Открытое мероприятие, проведённое в рамках тематической недели русского языка для учеников 3-их классов « Интеллектуальный хоккей»
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Тихоновская Наталья Борисовна

imageЦели и задачи игры: формирование эмоционально - ценностного отношения к родному языку, сохранения чистоты, выразительности, уникальности родного слова; пробуждение  интереса и стремления к его изучению.

Игра проводится между 2 командами.

imageУчитель вбрасывает  на игровое поле «шайбы» с вопросами. Если команда отвечает, «шайба» забита в ворота противника. В конце игры подсчитывается, сколько «шайб» пропустила каждая команда и выявляется победитель.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_meropriyatie.doc247 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое мероприятие, проведённое в рамках тематической

 недели русского языка для учеников 3-их классов

« Интеллектуальный хоккей»

2017-2018 уч. год

Цели и задачи игры: формирование эмоционально - ценностного отношения к родному языку, сохранения чистоты, выразительности, уникальности родного слова; пробуждение  интереса и стремления к его изучению. 

Игра проводится между 2 командами.

Наглядность: на доске - игровое поле, ворота участников игры, «шайбы»; на столе у учителя - «клюшки» с вопросами;  презентация «Весёлая грамматика»

Ход игры:

  1. Представление команд и жюри
  2. Разминка.«Разбираем клюшки»
  • Какое слово состоит из трёх слогов, а указывает на 33 буквы? (алфавит)
  • В каком слове «г» слышится сто раз? (стог)
  • Что у зайца позади, а у цапли впереди? (ц)
  • Чем кончается лето и начинается осень? (буквой «о»)
  • Что такое «корень»? Докажи, что это многозначное слово.
  • Какое слово состоит из одного слога, а указывает на сто лет? (век)
  • В каком слове спряталось сразу две ноты? (фасоль)
  • В каком слове слышится сорок гласных? (сорока)
  • Придумай  предложение, где бы все слова начинались с буквы «п». (Петя принёс после понедельника  папе  приглашение.)
  • Придумай предложение, где бы слово « летят» употреблялось в переносном значении. ( Летят издалека письма друзей.)
  • Что такое антонимы? Приведи примеры.
  • Что такое синонимы? Приведи примеры.
  • Какое слово состоит из семи «я»? (семья)
  • Что такое предложение?
  • Дайте определение тексту?
  • Какие морфемы вы знаете? Перечислите.
  • Что изучает фонетика?
  • Какой раздел русского языка изучает словарный запас? (лексика)

  1. Учитель: Ребята, мы сегодня не только поиграем, но и познакомимся с новыми играми русского языка, которые вы в дальнейшем сможете включать в свои семейные праздники  (по мере игры учащиеся знакомятся с презентацией «Весёлая грамматика»)
  2. Шарада загадка, которая отгадывается по частям.

Учитель вбрасывает  на игровое поле «шайбы» с вопросами. Если команда отвечает, «шайба» забита в ворота противника. В конце игры подсчитывается, сколько «шайб» пропустила каждая команда и выявляется победитель.

  • Мой первый слог найдёшь тогда,

Когда в котле кипит вода,

Местоименье - слог второй,

А в целом - школьный столик твой. (парта)

  • Первый слог найдёшь средь нот,

А второе - бык несёт.

Хочешь целое найти,

Так ищи его в пути. (дорога)

  • Три буквы облаками реют,

Две видны на лице мужском,

А целое порой белеет

«В тумане моря голубом» (парус)

  • Из писка птиц - мой первый слог возьмите,

Второй - с бараньей головы.

Откройте печь и там найдите

То, что не раз едали вы. (пирог)

  • Вот он- первый слог.

Этот слог - предлог.

Далее - юнец, вхожий во дворец.

Буква  на конце стоит, открывает алфавит.

Жаль, ответа нет: был, да сплыл ответ. (пропажа)

  • Моё начало есть в свинце,

И в серебре, и в стали,

А корабли в моём конце

Вчера к причалу встали.

И если дружен ты со мной,

Настойчив в тренировках,

Ты будешь в холод, в дождь и в зной

Выносливым и  ловким. (спорт)

  1. Метаграмма – последовательное изменение в слове одной  или  нескольких  букв.
  • С «и» фонтан пускает,

Сливки с «о» лакает. (кит-кот)

  • С «п» я часть велосипеда,

С «м» - награда на груди у деда. (педаль- медаль)

  • С «е» - я жаркая пора.

С «о» - настольная игра. (лето- лото)

  • С «к» в полях меня найдёте,

С «г» романсы запоёте.

С «в» косички заплетёте. (колос-волос-голос)

  • С «ч» я над водой летаю,

С «г» навинченной бываю. (чайка - гайка)

  • С буквой «р» - борьба, сраженье,

С «к» снаряд для упражнения. (турнир - турник)

  • Имея стены и углы,

Жилищем я твоим являюсь,

Но если «о» заменишь «ы»,

То  сразу вверх я устремляюсь. (дом - дым)

  • С «р» - в котле  краснеет,

Задом пятиться умеет.

С «л» блестит, сияет,

Мебель, ногти  покрывает. (лак - рак)

  1. Логогриф – какая – нибудь  буква  отнимается в слове  совсем, или же, наоборот, прибавляется новая.
  • Древесному стволу защиту я даю,

Прибавь мне букву «б», и я тебя убью. (кора - кобра)

  • Кони быстры, кони прытки,

Я лежу внутри кибитки.

«М» прибавь - я закричу

И на облучок  вскачу. (ящик - ямщик)

  • Я с полки книгу взял, прибавил «а»,

И стало вдруг мучительно обидно:

От книги не осталось и следа,

И даже в микроскоп не видно. (том - атом)

  • Мы всех: и взрослых, и детей-

В  часы досуга развлекаем,

Но если нам приставишь «т»

Мы их ужасно напугаем. (игры - тигры)

  1. Анаграммы – в слове путем перестановки букв образуется новое слово.

  • Я дерево в родной стране,

Найдёшь в лесах меня повсюду;

Но слоги переставь во мне-

И воду подавать я буду. (сосна - насос)

  • Я - трудяга - пароход,

По реке плыву я ловко.

Но буквы переставь, тогда

Я измельчу в обед морковку. (катер - тёрка)

  • Я - время года тёплое,

Бежим мы в лес, на реку.

Но буквы только переставь-

Я - корпус человека. (лето - тело)

  • Когда-нибудь во мне катались,

Возможно, мой дружок, и вы.

Мои колёса быстро мчались

По улицам былой Москвы.

Но если бы двум буквам место

Переменили вы во мне,

Я бы взлетела с сильным треском

В ночной небесной тишине. (карета - ракета)

  • Со мною каша лучше станет,

Оближет пальчики едок.

Но буквы поменяй местами,

Я превращусь в древесный сок. (масло - смола)

  • В моря и океаны

Пускаю я фонтаны.

Наоборот напишешь -

В часах меня услышишь. (кит - тик)

  8) « В гостях у фразеологизмов»

Задание: не только объяснить фразеологизм, но и подобрать свой на эту же тему.

      Втирать очки - пускать пыль в глаза

      С гулькин нос - кот наплакал

      Сломя голову - пятками сверкать

      Сидеть сложа руки - бить баклуши

      Витать в облаках - ворон считать

      Обвести вокруг пальца - водить за нос

  1. «Детские вопросы»

Задание: «перевести» речь маленьких детей.

  • Копатка (лопатка)
  • Кусарик (сухарик)
  • Мокресс (компресс)
  • Болерьянка ( валерьянка)
  • Сольница (солонка)
  • Обутки (то, что обувают)
  • Мелкоскоп (микроскоп)

  1. Подведение итогов игры. Подсчитывается количество пропущенных шайб, каждой командой, награждаются победители.

Учитель: Вот и перевёрнута последняя страница.

         К грамотности путь уже открыт.

        А главный наш секрет всем пригодится:

        С любовью изучайте прекрасный наш язык.

                                                                        (О.Олейник)

Использованная литература:

  1. И.Д.Агеева «500 крылатых фраз для детей» М.,Изд. «Сфера», 2014 г.
  2. «Занимательная грамматика» Е.Г.Бурлака, И.Н.Прокопенко, Д.,1997г.
  3. И.А.Шаульская «Вопросы умникам и умницам» Р.-на -Д.,Изд «Феникс»,2013г.
  4. Ресурсы интернета.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.

Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы  по режиму дня)Цели:       - развитие коммуникативных умений   в говорении,   чтении,  ау...

Тренажер по русскому языку для учеников 2-3 классов "Фонетика"

2- 3 классТест по теме «Фонетика»Цели:- закрепить знания по теме «Фонетика»Задачи:Проверить усвоение материала у большинства учащихся.Активизировать познавательную деятельность детей.Разнообразить про...

"Своя игра" по русскому языку для учеников 3-4 класса

В данной игре в занимательной форме представлены олипиадные задания по русскому языку...

Открытое мероприятие, проведённое с учащимися 2-х классов Тема «Наша речь. Что я знаю о тексте?»

Сценарий содержти дидактический материал, связанный с понятием " текст" и способствует закреплению представлений о тексте. Сценарий состоит из конкурсов, имеющих следующие названия и задания. Пер...

Детские сочинения на тему: "Велик русский язык..." (написанные учениками 4 "В" класса МБОУ СОШ № 19)

Детские сочинения выполнены в 2012 году в рамках подготовки к неделе русского языка....

Открытое мероприятие, проведённое в рамках тематической недели русского языка для учеников 3-их классов « Интеллектуальный хоккей»

Цели и задачи игры: формирование эмоционально - ценностного отношения к родному языку, сохранения чистоты, выразительности, уникальности родного слова; пробуждение  интереса и стремления к е...