Конспект урока по русскому языку «Время глагола» в 4 классе.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Конспект урока по русскому языку «Время глагола» в 4 классе.

Цели:

1. Способствовать систематизации знаний учащихся о временных формах глагола;

2. Содействовать совершенствованию умения определять время глагола,  изменять  глаголы    по временам;

3. Способствовать развитию  орфографической  зоркости, устной  и письменной речи,  внимания, мышления;

4. Содействовать воспитанию  интереса к предмету, умения слушать и слышать себя, товарища, учителя.

Ход урока:

1.Организационный момент:

-Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Давайте начнем наш урок .Урок у нас необычный: к нам пришли гости.

-На улице погода пасмурная. Но  у нас есть свое солнышко. Посмотрите, как оно нам улыбается. Давайте ему тоже улыбнемся и с хорошим настроением начнем урок.

2. Чистописание :

-Начнем, ребята с чистописания. А вот над какой буквой мы будем работать, вам предстоит угадать. Посмотрите  и найдите букву, которая обозначает  звук,  отличающийся от остальных(слайд), обоснуйте выбор. Спишите буквосочетания и пословицу (слайд).

Заболел – полечись, а здоров – берегись.

Как вы понимаете ее смысл? Что нужно делать, чтобы сохранить здоровье?

3. Словарная работа: (слайд)

-Посмотрите на доску. Вставьте пропущеннные буквы, запишите слова в тетради.

Р.бота, б.седа, пут.шествие, п.беда, праз.ник, м…роз.

(проверка в парах)

-Скажите, какой частью речи являются записанные слова? На какой вопрос отвечают имена существительные? Давайте из имен существительных образуем глаголы. На какой вопрос отвечают глаголы?

(слайд)

Работа – работать

Беседа – беседовать

Путешествие – путешествовать

Победа – побеждать
Праздник – праздновать

Мороз – морозить

- В какой форме стоят глаголы?

- Как назовем группы слов, которые получились?

4. Орфографическая минутка: (слайд)

-Последний глагол у нас морозить. На улице еще холодно, можно замерзнуть и простудиться. А что же нужно делать, чтобы оставаться здоровым, мы узнаем из стихотворения. Посмотрите на доску? (слайд)

- Прочитайте стихотворение,вставьте пропущенные бкувы, раскройте скобки.

Чтоб зд…ровье (со)хр…нить,
Организм свой укр…пить,
Знает вся моя с…мья
Должен быть реж…м у дня. 

Следует, р…бята, знать
Нужно всем (п…)дольше спать.
Ну а утром (не) л…ниться–
На заря…ку ст…новиться!

- Назовите глаголы в неопределенной форме.
- Найдите обращение в этом стихотворении.

- Спишите 1 любое четверостишие.

5. Постановка темы и целей урока:

- Послушайте, ребята, сказку – шутку. Слушайте внимательно. Кто будет внимателен – много всякой всячины усвоит, а кто невзначай уснет, тот ни с чем уйдет.
Однажды на уроке русского языка учительница спросила Лентяйкина:
- Если я говорю: «Я умываюсь, ты умываешься, он умывается, мы умываемся, вы умываетесь,они умываются. Какое это время?
Лентяйкин не задумываясь воскликнул: «Утро!»
- А как вы думаете, в каком времени употреблены глаголы, которые назвала учительница?

- Сформулируйте тему урока.

6. Работа по теме урока:

а) актуализация опорных знаний:

(слайд)

Этот хитренький глагол
Себе ВРЕМЯ изобрел.
«Ухожу», - кричит сегодня,
 А вчера кричит: « ушел!»
Завтра  скажет: « я уйду!»
Позавидуйте ему!

- О чем это стихотворение? В каком времени могут употребляться глаголы?

- Какое действие обозначают глаголы в настоящем, прошедшем, будущем времени и на какие вопросы отвечают?

7. Физминутка для глаз: (слайд)

- Давайте отдохнем.

- Что нам порекомендовал кот Леопольд?  

8. Продолжение работы:

а) закрепление пройденного материала:

1) Работа по рядам:

-Распределите слова с доски по столбикам и запишите: 1 ряд – глаголы настоящего времени, 2 ряд – прошедшего времени, 3 ряд – будущего времени.

Играю, прочитаем, сделал, присел, буду писать, смотрите, работали, идет, поедет, заметил, решаешь, приготовим.

2) Игра с мячом:

- Ребята, я бросаю мяч и называю глагол, ваше задание определить время глагола и вернуть мяч.

(будут прыгать, катается, сварила, клюет, промахнулся, нарисую, украсят, поют, танцевали ,поеду ,режет ,читаю ,бегают.)

3) Определение времени глаголов: упр. 36, с. 67.

Прочитаем стихотворение.

- Выпишите глаголы из стихотворения, определите время каждого глагола. (работа по цепочке с места)

- Объясните расстановку знаков препинания в выделенном предложении.

4) Образование глаголов:    рабочая тетрадь с 77, упр. 14

Каждый глагол давайте поставим во все возможные временные формы. (работа у доски)

9. Физминутка.

Дети рано утром встали, за грибами в лес пошли.  ( ходьба на месте )
Приседали, приседали, белый гриб в траве нашли.  ( приседания) 
На пеньке растут опята, наклонитесь к ним, ребята
Наклоняйся, раз- два- три  и в лукошко набери!  (наклоны )
Вон на дереве орех, кто подпрыгнет выше всех?    ( прыжки) 
Если хочешь дотянуться, надо сильно потянуться.  (потягивания- руки вверх) 
Три часа в лесу бродили, все тропинки исходили.   (ходьба на месте) 
Утомил всех долгий путь, дети сели отдохнуть.   ( садятся за парты)  

10. Продолжение работы:

5) Творческая работа: «Оживи текст»

-Ребята, посмотрите на доску. Можно ли эти группы слов назвать предложениями? Что нужно сделать, чтобы получились предложения?

-Вам нужно дополнить текст подходящими по смыслу глаголами, употребив их в настоящем, прошедшем, будущем времени на тему «Весна». (самотоятельная работа)

Долгожданная весна. Весёлая капель. Говорливые ручьи. Деревья в листву. Перелётные птицы.

(Наступила  долгожданная  весна. Звенит весёлая капель. Бегут говорливые ручьи. Скоро деревья оденутся в листву. Прилетят  перелётные  птицы).

-Давайте проверим, что у вас получилось. (зачитывают 2-3 ученика)

10. Итог урока, оценивание знаний.

- О чем говорили сегодня на уроке?

-Какие времена имеют глаголы?

11. Домашнее задание:   стр. 68, упр. 39.

12. Рефлексия:

-Посмотрите на доску (слайд). Продолжите данные предложения и выскажите свое мнение об уроке: что у вас получилось, что не получилось, что понравилось?

- Наш урок окончен. Спасибо за работу!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_1_kat.docx27.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку «Время глагола» в 4 классе.

Цели: 

1. Способствовать систематизации знаний учащихся о временных формах глагола;

2. Содействовать совершенствованию умения определять время глагола,  изменять  глаголы    по временам;

3. Способствовать развитию  орфографической  зоркости, устной  и письменной речи,  внимания, мышления;

4. Содействовать воспитанию  интереса к предмету, умения слушать и слышать себя, товарища, учителя.

Ход урока:

1.Организационный момент:

-Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Давайте начнем наш урок .Урок у нас необычный: к нам пришли гости.

-На улице погода пасмурная. Но  у нас есть свое солнышко. Посмотрите, как оно нам улыбается. Давайте ему тоже улыбнемся и с хорошим настроением начнем урок.

2. Чистописание :

-Начнем, ребята с чистописания. А вот над какой буквой мы будем работать, вам предстоит угадать. Посмотрите  и найдите букву, которая обозначает  звук,  отличающийся от остальных(слайд), обоснуйте выбор. Спишите буквосочетания и пословицу (слайд).

Заболел – полечись, а здоров – берегись.

Как вы понимаете ее смысл? Что нужно делать, чтобы сохранить здоровье?

3. Словарная работа: (слайд)

-Посмотрите на доску. Вставьте пропущеннные буквы, запишите слова в тетради.

Р.бота, б.седа, пут.шествие, п.беда, праз.ник, м…роз.

(проверка в парах)

-Скажите, какой частью речи являются записанные слова? На какой вопрос отвечают имена существительные? Давайте из имен существительных образуем глаголы. На какой вопрос отвечают глаголы?

(слайд)

Работа – работать

Беседа – беседовать

Путешествие – путешествовать

Победа – побеждать
Праздник – праздновать

Мороз – морозить

- В какой форме стоят глаголы?

- Как назовем группы слов, которые получились?

4. Орфографическая минутка: (слайд)

-Последний глагол у нас морозить. На улице еще холодно, можно замерзнуть и простудиться. А что же нужно делать, чтобы оставаться здоровым, мы узнаем из стихотворения. Посмотрите на доску? (слайд)

- Прочитайте стихотворение,вставьте пропущенные бкувы, раскройте скобки.

Чтоб зд…ровье (со)хр…нить,
Организм свой укр…пить,
Знает вся моя с…мья
Должен быть реж…м у дня. 

Следует, р…бята, знать
Нужно всем (п…)дольше спать.
Ну а утром (не) л…ниться–
На заря…ку ст…новиться!

- Назовите глаголы в неопределенной форме.
- Найдите обращение в этом стихотворении.

- Спишите 1 любое четверостишие.

5. Постановка темы и целей урока:

- Послушайте, ребята, сказку – шутку. Слушайте внимательно. Кто будет внимателен – много всякой всячины усвоит, а кто невзначай уснет, тот ни с чем уйдет.
Однажды на уроке русского языка учительница спросила Лентяйкина:
- Если я говорю: «Я умываюсь, ты умываешься, он умывается, мы умываемся, вы умываетесь,они умываются. Какое это время?
Лентяйкин не задумываясь воскликнул: «Утро!»
- А как вы думаете, в каком времени употреблены глаголы, которые назвала учительница?

- Сформулируйте тему урока.

6. Работа по теме урока:

а) актуализация опорных знаний:

(слайд)

Этот хитренький глагол
Себе ВРЕМЯ
 изобрел.
«
Ухожу», - кричит сегодня,
 А вчера кричит: « ушел!»
Завтра  скажет: « я уйду!»
Позавидуйте ему!

- О чем это стихотворение? В каком времени могут употребляться глаголы?

- Какое действие обозначают глаголы в настоящем, прошедшем, будущем времени и на какие вопросы отвечают?

7. Физминутка для глаз: (слайд)

- Давайте отдохнем.

- Что нам порекомендовал кот Леопольд?  

8. Продолжение работы:

а) закрепление пройденного материала:

1) Работа по рядам:

-Распределите слова с доски по столбикам и запишите: 1 ряд – глаголы настоящего времени, 2 ряд – прошедшего времени, 3 ряд – будущего времени.

Играю, прочитаем, сделал, присел, буду писать, смотрите, работали, идет, поедет, заметил, решаешь, приготовим.

2) Игра с мячом:

- Ребята, я бросаю мяч и называю глагол, ваше задание определить время глагола и вернуть мяч.

(будут прыгать, катается, сварила, клюет, промахнулся, нарисую, украсят, поют, танцевали ,поеду ,режет ,читаю ,бегают.)

3) Определение времени глаголов: упр. 36, с. 67.

Прочитаем стихотворение.

- Выпишите глаголы из стихотворения, определите время каждого глагола. (работа по цепочке с места)

- Объясните расстановку знаков препинания в выделенном предложении.

4) Образование глаголов:    рабочая тетрадь с 77, упр. 14

Каждый глагол давайте поставим во все возможные временные формы. (работа у доски)

9. Физминутка.

Дети рано утром встали, за грибами в лес пошли.  ( ходьба на месте )
Приседали, приседали, белый гриб в траве нашли.  ( приседания) 
На пеньке растут опята, наклонитесь к ним, ребята
Наклоняйся, раз- два- три  и в лукошко набери!  (наклоны )
Вон на дереве орех, кто подпрыгнет выше всех?    ( прыжки) 
Если хочешь дотянуться, надо сильно потянуться.  (потягивания- руки вверх) 
Три часа в лесу бродили, все тропинки исходили.   (ходьба на месте) 
Утомил всех долгий путь, дети сели отдохнуть.   ( садятся за парты)  

10. Продолжение работы:

5) Творческая работа: «Оживи текст»

-Ребята, посмотрите на доску. Можно ли эти группы слов назвать предложениями? Что нужно сделать, чтобы получились предложения?

-Вам нужно дополнить текст подходящими по смыслу глаголами, употребив их в настоящем, прошедшем, будущем времени на тему «Весна». (самотоятельная работа)

Долгожданная весна. Весёлая капель. Говорливые ручьи. Деревья в листву. Перелётные птицы.

(Наступила  долгожданная  весна. Звенит весёлая капель. Бегут говорливые ручьи. Скоро деревья оденутся в листву. Прилетят  перелётные  птицы).

-Давайте проверим, что у вас получилось. (зачитывают 2-3 ученика)

10. Итог урока, оценивание знаний.

- О чем говорили сегодня на уроке?

-Какие времена имеют глаголы?

11. Домашнее задание:   стр. 68, упр. 39.

12. Рефлексия:

-Посмотрите на доску (слайд). Продолжите данные предложения и выскажите свое мнение об уроке: что у вас получилось, что не получилось, что понравилось?

- Наш урок окончен. Спасибо за работу!

Конспект урока по русскому языку в 4 классе.

Тема урока: Время глагола.

Подготовила:

Учитель начальных классов

Мухина Марина Сергеевна

2016 год

Конспект урока по русскому языку в 4 классе.

Тема урока: Главные и второстепенные члены предложения.

Цели:

         -актуализировать знания учащихся о  

          грамматических признаках предложения;

        - развить и закрепить представление о подлежащем

            и способах его выражения, 

         -повышать активность и эмоциональное восприятие, расширить кругозор.

Тип урока: усвоение нового материала.

Методы обучения: словесный, практический.

Технология обучения: элементы критического мышления.

Оборудование: слайды, интерактивная доска, компьютер.

Лексическая тема: Школа

Х о д   у р о к а

I. Организационный момент

    Подготовка класса к уроку.

II. Актуализация опорных знаний.

У ч и т е л ь. Первая тема, над которой мы будем работать, называется «Предложение». Давайте вспомним, что мы с вами знаем о предложении.

1. И г р а  «Найди и докажи».

О п и с а н и е. На доске записаны группы слов, среди которых учащиеся должны найти и назвать предложения.

У ч и т е л ь. Прочитайте группы слов и найдите среди них предложения. Назовите найденные предложения.

а) В нашей реке водятся щуки и окуни.

б) Из, высоко, дым, небо, трубы, в, поднимается.

в) Завтра мы рано утром вчетвером.

г) Грачи слетелись на вспаханное поле.

– Что выражает предложение? (Предложение выражает законченную мысль.)

– Какой вывод можно сделать? (Предложение может состоять из одного или нескольких слов.)

– Опираясь на схему, расскажите, на какие виды делятся предложения по цели высказывания, по интонации.

На доске схема:

 

III.  Фронтальный опрос

Что такое словосочетание?

- Из чего состоит словосочетание?

- Как ставится вопрос ?                        

IV. Формирование новых знаний.

Подлежащее и сказуемое — это главные члены предложения. Подлежащее — это главный член предложения, отвечающий на вопросы к т о? и ч т о ?Главный член предложения, который связан с подлежащим и отвечает на вопросы ч т о д е л а е т предмет? к а к о в предмет? ч т о т а к о е предмет?, называется сказуемым. Остальные члены предложения называются второстепенными.
Чаще всего подлежащее выражается именительным падежом имени существительного: 
Девочка играет на домбре.

Кроме этого, подлежащее может выражаться:

Личными местоимениями: Он посмотрел направо, затем налево.

Числительным: Семеро одного не ждут.

Стихотворение-подсказка.

Когда перед вами задача – найти

Главные члены предложения,

Прежде всего отыщите глагол,

Глагол в любом наклонении.

Когда обнаружится этот глагол

Между другими словами,

То подчеркните его поскорей

Сразу двумя чертами.

Потом от него мы вопросы кто? что?

К другим словам направляем

И подлежащее, как на крючок,

На эти вопросы поймаем.

Тут мы его одною чертой

Вмиг подчеркнем без сомнения.

И полюбуйся – перед тобой

Главные члены предложения.

         Дополнение — это второстепенный член предложения, отвечающий  на вопросы косвенных падежей (то есть всех, кроме именительного):
кого?   чего?   кому?   чему?   кого?   что?   кем?   чем?   о ком?   о чём? 

        Дополнение в предложении выражается именем существительным
или местоимением:

Определение –  это второстепенный член предложения, отвечающий  на вопросы какой? какая? какое? какие? и в предложении выражается именем прилагательным , подчёркивается волнистой чертой.

Например: Он выполняет общественные поручения.

Обстоятельство –  это второстепенный член предложения, отвечающий  на вопросы как? где? куда? откуда? и в предложении выражается наречием, подчёркивается тире точка тире.

Например: Осенний  ветер бросает  листья на мокрую землю.

V. Установление связи слов в предложении.

1. И г р а  «Распредели по группам».

О п и с а н и е. К доске прикреплены карточки с предложениями и словосочетаниями в центре, а по обеим сторонам конверты-домики, куда учащиеся должны сложить соответствующие карточки.

У ч и т е л ь. Распределите карточки по группам (в «домики»).

Дети играют.

Веселые праздники.

Бежит река.

Бегущий мальчик.

Интересная книга.

Идет дождь.

Дождливый день.

Птицы прилетели.

Птичий домик.

VI. Самостоятельная работа.

Составьте рассказ. Пусть героем вашего рассказа будет загадочный он(она). Не говорите ,кто он, она (человек, зверь, какая-нибудь птица.) Опишите , как он(она) ведёт себя, что с ним (с ней) случается; называйте его(ее)только местоимением. Пусть ваши товарищи догадаются, о ком вы рассказываете.

Найдите в предложениях подлежащее. Определите способ его выражения.

1. Я живу здесь уже три дня. (местоимение)

2.  Какая неистощимая сила  творчества таится в человеке (сущ.)

3. Один в поле не воин. (числит.)

4. Три девицы под окном пряли поздно вечерком.

(числит. +сущ.)

5. Она изготовляет лекарства для больных.

VII. Работа с учебником.

Упр.1 на стр.110

Найдите главные и второстепенные  члены предложения.

Звонок прозвенел. Кончился урок. Началась большая перемена.

Ребята выбежали на спортплощадку. Они бегали ,играли в разные  игры.

Упр.2 на стр.110

Замените  подлежащие-существительные местоимениями

ОН,ОНА,ОНИ.

Сестра переписывается с девочкой из Болгарии.

Мальчик научился играть в хоккей.

Ребята в прошлом году заняли первое место на республиканской олимпиаде.

Упр.3 на стр.111

Соедините грамматические основы предложений:

•        1. Кружки                               А.  записался

2. Он                                       Б. научилась

3. Анвар                                  В. работают

4. Ребята                                  Г. играют

5.Они                                      Д. занимается

6.Валя                                     Е. выступали

7.Володя и Эрик                     Ж. вырастили        

         

Ответ: 1В  2Д    3А   4Ж    5Е 6Б    7Г

VIII. Коллективная работа.

1 Вопрос : Интересно ли вам учиться? («да» или «нет» постарайтесь доказать)

2 вопрос: Что нового и интересного вы узнаёте на уроках, какой предмет любите больше всего других и почему?

 3 вопрос: Почему  школьные годы навсегда остаются в памяти  многих людей?

IX. Итог урока.

Чему вы научились, изучив тему «Главные и второстепенные члены предложения»

Составьте кластер на тему

У ч и т е л ь. Закончите предложение.

? Предложение выражает…

? Подлежащее и сказуемое – это…

? Грамматическая основа предложения не является…

Дом.задание.

Оценивание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Времена глаголов". 3 класс

Конспект урока по русскому языку по теме "Времена глаголов". 3 класс. УМК "Школа России". На моём мини-сайте имеется презентация к уроку....

Конспект урока по русскому языку "Времена глагола" 3 класс , УМК "Школа России"

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Времена глагола"Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с изменением глаголов по временам и с особенностями каждой временной формы.Планируемые рез...

Конспект урока по русскому языку: Времена глаголов (УМК "Школа России) 3 класс

Конспект урока по русскому языку:  Времена глаголов (УМК "Школа России) 3 класс...

Конспект урока по русскому языку "Времена глагола" (Школа России, 3 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с изменением глаголов по временам и с особенностями каждойвременной формы. Планируемые результаты Предметные: знать понятие «Время глаго...