Конспект урока "Безличные глаголы"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Бельчич Инна Сергеевна

Конспект урока "Безличные глаголы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_klass.docx18.42 КБ

Предварительный просмотр:

4 класс

Тема: Безличные глаголы.

Цели: 1) развивающий аспект:

                - развитие речи учащихся;

                - развитие умения отличать безличные глаголы от личных глаголов,  

                  употреблять  их в речи;

                  развитие умения сравнивать, делать выводы;

            2) познавательный аспект:

               - формирование общеучебного умения анализировать грамматические  

                 категории лица глаголов: грамматических форм  лица, их работы,      

                сопоставлять формы лица и грамматические значения лица;

            3) воспитательный аспект:

                - воспитание чувства товарищества, умения работать в группе.

Оборудование: карточки для групповой и индивидуальной работы, стикеры.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Оргмомент.

2.Чистописание  (дифференцированно)

3.Актуализация прежних знаний.

Учитель проводит беседу:

-Что мы изучаем, исследуем на уроках русского языка?

-Сколько частей речи мы уже знаем? Какие?

- Чем отличаются имена от глаголов?

-Сколько форм лица имеют глаголы?

-Назовите грамматическое значение лица глаголов, которое соответствует форме 2 лица.

-Назовите грамматическое значение лица глаголов, которое соответствует форме 1 лица.

- Поднимите руку те ребята, кто уже хорошо научился определять изученные части речи.

-Сейчас вы поработаете в группах и индивидуально по карточкам.

1 группа:

Разделите слова на группы:

семья, весело, бежит, он, мороженая, мороженое, русский, стакан, читаешь, печь.

2 группа: Найдите «ловушки» и  исправьте

их,  укажите    лицо глаголов.

Скоро ноступит ноч. Зомолкнут и зоснут дневные птицы и звери.

3 группа: Составить предложение,

определить части речи.

Вечер, лесу, быстро, глухом, в , наступает.

Карточки:

     а) Определи лицо глаголов.

Бежит, идешь, кричит, стучат, говорят, поёте, летишь, живут, побежит, запоёте.

б)Вставь пропущенные буквы и укажи части речи.

Пеликана узна_шь сразу по б_льшому мешку под клюв_м.

в) Вставь пропущенные буквы и укажи части речи.

Б_леет, б_льшой, пов_р, приб_жит, г_лубок, з_лёный, охр_няют, г_ревать, п_тёрка.

Проверка работы, подведение итогов.

- Молодцы!  Я вижу, что вы много уже знаете, но мне хочется  дать вам еще одно задание.

4. Создание проблемной ситуации и поиск решения.

 -Запишите предложения с доски:

Дед Иван не спит. Деду Ивану не спится.

-Определите лицо глаголов.

-Какой вопрос у вас появился?

- Отличаются ли эти глаголы по лексическому значению?

- Отличаются ли они по времени?

-А одинаковы ли формы лица и числа?

- Есть ли другие формы лица у глагола спит?

(Я не сплю, ты не спишь..)

-Какая форма глагола изменилась? (ф.л.)

- В какой форме лица вы употребили глагол в 1 высказывании? А во 2?

- Можно ли изменить по лицам глагол спится?

-Почему?

- Как бы вы назвали такие глаголы, у которых  

  нет значения лица?

5. Проверка правильности решения проблемы.

Правильно ли мы размышляли, проверим по учебнику.(с.164).

- Давайте запишем ещё предложения.

Солнце садится за лес. Вечереет.

- Определите ф.л. глаголов в этих предложениях.

-Есть ли действующее лицо в 1 предложении? А во 2? Дополните наш вывод.

- Может быть, вы еще сами  сможете назвать такие глаголы, у которых   нет значения лица?

Мне хочется познакомить вас  с историей, связанной с возникновением безличных глаголов.

Особенности значений безличных глаголов находят объяснения в глубокой древности. Люди верили в существование сверхъестественных сил. И когда они говорили: лихорадит, знобит, светает, моросит, то имели в виду, что эти действия производит какое-то сверхъестественное существо, которое люди боялись и называть. Поэтому при подобных глаголах действующее лицо  не употреблялось.

Все это помогает узнать замечательная книга

В. Иванова и З. Потихи "Исторический комментарий к занятиям по русскому языку".

6. Применение «открытых» знаний.

Работа в группах.

1 группа: Спишите и подчеркните безличные глаголы (задание на доске).

Метель замела все дороги. Все дороги замело.

На улице пахнет весною.

2 группа: Выпишите из текста безличные глаголы

(задание на доске).

На дворе подморозило. Вечереет. Мне нездоровится. В комнате пахнет лекарствами.

   

 3 группа: Расположите слова в соответствии с их значением в два столбика: 1) природные явления

2) состояния человека, переживания.

Похолодало,  живется,  не хочется,  вечереет, светает,  кажется,  смеркается,  моросит,  не работается, взгрустнулось,  подмораживает, рассвело,  лихорадило.

Проверка работы.

7.Итоговая рефлексия.

-Какое открытие сделали сегодня?

-Кто сформулирует тему нашего урока?

-Как вы думаете, всё ли мы знаем о глаголе?

-Значит, на следующем уроке мы продолжим открывать секреты этой интересной части речи.

- Кого из товарищей вы бы хотели похвалить за работу на уроке? Почему?

- На какой ступеньке знаний нашей лестницы вы сейчас находитесь?

                             Хочу знать больше.

           Хорошо, но могу лучше.

Нужна помощь.

8.Д/З: упр. 113 с.165.

Настраиваются на урок.

Прописывают в тетради буквы и слова.

 

Учащиеся отвечают на вопросы.

Работа в группах и индивидуально по карточкам.

Группы отчитываются  о работе, доказывают свой выбор, аргументируют свои мнения.

Выполняют задание, сверяются в группах , но не могут определить  лицо глагола во втором предложении.

Отвечают на вопросы учителя.

Работа в группах.

Дают свои названия глаголам.

Читают, делают вывод:

«Глаголы, которые обозначают действия, происходящие сами по себе, без действующего лица (предмета), называются безличными»

«Безличные глаголы обычно обозначают явления природы или состояния человека. Безличные глаголы употребляются только в формах 3 л. ед. ч. и ср. р.»

Приводят примеры  безличных глаголов.

Слушают информацию учителя.

Работают в группах.

Отчитываются о проделанной работе

Отвечают на вопросы учителя.

Прикрепляют листочек-стикер на определённой ступеньке по своему  выбору.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Глагол как часть речи"

Урок русского языка 2 класс....

конспект урока "Глаголы -исключения"

Проведённый урок по теме «Глаголы – исключения», является завершающим этапом изучения темы «Глагол» в 4 классе. Это «Урок усвоения новых знаний», был проведен с использованием проблемно – диалоговой т...

Конспект урока: Глагол как часть речи.

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Глагол как часть речи.Цели урока: познакомить с частью речью – глагол его отличительными признаками;  развивать речь, коммуникативные качества. Плани...

Конспект урока "Глагол. Обощение". 4 класс

Вид урока: урок-игра.Тип урока: урок закрепления изученного материала.Форма проведения: деловая игра «Заседание редакционного совета».Цели: 1. Образовательные:- обобщить и закрепить знания...

Конспект урока "Глагол как часть речи "

Конспект урока "Глагол как часть речи "...

План-конспект урока "Глагол в 3 лице единственного числа в настоящем неопределенном времени"

План-конспект урока "Глагол в 3 лице единственного числа в настоящем неопределенном времени" для 3 класса по УМК «Rainbow English» 3 класс, О.В. Афанасьева, И.В. Михеев...