Программа дополнительного образования "Путь к грамотности"
рабочая программа по русскому языку (2, 3, 4 класс) на тему

 Светлана Алексеевна Козлова

Цель  программы:

формировать у учащихся умение осуществлять проектную деятельность как самостоятельно, так и в группе, определять значимые проблемы и решать их;

обучать детей разным способам поиска материала и разным видам исследования;

Основные задачи:

- развитие логического мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умения выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: умение четко и ясно излагать мысли, давать определение понятиям, строить умозаключения, аргументированно доказывать свою точку зрения;

- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать проектные задачи;

- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

- формирование и развитие коммуникативных умений: умения общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop_put_k_gramotnosti_-_kopiya.docx44.29 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Путь к грамотности»

                                                  Составитель:

 педагог дополнительного образования

Козлова С.А.

Возраст детей: 8 - 11 лет

Срок реализации: 3 года

Уровень: I ступень – ознакомительный

Москва,   2016 г.

Пояснительная записка

Направленность программы:

общеинтеллектуальная

Актуальность:

Одним из главных факторов, обеспечивающих эффективность и результативность обучения младших школьников в соответствии с требованием Федеральных государственных образовательных стандартов, является проектная деятельность. Проектное обучение способствует формированию умений самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, формулировать задачи, решать их, делать выводы и умозаключения. Научить процессу «думать», как нити выстраивать последовательность логичных рассуждений, наиболее эффективно в проектной деятельности.

Программа «Путь к грамотности» является актуальной, так как в большей мере обеспечивает развитие у учащихся общеучебных умений, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, поэтому она имеет общеинтеллектуальную направленность.

Программа способствует формированию общей культуры обучающихся, их духовно-нравственному, социальному, личностному и интеллектуальному развитию; она направленна на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Личность ученика становиться центром внимания учителя

Прослеживается приемственность  содержания программы учебного курса с важнейшими нормативными документами, такими как, национальная образовательная инициатива «наша новая школа»,  Конвенция ООН о правах ребенка, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Педагогическая целесообразность:

Принципы, подходы, педагогическая целесообразность программы обусловлены важностью создания условий для всего процесса обучения младших школьников  через проектную деятельность. Это средство развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основной канал социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения другим школьным предметам. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений  о языке как  основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное национально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека.

Цели  программы:

  • формировать у учащихся умение осуществлять проектную деятельность как самостоятельно, так и в группе, определять значимые проблемы и решать их;
  • обучать детей разным способам поиска материала и разным видам исследования;
  • развивать у учащихся творческие способности, пробудить интерес к исследовательской деятельности.

Основные задачи:

  • развитие логического мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умения выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  • развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  • развитие языковой культуры и формирование речевых умений: умение четко и ясно излагать мысли, давать определение понятиям, строить умозаключения, аргументированно доказывать свою точку зрения;
  • формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать проектные задачи;
  • развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  • формирование и развитие коммуникативных умений: умения общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  • формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Отличительные особенности программы:

  1. В программе определены виды организации деятельности учащихся, направленной на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
  2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
  3. Ценностные ориентиры организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
  4. Достижение планируемых результатов  отслеживаются в рамках внутренне        й    системы оценки: педагогом, психологом.
  5. В основу оценки личностных и метапредметных результатов освоения программы положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А.,  Холодовой  О.А.
  6. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.

     

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы:

8 – 11  лет.

Сроки реализации образовательно программы:

3 года

Формы и режим занятий:

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 мин в группах от 8 до 15 человек  в год  34 часа.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ:

  • познавательные игры
  • дидактический прием «волшебный цветок незабудки»,
  • языковые задачки,
  • рифмовки
  • считалки
  • ребусы
  • кроссворды
  • головоломки
  • задания повышенной трудности

Формы работы:

  • мозговой штурм,
  • аукцион,
  • интеллектуальный тренинг,
  • лингвистические посиделки,
  • школа эйдетики.

Учебно-тематический план

Разделы, темы

Всего часов:

Теория

Практика

1

Наш помощник -  язык.

5

2

3

2

Мир слов.

4

1

3

3

Добрые звуки.

14

7

7

4

Живые буквы.

11

6

5

5

Части речи.

9

4

5

6

Состав слова

12

5

7

7

Правописание.

13

5

8

6

Ситаксис.

10

4

6

7

Пунктуация.

6

2

4

8

Морфология.

18

6

12

Итого:

102

42

60

Содержание программы

1 год

Раздел «Наш помощник – язык».

Тема 1. Чудо из чудес.

Понятие «проект». Этапы проекта в «Волшебной незабудке». Разработка пробного проекта «Любимый портфель». Эксперимент и лингвистическое исследование. Язык как средство общения.

Тема 2. Язык и речь – одно и то же?

Тема проекта. Методы исследования. Представление о языке и речи. Эксперимент: необычное чтение. Пословицы о речи.

Тема 3. Как возник язык?

Цель, задачи, гипотеза проекта. Возникновение речи у древних людей. Язык – слово многозначное. Использование языка. Этимологический анализ как метод исследования.

Научное задание «Мои первые слова»

Тема 4. Какие языки есть на свете?

Информация и продукт проекта. Географическая карта – источник информации. Самые распространенные языки в мире. Языковые ветви – славянская, романска, германская.

Тема 5. Защита проекта.

Этапы проекта. Результаты исследования «Мои первые слова». Школа в античном мире. Первый русский букварь. Разработка проекта «Деревенские школы». Решение кроссворда.

Раздел «Мир слов».

Тема 6. Для чего придуманы словари?

Для чего служит библиотека? Чем занимается библиотекарь, библиограф?  Работа с толковым, историческим, этимологическим, словообразовательным, орфографическим, фразеологическим   словарями. Тема, цель и задачи проекта «Мир слов».

Тема 7. Архаизмы, неологизмы, омонимы.

Симпозиум «мир слов». Рождение и старение: неологизмы и архаизмы. Многозначность слов: омонимы.

Тема 8. Синонимы и антонимы.

Лексическая группа слов: синонимы, антонимы. Книжная и разговорная речь. Исследование стихотворного текста В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?».

Тема 9. Защита проекта по лексике.

КВН «Мир слов». Разработка мини-проекта «Визитная карточка». Исследование текста «Рыцарь русского слова» о выдающемся ученом В.И. Дале. Презентация рекламы толкового словаря. Словарь – это Вселенная в алфавитном порядке.

Раздел «Добрые звуки».

Тема 10. Поиграем со звуками.

Фонетика. Звуки, которые нас окружают. Низкие и высокие, светлые и темные звуки. Эксперимент как метод исследования. Этапы работы над проектом: формулирование цели и задач проекта. Анаграммы.

Тема 11. Транскрипция.

Распределение обязанностей для выполнения проекта. Назначение транскрипции. Изучение транскрибированных текстов.

Тема 12. Слабые и сильные позиции звуков.

Анализ как метод исследования. Слабая и сильная позиция. Игра «Я знаю орфограмму». Исследование звучащей речи – текста детской песни.

Тема 13. Тайна фонемы.

Звуки-смыслоразличители. Фонема. Ключ к тайне фонемы – определение позиции звука. Наблюдение как метод исследования.

Тема 14.  Фонемные и нефонемные правила.

Фонемные и нефонемные правила. Статистический анализ. Непроверяемые и проверяемые  сочетания звуков.

Тема 15. На сцене гласные!

Назначение гласных. Мозговой штурм. Эксперимент как метод исследования. Творческий продукт – ода о гласных.

Тема 16. Опасные» согласные.

Назначение согласных.  Мозговой штурм. Эксперимент как метод исследования. Творческий продукт – конспект о звуках. Метаграммы.

Тема 17. Выходим на главное правило.

Проверка безударных гласных и «сомнительных» согласных. Пиктограмма по песне о проверке  орфограмм.

Тема 18. Фонетическая задачка «Колобок».

Фонетический анализ гласных звуков. Синонимы. Работа с энциклопедиям: «Растения», «Птицы», «Грибы». Творческий продукт – эскиз домика для гласных и согласных звуков.

Тема 19. Фонетическая задачка «Гуси – лебеди».

Фонетический анализ согласных звуков. Антонимы. Творческий продукт – «Ротонда для гласных» и «небоскреб для согласных».

Тема 20. Фонетическая задачка «Маша и Медведь».

Фонетический анализ твердых и мягких согласных. Синонимы. Транскрипция слов. Критерии оценки проектных работ.

Тема 21. Фонетическая задачка «Морозко».

Фонетический анализ звонких и глухих согласных звуков. Устаревшие и современные слова. Работа с фразеологизмами и пословицами.

Тема 22. Фонетическая задачка  «Иван-царевич и Серый Волк».

Фонетический анализ гласных и согласных звуков. Графический диктант. План защиты проекта.

Тема 23. Защита проектов по  фонетике.

Презентация творческих продуктов и защита проектов по фонетике.

Раздел «Живые буквы».

Тема 24. Кто повелевает буквами.

Виды проектов. Графика. Этапы работы над проектом: формулирование цели и задач проекта.

Тема 25. Как человека научился писать?

История письменности. Беседа по сказке Р. Киплинга «Как было напиано первое письмо».  Творческий продукт – иллюстрированные сказки.

Тема 26. Пиктография.

Самый древний вид письма – пиктография. Пиктографическое письмо. Творческий продукт -  письмо другу в рисунках. Детские песенки в рисунках. Ребусы.

Тема 27. История письменности.

Картинное письмо – пиктография. Иероглифы – идеография. Звуковое и слоговое письмо. Финикийское письмо. Греческий, латинский алфавит. Славянская азбука. Творческий продукт – конспект – «История письменности».

Тема 28. Древнерусский алфавит.

История русского алфавита. Латиница и кириллица. Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки. Информационные продукт – плакат «Древнерусский алфавит».

Тема 29. Самая молодая буква русского современного языка.

Гипотезы и аргументы. Преобразование русского алфавита: Карамзин Н.М., Петр Первый, Дашкова Е.Р., Державин Г.Р.. Даль В.И., Толстой Л.Н. Сказка о букве Ё.

Тема 30. Творческая мастерская: древнерусские буквы.

Творческий продукт «Буква древнерусского алфавита в моем имени». Акростих.

Тема 31. Забавный алфавит.

Алфавитный порядок букв. Эксперимент «На что похожи буквы?». Творческий продукт – плакат «Город из букв».

Тема 32. Каллиграфия.

Каллиграфия – это необыкновенное искусство. Буквица. Красная строка. Лигатуры. Использование искусства каллиграфии в настоящее время.

Тема 33. Защита проектов по графике.

Презентация творческих продуктов и защита проектов по графике.

Тема 34. Конкурс «Грамотей».

Путешествие в царства Фонетики и Графики. Особенности букв и звуков. Игра «Самые умные». Фонетическая эстафета. Калейдоскоп графики.

2 год.

Раздел «Части речи»

Тема 1. Проекты дают знания.

Беседа  о проектах. Этапы проекта в «Волшебной незабудке». Раздел русского языка – морфология. Эксперимент и лингвистическое исследование. Оценка и отметка. Игра «Крестики – нолики» в интеллектуальном тренинге: метаграммы, шарады, хитрые вопросы, логогрифы, перевертыши, песенный марафон, анаграммы, ребусы, загадки.

Тема 2.В гостях у частей речи.

Методы исследования: анализ и синтез. Разработка коллективного проекта «Части речи». Самостоятельные и служебные части речи. Тематика проектов по морфологии. Мозговой штурм и мини-тест. Интеллектуальный тренинг.

Тема 3. Все, что существует.

Распределение обязанностей в группе при работе над проектом. Карточка участника проекта. Разработка группового проекта «Паспорт имени существительного». Мозговой штурм: частотность части речи, постоянные и непостоянные признаками части речи. Интеллектуальный тренинг. Информационный и творческий продукт проекта.

Тема 4. Прилагательное.

Разработка группового проекта «Паспорт имени прилагательного»: грамматические признаки, частотность части речи. Морфологическая задачка «Приключение Буратино». Интеллектуальный тренинг.

Тема 5. Глагол.

Разработка группового проекта «Паспорт глагола»: грамматические признаки, частотность части речи. Мини-тест и интеллектуальный тренинг. Творческий продукт проекта: сказка – загадка «Жизнь сказочного героя».

Тема 6 . Вместо имени. Местоимение. Имя числительное. Наречие.

Разработка группового проекта. Самостоятельная работа по сбору информации к проекту. Особенности местоимения, имени числительного, наречия, частотность употребления  этих частей речи. Интеллектуальный тренинг. Критерии оценки проектных работ. Инфомационный продукт «паспорт для самостоятельных частей речи». Творческий продукт «Числительные в поговорках и фразеологизмах».

Тема 7. Служба частям речи.

Подготовка выступления на защите проекта, мини-тест. Групповая работа по сбору информации к проекту. Сравнение как метод исследования. Викторина о предлогах, частицах, союзах. Интеллектуальный тренинг.

Тема 8. Для чего нужна морфология?

Анализ информации и обобщение знаний  по морфологии в ходе симпозиума. Работа по толковому словарю, мини-тест, мозговой штурм, работа в группах. Требования к презентации проекта, предзащита, интеллектуальный тренинг.

Тема 9. Защита проектов по морфологии.

Защита индивидуальных проектов по морфологии. Презентация информационных и творческих продуктов. Вопросы проектантам и творческие оценки проектных работ.

Раздел «Состав слова».

Тема 10. Из чего состоят слова?

Работа по толковому словарю. Самоанализ «после защиты проекта»: мыслительные, информационные, деятельностные, коммуникативные умения. Раздел русского языка – морфемика, тематика проектов по морфемике. Проблемные вопросы, проблемная ситуация. Интеллектуальный тренинг.

Тема 11. Зрим в корень!

Наблюдение как метод исследования, его составляющие: описание, измерение, сравнение. Лингвистический анализ с помощью словарей: толкового, фразеологического, словообоазовательного. Дедукция как метод познания. Игра «Родственные слова». Интеллектуальный тренинг.

Тема 12. Окончание и основа.

Помощники в работе над проектом. Мини-тест, исследование с помощью методов сравнения и индукции. Работа с толковым и лингвистическим словарями. Омонимов, антонимы. Поисковик, интеллектуальный тренинг.

Тема 13. Слово о префиксах.

Понятие префикса. Эксперимент. Работа с толковыми и лингвистическим словарями. Поисковик, эксперимент, работа в группах. Викторина «Что могут приставки», интеллектуальный тренинг.

Тема 14. Приставки-труженницы.

Индукция как метод познания. Исследование: неизменяемые, изменяемые и иноязычные приставки. Интеллектуальный тренинг.

Тема 15.  Говорящие суффиксы.

Электронный помощник в работе над проектом: компьютер, системный блок, монитор, клавиатура, мышка, звуковые колонки, принтер, сканер. Разработка группового проекта «Суффиксы частей речи» с помощью методов индукции и дедукции. Работа с толковым словарем. Роль суффиксов в определение частей речи, мозговой штурм. Словообразующие и формообразующие суффиксы. Интеллектуальный тренинг.

Тема 16. Суффиксы существительных.

Знакомство с программой Microsoft Word. Разработка группового проекта «суффиксы существительных» в ходе симпозиума. Работа с толковым словарем. Исследование с помощью методов анализа и синтеза, морфемный разбор имени существительного, создание информационного продукта. Интеллектуальный тренинг.

Тема 17. Суффиксы прилагательных.

Программа Microsoft Word, порядок работы. Разработка группового  проекта «Суффиксы прилагательных» в ходе симпозиума. Работа с толковым словарем. Исследование с помощью анализа и синтеза, морфемный разбор имен прилагательных, создание информационного продукта. Интеллектуальный тренинг.

Тема 18. Суффиксы глаголов.

Программа Microsoft Word, порядок работы. Разработка группового  проекта «Суффиксы глаголов» в ходе симпозиума. Исследование с помощью анализа и синтеза, морфемный разбор глаголов, создание информационного продукта. Интеллектуальный тренинг.

Тема 19. Интерфикс и постфикс.

Разработка мини-проекта «Интерфикс и постфикс». Работа с толковым словарем. Мини-тест, поисковик, подготовка к защите проектов. План выступления на защите проекта (устный, письменный). Создание творческого продукта: пластический образ морфем. Интеллектуальный тренинг.

Тема 20. Слова замаскировались.

Критерии оценки проектных работ. Предзащита проекта. Морфемный разбор слов в форме игры «Слова замаскировались».

Тема 21. Защита проектов по морфемике.

Защита групповых проектов. Презентация творческих и информационных продуктов: суффиксы частей речи, плакаты с творческими заданиями. Вопросы проектантам и оценка проектных работ.

Раздел «Правописание».

Тема 22. Где прячутся ошибки?

Самоанализ «после защиты проекта» Работа с толковым словарем Тематика проектов по орфографии. Поиск информации в ходе игры «Я знаю орфограмму». Орфография, орфограммы, слабая и сильная позиции звуков, ассоциации. Интеллектуальный тренинг.

Тема 23. Самоинструкция.

Работа с толковым словарем. Алгоритм – порядок действий. Разработка коллективного проекта «Алгоритм грамотности». Исследование разделов русского языка: фонетики, морфологии, морфемики, орфографии, графики с помощью методов синтеза и анализа. Создание творческого продукта – опорного конспекта.

Тема 24. Орфограммы в стихах.

Разработка группового продукта «Проверяемые орфограммы в стихах и песнях». Рифма, размер стиха, способ рифмовки. Исследование, создание творческого продукта, интеллектуальный тренинг.

Тема 25. Что нельзя проверить?

Разработка группового проекта «Непроверяемые орфограммы». Исследование с помощью методов индукции и дедукции. Работа в группах. Викторина, интеллектуальный тренинг. Создание информационного продукта.

Тема 26. Этимология.

Этимология – раздел русского зыка. Работа с толковым, этимологическим словарями и словарем иностранных слов. Способы объяснения и запоминания написания непроверяемых орфограмм. Поисковик, работа в группах. Создание творческого продукта – словарного лото «Календарь природы». Интеллектуальный тренинг.

Тема 27.  Школа эйдетики.

Игра  в словарное лото «Календарь природы». Особенности школы эйдетики. Способ запоминания информации с помощью ассоциаций. Развитие образной памяти в играх: «Оживи цифры», «Лови мяч – дари ассоциацию», «Раз, два, три – замри». От метода исследования – аналогия к созданию информационного продукта.

Тема 28.Образ слова.

Работа с толковым словарем. Школа эйдетики, игры на развитие образной памяти «Пантомима», «Геометрические фигуры вокруг нас». Разработка коллективного проекта «Ассоциации для словарных слов». Обозначение слабой и сильной позиции звуков. Создание творческого продукта – тематического словаря слов с непроверяемыми написаниями.

Тема 29. Цепочка ассоциаций.

Школа эйдетики, игры на развитие логического мышления и двигательной памяти «Цепочка слов», «Актер театра». Разработка коллективного проекта «Ассоциации для словарных слов», алгоритм работы. Работа с этимологическим словарем. Создание творческого продукта – тематического словаря слов с непроверяемыми написаниями.

Тема 30. Стоп! Перенос!

Школа эйдетики, игры на развитие слуховой и тактильной памяти «Разгадай звук», «Что в мешочке?». Разработка коллективного проекта «Перенос слова». Правила переноса; слог, дефис, тире. Создание творческого продукта – песни. Интеллектуальный тренинг.

Тема 31. Предлоги и приставки.

Школа эйдетики, игры на развитие образной памяти «Слова спрятались одежде», «Живые буквы». Исследование общих и отличительных признаков у приставок и предлогов с помощью методов исследования: сравнения, индукции. Подготовка к защите проектов, план выступления (устный и письменный). Интеллектуальный тренинг.

Тема 32. Пишем раздельно.

Школа эйдетики, игры на развитие двигательной и речевой памяти «Что вокруг нас?», «Все сначала». Обобщение знаний и создание творческого продукта – танца в стиле «реп». Предзащита групповых проектов. Критерии оценки проектной работы. Советы по выступлению.

Тема 33. Защита проектов по правописанию.

Защита групповых проектов. Презентации творческих и информационных продуктов: сказок, песен, танцев, стихов, алгоритма грамотности. Вопросы проектантам и оценка проектных работ.

Тема 34. Конкурс «Что написано пером, не вырубишь топором»!»

Применение знаний на практике в ходе конкурсной программы. Обобщение материала по изученным разделам русского языка: лексике, морфологии, фонетики, морфемике, орфографии, графике. Подведение итогов работы над проектами.

3 год

Раздел «Синтаксис».

Тема 1. Как прекрасен наш язык!

Понятие и этапы, составляющие наш проект. Цель и задачи итогового проекта «Путь к грамотности». Работа с толковым словарем. Синтаксис – раздел русского языка. Методика исследования: анализ и синтез, индукции, наблюдение. Игры «Что? Где? Когда?», «Что за признак?», «Что за орфограмма?». Создание творческого проекта – стихотворение о русском зыке в форме синквейна.

Тема 2. Королевство предложений.

Эксперимент как метод исследования. Преобразование текста детской песни. Грамматика предложений. Тематика проектов по синтаксису. Создание творческого продукта – плаката «Королевство предложений».

Тема 3. Виды предложений.

Разработка группового проекта «Королевство предложений». Опорный конспект  «Виды предложений». Цель высказывания, эмоциональная окраска, знаки препинания. Наблюдение как метод познания. Работа с толковым словарем. Презентация  материала к проекту в виде песни. Создание творческого продукта – пиктограммы.

Тема 4. Кто здесь главный?

Разработка группового проекта «Главные члены предложения». Грамматическая основа предложения. Как использовать анализ, синтез и эксперимент при исследовании. Алгоритм синтаксического разбора предложений. Интеллектуальный тренинг.

Тема 5. Дружба слов.

Разработка группового проекта «Друзья – словосочетания». Создание информационного продукта – паспорта словосочетаний. Мозговой штурм. Сравнение – метод исследования. Мини-тест, интеллектуальный тренинг.

Тема 6. Дополнение.

Разработка группового проекта «Второстепенные члены предложения». Дополнение: чем выражено, графическое изображение. Косвенные падежи. Алгоритм синтаксического разбора. Решение  синтаксической задачи «Незнайка на луне». Интеллектуальный тренинг.

Тема 7. Определение.

Разработка группового проекта «Второстепенные члены предложения». Определение: чем выражен, грамматическое изображение. Алгоритм синтаксического разбора. Решение синтаксической задачки «Нарисую грамоту». Государственный символ: флаг, значение цветов российского флага. Групповая работа по толковому, этимологическому словарям, словарю синонимов. Поисковик, интеллектуальный тренинг

Тема 8. Обстоятельство.

Разработка группового проекта «Второстепенные член предложения». Обстоятельство: чем выражено, графическое изображение. Виды обстоятельств. Алгоритм синтаксического разбора. Решение синтаксической задачи «Русская изба». Работа с толковым словарем. Подготовка к защите проекта, критерии оценки проектной работы. Поисковик, чтение скороговорок.

Тема 9. Родня в предложении.

Разработка группового проекта «Однородные члены предложения». Виды однородных членов предложения: чем выражены, графическое изображение. Мозговой штурм. Алгоритм синтаксического разбора. Решение синтаксической задачки «Незнайка в Солнечном городе». Интеллектуальный тренинг, мини-тест. Предзащита проекта.

Тема 10. Защита проектов по синтаксису.

Защита групповых проектов. Презентация творческих и информационных продуктов: конспектов, плакатов, игр, сказок. Вопросы проектантам и оценка проектных работ.

Раздел «Пунктуация»

Тема 11. Знаки препинания.

Самоанализ «После защиты проекта».  Назначение пунктуации. Тематика проектов по пунктуации. Работа с толковым словарем. Разработка группового проекта «Знаки препинания». Интеллектуальный тренинг.

Тема 12. Обращение.

Назначение и алгоритмы работы по программе Microsoft  Office PowerPoint, компьютерная презентация, слайд, анимация. Разработка группового проекта «Разрешите обратиться!». Роль обращения, постановка знаков препинания. Создание информационного продукта – схем предложений с обращением. Интеллектуальный тренинг.

Тема 13. Как пишут письма?

Разработка коллективного проекта «Я к вам пишу». Сбор информации об особенностях написания писем. Правила переписки, план личного письма, приветствие, обращение, поздравительный текст, электронное письмо. Игра «Шиворот – навыворот». Создание творческого продукта – написание письма.

Тема 14. Эксперты предложений.

Работа с толковым словарем. Экспертиза предложений. Методы исследования: сравнение, анализ. Мозговой штурм, эксперимент. Решение синтаксической задачки «Новый год в Простоквашино». Простое и сложное предложение, грамматическая основа.

Тема 15. Грамматическое исследование.

Подготовка к защите проекта, план выступления (устный и письменный). Мозговой штурм: взаимосвязь морфологии, синтаксиса и пунктуации. Алгоритм пунктуационной грамотности. Интеллектуальный тренинг.

Тема 16. Защита проектов по пунктуации.

Защита групповых проектов. Презентация творческих и информационных продуктов: плакатов, компьютерной презентации, сказок. Вопросы проектантам и оценка проектных работ.

Раздел «Морфология».

Тема 17. Неутомимые глаголы.

Самоанализ «После защиты проекта»: мыслительные, информационные, деятельностные, коммуникативные умения. Разработка группового проекта «Неутомимые глаголы», мозговой штурм. Назначение глаголов и  роль глаголов в речи, общение информации на аукционе знаний.

Тема 18. Спряжение глаголов.

Школа эйдетики, игра на развитие  двигательной памяти «Догони зверька», прием ассоциаций. Решение грамматической задачки «Сказка о спряжении глаголов», личное окончание глаголов. Интеллектуальный тренинг. Создание творческого продукта – сочинение сценария сказки.

Тема 19. Алгоритм правописания.

Алгоритм записи безударных окончаний глаголов: инфинитив, суффикс, спряжение, окончание. Мозговой штурм с помощью методов исследования: синтеза и анализа. Создание информационного  продукта – таблицы личных окончаний глаголов. Решение орфографической задачки, интеллектуальный тренинг.

Тема 20. Всезнающие существительные.

Разработка группового проекта «Всезнающие существительные». Морфологические признаки имени существительного: категория рода и числа, общий род. Интеллектуальный тренинг, творческий продукт.

Тема 21. Склонение существительных.

Разработка мини-проекта «Разносклоняемые имена существительные». Склонение, разносклоняемые имена существительные, начальная форма, падеж. Решение морфологической задачи «Аленький цветочек». Интеллектуальный тренинг, творческий продукт.

Тема 22. Слово о падежах.

Работа с толковым словарем. Разработка мини-проекта «Слово о падежах». Прямой и косвенный падежи. Создание информационного продукта – таблица падежей и предлогов с помощью метода исследования (наблюдение). Интеллектуальный тренинг.

Тема 23. Великолепная шестерка падежей.

Разработка мини-проекта «Слово о падежах». Работа в группах, эксперимент, сбор информации: окончание, склонение, частотность падежей, местный, звательный падежи, письменная, деловая, разговорная, политическая, научная речь. Презентация материала, творческий продукт.

Тема 24. Слова-помощники.

Алгоритм правописания безударных окончаний имен существительных: таблицы, формулы, предлоги, слова-помощники. Варианты использования метода дедукции. Интеллектуальный тренинг, творческий продукт.

Тема 25. Морфологический разбор существительного.

Использование синтеза как метода исследования. Алгоритм морфологического разбора имени существительно: постоянные и непостоянные признаки. Решение морфологической задачки «Веселая ярмарка». Интеллектуальный тренинг, викторина.

Тема 26. Чувствительные прилагательные.

Беседа об именах прилагательных: признак предмета, главное и зависимое слово, эпитет. Решение морфологической задачки «Что задумано?», «Кто задуман?». Характеристика человека: черты характера, способности, волевые качества, эмоциональное состояние, отношение к людям, делу. Интеллектуальный тренинг.

Тема 27. Полезная краткость.

Сравнение как метод исследования. Работа с толковым словарем. Краткая и полная форма имен прилагательных. Значение и роль имен прилагательных. Значение и роль имен прилагательных в предложении. Решение морфологической задачки «Как  хорош!»: резюме, качества характера человека. Интеллектуальный тренинг.

Тема 28. Доброта мягкого знака.

Анализ и синтез в проекте. Обобщение знаний о мягком знаке: буква «ерь», показатель мягкости, разделительный и грамматический мягкий знак. Презентации знаний в «Песне про мягкий знак». Решение орфографической задачки «Мышка-норушка» в интеллектуальном тренинге.

Тема 29. Суровость твердого знака.

Роль справочной литературы при разработке проекта. Сбор информации об истории буквы «ер». Поисковик: разделительный твердый знак в пословицах и фразеологизмах. Пластический этюд. Решение орфографической задачки «Заяц – Хваста». Интеллектуальный тренинг.

Тема 30. Конкурс «Грамотеи».

Самопроверка с помощью мини-теста: проблема, тема, цель, задачи проекта, гипотеза исследования. Значение категорий и понятий изученных разделов русского зыка для грамотности. Интеллектуальный тренинг.

Тема 31. Путь к грамотности.

Самопроверка с помощь. Мини-теста: поиск информации, продукт проекта. Алгоритм орфографической и пунктуационной грамотности. Интеллектуальный трниинг.

Тема 32. Подготовка к защите проекта.

Самопроверка с помощью мини-теста: презентация проекта, выступление. Беседа6 интересные факты о письменности и книгах. Подготовка к защите проекта.

Тема 33. Защита проекта.

Защита итогового проекта. Презентация творческих и информационных продуктов (спектакль, компьютерная презентации, плакаты, поделки, справочное пособие созданное учащимися). Вопросы проектантам и оценка проектных работ.

Тема 34. Лингвистические посиделки.

Самоанализ «После защиты проекта». Конкурс чтецов «Язык, великолепный наш язык». Подведение итогов изучения курса «Путь к грамотности».

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация к моральной децентрации.

Метапредметным  результатом  курса является формирование следующих универсальных учебных действий.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся овладеют всеми типами учебных действий, включая способность  принимать и сохранять учебную задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладевают действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условие деятельности в речи.

Поскольку область исследования в данной программе -  русский язык, ожидаемым результатом будет грамотная речь школьников (письменная и устная). Атак же,интерес к русскому языку.

Формы подведения итогов:

В программе представлены различные формы работы и проверки знаний, умений учащихся. Это занимательные упражнения, дидактические игры, конкурсы, творческие задания.

В числе прочих предусмотрены следующие формы проверки знаний:  творческий, интеллектуальный, информационный продукты, проект.

Участие в онлайн-олимпиаде «Русский с Пушкиным», предметных олимпиадах по русскому языку.

Критерии оценки результатов обучения по программе:

Критерии оценки уровня теоретической подготовки воспитанников:

  • соответствие уровня теоретических знаний  программным требованиям,
  • широта кругозора,
  • свобода восприятия теоретической информации
  • развитость практических навыков работы со специальной литературой,

Критерии оценки уровня практической подготовки воспитанников:

  • соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям,
  • качество выполнения практического задания,

Критерии оценки уровня развития и воспитанности детей:

  • культура организации своей практической деятельности,
  • культура поведения,
  • творческое отношение к выполнению практического задания,
  • аккуратность и ответственность в работе,
  • развитость специальных способностей.

Методическое обеспечение

Основной формой проведения занятий является комбинированное тематическое занятие. Примерная структура данного занятия:

  1. Объяснение учителя или доклад учащегося по теме занятия.
  2. Разработка  конкретного проекта.
  3. Работа со справочной или художественной литературой.
  4. Подведение итогов занятия, ответы на вопросы учащихся.

Таким образом, учащиеся обучаются проектной деятельности без существенных домашних заданий.

        Условия реализации программы

•        возможность копирования раздаточных материалов;

•        цветные карандаши, картон, цветная бумага, клей;

•        наличие дидактических материалов для индивидуальных занятий;

•        мультимедийные образовательные ресурсы (ЦОРы).

Список литературы:

  • Олейник О.В.. Кабанюк Л.П. Проектная деятельность: методика обучения. Проекты по русскому языку 2-4 классы. М.: ВАКО, 2014.
  • Лаврова С. Занимательная лексика. Методическое пособие для взрослых. Для чтения взрослыми детям. М.: Воскресный день, 2015.
  • Лаврова С. Занимательная фонетика. Методическое пособие для взрослых. Для чтения взрослыми детям. М.: Воскресный день, 2015.
  • Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
  • Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
  • Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
  • Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
  • Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
  • Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
  • Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г
  • Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.
  • Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
  • Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г
  • Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
  • Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
  • Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.
  • Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г

Список литературы, рекомендуемой для учащихся.

  • Олейник О.В., Кабанюк Л.П., Яицко С.М. Проектная деятельность: рабочая тетрадь. 2 класс. М.: ВАКО, 2015.
  • Олейник О.В., Кабанюк Л.П., Яицко С.М. Проектная деятельность: рабочая тетрадь. 3 класс. М.: ВАКО, 2015.
  • Олейник О.В., Кабанюк Л.П., Яицко С.М. Проектная деятельность: рабочая тетрадь. 4 класс. М.: ВАКО, 2015.
  • Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Мир и образование, 2014 г.
  • Шклярова Т. Орфографический словарь. Начальная школа. ФГОС. М.: ВАКО, 2016 г.
  • Гуркова И. Словарик синонимов и антонимов для учащихся начальной школы. М.: Феникс, 2015
  • Составитель: А.В. Ковригина. Новейший школьный словообразовательный словарь. М.: Славянский Дом Книги, 2014 г.
  • Сычева Г.: Толковый словарик для начальной школы. М: Феникс, 2015.

Интернет-ресурсы:

Календарно-тематический план на 2016-2017 учебный год

№ п/п

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

1.

Чудо из чудес.

1

2.

Язык и речь – одно и то же?

1

3.

Как возник язык?

1

4.

Какие языки есть на свете?

1

5.

Защита проекта.

1

6.

Для чего придуманы словари?

1

7.

Архаизмы, неологизмы, омонимы.

1

8.

Синонимы и антонимы.

1

9.

Защита проекта по лексике.

1

10.

Поиграем со звуками.

1

11.

Транскрипция.

1

12.

Слабые и сильные позиции звуков.

1

13.

Тайна фонемы.

1

14.

Фонемные и нефонемные правила.

1

15.

На сцене гласные!

1

16.

Опасные» согласные.

1

17.

Выходим на главное правило.

1

18.

Фонетическая задачка «Колобок».

1

19.

Фонетическая задачка «Гуси – лебеди».

1

20.

Фонетическая задачка «Маша и Медведь».

1

21.

Фонетическая задачка «Морозко».

1

22.

Фонетическая задачка  «Иван-царевич и Серый Волк».

1

23.

Защита проектов по  фонетике.

1

24.

Кто повелевает буквами.

1

25.

Как человека научился писать?

1

26.

Пиктография.

1

27.

История письменности.

1

28.

Древнерусский алфавит.

1

29.

Самая молодая буква русского современного языка.

1

30.

Творческая мастерская: древнерусские буквы.

1

31.

Забавный алфавит.

1

32.

Каллиграфия.

1

33.

Защита проектов по графике.

1

34.

Конкурс «Грамотеи».

1

Календарно-тематический план на 2017-2018 учебный год

№ п/п

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

1.

Проекты дают знания.

1

2.

В гостях у частей речи.

1

3.

Все, что существует.

1

4.

Прилагательное.

1

5.

Глагол.

1

6.

Вместо имени. Местоимение. Числительное. Наречие.

1

7.

Служба частям речи.

1

8.

Для чего нужна морфология?

1

9.

Защита проектов по морфологии.

1

10.

Из чего состоят слова?

1

11.

Зрим в корень!

1

12.

Окончание и основа.

1

13.

Слово о префиксах.

1

14.

Приставки-труженницы.

1

15.

Говорящие суффиксы.

1

16.

Суффиксы существительных.

1

17.

Суффиксы прилагательных.

1

18.

Суффиксы глаголов.

1

19.

Интерфикс и постфикс.

1

20.

Слова замаскировались.

1

21.

Защита проектов по морфемике.

1

22.

Где прячутся ошибки?

1

23.

Самоинструкция.

1

24.

Орфограммы в стихах.

1

25.

Что нельзя проверить?

1

26.

Этимология.

1

27.

Школа эйдетики.

1

28.

Образ слова.

1

29.

Цепочка ассоциаций.

1

30.

Стоп! Перенос!

1

31.

Предлоги и приставки.

1

32.

Пишем раздельно.

1

33.

Защита проектов по правописанию.

1

34.

Конкурс «Что написано пером, не вырубишь топором»!»

1

Календарно-тематический план на 2018-2019 учебный год

№ п/п

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

1.

Как прекрасен наш язык!

1

2.

Королевство предложений.

1

3.

Виды предложений.

1

4.

Кто здесь главный?

1

5.

Дружба слов.

1

6.

Дополнение.

1

7.

Определение.

1

8.

Обстоятельство.

1

9.

Родня в предложении.

1

10.

Защита проектов по синтаксису.

1

11.

Знаки препинания.

1

12.

Обращение.

1

13.

Как пишут письма?

1

14.

Эксперты предложений.

1

15.

Грамматическое исследование.

1

16.

Защита проектов по пунктуации.

1

17.

 Неутомимые глаголы.

1

18.

Спряжение глаголов.

1

19.

Алгоритм правописания.

1

20.

Всезнающие существительные.

1

21.

Склонение существительных.

1

22.

Слово о падежах.

1

23.

Великолепная шестерка падежей.

1

24.

Слова-помощники.

1

25.

Морфологический разбор существительного.

1

26.

Чувствительные прилагательные.

1

27.

Полезная краткость.

1

28.

Доброта мягкого знака.

1

29.

Суровость твердого знака.

1

30.

Конкурс «Грамотеи».

1

31.

Путь к грамотности.

1

32.

Подготовка к защите проекта.

1

33.

Защита проекта.

1

34.

Лингвистические посиделки.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная профессиональная программа (повышения квалификации) «Финансовая грамотность в английском языке»

Настоящая примерная программа  учебного предмета английский язык разработана  для 2 класса, является преемственной по отношению к программе  Быкова Н., Дули Д., Поспелова М., Эванс В. У...

"Развитие функциональной грамотности младших школьников средствами внеурочной деятельности и программ дополнительного образования"

В материале представлен опыт работы начальной школы по развитию функциональной грамотности младших школьников средствами внеурочной деятельности и программ дополнительного образования, реализуемых в о...

Рабочая программа дополнительного образования Финансовая грамотность" 1 класс

Программа нацелена на первоначальное экономическое образование первоклассников, как фактора их экономической социализации.Детей, точно также, как и взрослых, волнуют финансовые вопросы. Они, так или и...

Рабочая программа дополнительного образования Финансовая грамотность" 2 класс

Курс «Финансовая грамотность» пропедевтический и является частью школьной программы сквозного экономического образования. Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами мат...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Финансовая грамотность» 4 и 4 дополнительный классы

Адаптированная рабочая программа по финансовой грамотности для  4 и 4 дополнительного классов с ЗПР составлена на основе следующих нормативно правовых документов...

Рабочая программа дополнительного образования "Азбука финансовой грамотности"

Рабочая программа курса «Азбука финансовой грамотности» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего...