " Сложные слова.Обобщение по теме"...

Технологическая карта урока русского языка (3 класс). Тема: Имя Числительное. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:  ознакомление с новой частью речи – именем числительным; формирование умения распознавать имена числительные, употребление их в речи.Планируемые результатыПредмет...